
Морские порты
Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Первый номер журнала вышел в 1997 году.
Издатель – Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Журнал выходит 10 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж – 5 тыс. экземпляров. Объем до 80 полос. Печать полноцветная, класса люкс.
Журнал распространяется по подписке, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях, среди участников коллегий Росморречфлота, Минтранса РФ, конференций и советов директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП).
Содержание №4 (215) (2023)
Вертикаль власти/Водный транспорт
Росморречфлот за перепрофилирование морских терминалов
26 апреля в Мультимедийном пресс-центре Международной медиагруппы «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Захария Джиоева. Речь шла о перестройке логистических транспортных цепочек, росте перевалочных мощностей морских терминалов, открытии навигации на внутренних водных путях. Помимо общего состояния отрасли водного транспорта, также были освещены вопросы обеспечения морского сообщения с Калининградской областью, развития международного транспортного коридора «Север – Юг», восстановления портового хозяйства регионов, недавно вошедших в состав Российской Федерации.
Вертикаль власти/АМП
Нагрузка растет, СУДС расширяется
Порт Азов, расположенный в устье Дона на пересечении торговых путей в европейской части России, имеет немаловажное значение для экономики страны. Для увеличения пропускной способности и роста грузооборота в порту активно ведется строительство новых грузовых терминалов и планируется расширение границ порта за счет включения новых земельных участков. Вместе с тем, для повышения безопасности мореплавания и контроля судоходства крайне необходимо распространение зоны действия СУДС на всю акваторию порта. Первые шаги в этом направлении уже делаются – разрабатывается проектная документация по расширению зоны действия СУДС.
Вертикаль власти/АМП
Вывозят новые паромные линии
По итогам 2022 года морской порт Туапсе занимает третье место по грузообороту среди портов Азово-Черноморского бассейна после Новороссийска и Тамани, обеспечивая внешнеторговые перевозки нефтепродуктов, навалочных и генеральных грузов. Несмотря на то что объемы перевалки нефтепродуктов и некоторых навалочных грузов в прошлом году сократились вследствие жестких западных санкций, восполнить грузооборот в начале этого года помогли перевозки генеральных и плодоовощных грузов новыми паромными линиями.
В связи с открытием в порту в 2022 году трех морских паромных линий и использованием на них судов типа Ro-Pax Службой капитана порта были согласованы схемы маневрирования, швартовки/отшвартовки и безопасной стоянки этих судов у причалов порта. Об этих и других особенностях работы порта и портовых властей в интервью «МП» рассказал капитан морского порта Туапсе ФГБУ «АМП Черного моря» Игорь Хочолава.
Экономика/Инвестиции
Модернизация морских портов: время менять законодательство
Грузооборот морских портов РФ увеличивался 20 лет подряд, но в последние три года темпы роста объемов перевалки замедлились, свидетельствуют данные Ассоциации морских торговых портов (АСОП). Главная причина – не столько санкционное давление западных стран, сколько несоответствие нормативной базы отрасли современным реалиям и избыточность административных и разрешительных процедур при реализации инвестиционных проектов в порту, считают в Ассоциации. Какие же нормативные акты тормозят инвестиционную активность и что можно сделать для повышения эффективности развития портовой инфраструктуры?
АСОП/Конференция
Цель – закрепить рост мощностей, грузооборота и инвестиций
В марте в Санкт-Петербурге состоялось Общее собрание (конференция) членов Ассоциации морских торговых портов (АСОП), на котором были подведены итоги деятельности за 2022 год и намечены планы на год 2023-й. С отчетными докладами выступили исполнительный директор АСОП Серик Жусупов и председатели комитетов Ассоциации, рассказав о направлениях и сложностях работы в прошлом году и приоритетах на предстоящий год.
Общее собрание утвердило Отчет о деятельности Ассоциации за прошедший период и Программу работы на период с марта 2023 по март 2024 года. Традиционно были подведены итоги конкурса «Лучшая стивидорная компания АСОП», победители награждены почетными дипломами.
Порты/АМП
Порт Астрахань готовится к росту грузооборота
На VI Каспийском саммите, который состоялся в 2022 году, Президент РФ В.В.Путин подчеркнул, что в выстраивании Международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг» особое внимание будет уделено морским портам Астрахань и Оля, которые являются его основным связующим звеном. В Астраханской области в настоящее время согласно поручению президента в рамках развития коридора ведутся дноуглубительные работы на Волго-Каспийском морском судоходном канале (ВКМСК), в связи с чем ожидается увеличение грузопотока и грузоперевалки в направлении портов Ирана, Казахстана, Туркменистана и Азербайджана. О том, как работают сегодня астраханские портовики, каковы перспективы порта и как осуществляются административно-властные полномочия, рассказал капитан морского порта Астрахань ФГБУ «АМП Каспийского моря» Эдуард Елизаров.
Порты/АМП
Растущий порт стратегического значения для ТЭК
Восточный – крупнейший порт России на Дальнем Востоке, его развитие во многом определено перспективами международных торговых отношений в сфере ТЭК. Однако сегодня, в условиях переориентации грузопотоков на Дальневосточное направление, прежде всего контейнерных, порт загружен более чем на 95%. Грузооборот порта со второй половины 2022 года динамично рос, несмотря на снижение количества судозаходов, и сейчас продолжает расти. Причем в прошлом году в моменты пиковой загрузки были случаи, когда суда стояли на рейде по 5 дней в ожидании очереди на обработку. Об актуальных моментах работы порта и обеспечения безопасности мореплавания в его акватории рассказывает капитан морского порта Восточный ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» Андрей Вайбузов.
Инфраструктура/Припортовая территория
Порт и промпарк: перспективы симбиоза в России
Идея размещать промышленные предприятия в непосредственной близости к портовым терминалам выглядит просто и логично. В такой ситуации заметно сокращаются транспортные затраты и ускоряется доставка комплектующих, облегчается возможность использования льготных таможенных режимов, снижаются экологические риски, формируется дополнительная грузовая база для порта, обеспечиваются потребности в судоремонте и так далее. При этом самым эффективным вариантом является создание крупного индустриального (промышленного) парка на припортовой территории с единой управляющей компанией. И подобный подход подтверждается самым разнообразным мировым опытом. Прослеживается ли такая тенденция и в России?
Инфраструктура/Росморпорт
Приоритетные задачи для «Росморпорта»
Главными событиями для портовой отрасли по итогам прошлого года стали переориентация логистических маршрутов и изменения в номенклатуре грузов. В связи с этим поменялись и задачи развития отрасли на 2023 год и ближайшую перспективу, о которых на полях VIII ежегодного форума «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация», организованного журналом «Морские порты», рассказал начальник Управления инвестиций и стратегического развития ФГУП «Росморпорт» Андрей Болдорев.
Партнеры/Экологический контроль
АО «Ленморниипроект»: лаборатория гарантирует экобезопасность
Сегодня в портостроении достаточно высокие требования предъявляются в сфере охраны окружающей среды на всех этапах жизненного цикла объекта. Осуществлять производственный экологический контроль, мониторинг за объектами строительства возможно только при проведении необходимых исследований, результаты которых являются основанием для оценки степени воздействия строительства или эксплуатирующегося объекта на окружающую среду. Чтобы получить объективную и независимую экспертную оценку, важно при выборе лаборатории как минимум учитывать наличие аккредитации, опыт работы, уровень оснащения, спектр профессиональных возможностей и способность выполнить комплекс необходимых исследований в одном месте, экономя время и средства.
Химико-экологическая научно-исследовательская лаборатория АО «Ленморниипроект», действующая с 1988 года, создана именно под эти задачи, в 1997 г. она была аккредитована в системе СААЛ, в 2015 г. – в Росаккредитации.
Форум/«ТрансРоссия-2023»
Опора – в государстве, перспективы – на Востоке
В рамках 27-й Международной конференции для грузовладельцев и перевозчиков «ТрансРоссия» представители законодательной и исполнительной власти, заинтересованных ведомств и РЖД, крупнейших транспортных компаний и общественных организаций подвели итоги 2022 года и обсудили перспективы внешнеторговых перевозок на стартовавший деловой сезон. В свободной дискуссии спикеры пленарной сессии «Место России на мировой логистической карте» обсудили развитие новых логистических маршрутов и транспортных коридоров, а также способы поддержки отечественных компаний в условиях жестких санкций со стороны Запада. Модерировал сессию Геннадий Бессонов, генеральный секретарь Координационного совета по трансъевразийским перевозкам (КСТП).
Перевозки/Опасные грузы
Особенности перегрузки опасных грузов в портах России
Развитие промышленности и увеличение эффективности производства все чаще влекут за собой использование опасных веществ и материалов. Такая тенденция приводит к увеличению объемов перевозок опасных грузов (ОГ). Более 300 предприятий, производящих широкую номенклатуру продукции, относящейся к категории ОГ, расположены в различных регионах России. В этой связи вопросам ее безопасной перевозки, перегрузки и хранения в портах должно уделяться пристальное внимание и контроль на всех уровнях управления логистикой доставки.
Грузовая база/Каменный уголь
Экспорт угля с опорой на Китай
Традиционно драйвером развития российской угольной отрасли был экспорт: в последние годы из добываемых 440 млн тонн порядка 220 млн тонн угля уходило за рубеж. Половина этого объема отправлялась в западном направлении. Однако в связи «зеленой политикой» Евросоюза экспорт постепенно стал переориентироваться на страны АТР, а введение эмбарго на российский уголь странами ЕС в августе 2022 года форсировало этот процесс. При этом в ходе переориентации грузопотоков с запада на восток обострились проблемы недостаточной пропускной способности Восточного полигона.
В результате по итогам года экспорт угля из России сократился на 7,5%, до 211 млн тонн. Тем не менее, в настоящее время и краткосрочные, и среднесрочные планы по экспорту угля связаны с азиатскими рынками. Поэтому сегодня речь идет не только о модернизации Восточного полигона, но и о создании и развитии альтернативных экспортных путей.
Статистика
Все грузы России
Обзор перевозок грузов через морские порты России, Балтии, Украины и Финляндии за I квартал 2023 года.