В Волжском университете водного транспорта состоялась научная конференция, посвященная колесным судам - Морские вести России

В Волжском университете водного транспорта состоялась научная конференция, посвященная колесным судам

11.02.2017

Лента новостей

7 февраля в Волжском государственном университете водного транспорта состоялась Международная научно-практическая конференция «Технические и экономические аспекты внедрения судов с колѐсным движительно-рулевым комплексом для развития судоходства на мелководных реках».

Пожалуй, лучше одного из докладчиков конференции о проблеме, вынудившей именитых ученых снова «изобрести» колесо и поставить его на судно не скажешь: «Раньше по Ветлуге суда ходили, а теперь байдарки приходится переносить!» Интенсивная хозяйственная деятельность человека неизбежно приводит к обмелению рек. И действительно, не было доклада, где эта тема так или иначе не звучала бы. О возможностях развития социальных пассажирских перевозок по боковым рекам в бассейнах севера и Сибири напомнил присутствующим в своем докладе А. Малышкин, профессор кафедры управления транспортом. Эго доклад был, если так можно выразиться, стратегическим, а следующий докладчик уже рассмотрел возможности развития грузовых перевозок по рекам Сибири за счет колесных судов, сказав о необходимости разработки нового типоряда колесных буксиров и толкачей (Л. Лапшин, «КБ «Резерв»).

Несколько совместных докладов представили ведущий инженер УНИИД ВГУВТ Е. Фальмонов и доцент кафедры логистики и маркетинга О. Домнина. Большой интерес у собравшихся вызвали перспективы использования судов с КДРК в сфере развития круизного туризма. По их мнению, новый колесно-рулевой комплекс сохраняет достоинства предыдущих колесных двигателей, и устраняет их недостатки. Суда с этим комплексом обладают повышенной маневренностью, компактностью, низкими шумовыми показателями. При этом суда на 40 пассажиров уже активно используются туристической компанией «Гама», а остальные проекты, рассчитанные на большее количество пассажиров, находятся в стадии разработки. Основным преимуществом таких судов является низкая осадка, экономичность (расходы топлива сокращаются в 3 раза), более низкая строительная стоимость, возможность работы без причальных сооружений.

По сути, эти суда могут играть роль лоу-коста в круизных компаниях. Являясь менее комфортабельными, они существенно дешевле в эксплуатации, что может повысить доступность круизного отдых. Поэтому можно разработать новые круизные маршруты, учитывая прохождение лимитирующих участков пути и организацию зеленых стоянок на необорудованных причальными сооружениями берегах.

Другие доклады касались особенностей систем контроля и управления судна с КДРК, а также особенностей их электромеханического привода. Докладчики наглядно продемонстрировали собравшимся, что успешная работа «Суры» стала возможной благодаря синтезу инженерной идеи конструктора Фальмонова и компетенций кафедр радиоэлектроники и электротехники и электрооборудования объектов водного транспорта ВГУВТ. Достаточно отметить, что судно управляется джойстиком и его рубка напоминает скорее блок управления электростанцией.

Интересный доклад представили ученые МГТУ им. Н.Э. Баумана. На основе современных расчетных методов и применения экспериментальных моделей они получили интересные результаты, которые касались КПД разной формы лопаток колес, работы в разных условиях сред. Ими была доказана абсолютная эффективность работы колеса на скоростях до 40 км в час, и на больших скоростях при условии использования специальных устройств.

Чтобы смелые идеи не казались столь несбыточными, в завершении конференции участникам предложили посетить круизный теплоход с КДРК «Сура», который успешно эксплуатируется фирмой «Гама», и который доказал свою экономичность, эффективность и надежность. Евгений Васильевич охотно рассказал гостям конференции о своих технических решениях и задумках, которые были использованы при постройке этого судна.

В итоге участники конференции отметили, что применение колесного движителя в конструктивном варианте КДРК (колесного движительно-рулевого комплекса) будет способствовать значительному развитию внутреннего круизного туризма. Реалистичной представляется им и возможность создания круглогодичного скоростного флота – СВП с амфибийными гребными колесами, который будет способствовать удержанию населения в Сибири и на Севере России.

В решении Конференции говорится о необходимости анализа судоходными компаниями своих потребностей в судах для мелководья, и дать предложения по параметрам перспективных модельных рядов колесных буксиров/толкачей, круизных пассажирских судов, колесных СВП и передать свои предложения во ВГУВТ.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ