Порт Ванино – пристань оптимизма - Морские вести России

Порт Ванино – пристань оптимизма

26.02.2023

Порт Ванино – пристань оптимизма

По итогам 10 месяцев текущего года морской порт Ванино вошел в первую десятку морских портов РФ по объему перевалки грузов. Грузооборот порта вырос более чем на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 31,3 млн тонн. Наибольшую долю в перевалке по-прежнему занимает уголь – 86%, на втором месте нефтепродукты – 5,7%. Однако из-за геополитической обстановки в мире и антироссийских санкций достичь планируемого объема грузооборота в этом году не удастся.

Тем не менее, порт активно развивается. В этой связи Служба капитана порта особое внимание уделяет выбору мест новых объектов портовой инфраструктуры в целях обеспечения безопасности судоходства, а также актуальным на сегодня вопросам организации транспортной безопасности. Об этих и других аспектах деятельности порта в интервью «МП» рассказал капитан морского порта Ванино ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» Андрей Шатько.

«МП»: Андрей Владимирович, как Вы оцениваете итоги работы порта за 10 месяцев, какова динамика грузооборота и судозаходов и каков Ваш прогноз по итогам года? Контейнерные перевозки заявлены как перспективное направление в развитии порта – насколько вырос контейнеропоток сегодня? Кто и на каких площадках развивает этот сегмент? Есть ли в планах создание специализированного контейнерного терминала?

– За 10 месяцев 2022 года порт Ванино вошел в первую десятку портов РФ по перевалке грузов с грузооборотом 31,3 млн тонн, что на 3,1%, или 1 млн тонн, больше, чем за аналогичный период прошлого года. В целом за 2022 год ожидался грузооборот 48,2 млн тонн. Но из-за геополитической обстановки в мире и санкций, введенных в отношении нашей страны, грузооборот не достигнет запланированных показа-телей.

Увеличение объема перевалки грузов обусловлено запуском в конце 2020 года нового угольного терминала АО «ВаниноТрансУголь». В связи с выходом первой очереди на проектную мощность объем перевалки угля на терминале за 10 месяцев вырос по сравнению с прошлым годом на 65,8% и составил 10,3 млн тонн.

В то же время терминал АО «Дальтрансуголь» за этот же период существенно снизил перевалку угля с 16,5 млн до 14 млн тонн. Снижение грузооборота произошло и у других стивидорных компаний: АО «Порт Ванино», ООО «Трансбункер-Ванино», ЗАО «Форист-Старма». Исходя из анализа номенклатуры грузов, переваленных в 2022 году, наибольшую долю по-прежнему занимает уголь – 86%, на втором месте нефтепродукты – 5,7%.

На 36% увеличился объем перевозок грузов на паромах типа «Сахалин», работающих на социально значимой паромной линии Ванино – Холмск, в итоге он превысили 1 млн тонн. АО «Порт Ванино» нарастило перевалку генеральных грузов и цветного металла. С осени 2021 года компания возобновила работу с контейнерными грузами. Для этого в текущем году было приобретено три новых ролл-трейлера в рамках программы модернизации оборудования. Подобная техника предназначена для перемещения контейнеров по территории морского порта, а также позволяет перевозить габаритные грузы весом до 70 тонн.

О создании специализированного контейнерного терминала речи пока не идет, но перевалка контейнеров развивается, и в этом году объемы уже достигли 70 тыс. тонн. Грузовую базу обеспечивают поставки импортного оборудования из КНР.

Общее количество судозаходов в порт за 10 месяцев составило 1368, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года это всего на 14 судозаходов меньше, разница небольшая.

«МП»: Что происходит с другими инфраструктурными проектами, помимо названных угольных терминалов, как они продвигаются и нет ли задержек, связанных с текущим экономическим кризисом? Каковы причины отставания, если они есть?

– В этом году на севере Хабаровского края на берегу Удской губы Охотского моря в районе мыса Манорский начато строительство морского транспортно-перегрузочного комплекса. Морской терминал «Порт Эльга» включен в Схему территориального планирования РФ в области федерального транспорта как объект «Морской порт Ванино, строительство угольного морского терминала «Порт Эльга» в районе мыса Манорский проектной мощностью до 30 млн тонн в год (Хабаровский край, Тугуро-Чумиканский район)».

На терминале предполагается обработка судов дедвейтом до 85 тыс. тонн, режим работы – круглогодичный. Для обеспечения швартовных операций запланирована постройка четырех буксиров-кантовщиков ледового класса Arc4 и портового ледокола класса Arc7. Проектом предусматривается поэтапный ввод в эксплуатацию производственных мощностей, в том числе: 1-й этап – 5 млн тонн в год; 2-й этап – 30 млн тонн в год (полная проектная мощность). Ввод объектов капитального строительства 1-го этапа планируется во втором квартале 2025 года, 2-го этапа – в первом квартале 2028 года.

Проект, безусловно, послужит локомотивом развития северных районов Хабаровского края и экономики региона в целом. Однако существует серьезное сомнение в возможности работы терминала в зимний период, так как вся северо-западная часть Охотского моря не менее 4 месяцев в году покрыта тяжелым однолетним льдом сплоченностью от 7 до 9 баллов, кромка льда зачастую находится в нескольких сотнях миль от мыса Манорский. Для работы в таких условиях необходимо не только ледокольное обеспечение, но и балкеры, имеющие ледовый класс.

Что касается действующих терминалов, то экономическая и политическая ситуация в стране и в мире, санкционное давление со стороны недружес-твенных стран не могли пройти бесследно и не оказать влияния на темпы развития. Но работники и руководство ведущих предприятий порта смотрят в будущее с оптимизмом.

АО «Дальтрансуголь» продолжает проектные и подготовительные работы по реконструкции и расширению своего терминала. В рамках проекта запланировано увеличение производственных мощностей по перевалке угля до 40 млн тонн в год.

АО «ВаниноТрансУголь» продолжает выполнение работ 2-го этапа строительства транспортно-перегрузочного комплекса. Капитаном порта выдано ФГУП «Росморпорт» разрешение на проведение в акватории порта дноуглубительных работ, которые выполняются в рамках реализации проекта.

Место проведения дноуглубительных работ – маневровая акватория пирса №6 и акватория разворотного круга. Общая площадь составляет 25,1 га. Захоронение извлеченного при проведении работ донного грунта осуществляется в подводный отвал в акватории бухты Ванина. Строительство специализированного угольного перегрузочного комплекса в бухте Мучке Хабаровского края включено в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Напомню, что проектная мощность ТПК – 24 млн тонн.

Владельцы остальных проектов, подавшие декларации о намерениях, особой активности пока не проявляют.

«МП»: Учитывая создание новых портовых объектов, что Вы можете сказать о качестве портового планирования: оно происходит стихийно (по желанию инвесторов) или в соответствии с долгосрочным планом развития порта? Как, по-вашему, это должно происходить, ведь Вам приходится принимать участие в согласовании портовых проектов? Расскажите о трудностях обеспечения безопасности мореплавания при некачественном планировании размещения объектов портовой инфраструктуры в границах портах.

– Оценка качества планирования развития портовой инфраструктуры не входит в компетенцию капитана порта. Но хочу обратить внимание на факты, лежащие на поверхности. Ранее морские порты были многофункциональными транспортно-логистическими центрами, обеспечивающими развитие разных отраслей промышленности и регионов, обслуживание различных грузопотоков в соответствии с планами и интересами прежде всего государства. Исходя из разнообразия грузов, оборудование портов было универсальным. Планирование строительства производилось государственными органами на основе сбора статистической информации с учетом потребностей и стратегических целей народного хозяйства.

Строительство портовых сооружений в наши дни связано с другими факторами и новыми реалиями. К таковым относятся: конъюнктура мирового рынка, тенденции его развития, наличие грузовой базы и потребителей продукции, подбор подходящих мест для строительства в сочетании с приемлемыми глубинами, наличие подходных транспортных путей и перспективы их развития, финансовые возможности инвесторов, оценка влияния портовой инфраструктуры на экологию и биологическое разнообразие, на интересы нашего региона и государства в целом и т.д. Решение совокупности этих задач возложено на заинтересованные крупные промышленные корпорации и частично на государство.

Участие Службы капитана порта в этом процессе возможно на начальном этапе при подборе места строительства и оценке объекта с точки зрения безопасности мореплавания и влияния гидрометеорологических условий. Неправильно или непродуманно выбранное место для гидротехнического сооружения может в дальнейшем значительно осложнить работу всего предприятия.

Современный облик морских портов предстает преимущественно в виде специализированных транспортно-перерабатывающих комплексов, предназначенных для перевалки массовых насыпных и наливных грузов, укрупненных грузовых мест (контейнеров) и обработки судов крупного и особо крупного тоннажа.

В соответствии с последним растут и трудности в обеспечении безопасности мореплавания. На подходах к порту требуется установка развитой системы навигационного оборудования, системы разделения движения, установка районов повышенной готовности и обязательной лоцманской проводки судов. Контроль движения и стоянки судов в обязательном порядке должна осуществлять Система управления движением судов (СУДС).

Для замерзающих портов необходимо достаточное ледокольное обес-печение и организация ледокольных проводок судов. Кроме того, экспертная организация должна произвести расчетное моделирование, позволяющее определить безопасные условия для осуществления швартовных операций с учетом массогабаритных характеристик новых судов, а именно: оптимальное количество и мощность портовых буксиров, а также допустимые гидрометеоусловия.

«МП»: Завершено ли включение в границы порта территории и акватории порта Советская Гавань? Что Вам предстоит сделать в результате слияния портов, какие проблемы решить? Как будет организована работа новой структуры порта в плане навигации, обеспечения буксирами, ледоколами и т.д.?

– Включение в границы порта территории и акватории морского порта Советская Гавань определено «дорожной картой», утвержденной Росморречфлотом и Минтрансом России. Благодаря этому нормативно-правовые акты, определяющие деятельность порта Ванино, распространятся на территорию и акваторию, входящие в состав морского порта Советская Гавань. Примером тому может служить использование после слияния портов акватории залива Советская Гавань для отстоя судов, ожидающих погрузку в Ванино, применение ледокольного обеспечения для проводки судов к терминалам, расположенным в заливе Советская Гавань.

В настоящее время Службе капитана порта Ванино предстоит переработать ряд внутренних документов, реорганизовать повседневную работу госпортконтроля, а также морского пункта пропуска через госграницу РФ с учетом расширения границ порта и особенностей присоединенных участков и инфраструктуры, подать предложения по изменению Обязательных постановлений в порту Ванино, а пос-ле их внедрения направить информацию в Главное управление навигации и океанографии Минобороны России.

Процесс объединения займет определенное время, но в итоге окажет благотворное влияние как на функционирование существующей инфраструктуры портов, так и на ее развитие.

«МП»: Планируются ли изменения в работе инспекции ГПК с присоединением Советской Гавани к Ванино и какие? Что в итоге может измениться? Какова на сегодня статистика проверок и задержаний ИГПК? Что ожидается в дальнейшем?

– Основные обязанности инспекторов ГПК останутся прежними – о беспечение безопасности мореплавания в порту и на подходах к нему. Наработки по порту Ванино будут применены и по отношению к новым участкам порта. К тому же значительная часть инспекторского состава в разное время работала в Советской Гавани – подменяли коллег на время отпусков и по иной необходимости.

Но, так или иначе, все инспекторы в рабочем порядке будут поочередно направляться для ознакомления с особенностями новых терминалов и контроля их работы, а в период навигации маломерного флота будет организовано регулярное патрулирование акватории на служебном катере. Помимо этого, увеличение судозаходов крупнотоннажных судов вызовет необходимость расширить зону действия СУДС Ванино на залив Советская Гавань.

Если говорить о статистике, то за 10 месяцев 2022 года инспекторами ГПК группы осмотров российских и иностранных судов проведено 147 осмотров и 103 контрольных осмотра, в том числе российских судов – 18 и 13 соответственно. В порту Советская Гавань за этот же период проведено 28 осмотров и 30 контрольных осмотров. С имеющимся на сегодня объемом проверок судов инспекторы справляются без какого-либо ущерба качеству. Полагаю, что увеличение штатной численности инспекторов преждевременно.

«МП»: Есть ли в нынешней ситуации изменения в сфере обеспечения транспортной безопасности? Насколько готовы структуры филиала и других служб к предотвращению провокаций на суше и на море, к ликвидации актов несанкционированного вторжения? Как взаимодействует филиал со структурами МО и силовых ведомств?

– Обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) осуществляется в соответствии с разработанным Планом обеспечения транспортной безопасности ОТИ «Акватория морского порта Ванино» (ПОТБ), утвержденным Росморречфлотом. В условиях проведения СВО и в связи с нарастанием угроз совершения на территории РФ диверсионно-террористических актов по указанию Росморречфлота ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» и Службой капитана порта реализуется комплекс дополнительных мер, направленных на усиление антитеррористической защищенности ОТИ и транспортных средств (ТС), находящихся в зоне ответственности капитана порта Ванино.

Так, руководство субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков ориентировано на усиление работы по выявлению предметов и веществ, запрещенных к проносу и провозу в зону транспортной безопасности ОТИ и ТС, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, по контролю за перемещением автотранспортных средств в целях недопущения их использования в таких актах.

Службой проводятся внеплановые инструктажи сил обеспечения транспортной безопасности и персонала ОТИ и ТС по действиям при угрозе совершения или совершении актов незаконного вмешательства. При этом обращается особое внимание на необходимость усиления контроля в целях обнаружения лиц из числа сторонников неонацистских структур и бесхозных предметов на ОТИ и ТС, а также повреждений основных узлов и деталей механизмов портовой техники. Дежурные инспекторы ГПК ведут круглосуточный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов и несением вахтенной службы на ТС, за обеспечением пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ и ТС, находящихся в зоне ответственности капитана порта.

Ванинскими филиалами АМП и «Росморпорта» из числа работников подразделений транспортной безопасности создана специально оснащенная мобильная группа по реагированию на подготовку или совершение актов незаконного вмешательства в зону транспортной безопасности ОТИ, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов ОТИ, которая выполняет возложенные на нее задачи в круглосуточном режиме.

Кроме всего прочего, проведена актуализация схем взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти при возникновении угроз совершения незаконных актов и при реализации совместных мероприятий, в том числе по антитеррористической защищенности ОТИ и ТС. Порядок информирования об угрозах или совершении таких актов в акватории порта Ванино определен распоряжением капитана порта в соответствии с приказом Минтранса России.

Также по указанию Росморречфлота в ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» разработан и утвержден план дополнительных мер, принимаемых по обеспечению безопасности личности, общества и государства при изменении уровней террористической опасности, вводимых в соответствии с указом Президента РФ.

В соответствии с этим планом создана рабочая группа, обеспечивающая функционирование транспортного комплекса во всех портах АМП Охотского моря и Татарского пролива. Она производит мониторинг и ежедневно предоставляет в Росморречфлот информацию о складывающейся обстановке в портах в части, касающейся транспортной безопасности.

Морские порты №10 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ