Разнонаправленные тенденции в работе порта Невельск - Морские вести России

Разнонаправленные тенденции в работе порта Невельск

23.04.2023

Разнонаправленные тенденции в работе порта Невельск

В работе морского порта Невельск в 2022 году проявились разнонаправленные тенденции: произошло сокращение грузооборота на 12%, что было связано с падением отгрузки экспортного угля, в то же время на 30% выросли объемы пассажирских перевозок, а вот количество судозаходов осталось на прежнем уровне. О нюансах ситуации, перспективах развития порта и итогах работы филиала «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» в порту Невельск рассказал капитан порта Аркадий Макаров.

«МП»: Аркадий Валентинович, каковы показатели работы морского порта Невельск по итогам 2022 года? Как повлияли на них экономические рестрикции со стороны недружественных стран?

– Грузооборот порта по итогам прошлого года сократился приблизительно на 12%, до 1,76 млн тонн. Основная доля грузооборота – более 1,5 млн тонн – приходится на сам порт Невельск (без учета удаленных терминалов), причем большую часть занимают сухогрузы, в основном уголь и кокс, идущие на экспорт.

Так вот, перевалка угля сократилась примерно на 30%, до 1,2 млн тонн. На 16%, до 165 тыс. тонн, сократился оборот генеральных грузов, в основном это каботаж. Также в Невельске и терминалах на 14% снизился объем перевалки рыбы и морепродуктов, с 73,5 тыс. тонн до 63,1 тыс. тонн, при этом доля экспорта выросла на 64%, с 10,3 тыс. тонн до 16,9 тыс. тонн.

Зато перевалка контейнерных грузов выросла почти в 2 раза, до более чем 56 тыс. ДФЭ, удвоились показатели и по металлолому – до 3,6 тыс. тонн, а объем перевалки наливных грузов вырос почти в 4 раза, примерно до 80 тыс. тонн. В 2022 году было перевалено 13,3 тыс. тонн насыпных грузов.

Колебания в перевалке отдельных видов грузов из-за небольших объемов не существенно повлияли на общую картину грузооборота. Так, примерно восьмая часть общего объема перевалки приходится на пять удаленных терминалов порта, из которых Крабозаводск обработал порядка 82,4 тыс. тонн, Курильск – 67,1 тыс. тонн, а Южно-Курильск – 67,5 тыс. тонн. В целом грузооборот этих пяти терминалов сократился примерно в 2 раза, с 481 тыс. тонн в 2021 году до 217 тыс. тонн в 2022 году.

«МП»: В связи со снижением грузооборота как изменилась интенсивность судоходства в порту и его терминалах в прошлом году?

– В 2022 году в целом по порту было зарегистрировано 8495 судозаходов – показатель примерно на уровне предыдущего года, рост чуть больше процента. Традиционно большая часть судозаходов приходится на пять терминалов порта: Южно-Курильск (о. Кунашир), Северо-Курильск (о. Парамушир), Курильск (о. Итуруп), Малокурильск и Крабозаводск (о. Шикотан).

По четырем островам количество заходов распределено примерно в равных долях. Во всех терминалах традиционно доминирует рыболовный флот, почти все суда под российским флагом. Так, в 2022 году зафиксировано 6824 захода рыболовных судов. На втором месте по количеству заходов пассажирские суда – 632, затем суда с генеральным грузом – 564, рефрижераторные – 282 и танкеры – 124.

Кроме того, отработано 36 заходов прогулочных судов, 20 – буксиров, 9 – барж и 4 – грузовых судна типа ро-ро. Пик заходов пришелся на период с мая по сентябрь, с наибольшим показателем в августе – 1015, для сравнения: в декабре-феврале – порядка 450. В основном заходящие суда работают в каботажном плавании – число их заходов составило 7963. Большая часть судов загранплавания следовала в Японию – 494, Китай – 21, Южную Корею – 12 и Вьетнам – 2.

«МП»: Расскажите подробней, как развиваются пассажирские перевозки в порту, которые занимают довольно большую долю в судозаходах.

– Курильские острова с Сахалином и Камчаткой связывает регулярная маршрутная сеть. В прошедшем году пассажирооборот на ней увеличился на 30%, составив 35697 человек. Ситуация стала меняться еще в 2021-м, когда на линию были поставлены два новых грузопассажирских судна проекта PV-22: количество перевезенных пассажиров увеличилось на 57%, до 27445 человек.

Рост в 2022-м также обязан новым судам. Так, т/х «Павел Леонов» перевез более 11,6 тыс. человек, а т/х «Адмирал Невельской» – более 12 тыс. человек. К слову, в 2021 году грузо-пассажирский паром ледового класса «Адмирал Невельской», по версии зарубежного издания, специализирующегося на оценке судов, признан одним из лучших в мире грузопассажирских паромов ледового класса среди порядка 300 аналогичных судов-номинантов.

Обновление флота стало существенным вкладом в формирование надежной и безопасной системы пассажирских перевозок в регионе. Помимо двух новых судов, пассажирский флот на Курилах включает теплоходы «Игорь Фархутдинов», который в прошлом году перевез около 7 тыс. человек, и «Гипанис», перевезший более 2,5 тыс. человек. Также на линиях работают самоходные плашкоуты «Дружба» с показателем пассажирооборота более 1,1 тыс. человек и «Надежда» – более 1,5 тыс. человек.

На данном этапе действующий флот удовлетворяет спрос, а пассажирская инфраструктура терминалов соответствует объемам перевозок. В терминалах Южно-Курильск, Курильск и Малокурильск пассажиров принимают новые причалы, введенные в строй в результате исполнения федеральных целевых программ развития Курильских островов. Планы развития портовой инфраструктуры терминала Северо-Курильск находятся на стадии разработки.

«МП»: Каковы результаты работы инспекции государственного портового контроля?

– Инспекторами ИГПК Службы капитана порта в 2022 году проведено 293 осмотра, из них 174 первичных и 119 контрольных. В том числе осмотрено 126 российских судов, из них 119 каботажного плавания и 7 судов загранплавания, ушедших в страны Токийского меморандума: 5 – в Японию и 2 – в Южную Корею.

В ходе инспекций выявлено 819 несоответствий. Наибольшее количество замечаний вызвали такие разделы, как «жилые и рабочие условия, КТМС» (214), «судовые документы и сертификаты» (109), МАРПОЛ (104), «спасательные средства» (101), «безопасность мореплавания» (93), «пожаробезопасность» (40), «грузовая марка» (27), «аварийное оборудование» (24), «конструкция судна» (21) и другие.

В результате проверок задержано одно судно под флагом РФ – т/х «Рейд-4». При его осмотре были выявлены 9 несоответствий, из которых одно являлось недопустимым, поскольку создавало угрозу безопаснос-ти мореплавания, жизни и здоровью людей и загрязнения окружающей среды.

«МП»: Как сработали в 2022 году отделы дипломирования и регистрации судов Службы капитана порта? Какие тенденции наблюдались в этой сфере госуслуг?

– В прошлом году отдел дипломирования Службы выдал 276 квалификационных документов, из них 94 – на должность судоводителя, 56 – оператора ГМССБ, 17 – оператора ограниченного района ГМССБ, 51 – судомеханика, 11 – электромеханика, 39 – матроса и другие.

По плану АМП в отделе был проведен внутренний аудит системы менеджмента качества, все выявленные недостатки своевременно устранены. Отмечу, что за последние пять лет количество выдаваемых квалификационных документов в силу ряда причин постепенно снижается. Так, в 2017 году было выдано около 1700 документов, почти в 6 раз больше, чем в 2022-м.

В отделе регистрации судов объем работ остается стабильно высоким. За прошлый год оформлен 701 документ: 176 выписок из реестра, свидетельств об отсутствии обременений, 92 свидетельства о минимальном безопасном составе экипажа судна, 79 изменений в реестры (государственный судовой, маломерных судов, бербоут-чартерный и российский международный), 50 свидетельств о страховании гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом, а также по 33 судовых билета, свидетельства о праве плавания под флагом РФ и свидетельства о праве собственности на судно.

«МП»: На Ваш взгляд, какие меры будут способствовать развитию порта в ближайшей перспективе?

– В последние годы на уровне федерального правительства принят ряд существенных мер, которые, на мой взгляд, будут напрямую способствовать развитию порта Невельск, включая терминалы на Курильских островах.

Напомню, что в 2020 году в соответствии с распоряжением Правительства РФ были изменены границы морского порта: увеличены портовые территории в самом Невельске под новые объекты складского хозяйства, а также изменены границы акватории морского терминала Южно-Курильск. Решение по последнему дало возможность принимать суда дедвейтом до 200 тыс. тонн.

В будущем данные меры станут стимулом для увеличения грузооборота порта и захода судов круизного класса. Также развитию будет способствовать реконструкция морского грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ в порту Невельск. Проведение строительно-монтажных работ по данному проекту намечено на 2022-2023 годы.

Что касается развития терминалов на Курильских островах, то в ближайшей перспективе рост грузооборота и развитие инфраструктуры здесь, вероятно, будут связаны с реализацией особого экономического режима ТОР – налогового и таможенного, утвержденного правительством в 2022 году, который стал дополнительным стимулом к успешной реализации уже начатой работы по развитию производств и модернизации портовой инфраструктуры.

Например, в рамках преференциального режима ТОР и программы квот под инвестиции построен рыбопромышленный комплекс на о. Шикотан, ведется реконструкция причалов и берегоукрепление в Малокурильске, разрабатываются проекты модернизации портовой инфраструктуры в Северо-Курильске и Южно-Курильске.

Морские порты №1 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ