FESCO расширяет контейнерный бизнес - Морские вести России

FESCO расширяет контейнерный бизнес

09.01.2024

FESCO расширяет контейнерный бизнес

Транспортная группа FESCO в недавнем прошлом пережила непростые времена. Однако после того, как к ее управлению пришла новая команда, компания обновилась и превратилась в одного из лидирующих контейнерных операторов в России. Это помогло ей не только выстоять в кризисных условиях санкционной войны, но и открыть новые возможности для расширения бизнеса. О том, каково сегодня состояние дел в транспортной группе, как развивается бизнес, каковы перспективные планы компании в разных сферах перевозок, журналу «Морские порты» рассказал в интервью председатель совета директоров Андрей Северилов.

«МП»: Андрей Владимирович, Транспортная группа FESCO является одним из крупнейших контейнерных операторов в России. Как Вы на сегодня оцениваете финансовое состояние группы?

– Всего три года назад FESCO находилась в непростом финансовом положении, по сути, в состоянии технического дефолта, который во многом был вызван внутрикорпоративными проблемами, связанными с прежними собственниками. Продавались активы, в том числе флот группы, бывшими акционерами из компании были выведены огромные средства.

Однако с того момента нам удалось собрать в FESCO профессиональную и эффективную команду, благодаря которой мы смогли реструктурировать долговые обязательства и восстановить ключевые бизнес-процессы. Подтверждением могут служить наши финансовые показатели за последние годы.

Разумеется, определенную роль в этом сыграло изменение конъюнктуры рынка, когда ставки фрахта начали расти. Тем не менее, и я в этом убежден, основная заслуга впечатляющих результатов FESCO принадлежит нашей слаженной большой команде, состоящей из шести тысяч сотрудников – моряков, портовиков, железнодорожников и многих других.

Также исключительно правильным решением считаю, что всю прибыль с 2020 года FESCO вкладывает в инвес-тиции – в приобретение ключевых активов и развитие инфраструктуры, в том числе портовой. И несмотря на то что в последнее время ставки фрахта во всем мире демонстрируют падение, благодаря решению об инвестировании прибыли в основные активы, FESCO продолжает развиваться и расти, поэтому в целом мы чувствуем себя лучше рынка.

«МП»: Президент РФ В.В. Путин недавно подписал указ о передаче акций головной компании FESCO ПАО «Дальневосточное морское пароходство», которые находятся в госсобственнос-ти, государственной корпорации «Росатом». С чем это связано и что это значит для компании?

– Если рассматривать современную российскую экономику и, в частнос-ти, госкорпорации, то «Росатом», без преувеличения, одна из самых эффективных среди них. В связи с этим передача акций «Дальневосточного морского пароходства» (ДВМП) «Росатому» не просто выглядит логичным и оптимальным шагом, но и предос-тавляет новые возможности и перспективы для FESCO. В первую очередь потому, что «Росатом» курирует развитие Северного морского пути (СМП) и северного завоза.

FESCO давно работает на этих направлениях. По программе северного завоза мы обеспечиваем товарами народного потребления, продовольствием и другими необходимыми грузами дальневосточные районы с ограниченными сроками навигации. Для нас это важнейшая социальная задача. Также мы регулярно перевозим грузы и по СМП. Более того, мы уже сотрудничаем с госкорпорацией в части развития этого стратегически важного маршрута. В настоящее время проектируем на базе «Владивостокского морского торгового порта» (ВМТП) портовую инфраструктуру – Восточный транспортно-логистический узел, который станет отправной точкой СМП в Азии.

Не сомневаюсь, что по всем этим направлениям мы будем полезны «Росатому» и можем многое сделать для выполнения его стратегических задач. Как бы то ни было, более тесная интеграция и использование компетенций FESCO в морских контейнерных перевозках позволят обеим сторонам еще интенсивнее развивать не только СМП и его транзитный потенциал, но и другие международные направления, на которых успешно работает наша группа.

Не стоит также забывать и о том, что одно из ключевых направлений бизнеса FESCO – проектные перевозки. По этой линии мы тоже уже давно и продуктивно работаем с «Росатомом», перевозим для госкорпорации тяжеловесные и негабаритные грузы для строящихся за рубежом АЭС.

«МП»: Какими активами сейчас обладает FESCO? Какие это бизнесы, их направления деятельности и производственные мощности?

– FESCO уже давно не является пароходством, как это было изначально. Сегодня это одна из крупнейших российских транспортных групп с активами в сфере морского, железнодорожного, портового и терминального бизнеса. Мы непрерывно оптимизируем все бизнес-процессы в наших компаниях, регулярно обновляем технику и оборудование, внедряем современные цифровые разработки.

Сегодня в активе головной компании – «Дальневосточного морского пароходства» – 36 транспортных судов, которые обслуживают преимущественно наши собственные морские линии, а также работают в рамках трамповых перевозок. С 2020 года ДВМП активно развивается: флот вырос почти в два раза, растет и его контейнерная вместимость, увеличивается число моряков.

За линейно-логистическое направление бизнеса группы отвечает дочерняя компания «ФЕСКО Интегрированный Транспорт». Под ее управлением находится один из самых больших парков сухих контейнеров, который составляет более 170 тыс. TEU, парк фитинговых платформ превышает 11 тыс. единиц. Автопарк группы составляет свыше 200 тягачей, им управляет компания «ФЕСКО Транс».

Оператор рефрижераторных контейнеров «Дальрефтранс» выполняет в FESCO перевозки режимных и скоропортящихся грузов. Компания управляет самым крупным парком рефрижераторных контейнеров в России – более 5 тыс. единиц.

Один из ключевых активов FESCO – «Владивостокский морской торговый порт», который с 2021 года является лидером России по контейнерообороту. Это крупнейший универсальный стивидор на Дальнем Востоке. Ежегодная пропускная способность порта достигает 13,4 млн тонн грузов, имеется 150 тыс. единиц автомобилей и колесной техники. По контейнерообороту в планах на этот год – показатель 850 тыс. TEU, на 2025-2026 годы – более 1 млн TEU.

В числе дочерних обществ FESCO также есть судоремонтное предприятие «ФЕСКО Сервис», компания «Портофлот», предоставляющая буксирные и лоцманские услуги в портах Дальнего Востока, «Терминал FESCO Гайдамак» – универсальный перегрузочный комплекс во Владивостоке, специализирующийся на перевалке зерна. Также FESCO оперирует контейнерными терминальными комплексами в Новосибирске, Хабаровске и Томске.

В настоящее время мы ведем активную работу по созданию еще двух контейнерных терминалов. Строим транспортно-логистический центр «Терминал Забайкальск», включающий контейнерный терминал, склады временного хранения, подъездные железнодорожные пути и другую транспортную инфраструктуру. Проект уже получил статус резидента территории опережающего развития «Забайкалье». Об этом мы договорились с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики в рамках ВЭФ-2023.

Другой проект – контейнерный терминал вблизи железнодорожного моста между РФ и КНР «Нижнеленинское – Тунцзян» в Еврейской автономной области. Планируемая ежегодная мощность терминала «Нижнеленинское» составит порядка 340 тыс. TEU.

«МП»: В каких бассейнах сегодня работают суда ДВМП, на каких линиях, какие терминалы обслуживают? Как изменилась тактика судоходной компании в отношении географии перевозок? Сколько новых линий открылось за последние два года?

– Суда FESCO сегодня работают в четырех из пяти морских бассейнов России, а также представлены во всех уголках Мирового океана – в Тихом, Северном Ледовитом, Атлантическом, Индийском и даже Южном – специализированное судно «Василий Головнин» ежегодно обслуживает индийские научные станции в Антарктиде.

В исторически главном для группы Дальневосточном бассейне наши каботажные линии связывают Владивосток с главными портами региона – Магаданом, Корсаковым, Петропавловском-Камчатским, Анадырем и другими. На внешнеторговых регулярных линиях этого бассейна суда FESCO, в первую очередь из Владивостока, перевозят грузы в порты Китая, Японии, Кореи, Вьетнама и Индии.

Нельзя не отметить, что из-за ухода западных морских перевозчиков из России два года назад FESCO получила реальную возможность запускать морские сервисы на новых для себя направлениях, а также вернуться на те маршруты, с которых мы были вынуждены уйти 20-30 лет назад.

Поэтому в 2022 году мы организовали линию FESCO Turkey Black Sea между Новороссийском и Стамбулом, а также FESCO Vietnam Direct Line – между Владивостоком и вьетнамскими портами Хошимин и Хайфон.

Мы начинали с одного контейнеровоза, работающего на вьетнамском сервисе, однако из-за спроса как со стороны российских, так и со стороны вьетнамских клиентов линию теперь обслуживают три судна. В июле этого года мы вывели сервис на еженедельные отправки, осуществляем четыре судозахода в порты Вьетнама в месяц. Таким образом, линия FESCO Vietnam Direct Line в течение всего лишь полутора лет стала одной из ключевых артерий для российско-вьетнамской торговли. Более того, в порту Хошимин FESCO организовала региональный хаб для трансшипмента контейнерных грузов из других стран Юго-Восточной Азии.

С 2023 года мы также активно развиваем работу на deep sea маршруте через Суэцкий канал. FESCO стала первой среди российских компаний, которая запустила прямой морской сервис на базе собственных активов из портов Китая и Индии в Санкт-Петербург без захода в порты Европы. Линия получила название FESCO Baltorient Line. Еще одним deep sea сервисом стал FESCO Indian Line West, который связывает индийские порты Нава-Шева и Мундра с Новороссийском.

В феврале этого года Группа запус-тила первую для себя каботажную линию на Балтике FESCO Saint-Petersburg Kaliningrad Line между Санкт-Петербургом и Калининградом. В декабре этого года мы открыли линию между Новороссийском и египетским портом Александрия для доставки в первую очередь рефрижераторных грузов из Египта в Россию.

Также намерены организовать фидерную контейнерную линию, ориентированную на перевозки между странами Африки. Она будет связана с морскими сервисами FESCO из Китая и Индии в Новороссийск и Санкт-Петербург через перегрузку контейнеров в логистическом хабе, который FESCO планирует открыть на базе одного из египетских портов.

«МП»: Каков состав флота FESCO на сегодняшний день, его возраст, состояние? Каковы планы компании по развитию флота? С учетом перспектив развития с «Росатомом» перевозок по Севморпути будут ли строиться суда ледокольного типа или собственные ледоколы?

– Как уже было сказано, флот FESCO состоит из 36 судов. Общий дедвейт составляет почти 600 тыс. тонн, средний возраст – не более 15 лет. Каждый теплоход проходит все необходимые освидетельствования и проверки. Мы строго следим за их техническим состоянием.

В рамках стратегии обновления флота мы заказали на китайской верфи в этом году партию из шести новых современных контейнеровозов, каждый вместимостью порядка 2,5 тыс. TEU. Эти суда предназначены для работы на морской линии FBOL. Сейчас ее уже обслуживают три контейнеровоза из этой серии. До конца года ожидаем еще два судна, а шестой контейнеровоз встанет на линию в начале следующего года.

Если говорить о судах со вторичного рынка, то в этом году мы приобрели три таких теплохода для работы на дальневосточном направлении и на Черном море.

В планах продолжить увеличивать собственный флот. При этом мы рассматриваем возможность приобретения не только контейнеровозов, но и судов другого типа, в том числе ледового класса, а также балкеров и спецфлота.

«МП»: Вы говорите про кратное увеличение флота, а что касается кадров, тех же моряков, как обстоят дела с ними?

– Мы ведем целенаправленную работу по подготовке кадрового ресурса. Разработан комплекс мероприятий для повышения профессионального уровня специалистов морской отрасли, выявления и поддержки талантливых студентов.

Так, мы проводим морской чемпионат FESCO, в ходе которого учащиеся морских учебных заведений могут продемонстрировать высокий уровень знаний. Это дает возможность проходить практическую подготовку на лучших судах группы, претендовать на корпоративные стипендии, заключение целевых договоров и дальнейшее трудоустройство к нам.

Наше взаимодействие с учебными заведениями комплексное. FESCO не только место потенциального трудоус-тройства выпускников, но и партнер в формировании учебной программы, расстановке акцентов. Получается двухстороннее движение – не только кого готовить, но и чему, как и сколько. Эта модель позволяет сделать систему подготовки кадров более эффективной, целенаправленной.

Так, мы сотрудничаем с крупнейшими морскими учебными заведениями, такими как петербургский ГУМРФ им. адмирала Макарова, владивостокский МГУ им. адмирала Невельского, а также с вузами, выпускающими специалистов транспортно-логистической сферы – РУТ (МИИТ), КФУ и другими. Всего их более десятка.

«МП»: С момента ужесточения санкционной войны и перенаправления грузопотоков с запада на восток ВМТП испытал серьезные нагрузки, некоторые эксперты оценивали загруженность порта даже в 120%. Как обстоят дела сейчас и как удалось «разрулить» ситуацию с нехваткой площадей и контейнерных мощностей порта? Бывают ли сейчас очереди из судов в порту?

– Действительно, на фоне резкой переориентации логистических потоков на восток через дальневосточные порты проходило более 53% всего грузооборота России. Из этого объема порядка 40% обработал наш ВМТП. Тогда порт был максимально загружен, но обрабатывал все грузы в штатном режиме. Прежде всего потому, что с 2021 года мы начали проводить модернизацию согласно стратегии развития порта. Продолжаем эту работу и сегодня.

На текущий момент терминалы ВМТП загружены примерно на 75%, все суда с грузами принимаются и обрабатываются сразу, без ожидания на рейде. Также стоит отметить, что после спада ажиотажа наш порт стал обрабатывать даже больше контейнеров, чем в прошлом году, и готов к дальнейшему увеличению грузопотока.

«МП»: Расскажите о программе модернизации перегрузочной техники и оборудования. Насколько сейчас обновлен этот парк, что это за техника? Насколько трудно обслуживать технику иностранного производства, какие находите выходы, что в перспективе?

– ВМТП как универсальный порт работает с различными номенклатурами грузов, что в свою очередь требует большого парка специализированного оборудования. Поэтому мы регулярно закупаем новую и наиболее приспособ-ленную для работы с контейнерами и генеральными грузами технику: краны RTG и STS, тягачи с полуприцепами, погрузчики, ричстакеры и тракмобили.

Как правило, поставщики – это хорошо зарекомендовавшие себя производители из Китая. Часть техники, например портальные краны и портовые тягачи, изготавливаются по индивидуальному заказу. Всего до 2025 года в ВМТП поступит более 170 единиц техники, из них 74 – до конца этого года.

«МП»: В каком направлении пойдет дальнейшее развитие портовых мощностей? Какие цифровые решения применяются в работе порта?

– ВМТП следует мировой тенденции на контейнеризацию грузоперевозок, делая упор на ускорение обработки и отправки именно контейнеров. Это во многом зависит от того, насколько оцифрованы ключевые процессы и как просто получить информацию о грузах и их перемещении на территории порта.

Для этого ИТ-специалисты FESCO и ВМТП собственными силами разработали цифровой двойник порта. В эту систему заранее вносятся все грузы еще до того, как судно подошло к причалу. Вся информация о местоположении и перемещении контейнера отображается на планшетах докеров и в мобильных системах в погрузочной технике. Портовики всегда знают, какой контейнер в какое место нужно отвезти, когда и как он будет отправлен дальше.

Место хранения груза на территории определяется из Центра управления терминалом, там же отображаются все перемещения грузов в реальном времени. Подобрать оптимальное расположение контейнера и маршрут портовикам помогает цифровое решение на базе искусственного интеллекта.

У ВМТП также есть собственный веб-сервис и мобильное приложение, с помощью которых клиенты могут взаимодействовать не только с портом, но и с ответственными ведомствами и оформлять грузы в электронном формате.

Помимо внедрения цифровых решений, стратегия развития ВМТП включает в себя модернизацию и увеличение пропускной способности железнодорожной инфраструктуры порта. Сегодня более 70% прибывших морем грузов отправляется из ВМТП по железной дороге. Поэтому в тесном сотрудничестве с РЖД мы разрабатываем проект строительства дополнительного железнодорожного пути из порта к станции Владивосток. Это позволит портовикам обрабатывать до 10 пар контейнерных поездов в сутки при текущем показателе в 7 пар. Общее количество всех обрабатываемых поездов, включая составы с генеральными грузами, также должно увеличиться до 14 пар в сутки.

В ВМТП с недавнего времени действует единый диспетчерский центр, в котором специалисты порта и РЖД совместно выполняют операционные задачи. Вместе с тем, реализован проект по совместному осмотру поездов, приходящих на станцию Владивосток. Действует система электронного документооборота. Благодаря этим решениям нам удалось сократить общее время обработки контейнерных поездов в два раза – с восьми до четырех часов.

Кроме того, мы переоборудуем склады для грузов различной номенклатуры в специализированные контейнерные площадки. Суммарно в рамках программы развития ВМТП планируется расширить площади под хранение контейнеров на 20% до 2025 года.

Как уже говорил, совместно с «Росатомом» на базе ВМТП создается Восточный транспортно-логистический узел – портовая инфраструктура для развития международного контейнерного транзита через СМП. Проект подразумевает строительство в западной части порта современного глубоководного терминала с двумя причалами.

Морские порты №9 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ