Астраханская область – ключевой регион МТК «Север – Юг» - Морские вести России

Астраханская область – ключевой регион МТК «Север – Юг»

22.05.2023

Астраханская область – ключевой регион МТК «Север – Юг»

В современной обстановке роль Астраханской области во внешнеторговых перевозках России многократно возросла, поскольку торговые отношения с Ираном, Пакистаном, Индией, странами Ближнего Востока, а также прикаспийскими государствами приобрели приоритетный характер. В связи с повышенным вниманием руководства РФ к Международному транспортному коридору «Север – Юг» в условиях переориентации грузопотоков с Запада на Восток ускоренное развитие транспортных объектов, расположенных на территории области, в том числе морских портов Астрахань и Оля, приобрело ключевое значение. О том, как и какие проекты сегодня реализуются, с какими инициативами выступают региональные власти и каким образом эти инициативы поддерживаются на федеральном уровне, рассказал губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин.

«МП»: Игорь Юрьевич, какие виды транспорта наиболее развиты в Астраханской области? Каковы значение и роль морских портов Астрахань и Оля для экономики региона и страны? Как Вы оцениваете на сегодня состояние портового комплекса в целом?

– Транспортная система Астраханской области включает все виды современного транспорта – судоходные пути и порты, автомобильные и железные дороги, международный аэропорт. Каждое из этих направлений имеет высокий уровень развития. Большое преимущество региона – возможность интермодальной организации грузоперевозок, что позволяет сочетать все имеющиеся виды транспорта.

Наш регион в силу своего географического положения является стратегически важным транспортным узлом, занимает ключевую позицию на самых коротких, экономически выгодных евро-азиатских транспортных маршрутах. Большое значение мы придаем развитию международного транспортного коридора «Север – Юг», проходящего через нашу область. В июне 2022 года на VI Каспийском саммите в Туркменистане Президент РФ В.В. Путин отметил, что особая роль в контексте МТК «Север – Юг» отводится российским портам Астрахань, Оля и Махачкала. Поэтому развитие транспортной инфраструктуры – один из приоритетов экономики Астраханской области.

Порт Астрахань состоит из 19 причальных комплексов, из которых 14 специализируются на перевалке грузов. Все грузовые терминалы оборудованы складскими площадями и оснащены перегрузочной техникой, большинство из них имеют внутрипортовые железнодорожные линии. Порт Оля расположен в дельте реки Волги, на трассе Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) на 100 км ниже Астрахани. Выгодное географическое положение этого порта дает возможность круглогодично осуществлять перевалку внешнеторговых грузов, обеспечивать выход на речные, морские, автомобильные и железнодорожные магистрали. В обоих портах навигация круглогодичная, в зимнее время осуществляется ледокольная проводка судов.

Уверен, что развитие МТК «Север – Юг» и портовой инфраструктуры станет главным генератором роста экономики региона на ближайшие годы. Главные задачи на этом направлении – обеспечение быстрого и безопасного экспорта отечественной продукции на мировой рынок, а также качественная и оперативная обработка необходимого для России импорта.

Одна из основных на сегодня целей – привлечение внимания как отечественных, так и иностранных деловых кругов к возможностям нового транспортного коридора. Помимо чисто коммерческих выгод, получаемых от обслуживания транзита, это и новые рабочие места, и модернизация инфраструктуры транспортного комплекса, и налоги в бюджеты разных уровней, и заказы судостроительным предприятиям.

«МП»: Как отработали порты в 2022 году в сравнении с предыдущим годом? Сказался ли на показателях их работы экономический кризис и санкционная политика западных стран? Коснулись ли портов региона изменения в транспортной логистике страны, связанной с переориентацией грузопотоков внешнеторговых грузов? Как это отразилось на работе транспортного комплекса в целом?

– Несмотря на снижение объемов грузооборота в первой половине 2022 года, по итогам года мы наблюдаем позитивные тенденции в перевалке грузов через морские порты Астраханской области. Суммарный грузооборот портов Астрахань и Оля за прошлый год составил почти 3 млн тонн. Это на 14,4% выше итоговых показателей 2021 года.

Более чем в 2 раза выросла перевалка контейнеров. В целом в номенклатуре портов на 73% увеличилась перевалка цемента, в 2 раза – химических изделий и удобрений, более чем в 3 раза – перевалка бумаги, возобновилась перевалка металла.

Постоянно растет объем российской торговли с прикаспийскими странами. Портовый комплекс Астраханской области имеет стабильный внешнеторговый оборот с Исламской Республикой Иран. Около 90% всех грузов, проходящих через астраханский воднотранспортный узел, следует в иранском направлении. Грузы из России в Иран также доставляются через Астрахань железнодорожным транспортом транзитом по территории Азербайджана. Также через грузовые терминалы региона сегодня осуществляется перевалка продукции белорусских грузоотправителей по долгосрочным контрактам, в том числе перевалка белорусских калийных удобрений в Индию.

Западные санкции дали новый импульс развитию МТК «Север – Юг». В этих условиях происходит не только переориентация экспортных грузопотоков, но и увеличение объема импортных, в частности контейнерных, перевозок. Этому, безусловно, способствует создание портовой особой экономической зоны в Астраханской области и в целом развитие портовой инфраструктуры и совершенствование логистики.

«МП»: После того как Президент РФ в прошлом году призвал скорректировать стратегию внешнеторговых перевозок и активно развивать транспортный коридор «Север – Юг» уже не как транзитный, а как межгосударственный, какие изменения произошли в развитии инфраструктуры и подходных путей? Что в связи с этим планируется в ближайшем будущем? Расскажите подробнее об инвестиционных проектах в портах Астрахань и Оля? Как развивается портовая ОЭЗ?

– Руководство страны оказывает огромную поддержку инициативам Астраханской области, особенно касающимся развития транспортно-логистической инфраструктуры. В частности, речь идет о реконструкции Волго-Каспийского морского судоходного канала. По поручению Президента РФ в 2022 году стартовали масштабные ремонтные дноуглубительные работы.

Для выполнения поставленных задач привлечено рекордное количество единиц дноуглубительного флота, в том числе 12 земснарядов. Со дна канала уже поднято 5 млн кубометров грунта, достигнута проектная проходная осадка судов в 4,2 метра. Для достижения к концу 2023 года проходной осадки в 4,5 метра запланировано поднять 12 млн кубометров грунта. Это будет способствовать увеличению перевозок по ВКМСК и грузооборота портов в рамках развития МТК «Север – Юг».

Одним из главных элементов инфраструктуры МТК станет портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ), которая также создана по поручению Президента РФ в ноябре 2020 года. В настоящее время в ПОЭЗ привлечено два резидента.

Якорный проект ПОЭЗ – строительство современного терминала для обработки контейнерных грузов, идущих по МТК. Его реализует ООО «Портово-логистическая компания «Каспий». Этот терминал с суммарным грузооборотом более 8 млн тонн станет ключевым звеном в российской части МТК «Север – Юг». На первом этапе реализации проекта планируется обустройство неиспользуемых причалов №8 и №9 порта Оля и запричальной территории площадью 40 га с установкой необходимого перегрузочного оборудования, на втором этапе – строительство контейнерных и других терминалов в районе ильменя Забурунный, на 7 км южнее порта Оля.

На создание объектов инфраструктуры ПОЭЗ из федерального бюджета выделены средства в размере 2,5 млрд рублей. В настоящее время завершены работы по формированию территории в рамках первого этапа. Идет строительство подъездных путей к причалам, проводится ограждение территории, готовится площадка под терминалы, завезена часть металлоконструкций под склады. Закончены проектно-изыскательские работы по строительству инфраструктуры первого этапа.

Вторым резидентом ПОЭЗ стало ООО «Агротерминал Каспий» с проектом строительства современного терминала для приема, хранения и отгрузки зерновых культур и растительного масла. Запланированная мощность терминала составляет 900 тыс. тонн зерновых и 300 тыс. тонн масла в год, мощности по хранению обеспечат единовременное хранение 100 тыс. тонн зерна.

За счет активизации перевозок по МТК «Север – Юг» уже в прошлом году мы отметили положительную динамику в объемах перевалки грузовых терминалов в портах Астрахань и Оля. Завершение первого этапа создания ПОЭЗ в 2024 году позволит значительно нарастить грузооборот портов. По итогам совещания Президента РФ с членами Правительства дано поручение до ноября 2023 года обеспечить развитие порта Оля, включив его территорию в состав портовой зоны. Сегодня такая работа ведется.

В январе этого года на прошедшем в Ашхабаде Российско-Туркменском бизнес-форуме состоялось подписание соглашения о сотрудничестве и меморандума о намерениях по созданию логистического центра Туркменистана в ПОЭЗ Астраханской области. После подготовки туркменской стороной проекта логистического центра и проведения предварительной оценки необходимых инвестиций будет разработана дорожная карта по реализации проекта и заключен договор.

В числе других потенциальных резидентов ПОЭЗ есть компании из Ирана и Индии. Они рассматривают в том числе реализацию совместных проектов в партнерстве с российскими компаниями. Среди проектов, которые сейчас прорабатываются, строительство мукомольного завода, складов и холодильных камер, организация доставки, фасовки и упаковки различной продукции.

«МП»: Каковы перспективы роста грузооборота портов после реализации запланированных проектов, скажем, к 2035 году? Все ли они будут включены в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ)? Какими мощностями подходных автомобильных и железных дорог должна обзавестись область, чтобы удовлетворить спрос на перспективные грузоперевозки по Каспию? Справятся ли с такими задачами РЖД и Росавтодор, есть ли планы на этот счет?

– Основным инфраструктурным проектом на сегодняшний день, как уже было сказано, является развитие портовой ОЭЗ. После ввода в эксплуатацию первой очереди проекта в 2024 году планируется увеличение грузооборота терминалов на 3,3 млн тонн. Полный же запуск ПОЭЗ сделает Кас-пийский кластер мощной грузовой базой МТК «Север – Юг» и позволит привлечь дополнительные грузопотоки на азиатском направлении.

Для развития МТК на территории Астраханской области с учетом перспектив изменения структуры грузооборота в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магис-тральной инфраструктуры необходимо обновление существующей сети автомобильных дорог с увеличением пропускной способности автомобильных подходов к порту Оля. Основными мероприятиями для достижения данного показателя являются строительство, реконструкция и капитальный ремонт следующих объектов:

– строительство Северного обхода г. Астрахани, который соединит северный и северо-западный астраханские промышленные узлы, обеспечит дополнительный и более удобный в сравнении с маршрутами по существующим мостам выход на трассу Р-22 «Каспий», Р-215 и Р-216 для Заболдинского, Межболдинского планировочных районов города и северной части Завокзального и Центрального районов. Сокращение расстояния поездок между берегами для корреспонденций северной части Астрахани составит до 10-12 км, а для транзитного транспорта – до 15-20 км. Строительство Северного обхода позволит решить проблему беспрепятственного движения транзитного автотранспорта в условиях комфортного и безопасного движения, минуя город, что посодействует развитию международной торговли, международного туризма и культурного сотрудничества, увеличению объемов экспортно-импортных и транзитных грузовых автомобильных перевозок, в том числе по международным автодорожным маршрутам;

– строительство Восточного обхода г.Астрахани на участке от автодороги Астрахань – Зеленга до автодороги Астрахань – Камызяк, что позволит обеспечить устойчивое функционирование и развитие сети автомобильных дорог общего пользования, транспортной доступности населенных пунктов Приволжского, Камызякского, Володарского районов области и г.Астрахани для увеличения мобильности и улучшения качества жизни населения.

Реализация вышеуказанных мероприятий будет способствовать развитию логистической инфраструктуры, позволит увеличить перевалку грузов. Кроме того, в регионе имеется развитая сеть припортовых станций, которые будут модернизироваться с ростом грузопотока.

Роль ОАО «РЖД» в работе Транскаспийского маршрута прежде всего заключается в обеспечении бесперебойной доставки грузов в российские порты Каспийского моря, а также в развитии железнодорожной инфраструктуры на подходах к ним.

С мая 2022 года интерес грузовладельцев к Транскаспийскому маршруту только увеличивается. Объем железнодорожных экспортных перевозок через порты Астрахань и Оля по итогам прошлого года составил 469,8 тыс. тонн. Это в 3,3 раза больше, чем в 2021 году.

С целью освоения потенциального роста грузопотоков ОАО «РЖД» модернизирует железнодорожную инфраструктуру, прилегающую к портам Каспия. В частности, продолжается комплексная реконструкция участка Трубная – Верхний Баскунчак – Аксарайская протяженностью 361,2 км.

Кроме того, в рамках долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» ведется реконструкция линий на дальних подходах к Каспию. Например, в прошлом году завершилась реконструкция железнодорожной станции Гумрак в Волгограде, началось строительство западного обхода Саратовского железнодорожного узла. Все эти проекты нацелены на снятие инфраструктурных ограничений и увеличение пропускной способности магистрали, в том числе в направлении портов Каспия.

«МП»: У МТК «Север – Юг» есть три маршрута: Западный и Восточный – сухопутные – вдоль разных берегов Каспийского моря и Транскаспийский – морской – с использованием портовой инфраструктуры. Как Вы считаете, нужно ли распылять сегодня средства на все три маршрута или лучше сосредоточиться на морском и довести его до ума?

– Я бы предпочел не называть вложение финансов в развитие инфраструктуры всех трех маршрутов МТК «Север – Юг» распылением средств. Этот транспортный коридор является мультимодальным, предусматривающим использование всех видов транспорта, поэтому, безусловно, и инфраструктура должна соответствовать, учитывая, что на каждой из веток МТК присутствуют свои инфраструктурные ограничения, которые требуют решения.

Задача Транскаспийского маршрута – обслуживание внешней торговли регионов РФ с Ираном, Азербайджаном, Туркменистаном, Объединенными Арабскими Эмиратами, Оманом, Индией через Каспийское море с использованием морских портов Астрахань, Оля, Махачкала и иранских портов на Каспии – Бендер-Энзели, Бендер-Амирабад в направлении порта Бендер-Аббас, в перспективе Чабахар, и далее в Индию и другие страны.

Преимуществом является прямой маршрут доставки грузов в Иран. По оценке иранской стороны, годовой потенциал перевозок по всем маршрутам МТК «Север – Юг» при условии снятия инфраструктурных ограничений оценивается в 10 млн тонн грузов в год. Мы, как регион, на территории которого расположены ключевые объекты Транскаспийского маршрута, прикладываем большие усилия именно для его развития.

«МП»: Какие проблемы существуют по развитию Транскаспийского маршрута МТК? Эксперты, например, считают: для того чтобы наладить эффективные грузоперевозки по Каспию, нужно использовать паромные и ро-ро-перевозки. Но где сегодня взять необходимое количество судов данного типа? Могла бы область решить проблему строительства таких судов, на каких мощностях, есть ли планы на этот счет?

– У Транскаспийского маршрута в настоящее время основное ограничение, которое может препятствовать развитию грузооборота на маршруте, – это недостаточные глубины Волго-Каспийского морского судоходного канала. Но, как я ранее уже сказал, над его устранением мы сейчас активно работаем.

Что касается паромов ро-ро, то в порту Оля есть два собственных автомобильных парома такого типа – «Композитор Рахманинов» и «Композитор Эльза Ибрагимова». В настоящее время первый работает на Каспии, второй – на Черном море. В порту Оля есть специализированный причал для обслуживания судов типа ро-ро, оснащенных боковой аппарелью для перегрузки автотранспорта.

В начале этого года в Астраханской области прошли четырехсторонние переговоры с участием России, Узбекистана, Кыргызстана и Туркменистана по организации регулярной судоходной линии. Ее работа будет способствовать формированию дополнительного грузопотока по МТК «Север – Юг» и в перспективе обес-печит эффективную работу логистического центра Туркменистана в Астраханской области. В настоящее время ведется работа по формированию дорожной карты. При необходимости будем привлекать паромы с других бассейнов.

Судостроительный комплекс региона сегодня представлен десятью крупными и средними предприятиями, способными строить суда различных классов и назначения, а также уникальные техничес-кие средства для поиска и добычи углеводородного сырья на морском шельфе с транспортировкой и монтажом в море. В последние годы наши корабелы освоили новые направления по строительству пассажирских и дноуглубительных судов. Помимо судостроения, в регионе есть ряд предприятий судоремонта, которые работают как с российскими судоходными компаниями, так и с компаниями прикаспийских государств.

«МП»: Если с поддержанием судоходных глубин на ВКМСК вопрос вроде бы решенный, то как быть с обмелением Каспия? Что происходит в текущий момент с Каспийским морем, какова динамика его отступления и перспективы использования портовой инфраструктуры в ближайшие десятилетия?

– Каспийское море – крупнейший внутриконтинентальный водоем, не имеющий связи с Мировым океаном. Одной из главных особенностей гид-рологического режима Каспия является непостоянство его уровенной поверхности, определяемое водным балансом. Приходная часть водного баланса Каспийского моря складывается главным образом из поверхностного стока. В первую очередь это сток реки Волги, который составляет более 80% от суммарного стока всех рек, впадающих в Каспийское море.

В многолетнем плане характер изменений уровня моря соответствует изменению величин годового стока Волги. Постоянно происходят смены низких и высоких стояний уровня Каспия. Со второй половины 1990-х годов наблюдается стабильное снижение уровня моря. К 2021 году он упал с максимальной отметки минус 26,65 метра до минус 28,43 метра, есть основания ожидать продолжения снижения уровня.

Безусловно, необходимо опираться на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы. Но на 100% предугадать природные изменения невозможно. Поэтому перспективы использования портовой инфраструктуры прорабатываем, исходя из имеющихся на данный момент факторов.

«МП»: Игорь Юрьевич, с какими инициативами выходит Астраханская область к федеральному центру, Президенту РФ? Какой поддержки ожидаете по проектам, решение которых зависит от федеральных властей?

– Благодаря поддержке Президента РФ В.В. Путина в настоящее время решается вопрос реконструкции Волго-Каспийского морского судоходного канала. Инициатива Правительства Астраханской области о проведении его реконструкции поддержана Минтрансом России и Росморречфлотом. К концу 2023 года ожидается завершение мероприятий по обеспечению проходной осадки судов в канале не менее 4,5 метра. Проведение реконструкции канала также будет способствовать эффективному развитию МТК «Север – Юг».

Кроме того, в начале 2022 года я обратился к нашему президенту с инициативой разработки программы, которая способствовала бы комплексному развитию всех регионов, расположенных на Волге. Владимир Владимирович эту инициативу поддержал, поскольку задачи, которые она призвана решить, напрямую влияют на эффективность социально-экономического развития регионов, расположенных на Волге. В том числе речь идет о реализации транспортного потенциала этих территорий и их интеграции в МТК «Север – Юг». Программа получила название «Великий Волжский путь».

Была сформирована рабочая группа, состоялось два заседания под председательством помощника Президента РФ Игоря Левитина. В программу будут включены мероприятия по оздоровлению Волги и экологии в целом, обновлению флота, увеличению инвестиционной и туристичес-кой привлекательности территорий, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры. В этой связи Астраханская область выступила с инициативой о присвоении регионам Волжского бассейна статуса единой геостратегической территории. Это предложение было поддержано членами рабочей группы, поскольку закрепление такого статуса позволит сбалансировать диспропорции между регионами, скоординировать общие усилия.

Сейчас Правительством РФ создан координационный орган для обсуждения межведомственных вопросов по комплексному развитию регионов Волжского бассейна как единой геостратегической территории «Великий Волжский путь» под председательством первого вице-премьера России Андрея Белоусова.

В настоящее время мы формируем проект программы «Великий Волжский путь», в который войдут предложения волжских регионов. Уже поступившие предложения касаются реконструкции транспортной инфраструктуры, реставрации объектов культурного наследия, обновления транспортного флота. Cо дня проведения первого заседания мы получили более 200 предложений, в том числе инициатив, касающихся развития речного транспорта и улучшения экологического состояния Волги, что напрямую связано с решением проблемы обмеления Каспия.

Астраханская область также подготовила перечень предложений для этой программы. Одним из них является реализация плана по обновлению дноуглубительного флота РФ на верфях Астраханской области по отечественному проекту. В этой связи надеемся на поддержку руководства страны, которая также позволит в полном объеме реализовать программу «Великий Волжский путь».

Морские порты №2 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ