- Морские вести России

ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА ДЛЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ

Транспортное дело России №06 (2008)

Болонин А.И., доцент кафедры финансов и кредита Московской академии предпринимательства при правительстве Москвы

В статье рассмотренны основные последствия кризиса для бюджетной и налоговой политики РФ, в частности, снижение налога на прибыль, сокращение ликвидности в России и т.д.

 

THE CONSEQUENCE OF CRISIS FOR BUDGETARY AND A FISCAL POLICY

OF THE RUSSIAN FEDERATION

 

Bolonin A., the senior lecturer of chair of the finance and the credit of the Moscow academy of business at the government of Moscow

In the article the considered basic consequences of crisis for budgetary and a fiscal policy of the Russian Federation, in particular, abatement of tax for profit, liquidity reduction in Russia etc.

 

Ключевые слова: бюджет, экспорт, инфляция, налоговая политика.

 

Анализ бюджетной и налоговой политики Российской Федерации на современном этапе необходимо проводить исходя из оценки воздействия на экономику мирового кризиса, который реализовал себя по следующим направлениям:

1. Стремительная и массовая продажа российских акций зарубежными владельцами, что вызвало резкое сокращение капитализации фондового рынка в России.

2. Снижение ликвидности на международном рынке денег, что сократило возможности российских компаний и банков рефинансировать и реструктурировать свои обязательства. Для компаний, осуществляющих заимствования за рубежом, и формирующим негосударственный внешний долг, отсутствие возможностей рефинансирования стала угрозой банкротства.

Кризис ликвидности стал причиной экстренной разработки государством путей оказания компаниям финансовой помощи. В октябре 2008 г., по оценкам Банка России, чистый отток капитала из страны составил 51 млрд. дол. Отток капитала привел к значительному инвестиционному спаду, поскольку в первую очередь стали выводится средства из инвестиционных проектов.

Прирост инвестиций в Россию в 2009 г. может сократиться в 2 – 2,5 раза по сравнению с 2007 г., (прирост составлял 21%) и на 10% по сравнению с прошлым годом.

3. Резкое снижение цен на нефть, предстоящее сокращение цен на природный газ, снижение цен на металлы (примерно на 1/3) и на другие виды сырья, полуфабрикатов и материалов. Все это в общей сложности составляет около 85% всего экспорта России: нефть и нефтепродукты около 40%, природный газ - около 20%, металлы - около 15%, остальное (уголь, зерновые, удобрения, лесоматериалы, урановое сырье, необработанные алмазы и др.) - более 10%.[2].

Снижение цен на нефть и другие экспортные товары может вызвать дефицит государственного бюджета России в 2009 г., в размере 4,4 трлн. руб. что составляет 6,1% ВВП (вместо запланированного первоначально профицита в 1,9 трлн. руб.).[3]

Таким образом, из-за снижения цен на нефть и другие экспортные товары сокращение экспортной выручки в России составит 100 млрд. долл. вместо ее прироста на 50-100 и более миллиардов в предшествующие годы. Если учесть отток капитала в размере 100 млрд. дол. вместо его чистого притока в 2007 г. в размере 82 млрд. долл., а также сокращение величины профицита бюджета на 100 млрд. долл., величина валютного платежного баланса становится отрицательной.

Сокращение международного спроса на экспортную продукцию России, усугубленное кризисом платежей, привело к сокращению промышленного производства в России на 8,7% в ноябре 2008 г., в том числе выплавки стали - на 30%, а добычи железной руды - на 65%. Абсолютно стали сокращаться инвестиции и объем жилищного строительства, а также производство автомобилей, электродвигателей и др.

Рост курса доллара, связанный с большим спросом на доллары из-за вывода инвесторами, прежде всего, транснациональными финансовыми организациями и банками, своих активов из многих стран и переводом их в долларовые активы, а также с увеличивающимися накоплениями резервной валюты, каковой является доллар.

Такое укрепление доллара для России скорее имеет позитивное значение, стимулируя российский экспорт и увеличивая выгодность импортозамещения, вследствие удорожания импортируемых к нам товаров. Но, с другой стороны, это обесценило часть международных (золотовалютных) резервов страны.

Вместе с оценкой в долларовом выражении международных резервов в части евро и фунтов стерлингов, их расходования для антикризисных мер общий объем золотовалютных резервов страны, достигнув уровня в 597 млрд. долл., затем к началу декабря сократился до 453 млрд., или более чем на 140 млрд. дол. (рис. 1.1).

Отдельные кризисные явления в России реализовались более остро, чем в США, крупных европейских странах и Китае.

Сокращение ликвидности в России, в том числе у банков, оказалось больше, чем в других странах. Банковская система России значительно меньше банковских систем других стран: доля активов отечественных банков в ВВП, составляет около 60%, в то время как в США около 90%, а в странах Европы – от 200% до 300%. При этом Россия тратит относительно больше средств на антикризисную программу помощи банкам, чем западные страны (около 5 трлн. рублей или более 10% от объема ВВП) [2].

Снижение налога на прибыль, трехкратное сокращение налога на малый бизнес, дополнительное финансирование Агентства по страхованию вкладов совместно с 11 млрд. дол., выделенных РАО «Газпром» и крупным нефтяным компаниям, введение дополнительных льгот по ипотечным кредитам, повышение пособий по безработице, выплаты «материнского капитала» и др. средства, направленные на антикризисную программу, превысили 7 трлн. руб., или более 15% ВВП.

Для сравнения - сумма средств на реализацию антикризисных мер, выделенных Конгрессом США, составляет только 703 млрд. долл., немногим более 5% ВВП. Готовится новый пакет антикризисных мер, который оценивается в сумме до 1 трлн. долл. (12% ВВП).

По нашему мнению, нынешний кризис, как и кризис 1998 г. будет носить волновой характер и в настоящее время экономика переживает первую волну1 . Вторая волна финансового кризиса, может иметь место, когда организации перейдут в стадию глубокой рецессии, и часть из них, потеряв ликвидность и платежеспособность, не сможет возвратить взятые ранее кредиты. Это, в свою очередь, поставит в тяжелое положение банки и финансовые организации. Эту вторую волну следует ожидать к весне, может быть, к середине 2009 г. Соответственно к этому периоду, возможно, уже будет пройдена нижняя точка второй волны экономического кризиса.

Главной опасностью для стабилизации экономики страны нам представляется сохранении в России высокой инфляции.

Кризис может способствовать подавлению инфляции, поскольку, во-первых, существенно снизились цены на топливо, сырье и материалы, во-вторых, перестала повышаться опережающими темпами зарплата, в-третьих, сократились темпы прироста кредитных обязательств, вчетвертых, уменьшится прирост расходов бюджета, особенно в России, где за 2005-2008 гг. в среднем расходы бюджета росли в номинальном выражении на 35% в год, что и стало важной причиной сверхвысокой инфляции.

При двузначной инфляции в 2009-2010 гг., в стране может возникнуть стагфляция, и выход из кризиса будет весьма затруднен. Это край

1 Кризис 1998 г. имел октябрьскую волну в 1997 г., (доходность ГКО была повышена до 32%), затем была январская волна, (доходность ГКО была повышена до 50%). Далее образовалась майская волна (доходность ГКО возросла до 150%), после чего государство объявило о приостановке выплат по ГКО и необходимости реструктуризации государственного долга.

Рис. 1.1 – Золотовалютные резервы (млрд. долл.) и денежная база (млрд. руб.). Источник: Банк России.

не негативно скажется на благосостоянии граждан: сохранятся высокие процентные ставки за кредит; реальный сектор, будучи недофинансированным, не сможет вступить в фазу оживления и подъема. Вследствие этого не сможет развиваться потребительское кредитование, и жилищное строительство, автомобилестроение, т.е. отрасли - локомотивы выхода из кризиса - не смогут нарастить темпы. Высокие проценты не будут стимулировать инвестиционные вложения в будущее. В результате - депрессия и стагфляция продолжатся, экономика перейдет в вялотекущую фазу. Следовательно, наиболее важной задачей в настоящий момент является подавление инфляции.

В этой связи, нам представляется необходимым:

Активизация деятельности антимонопольного ведомства и апелляция к антимонопольному законодательству, на основании которого провести расследования и установить причины высоких цен в условиях сокращения издержек.

Увеличить сроки предоставления государством кредитов на поддержание промышленности до 2-3 лет с одновременным усилением контроля за целевым использованием средств как со стороны государства (контроль за коммерческими банками), так и со стороны банков (контроль за компаниями-заемщиками)

Бюджетная политика, направленная на антикризисные меры должна содержать, по нашему мнению, два главных момента:

-         нацеленность антикризисных мер на формирование условий для дальнейшего развития и для преодоления кризиса, а не для выживания слабых предприятий во время кризиса;

-         значительную часть антикризисных средств необходимо предоставлять людям в виде разных временных льгот, чтобы возобновить потребительское кредитование.

-         вслед за снижением налога на прибыль организаций, необходимо снизить налог на добавленную стоимость, что будет стимулировать выпуск продукции с большой долей добавленной стоимости. В России высокий размер НДС дестимулирует производство такой продукции, и для страны важно кардинально решить вопрос о стимулировании диверсификации производства и в последствии перейти, по примеру США, к прямому налогу с продаж вместо НДС.

-         представляется ошибочным решение о повышении с 2010 г. в крайне сложное для экономики России время единого социального налога на пенсионные цели. Мы полагаем более эффективным переход к накопительной системе пенсий, принятой почти во всех развитых странах мира. Накопительная система, как показывает опыт развитых стран, формирует мощный фонд долгосрочных финансовых ресурсов - источником инвестиций, необходимых народному хозяйству.

Отсутствие долгосрочных финансовых ресурсов на финансовом рынке стало причиной быстрой потери ликвидности и платежеспособности организаций и банков. Долгосрочные финансовые ресурсы могут аккумулироваться в социальных внебюджетных фондах, на что обращено внимание ранее, страховых компаниях, паевых инвестиционных фондах.

Развивая налоговую политику в целях снижения последствия кризиса, необходимо предоставлять льготы по налогообложению для ПИФов и сформировать систему государственной защиты населения от возможного мошенничества в таких фондах, что позволит повысить вложения в них средств граждан и активизирует в итоге фондовый рынок и инвестиционную активность.

 

Литература:

1.        Основные результаты и направления бюджетной политики на 2008 год и период до 2010 года. Электронное издание http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2007/06/ budpol_08-10_050607.pdf

2.        Аганбегян А. Г., Об особенностях современного мирового финансового кризиса и его последствий для России// Деньги и кредит. 2008. № 12. С. 3-4

3.        The new times. 2009. № 3 (99). С. 36

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №06 (2008)