- Морские вести России

НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНОПАРКОВ В РОССИИ

Транспортное дело России №06 (2008)

Жигалов В.И., докторант РАП

За прошедшее время концепция технопарка прошла в своем развитии путь от идеи, понятной лишь узкому кругу специалистов, до реально существующей и эффективно действующей в стране системы поддержки малого наукоемкого предпринимательства, получившей всеобщее признание и поддержку как на федеральном, так и на региональных уровнях.

 

MOST IMPORTANT INSTITUTSIONALNO-ECONOMIC ASPECTS OF ACTIVITY OF TECHNOPARKS IN RUSSIA

 

Jigalov V., doctorant candidate of RBA

Lately the technopark concept has passed in the development a way from idea, clear to only narrow circle of experts, to the system of support of small high technology business which were generally recognised real-life and effectively acting in the country and support both on federal, and at regional levels.

 

Ключевые слова: технопарк, инновации, регион, инновационно-технологический центр.

 

Первый отечественный технопарк был создан в 1990 г. в г. Томске. Первой организацией, которая взяла на себя инициативу по разработке организационно-экономических основ российских технопарков, созданию и развитию в стране структур поддержки малого инновационного наукоемкого предпринимательства, была Ассоциация содействия развитию технопарков, инновационных центров и инкубаторов бизнеса (Ассоциация «Технопарк»), начавшая свою деятельность в 1990 г.

Сегодня сотни малых инновационных фирм эффективно работают в составе и при поддержке научных и технологических парков, инновационно-технологических центров и инкубаторов бизнеса. Российская практика последних лет показывает, что малому инновационному предприятию, развертывающему свою деятельность в научно-технической сфере, в области высоких технологий, особенно на начальном этапе его деятельности, жизненно необходима квалифицированная реальная поддержка. Российские технопарки и инновационно-технологические центры блестяще выполняют эту функцию.

Малое инновационное предпринимательство и инфраструктура его поддержки начали формироваться в стране с конца 1980-х годов. В развитии этого процесса можно выделить ряд этапов. Начальный этап (конец 1980-х – начало 1990-х годов) характерен пока еще недостаточным пониманием проблемы и, как следствие, фактическим отсутствием единой государственной политики поддержки малого инновационного предпринимательства. В эти годы спонтанно возникают и также быстро закрываются различные формы малых инновационных предприятий, научных кооперативов, центров и т.п.

В это же время начинается формирование «первой волны» российских технопарков. Большая часть из них организуется в высшей школе. Технопарки начального этапа не имели развитой инфраструктуры, недвижимости, подготовленных команд менеджеров. Они часто создавались и рассматривались как одно из подразделений вуза. В своем большинстве они не представляли собой реально действующие организации, инициирующие, создающие и поддерживающие малые инновационные фирмы. Это, по сути, была пока еще лишь «заявка на создание технопарка», или некий «протокол о намерениях».

В 1990 г. формируется и начинает реализовываться Госкомитетом СССР по народному образованию программа создания и развития технопарков. Основа ее реализации: оказание поддержки по принципу – «всем понемногу». Выделяемые средства – скорее символические, лишь обозначающие государственную поддержку вновь образованным структурам. Тогда же создается и начинает свою работу Ассоциация научных и технологических парков высшей школы (Ассоциация «Технопарк»).

Главными направлениями ее деятельности на этом этапе были: изучение и адаптация к российским условиям зарубежного опыта создания технопарков, разработка концепции создания российских научных и технологических парков, пропаганда и разъяснение сущности технопарка как наиболее эффективной формы развития малого инновационного предпринимательства, подготовка кадров для технопарков и малых инновационных фирм, в том числе с привлечением ведущих зарубежных специалистов, интенсивная работа в регионах. В настоящее время в России действует более 70 технопарков в 25 регионах. Высшая школа России явилась колыбелью российских технопарков.

В середине 1990-х годов в российском общественном сознании наблюдается качественный скачок в понимании роли малого инновационного предпринимательства в экономическом развитии страны. Начинают складываться основные контуры инновационной политики, постепенно формируется система государственной поддержки малого инновационного бизнеса. Середину 90-х годов с полным основанием можно обозначить как следующий, качественно новый – второй этап в процессе ее формирования.

Примерно в эти годы происходит естественный процесс «расслоения» созданных в стране технопарков. Под влиянием как объективных обстоятельств, так и в немалой степени субъективных факторов некоторые из технопарков (в Москве, Томске, Санкт-Петербурге, Зеленограде, Уфе и т.д.) существенно опережают в своем развитии другие. В стране продолжается дальнейший количественный рост научных и технологических парков, инкубаторов бизнеса и подобных им структур.

В этот период появляются, пока еще в небольшом количестве, технопарки, организуемые не при университетах, а на базе крупных научных центров (ГНЦ), в академгородках, наукоградах, в ранее закрытых поселениях (московские технопарки «ТехнопаркЦентр», «Аэрокон», технопарки в подмосковных наукоградах Пущино, Черноголовке, Троицке, Дубне, Обнинске). Технопарковые идеи становятся понятными и популярными в российских регионах. Появляются первые региональные технопарки, в организации которых значительную роль играют региональные и местные органы управления и власти.

В систему поддержки малого инновационного предпринимательства наряду с Министерством образования России включаются и другие федеральные ведомства (Миннауки, Госкомпром, Минэкономики). Создается Госкомитет по поддержке и развитию малого предпринимательства, в министерствах и ведомствах организуются управления по инновационной деятельности, образуется ряд государственных (федеральных) и региональных фондов, тем или иным способом принимающих участие в поддержке малого инновационного предпринимательства (Фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития и др.). На этом этапе становится очевидной необходимость координации усилий государственных и общественных структур, выработки единой политики формирования и поддержки малого инновационного предпринимательства в стране.

В декабре 1996 г. создается и утверждается Правительством «Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации». Формируется «Программа активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере на 1997 год», основной идеей которой является координация и концентрация усилий ряда государственных источников финансирования развития малого инновационного предпринимательства.

В настоящее время мы находимся на третьем этапе, характерным постепенным завершением формирования системы поддержки российского малого инновационного предпринимательства.

В складывающейся структуре поддержки малого инновационного предпринимательства значительная ее часть осуществляется федеральными и, в некоторых случаях, региональными фондами путем выделения средств непосредственно малым инновационным фирмам, часто на возвратных условиях в форме льготного кредитования. Понятно, что реально на такую поддержку могут претендовать лишь уже сложившиеся фирмы, имеющие свои наработки и некую производственную базу. Это – первый вариант и он, бесспорно, имеет право на существование. Однако практика осуществления подобной «прямой» формы поддержки показывает, что ее эффективность, влияние на общие процессы развития малого инновационного предпринимательства достаточно скромны.

Второй вариант – оказание поддержки малым инновационным предприятиям путем концентрации их «под крышей» инновационно-технологических центров. Он, по сути, также рассчитан на поддержку, в первую очередь, уже состоявшихся предпринимателей, развитых малых инновационных фирм. Разумеется, эффективность поддержки конкретных малых инновационных предприятий в этих условиях существенно выше. Важным положительным фактором является и то, что для размещения малых предприятий используются уже готовые, не занятые лабораторно-производственные площади (от 3 до 15 тыс. кв. м), требующие, тем не менее, дорогостоящего ремонта и переоборудования.

Что же касается технопарка, то его основная задача несколько иная. Она заключается в генерации, создании, выращивании и доведении «до кондиции» начинающих малых инновационных фирм. Сегодняшний этап развития российского малого инновационного предпринимательства уже невозможен без расширения сети технопарков. Сейчас нужно вести речь не просто о технопарках, а о сети технопарков, связанной телекоммуникациями. Информатизация сети технопарков России – насущная и очень важная проблема, которая ждет своего решения.

Во многих российских регионах стали понимать большие возможности технопарков. Свидетельство тому – появление «второй волны» технопарков, организуемых часто по инициативе местных властей. Идея использования интеллектуального потенциала, коммерциализации научно-технических разработок реализуется в организации научных и технологических парков в академгородках, наукоградах, бывших закрытых поселениях, при государственных научных центрах, в областных городах и даже при промышленных предприятиях.

Сегодня в России создается большая группа молодых технопарков за пределами высшей школы (наукограды, академгородки, бывшие закрытые поселения), которые также требуют федеральной поддержки. Лишь в редких случаях они получают достаточно скромную поддержку из регионального или городского бюджетов.

10 марта 2000 года в Научном парке МГУ в г. Москве состоялось учредительное собрание Союза инновационно-технологических центров России. В качестве учредителей Союза выступили 21 инновационно – технологический центр из 8 регионов Российской Федерации. Это удалось сделать за счет существования Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России, в рамках которой и были созданы эти центры.

Сеть инновационно-технологических центров России насчитывает более 100 тыс. кв. м, на которых располагаются свыше 300 малых предприятий с объемом реализации наукоемкой продукции в 2003 году на сумму более 3,5 млрд. руб. Всего вложено средств в развитие инфраструктуры центров порядка 160 млн. рублей, из которых 47% составляют средства местных бюджетов и собственных региональных средств. При этом только за 2003 год сумма уплаченных налогов составила более 1,200 млрд. рублей.

Инновационно-технологические центры в своих регионах являются активными участниками и координаторами программ поддержки малого инновационного бизнеса, имеют тесные связи с региональной промышленностью. Многим из них удалось реализовать полный инновационный цикл, включая обучение и подготовку кадров. Дальнейшее свое развитие инновационно-технологические центры связывают, в том числе, и с деятельностью Союза инновационно-технологических центров России. Перечень наиболее крупных технопарков России приведен в Приложении 1. Исходя из опыта создания и развития технопарков мира региональный инновационный технологический парк (РИТЦ), по нашему мнению, должен соответствовать следующим параметрам:

  • территориальное расположение;
  • расположение в зависимости от размеров города;
  • размещение по отношению к университету;
  • общая площадь, занимаемая технологическим парком;
  • зеленые зоны;
  • застроенная площадь (общая площадь всех зданий, располагающихся в технопарке);
  • количество компаний располагающихся в технопарке;
  • количество создаваемых рабочих мест;
  • базовые услуги;
  • вспомогательные услуги;
  • направления деятельности;
  • структура собственности.

В ходе проведенных исследований опыта создания научных и технологических парков в России и за рубежом можно уверенно сказать, что в последние десятилетия скорость инновационного процесса в мире резко возросла. Поиск новых знаний и их превращение в новые товары и услуги – это главная забота современного общества. Правительства многих стран вкладывают силы и средства в создание и развитие национальных инновационных систем переноса знаний из сектора науки, где они рождаются, в сектор промышленного производства, где они превращаются в товары и услуги.

Важная роль в этом процессе отводится технопаркам, как действенному инструменту поддержки предпринимательства и развития инновационных процессов. Для развития технопарков необходимо существенное внимание государственных и местных органов власти. Технопарк не является организацией, приносящей немедленную прибыль (кроме социальной). Отдача от вложений получается от фирм, выращенных в технопарке, а срок становления фирм обычно равен 3-4 годам. Без существенных финансовых инвестиций и другой материальной помощи реализовать технопарковую технологию весьма сложно.

Технопарки преследуют стратегические долговременные цели – цели преобразования регионов на основе новых, по крайней мере для этих регионов, отраслей промышленности, ускорения практической отдачи от НИОКР через сектор частного предпринимательства. Везде и всюду они создаются как инициативы стратегического уровня при совместном участии многих научных, образовательных организаций, промышленных предприятий, финансовых институтов и, обязательно, территориальных органов власти и управления

Коммерциализация научных знаний стала насущной необходимостью. Научно-технические парки призваны оказывать помощь авторам научно-технических разработок в поисках инвесторов новых технологий и продаже научно-технической продукции. Право интеллектуальной собственности реализуется в технопарке в полном объеме. В лучших технопарках выживает в период становления более 90% малых инновационных предприятий. По нашему мнению, лучшего инструмента поддержки малого инновационного предпринимательства и наукоемкого бизнеса мировая практика пока еще не выработала.

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №06 (2008)