Предварительный бюджет нового транспортного нацпроекта оценили в 10,2 трлн руб. - СМИ - Морские вести России

Предварительный бюджет нового транспортного нацпроекта оценили в 10,2 трлн руб. - СМИ

18.04.2024

Авто транспорт

Предварительный бюджет нового транспортного нацпроекта оценили в 10,2 трлн руб. - СМИ

Общий объем финансирования будущего национального проекта «Развитие транспортной инфраструктуры» предварительно оценивается в 10,2 трлн руб. на период 2025–2030 годов. Это следует из презентации Минтранса, представленной 16 апреля на заседании рабочей группы Госсовета по направлению «транспорт», с которой ознакомился РБК. Обсуждение именно таких параметров из документа подтвердили и два участника заседания.

Новый нацпроект разрабатывается на замену завершающимся в этом году проектам «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКД) и Комплексному плану модернизации инфраструктуры (КПМИ), объясняли в январе первый вице-премьер Андрей Белоусов и глава Минтранса Виталий Савельев. Новый документ призван решить задачи «изменения транспортных грузопотоков, связанных с санкциями, и обеспечить быстрорастущий объем пассажирских перевозок по стране». При этом должен измениться принцип работы: если ранее «шли по пути экстенсивного развития (что привело к росту капиталоемкости, а также к ущербу поддержания состояния уже действующей инфраструктуры), то теперь в основу ляжет транспортно-экономический баланс единой опорной транспортной сети», заявлял тогда Белоусов.

Чиновники анонсировали, что «уже летом этот национальный проект должен быть сверстан».

Предполагается, что из 10,2 трлн руб. из федерального бюджета будет выделено 3,46 трлн руб., остальное предполагается привлечь из внебюджетных источников. На текущий момент отраслевыми документами уже предусмотрено 2,97 трлн руб. бюджетных средств, дополнительно необходимо будет изыскать еще 488,5 млрд руб., следует из материалов.

Весь нацпроект разделен на восемь инфраструктурных федеральных проектов, отдельными блоками пойдут мероприятия по цифровизации отрасли и подготовке кадров, а также блок «процессных мероприятий» (информационное сопровождение и системы мониторинга). Финансирование последних потребует еще 2,5 млрд руб. (дополнительно к 10 трлн руб.).

Наиболее дорогостоящими федпроектами будут развитие инфраструктуры опорной сети железных дорог (расширение Восточного полигона, выходы к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов, коридор Север — Юг) и сети автомобильных дорог. На ж/д-инфраструктуру необходимо более 4,3 трлн руб. за шесть лет, причем 4,27 трлн руб. планируется обеспечить за счет внебюджетных источников. Автодорожные проекты оценены в 2,8 трлн руб., из которых 2,7 трлн руб. должно быть профинансировано из бюджета.

Третьим по объему финансирования — 1,7 трлн руб. — станет проект развития высокоскоростных ж/д-магистралей. Отдельно выделен блок по развитию железнодорожной инфраструктуры в Центральном транспортном узле (345 млрд руб.), на реконструкцию аэродромов и аэровокзалов направят 347,6 млрд руб., на морские порты — 332,8 млрд руб. Также предусмотрены мероприятия по развитию опорной сети внутренних водных путей и пунктов пропуска через госграницу.

Как указывают источники РБК, параметры нацпроекта еще не окончательные. Критике на заседании рабочей группе подверглось, например, отсутствие в нем раздела по развитию общественного транспорта.

Большая часть финансирования будет направлена на модернизацию опорной сети железных дорог — Восточного полигона, подходов к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов, а также инфраструктуру в границах международного транспортного коридора (МТК) Север — Юг (всего включает три маршрута: Западный — через Дагестан автомобильным и железнодорожным транспортом, Транскаспийский — через Каспийское море морским и речным транспортом по Волге в порты Ирана и Туркмении, Восточный — через Казахстан и Туркмению автомобильным и железнодорожным транспортом).

В марте глава РЖД Олег Белозеров заявил о планах холдинга модернизировать подходы к портам Северо-Запада, благодаря чему провозная мощность должна возрасти до 220 млн т с исходных 74,4 млн т. Планируется также обновление инфраструктуры на южном и дальневосточном направлениях — до 152 млн т (+27 млн т) и 210 млн т (+37 млн т) соответственно. В итоге среднегодовые темпы роста объема грузоперевозок составят более 2%, контейнерные перевозки увеличатся на треть, до 10 млн TEU, прогнозируют в РЖД.

На эти цели нацпроектом заложено 886 млрд руб. для северо-западного направления и 639,9 млрд руб. — южного. На развитие Восточного полигона направят почти 2,8 трлн руб., следует из прогноза Минтранса.

На развитие опорной сети морских портов России по нацпроекту будет направлено 332,8 млрд руб., из которых основную часть (291,7 млрд руб.) должны обеспечить внебюджетные источники финансирования. В 2024 году в портовую инфраструктуру будет вложено 124,7 млрд руб., из которых федеральный бюджет обеспечит только 1,2 млрд руб. инвестиций. Со следующего года ожидается снижение объемов инвестирования. Планируемые объемы капиталовложений на 2025 год составят 100,6 млрд руб. (3,9 млрд руб. которых — из федерального бюджета), на 2026 год — 94,1 млрд руб. (5,3 млрд руб. — из федерального бюджета), на 2027 год — 68,6 млрд руб. (7,2 млрд руб. — федеральный бюджет). При этом суммы, которые планируется направить на порты из федерального бюджета, не зарезервированы, но поддержаны Минэкономразвития, говорится в презентации.

К ключевым проектам Минтранс отнес строительство угольного терминала «Порт Эльга» в районе мыса Манорский, универсального перегрузочного комплекса «Новороссийский судоремонтный завод» и многофункционального грузового района в морском порту Корсаков (Поронайск) на Сахалине.

На модернизацию инфраструктуры внутренних водных путей по нацпроекту предлагается выделить 121,1 млрд руб., все они должны быть направлены из федерального бюджета. При этом на данный момент базово на федеральный проект должно быть выделено 97 млрд руб. Финансирование дополнительных 24,1 млрд руб. одобрено Минэком. Ключевые мероприятия — строительство Багаевского гидроузла на реке Дон, реконструкция объектов Канала им. Москвы, гидротехнических сооружений на Волге, судоходных шлюзов 15–16 Городецкого гидроузла в Нижегородской области.

Фото: Морской порт Астрахань/ФГБУ «АМП Каспийского моря»

Читайте по теме:

В новый нацпроект войдут 10 федеральных проектов, направленных на развитие единой опорной транспортной сети

_ _ _

Самые важные и интересные новости отрасли, а также эксклюзивные интервью с наших мероприятий в социальных сетях:

· Telegram: https://t.me/morvestirussia

· Вконтакте: https://vk.com/morvesti

· Яндекс.Дзен: https://dzen.ru/morvesti

- YouTube: https://www.youtube.com/@MaritimeNewsOfRussia

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ