В парке СГУВТ открыли памятник сибирским речникам, в годы войны внесшим особенный вклад в грядущую Победу - Морские вести России

В парке СГУВТ открыли памятник сибирским речникам, в годы войны внесшим особенный вклад в грядущую Победу

28.08.2019

Лента новостей

Мемориал, посвященный сибирским речникам, осуществившим в 1942 году проводку каравана судов с Енисея на Обь по трассе заброшенного Обь-Енисейскому канала, открыли в парке, напротив главного корпуса Сибирского государственного университета водного транспорта. 27 августа сотрудники СГУВТ, выпускники прошлых лет, кадеты ДМЦ «Каравелла» им. А. Москаленко почтили память героев-речников, осуществивших в 1942 году уникальную и операцию по обеспечению проводки секретного каравана судов.

На открытии памятника, трехметровой гранитной стелы-монумента с якорем, присутствовали министр культуры и заместитель министра региональной политики Новосибирской области, мэр Новосибирска, а освятил обелиск протоиерей Николай Москалюк.

Инициатором создания мемориала выступил Межрегиональный союз силовых структур Родины (МСССР) под эгидой правительства Новосибирской области, мэрии города Новосибирск, Новосибирского областного оргкомитета «Победа» и Новосибирского областного Совета ветеранов войны, труда, военной службы и правоохранительных органов. Автором памятника стал новосибирский архитектор Максим Салахов, а сам монумент создан на средства муниципального гранта.

Обь-Енисейский канал – старинная мечта наших предков, веривших, что соединение двух великих сибирских рек будет иметь для России огромное экономическое и военно-политическое значение. Канал должен был соединить притоки Оби и Енисея, когда-то, по этим таежным рекам, в XVII веке проходил старинный водно-сухопутный Кетский путь. Протяженность трассы Обь-Енисейского канала составляла 154,2 км. Движение небольших судов по нему было открыто в 1891 году. Судьба канала оказалась драматична, его забросили и вспомнили о нём только в 1942 году.

«В навигацию 1942 года совершилась героическая экспедиционная проводка каравана буксиров с Енисея на Обь, через заброшенный Обь-Енисейский канал»,- рассказал вдохновитель возведения памятника речникам, председатель Координационного совета МСССР Олег Коляденко. «Сибирские речники с большим трудом смогли провести недействующим водным путем три колесных парохода: «Капитан», «Механик», «Пограничник» и винтовой газоходный катер Газ – 25. Экспедиция проходила под грифом «Совершенно секретно», под руководством представителей НКВД СССР, которые только и знали, что истинное назначение экспедиции - разведка резервного пути для переброски продукции Норильского комбината на заводы Урала и Сибири. Это было в то время, когда фашисты подходили к Волге, а японцы готовились к нападению на СССР с востока. Оборонная промышленность остро нуждалась в сырье для производства стали».

– Настало время восстановления исторической справедливости, - считает О.Коляденко, - и имена всех героев – участников проводки, и названия судов должны быть увековечены. Наша задача, чтобы человеческая память не стерлась. То, чем мы должны гордиться, мы хотим донести людям.

Стоит отметить, что речники были вынуждены не только вести суда, протаскивая их по мелководью, но и восстанавливать разрушенные плотины, строить временные запруды.

За 50 лет таежные речки обмелели, гидротехнические сооружения частично были разрушены или неисправны, многие железные детали плотин и шлюзов сданы в утиль или растащены местным населением. Иногда пароходы приходилось частично разбирать, из-за этого за день суда продвигались лишь на сотню метров.

Всего же речники затратили на переход 4 месяца, но чтобы понять, какие испытания и неимоверные физические нагрузки выпали на их долю, достаточно вспомнить, что экспедиция проходила в условиях военного времени, когда не хватало инструментов, снаряжения, материалов. Экспедиционные работы велись в безлюдной тайге, где господствовал гнус и болотная сырость.
ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ