Черноморские порты: порядок и безопасность на высоком уровне - Морские вести России

Черноморские порты: порядок и безопасность на высоком уровне

01.05.2023

Черноморские порты: порядок и безопасность на высоком уровне

Практически весь прошлый год морские порты, входящие в АМП Черного моря, работали в условиях специальной военной операции (СВО) России и объявленных коллективным Западом нашей стране экономических санкций. Несмотря на возникший в связи с этим транспортный кризис, изменение логистики транспортировки внешнеторговых грузов, российские порты Черного моря удовлетворяли потребности в перевозках экспортно-импортных товаров.

В свою очередь портовые власти эффективно поддерживали порядок в портах и обеспечивали безопасность мореплавания и транспортную безопасность на самом высоком уровне. При этом ряд объектов портовой и хозяйственной инфраструктуры подвергся нападению со стороны украинских националистов. Об итогах работы и развитии черноморских портов «МП» рассказал руководитель ФГБУ «АМП Черного моря» Евгений Тузинкевич.

«МП»: Евгений Владимирович, каковы предварительные итоги работы портов АМП Черного моря за 2022 год в сравнении с предыдущим годом? Чем характеризуются тенденции в перевалке традиционных видов грузов? Какие планы по грузообороту на 2023 год?

– По итогам 2022 года грузооборот портов АМП Черного моря увеличился на 4,6% по сравнению с 2021 годом и составил 212,4 млн тонн грузов, в том числе сухих грузов – 87,3 млн тонн (+7,1%), наливных – 125,1 млн тонн (-2,8%). Пассажирооборот в портах АМП увеличился на 29,4%, до 6,2 млн человек.

Рост объемов перевалки произошел в основном за счет угля (+24,4%), зерна (+10,7%), ро-ро-грузов (+43,6%). Снизились показатели по контейнерным грузам (-14,1%), металлам (-8%), нефтепродуктам (-6,9%).

Рост грузооборота продемонстрировали порты Новороссийск, Тамань, Керчь, Феодосия, Севастополь, Евпатория, снижение – Туапсе, Анапа, Геленджик, Ялта. Зато три последних порта, наряду с портом Сочи, нарастили пассажироперевозки. Например, только в Сочи количество перевезенных пассажиров увеличилось на 21,5%, до 671614 человек. Связано это с ростом туристического потока в курортный город на 8% по сравнению с предыдущим годом, открытием новых маршрутов в Турцию и местных линий до Новороссийска.

Количество судозаходов в 2022 году выросло на 5,1% по сравнению с предыдущим годом и составило 7403.

Согласно планам стивидоров, объем грузооборота портов АМП в 2023 году останется на уровне 2022 года.

«МП»: В чем особенности обеспечения безопасности мореплавания по итогам прошедшего года? Каковы изменения в работе филиалов в данной сфере?

– В течение 2022 года во всех филиалах АМП успешно и в полном объеме реализованы функции служб капитанов портов по обеспечению безопасности мореплавания, безопасной стоянки судов в портах и на подходах к ним, транспортной безопасности в акваториях и предупреждению чрезвычайных ситуаций в морских портах.

Деятельность филиалов осуществлялась с учетом проведения Россией специальной военной операции (СВО) и была связана с выполнением мероприятий по усилению антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в морских портах в соответствии с распоряжениями и указаниями Национального антитеррористического комитета, Минтранса и Росморречфлота. В результате в течение года не допущено нарушений требований транспортной безопасности в акваториях портов, пожаров и гибели людей на объектах транспортной инфраструктуры и на судах, находящихся в морских портах АМП.

Также по причине СВО изменился режим судоходства в прибрежных водах Черного моря. Так, например, в акваториях портов Новороссийск и Севастополь и на подходах к ним службами капитанов портов в тесном контакте с военно-морскими базами Черноморского флота производится строгий контроль за передвижением всех судов и соблюдением действующих ограничений.

Филиалами на протяжении года осуществлялось тесное взаимодействие с МСКЦ Новороссийск, районными линейными отделениями МВД на транспорте и отделениями МЧС России по Краснодарскому краю, Пограничными управлениями ФСБ России, другими контролирующими органами.

В полной мере и на высоком уровне обеспечивались оформление и проверки судов инспекциями государственного портового контроля. Оформление судов производилось с использованием информационной системы «Модуль «Регистрация заходов и отходов судов в морских портах Российской Федерации».

Большая работа была проведена по организации возобновления работы паромов на переправе порт Крым – порт Кавказ после террористического акта на Крымском мосту.

В связи с открытием в порту Туапсе в 2022 году 3 морских паромных линий и использования судов типа Ro-Pax Служба капитана порта занималась согласованием схемы маневрирования, швартовки/отшвартовки и безопасной стоянки у причалов порта данных судов. Также с целью согласования рассматривались проекты в других портах.

«МП»: Какие изменения можно отметить в деятельности инспекции ГПК и какие ожидаются в ближайшее время? Как отработали службы по итогам года, о чем говорит статистика в сравнении с предыдущим периодом?

– В связи с введением в действие с 1 сентября 2022 года обновленных Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним произошли изменения, напрямую касающиеся деятельности ИГПК и судоходных организаций. Информация о грядущих изменениях по возможности доводилась до сведения всех лиц, связанных с судоходством, что позволило предотвратить возникновение нарушений установленных правил плавания и стоянки судов по причине неосведомленности о нововведениях.

С 1 марта 2023 года также вступают в силу изменения в Кодекс торгового мореплавания РФ, касающиеся обязанности владельца судна вместимос-тью 300 тонн и более осуществить страхование своей ответственности за удаление затонувшего судна и получить у капитана морского порта соответствующее свидетельство, предусмотренное Найробийской международной конвенцией об удалении затонувших судов 2007 года. О предстоящих нововведениях в законе судовладельцы заблаговременно были проинформированы.

По итогам 2022 года в портах АМП проведено 3201 осмотр и 1826 контрольных осмотров судов, в том числе под российским флагом – 1484, под иностранными флагами – 1836. Выявлено 11187 несоответствий, из них на судах под российским флагом – 3177, под иностранными флагами – 8010.

По результатам проведенных осмот-ров и выявленных несоответствий отказано в выдаче разрешения на выход из портов 17 судам под российским флагом и 103 судам под иностранными флагами. В сравнении с 2021 годом число осмотров судов в портах в 2022 году снизилось на 112, число контрольных осмотров увеличилось на 115, выявленных несоответствий – снизилось на 103.

В связи с серьезными недостатками по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды было задержано 103 иностранных судна (код 30), что на 19 меньше, чем в 2021 году, и 16 российских судов, что на 1 судно меньше.

Анализ недостатков, выявленных при инспектировании судов, показал, что наибольшее количество замечаний в прошлом году пришлось на следующие несоответствия: Конвенция MLC – 1981 (17,9% от общего количества замечаний), спасательные средства – 1760 (15,9%), навигационное оборудование – 1686 (15,2%), главные и вспомогательные механизмы – 880 (7,9%), противопожарное оборудование – 827 (7,5%), аварийное оборудование – 648 (5,8%), а также иные нарушения – 3289.

Оформление приходов и отходов судов в 2022 году в портах АМП увеличилось на 20%. Необходимо отметить, что в связи с возросшим внутренним туризмом в прошлом году в сравнении с предыдущим годом в портах АМП на 12,8% увеличились местные пассажирские перевозки.

Проверки иностранных судов проводились в обычном режиме в соответствии с законодательством РФ и требованиями международных правил. Выбор иностранного судна для проведения инспекции определяется в соответствии с его приоритетом, который проверяется в системе BSISMoU (Black Sea Information System). Проверка судов под российским флагом проводится в соответствии с определением фактора риска в «Информационной системе государственного контроля судов, оперирующих под российским флагом».

Под председательством капитана порта Тамань было проведено 4 заседания комиссии по аттестации кандидатов в морские лоцманы с присвоением квалификационной категории, выданы лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов, а также проведено 4 заседания аттестационной комиссии по оценке компетентности капитанов судов, претендующих на право плавания без лоцмана в районе обязательной лоцманской проводки судов. Квалификационной комиссией по аттестации кандидатов в операторы СУДС проведена аттестация 8 кандидатов в операторы СУДС и 3 кандидатов в старшие операторы СУДС.

В связи с ведением СВО в 2022 году и связанным с ним ограничением движения судов в районе Крымского полуострова, уменьшился поток пассажирских судов в ряде портов, что вызвало в этих портах снижение статистических показателей работы инспекций ГПК.

«МП»: Как развивается инфраструктура черноморских портов России? Что сделано в 2022 году, какие проекты завершены, какие начали реализовываться?

Сочи, Геленджик, Анапа

– В порту Сочи продолжается строительство второй очереди понтонных линий F, G, H (стоечных судов) в яхтенной марине у причала №5; в Геленджике – реконструкция грузового участка морского порта. В Анапе в январе 2023 года в районе причала №20 «Анапа-Марина» началось строительство двух пассажирских причалов для судов местных линий длиной 57 и 155 метров, разрабатывается проект строительства комплекса причалов для стоянки морских круизных и судов типа Ро-Ро (с северной стороны), марины для стоянки более 300 яхт (с южной стороны) и судов портового флота (с восточной стороны).

Туапсе

В части развития инфраструктуры в порту Туапсе завершена реконструкция причалов №9 и №10 (береговая часть), акватории и разворотного круга. Идет капитальный ремонт Западного волнолома и Южного мола, глубоководного причала №1, ведется подготовка к капитальному ремонту причала №15 (расширение пандуса).

Новороссийск

В прошлом году завершена реконструкция зернового терминала КСК с увеличением мощности с 2,5 млн до 4 млн тонн в год. Сегодня на новом специализированном причале №40А обрабатываются суда-зерновозы длиной до 281 метра с осадкой до 16,3 метра.

В 2022 году началась реализация двух инвестпроектов. По первому проекту «Строительство универсального перегрузочного комплекса АО «НСРЗ» ведутся проектные работы. Назначение объекта – прием, накоп-

ление, временное хранение и перегрузка на морские суда навалочных железорудных и генеральных металлургических грузов.

На первом этапе предполагается создание глубоководного специализированного причала №1А длиной 355 метров с отметкой дна 22,2 метра и грузооборотом до 6 млн тонн грузов в год. На втором этапе предусмотрено увеличение площади комплекса за счет создания искусственного земельного участка и строительство двух грузовых причалов общей длиной 535 метров с отметкой дна 16,24 метра и причалов портофлота. Грузооборот второго этапа – до 12 млн тонн. Ориентировочный срок окончания строительства – первый квартал 2025 года.

По второму проекту ООО «НЗТ» ведется предпроектная проработка и научно-техническое обоснование проекта «Строительство причалов №22А и №23А пристани №3А в порту Новороссийск», который позволит значительно увеличить объемы перевалки экспортного зерна.

На первом этапе предусматривается строительство зерновой галереи от территории ПАО «НКХП» до головной части пристани №3 и строительство причалов №22А и №23А в продолжение пристани №3. На втором этапе планируется строительство зернохранилища вместимостью 300 тыс. тонн и зерновой галереи, соединяющей зернохранилище с галереей первого этапа. Расчетное судно для причалов принято длиной 230 метров с осадкой до 12 метров. Ориентировочный срок строительства объекта – около 5 лет.

Тамань

В прошлом году завершилась реализация первого этапа строительства Таманского терминала навалочных грузов компании «ОТЭКО», в результате чего длина причалов №1 и №2 увеличилась на 216 метров, а пропускная способность терминала – до 35 млн тонн. Всего проект строительства терминала навалочных грузов состоит из восьми этапов.

В этом году по инициативе АО «ОХК «Уралхим» совместно с ПАО «Тольятти-азот» начинается реализация другого инвестпроекта – «Строительство перевалочного комплекса аммиака и минеральных удобрений мощностью 5 млн тонн в год в морском порту Тамань».

Феодосия, Севастополь

В порту Феодосия в 2022 году проводились изыскательские работы для проектирования реконструкции причалов №2 и №3. В Севастопольском порту началась реализация проекта «Создание яхтенной марины, г.Севастополь» в Балаклавской бухте, в частности был начат демонтаж причалов №247 и №248. Эти причалы не входят в акваторию порта Севастополь, однако работы здесь являются одним из этапов строительства яхтенной марины. Напомню, что постановлением Правительства РФ от 30.01.2019 г. №63 утверждена Государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2025 года» взамен одноименной ФЦП.

Керчь, Ялта, Евпатория

Инфраструктура остальных трех портов Крымского полуострова не развивалась, хотя порты имеют достаточно весомые основания для перспективного развития: удобное географическое положение на пересечении транспортных путей без ограничений периодов навигации; наличие автомобильных и железнодорожных подходов, в том числе нового мостового перехода через Керченский пролив.

Отмечу, что запланированные мероприятия в рамках госпрограммы «Реконструкция гидротехнических сооружений пассажирского района морского порта г.Ялты», которая включает реконструкцию причалов в пассажирском терминале (9 причалов), грузо-пассажирском терминале (3 причала), а также причалов участков акватории (13 причалов) в 2022 году в Ялтинском порту не производились.

«МП»: Что изменилось в работе морских портов Крымского полуострова в связи с объявлением повышенного уровня транспортной безопасности?

– В порту Керчь после теракта на Крымском мосту запрещено движение судов под транспортным переходом через Керченский пролив с грузом на борту, погруженным за пределами РФ (ПРИП №476), усилен контроль со стороны портовых властей за погрузками, увеличилось время досмотра судов пограничной службой.

В порту Феодосия в связи с объявлением 2-го уровня безопасности Службой капитана порта организовано установление устойчивой связи с силами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, с которыми имеется технологическое взаимодействие; организовано усиленное круглосуточное дежурство с привлечением руководящего состава и лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в Службе капитана порта; лимитирован доступ плавсредств в районы ограниченного доступа акватории морского порта. Кроме того, при проведении грузовых операций с нефтепродуктами на рейдовом причале нефтеналива Служба капитана порта информирует все ответственные надзорные и силовые службы города.

За прошедший год, начиная с 24 февраля, в порту Севастополь дважды зафиксировано проникновение надводных беспилотных аппаратов, а также большое количество БПЛА, нацеленных на уничтожение объектов Черноморского флота и городского хозяйства. Нападение 29 октября 2022 года стало первой в истории СВО операцией на море, в которой воздушные и морские беспилотники ВСУ использовались скоординированно против наших военных кораблей. В этом акте агрессии были задействованы 16 летательных и водных беспилотников. Все они уничтожены разнообразными средствами Черноморского флота и ПВО. В общей сложности за период проведения СВО зафиксировано более 15 атак беспилотных летательных аппаратов над акваторией Севастопольского порта.

Капитаном морского порта на основании руководящих документов регулярно (каждые 15 суток) издаются распоряжения «Об установлении на объекте транспортной инфраструктуры «Акватория морского порта Севастополь» уровня безопасности №2», в соответствии с которыми руководители объектов транспортной инфраструктуры и судоходных компаний принимают меры по обеспечению безопасности. А командованию Черноморского флота предоставлена возможность получения информации от средств ИТСОТБ Крымского филиала ФГУП «Росморпорт» для более качественного отслеживания надводной обстановки в акватории порта.

В других черноморских портах Крымского полуострова также введены повышенный уровень безопасности №2 и дополнительные меры по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность транспортной инфраструктуры согласно Плану обеспечения транспортной безопасности.

Морские порты №1 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ