- Морские вести России

САМООРГАНИЗАЦИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Транспортное дело России №06 (2008)

Рябов К.В., Орел ГИЭТ

Раскрывается экономическое содержание понятия самоорганизация. Рассмотрены основные механизмы самоорганизации экономических систем и формирование социально-экономической синергетики.

 

SELF-ORGANIZING IN SOCIAL-ECONOMIC SYSTEMS

 

Ryabov К.

Reveals the economic maintenance of concept self-organizing. The basic mechanisms of self-organizing of economic systems and formation of social-economic synergetic are considered.

 

Ключевые слова:

 

Самоорганизация - свойство сложных систем самопроизвольно упорядочивать свою внутреннюю структуру путем усиления взаимосвязей и появления новых связей элементов. Существуют разные уровни повышения организации систем:

  1. Самонастраивающиеся системы
  2. Саморегулирующиеся системы
  3. Самоорганизующиеся системы
  4. Саморазвивающиеся системы
  5. Самосовершенствующиеся системы

Процессы самоорганизации происходят при действии семи механизмов самоорганизации:

1.       Спонтанно возникающие порядки и регуляторы.

2.       Адаптивное приспособление за счет рекурсивного поиска главной тенденции развития.

3.       Положительные обратные связи в эволюции и появление новых качеств.

4.       Формирование горизонтальных структур.

5.       Цикличность развития.

6.       Многослойность систем.

7.       Хаотическая логика.

Синергетический эффект заключается в возрастании эффекта объединения, при котором суммарная эффективность становится больше, чем просто сумма эффектов:

                 Ес >Е1+Е2 .

Разность Ес= Ес - (Е1+Е2),

называется синергетическим эффектом.

В особой точке бифуркации флуктуация достигает такой силы, что организация системы не выдерживает и разрушается, и принципиально невозможно предсказать: станет ли состояние системы хаотичным или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности. Это свойственно любой открытой естественной системе. Так как на социально-экономическую систему постоянно действуют различные факторы, и она определенно остается открытой, влияние их в конечном итоге может привести систему к описанному выше критическому состоянию. И тогда, в точке бифуркации система может начать развитие в новом направлении или изменить свое поведение. Примером бифуркаций в социально-экономических системах могут служить смена целей организации, методов управленческого воздействия, принятие решения об организации/ликвидации структуры.

Новые структуры, возникающие в результате эффекта взаимодействия многих систем, называются диссипативными, потому что для их поддержания требуется больше энергии, чем для поддержания более простых, на смену которым они приходят. В точке бифуркации система встает на новый путь развития. Те траектории или направления, по которым возможно развитие системы после точки бифуркации и которое отличается от других относительной устойчивостью, иными словами, является более реальным, называется аттрактором. Аттрактор - это относительно устойчивое состояние системы, притягивающее к себе множество "линий" развития, возможных после точки бифуркации. В социально-экономических процессах задающей силой выступает идея, направляющая разрозненный коллектив организации (предприятия) в единую систему, т.е., та цель, которые организация ставит в тот или иной этап своего развития вполне может считаться аттрактором. Развитие системы в область устойчивого состояния (аттрактора) происходит в результате сочетания управляющих параметров (преднамеренных и необходимых) и случайных событий, которые взаимно дополняют друга в процессе возникновения новой сложной структуры, т.е. появляются новые свойства и отношения в множестве элементов системы.

Чтобы начался процесс формирования новой сложной структуры, отдача энтропии (здесь - внутренней энергии) должна превысить некоторое критическое значение, что приведет систему в сильно неравновесное состояние, которое содержит в себе неопределенность вероятность и случайность. Случайное событие вызывает неустойчивость, а неустойчивость служит толчком для возникновения новых конфигураций. Известно, что при изменении управляющих параметров в системе наблюдаются разнообразные переходные явления. В близи равновесия стационарное состояние асимптотически устойчивы, по этому в силу непрерывности эта динамика простирается до критической области. При достижении критического значения социально-экономический процесс может стать неустойчивым, так что любое, даже малое возмущение, переводит систему в новое устойчивое состояние, которое может быть упорядоченным т.е.:

  1. Сначала происходит уничтожение структуры вблизи положения равновесия. Это универсальное свойство систем при произвольных условиях.
  2. Затем вдали от равновесия в системе при особых критических внешних условиях и нелинейной внутренней динамики рождается новая структура.

Итак, при критическом значении параметров происходит бифуркация и возникает новая ветвь решений и, соответственно, новое состояние. В критической области, таким образом, событие развивается по такой схеме:

Флуктуация →Бифуркация →неравновесный фазовый переход →рождение упорядоченной структуры.

 Отметим, что при бифуркации выбор следующего состояния носит сугубо случайный характер, так что переход от одного необходимого устойчивого состояния к другому всегда проходит через случайное событие (диалектика необходимого и случайного). Любое описание системы, в том числе и социальной, претерпевающей бифуркацию, включает как детерминистический, так и вероятностный элементы: от бифуркации до бифуркации поведение детерминировано, а в окрестности точек бифуркации выбор последующего пути случаен. Из беспорядка возникает порядок с увеличением общей энергии системы. Таким образом, энтропия не просто приводит системы к дезорганизации, а становится прародительницей нового порядка. Так из хаоса (неустойчивости) в соответствии с определенной информационной матрицей (которая по нашему мнению, также может быть и искусственно сформированой) рождается новый уровень порядка. Сложные системы с необозримым разнообразием состояний требуют нового подхода к анализу и управлению. В виду наличия в них хаотических механизмов развитая теория хаоса выступает как новый революционный путь размышления о сложных системах. Сложная система имеет эмерджентное, синергетическое поведение, ее развитие основано на хаотических механизмах генерации новых идей и последующем их отборе. Хаос распространен в окружающем мире, он нужен как стимул деятельности, познания. Хаос является нерегулярным, непериодическим поведением сложной системы, состояния такой системы становятся неразличимыми. Для полного хаоса вероятность периодического поведения равна нулю. Хаос может быть статическим, динамическим, пространственным. И он является необходимостью развития сложной системы. Если взять полностью организованную, полностью упорядоченную детерминированную систему, то у нее отсутствуют возможности какого-либо развития.

Открытость системы и случайные изменения приводят к росту организации (предприятия). Изменения происходят за счет неравновесных режимов, флуктуаций критических точек бифуркаций. В точке бифуркации возникает неопределенность состояния системы, случайность толкает ее на новый путь, появляются новые формы организации.

Отсюда возникает парадоксальность ситуации: для более высокой степени порядка в системе должен быть необходимый внутренний беспорядок, свобода изменений состояний, хаотичность. Для поиска эффективного режима работы системы необходима рандомизация - использование случая. Стоит подчеркнуть, что высокая степень потенциальных возможностей человека и низкая степень их реализованности в случае неэффективной организации общества будет формировать опасные тенденции развития. Оно может идти как в сторону саморазвития, так и в сторону самораспада, и здесь опять главную роль играет случай.

Социологические исследования включают теорию "управляемого общественного прогресса", основанную не только на анализе и специфике институтов культуры, политики и экономики, а также на концепции самоорганизации и самоуправления общественных систем.

Биосоциальные явления имеют сходство с физико-техническими, хотя более стохастичны. Громко заявив о себе в физике и химии, где синергетические процессы доказаны математическим методом, теория самоорганизации распространилась в естественных науках и положила начало новой парадигме, которая радикально изменяет классическое представление картины мира, взаимосвязи материального и идеального, сущности эволюции, креативности и взаимодополнительности т.д. и т.д. Глубокие изменения вносит синергетика и в теорию управления. Дезорганизации, кризисы и даже хаос, которые в рамках классической парадигмы признавались как антиподы порядка, сегодня рассматриваются как условие выхода систем на новый, более высокий уровень развития.

Если естественнонаучная синергетика исследует общие закономерности самоорганизации в природе, то социально-экономическая синергетика рассматривает общие закономерности самоорганизации, т.е. взаимоотношения порядка и хаоса.

Из этого определения предмета социально-экономической синергетики видно, что она отнюдь не сводится к хаосологии (учению о хаосе). Поскольку самоорганизация есть качественное и притом структурное изменение некоторой объективной реальности, постольку синергетика является теорией развития. Но она вносит существенно новое в само понятие развития.

Процессы социально-экономического развития не имеют конечного состояния. В них виден поступательный характер. Развитие связано, вообще говоря, с углублением неравновесности, а значит, в принципе с усовершенствованием структуры. Однако с усложнением структуры возрастает число и глубина неустойчивостей, вероятность бифуркации.

В теории организаций появился новый подход, характеризующийся рассмотрением процесса развития социально-экономических процессов на основе хаотической логики. Сложные социально-экономические системы имеют большую неопределенность поведения и ориентируются в развитии на размытые, возможные пути совершенствования, т.е. аттракторы-цели (о чем мы говорили выше), к которым может тяготеть система. Эти будущие возможности (т.е. будущие состояния в момент бифуркации) притягивают развитие системы, она самоорганизуется, совершенствуется, достигает качественно нового состояния. Отсюда возникает представление о том, что развитие определяется не начальными условиями и прошлым, а будущими возможными состояниями (аттракторами), к которым система стремится после бифуркаций, т.е. эти процессы необратимы.

Новая парадигма управления, поэтому основана на системных концепциях сложности и развития, т.е. определяется переходом от информационной инженерии к инженерии сложных организованных систем.

Социально-экономические структуры - многоаспектные и многомерные образования, определяющие и проявляющие внутреннее устройство социума и его составляющих. Они являются по существу остовом социально-экономических систем, обеспечивающим их формированность, сопротивляемость внешним воздействиям и внутренним девиациям, то есть придают им качественную специфичность и устойчивость. Как любые структуры они имеют свои временные параметры. Для одних из них раньше, для других позднее вступает время рассогласования с изменяющимся содержанием деятельности социально-экономических систем и внешними условиями их жизни. Запредельное рассогласование приводит к структурному кризису, в котором социально-экономическая система вынуждена переорганизовываться в креативном варианте.

Итак, все вышеизложенное позволяет нам выдвинуть ряд новых положений социосинергетики:

  1. Фундаментальным источником неравновесности социально-экономических систем является имманентно воспроизводящееся противоречие между природно-физиологической ограниченностью человека и его надприродной устремленностью к абсолютной субстанциональности, к абсолютной свободе. Поэтому социально-экономические системы находятся перманентно в неравновесном состоянии. Следовательно, их динамика имеет синергетическую природу и может постигаться в рамках синергетической парадигмы.
  2. Содержание и направленность диссипативных процессов в социально-экономических системах сводится к прогрессирующему процессу творческой креативности социума, выражающихся как в познании естественных порядков, так и в создании все более совершенных искусственных порядков, где под их совершенством понимается уровень свободы самополагания человека.
  3. Социально-экономическая эволюция "направляется" специфическим аттрактором, представляющим собой набор целей, к которым тяготеет система. В этом смысле настоящее развитие детерминируется будущим.
  4. Любые социально-экономические системы, независимо от их масштабов и функциональной ориентации, рассматриваются как вторичные подсистемы по отношению к глобальной макросоциальной системе и должны объясняться с точки зрения обслуживания генерального социального диссипативного процесса и его аттрактора.
  5. Полный цикл синергетических превращений (нарастание флуктуации - фазовый переход - спонтанное, лавинообразное становление новой системы социальных закономерностей - порядков) мы можем наблюдать лишь в подсистемах социально-экономической системы, а не в ней самой, т.е. она не разрушается, а воспроизводит на новом уровне диссипативные процессы, сохраняя их прежнюю направленность. Происходит реорганизация всей социально-экономической системы, которая обеспечивает развитие ее главной системообразующей функции - единство "входа" и "выхода" - на все более высоком уровне. При этом - под "входом" понимается устремленность социума к субстанциональности, а под "выходом" - спонтанные, лавинообразные и нелинейные фазовые переходы (подсистемные бифуркации) к все большей степени свободы.
  6. Сама по себе устремленность к субстанциональности противоречива, т.е. в ее основе лежит дихотомия "порядка" и "хаоса". С одной стороны, неотъемлемым условием служит упорядоченность условий и факторов целедостижения. Целесообразная деятельность невозможна в условиях хаоса. С другой стороны, новые потребности предполагают хаос, нарушение установившегося порядка. В силу этого социум эволюционирует как бы зигзагообразно, притягиваясь больше либо к полюсу "порядка", либо к полюсу "хаоса". Все, это находит отражение в противоречивых мировоззренческих идеологиях "порядка" и "хаоса". Основанием предметной области экономической синергетики, в рамках которой формулируются все остальные познавательные задачи, служит определение сфер функционирования социально-экономических систем, организация и динамика которых каузально не детерминированы и связаны с нарушением линейного развития. Выражаясь словами авторов исследования "Время, хаос, квант" И.Пригожина и И.Стенгерс, задачей синергетики должно стать вычленение социально-экономических инноваций, которые ограничиваются тремя минимальными требованиями. "Первое требование - необратимость, выражающаяся в нарушении симметрии между прошлым и будущим...". Второе требование - обнаружение событийности социальноэкономической динамики, где "событие ... означает, что происходящее не обязательно должно происходить". Ими же приводится и иллюстрация событийности как значимой случайности. И, наконец, третье требование - "некоторые события должны обладать способностью изменять ход эволюции. Иначе говоря, эволюция должна быть нестабильной, т.е. характеризоваться механизмами, способными делать некоторые события исходным пунктом нового развития, нового глобально взаимообусловленного порядка".

 

Литература:

1.        Малинецкий Г.Г. Математические основы синергетики. (Серия "Синергетика: от прошлого к будущему")-М. Издательство ЛКИ, 2007.

2.        Пригожин И, Стенгерс И. Время. Хаос. Квант.К решению парадокса времени. (Серия "Синергетика: от прошлого к будущему")-М. Издательство ЛКИ, 2007.

3.        Пригожин И, Николис Г. Познание сложного. (Серия "Синергетика: от прошлого к будущему")-М. Издательство ЛКИ, 2007.

4.        Шамис А.Л. Моделирование мышления. -М: КомКнига, 2006.

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №06 (2008)