- Морские вести России

ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ УСЛУГ

Транспортное дело России №06 (2008)

Исалова М.Н., д.э.н., проф., проректор, Исмаилова И.Т., к.э.н., доцент, докторант, Дагестанский государственный технический университет В статье рассматриваются проблемы оценки и обоснования эффективности инновационных проектов в сфере услуг. Приведена методика выделения инновационного проекта из окружающей среды, что позволяет более четко сформулировать основные цели его реализации. Предложена методика оценки эффективности инновационных проектов в сфере услуг.

 

GROUNDS OF THE INNOVATION PROJECTS EFFECTIVENESS IN THE SERVICE SPHERE

Isalova M., Doctor of Economics, professor, pro-rector, Ismailova I., Candidate of Economics, associate professor, working for doctor’s degree, Daghestan State Technical University Some problems of estimation and grounds of the innovation effectiveness in the service sphere have been observed in the article. Methods of innovation projects segregation out of the environment, that allow to formulate principal goals of the realization more efficiently have been given. The methods of estimation of the innovation projects effectiveness in the service sphere have been proposed.

 

Ключевые слова: инновационный проект, сфера услуг, оценка эффективности.

 

В течение последних двух десятилетий в России сформировалась новая научная дисциплина – управление инновационными проектами, представляющая собой раздел теории управления социально-экономическими объектами, изучающий методы, формы, средства наиболее эффективного и рационального управления нововведениями[1].

В настоящее время единого общепринятого определения слова «проект» в литературе нет. В общем случае для сферы услуг понятие “инновационного проекта ” можно сформулировать следующим образом. Инновационный проект представляет собой сложную управляемую, а, следовательно, хорошо структурированную и упорядоченную систему взаимообусловленных, взаимоподчиненных и взаимоувязанных по ресурсам и срокам экономических субъектов совместного производства услуг, деятельность которых направлена на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.

При этом, в сфере услуг под инновационным проектом можно понимать создание новых видов услуг, новых технологий и оборудования, повышающего качество и эффективность производства услуг, новых предприятий и объединений сферы услуг, обеспечивающих, с одной стороны, неудовлетворенные потребности населения в определенного вида услугах, а с другой стороны, создание новых рабочих мест в муниципальном образовании. Это, прежде всего, внедрение в производство результатов исследований в области создания нового оборудования, технологий и материалов, применение которых позволяет улучшить качество и сократить сроки производства услуг.

Основными разделами инновационного проекта в сфере услуг являются:

-         раскрытие содержания и актуальности проблемы (идеи);

-         построение дерева целей проекта, формируемое на основе маркетинговых исследований и структуризации решаемой проблемы;

-         определение ресурсов, требующихся для реализации проекта;

-         разработка системы мероприятий по реализации дерева целей проекта;

-         проведение комплексного обоснования проекта;

-         обеспечение реализации проекта;

-         экспертное заключение проекта;

-         выбор и обоснование механизма реализации проекта и системы мотивации.

Между проектом и внешней средой обычно осуществляется тесное взаимодействие и перемещение элементов, участвующих в работе по его реализации. Внешняя среда характеризуется факторами следующего вида: политическими; экономическими; социальными и научно-техническими. Таким образом, важным условием успешной реализации проекта является правильное его выделение из окружающей среды для формирования проблемной среды реализации проекта, в рамках которой принимаются решения по управлению проектом. При этом важно не только правильно ограничить в окружающей среде рамки реализуемого проекта, но и правильно определить и описать его взаимодействие с внешней средой.

Для организации эффективного управления инновационным проектом целесообразно рассматривать две границы его выделения их окружающей среды. На первом уровне определяется внутренняя среда проекта, включающая объект инновационной деятельности и непосредственных исполнителей инновационного проекта. На втором уровне формируется проблемная среда проекта, включающая внешнюю среду или все объекты окружающей среды, с которыми он непосредственно взаимодействует.

При выделении проблемной среды инновационного проекта из окружающей среды следует учитывать следующее. Инновационный проект ориентируется на законодательно-правовые основы, что составляет правовую среду проекта, на ее основе заключаются контракты и другие правовые документы. Финансирование проекта создает финансовую среду, которая ориентируется на инвестиционный рынок и тесно с ним взаимодействует. Проект объединяет знания и опыт по разработке самого проекта и формирует среду формирования проекта, в которой разрабатывается вся проектная документация. Среда формирования проекта тесно взаимодействует и формирует материальное хозяйство, которое образует среду закупок и поставок. Проект объединяет опыт и методы реализации связанных с ним объектов, формируя среду производственного процесса, т.е. среду, определяющую непосредственную реализацию связанных с проектом целей. Проект объединяет инженерные знания и опыт, формируя среду инжиниринга, которая занимается технологическим процессом, а технологический процесс ориентирован на конкретное производство в сфере услуг и тем самым формируется производственная среда. Каждая из перечисленных сред (за исключением производственной среды) состоит из внешней и внутренней составляющей. Причем внешняя составляющая может только наблюдаться и анализироваться с целью оценки ее влияния на внутреннюю среду проекта. Внутренняя же среда должна быть полностью как наблюдаемой, так и управляемой со стороны администрации проекта. Следует заметить, что очень часто границы между данными составляющими являются размытыми, а это усложняет процесс управления инновационными проектами.

Для определения границ внутренней среды инновационного проекта предлагается использовать следующую методику:

  1. Постановка основной цели инновационного проекта, например, «своевременная реализация проекта с принятыми на это затратами». Разбиение цели на подцели и постановка задач, связанных с их достижением. Первым ярусом такого разбиения являются подцели, определяющие основные задачи, решаемые в рамках различных вышеопределенных сред инновационного проекта.
  2. Определение технико-экономических показателей, определяющих эффективность решения поставленных задач и связанных с ними регулируемых параметров, от которых зависят эти показатели.
  3. Определение допустимых нижних и верхних границ изменения заданных показателей и соответствующих им регулируемых параметров.
  4. Структуризация процесса реализации проекта в форме дерева подзадач с учетом принятых ограничений и списка поставленных задач и подзадач.

В этом случае структуризация формального описания инновационного проекта сводится к формированию дерева разбиения задач на подзадачи, а также к организации и описанию связей и отношений между ними. Необходимо отметить, что полученная в процессе структуризации древообразная структура (граф) должна формироваться таким образом, чтобы распределить общий объем работ по проекту на наблюдаемые и управляемые относительно самостоятельно автономные блоки, которые передаются под управление соответствующим их содержанию специалистам. При этом, создается матрица ответственности различных подразделений организационной структуры управления инновационным проектом за выполнение закрепленных за ними блоков работ. Столбцы такой матрицы помечаются подразделениями организационной системы управления, а строки - блоками выделенных в единый цикл работ, связанных с реализацией проекта. На пересечении строк и столбцов этой матрицы располагается коэффициент ответственности соответствующего подразделения за выполнение соответствующего цикла работ и всеми видами ресурсов, необходимых для их реализации. Комплекс взаимосвязей между блоками работ часто называют логической структурой проекта, поскольку он определяет последовательность выполнения работ. Таким образом, структуризация проекта помогает решить следующие задачи:

-         разбиение сложного объекта на специализированные наблюдаемые и управляемые блоки;

-         распределение ответственности за решение задач и подзадач, связанных с реализацией проекта;

-         оценка необходимых затрат средств, времени, материальных ресурсов;

-         создание единой базы данных для планирования, составления смет и контроля над затратами;

-         увязка работ по проекту с системой ведения бухгалтерских счетов;

-         переход от общих целей к конкретным заданиям.

Особое место в развитии предприятий и объединений сферы услуг может занять инновационный проект, связанный с формированием и реализацией стратегии конкурентного преимущества оказываемых ими услуг населению. Выбор наиболее подходящей конкурентной стратегии зависит от того, какими возможностями располагает предприятие[2]. Если предприятие обладает устаревшим оборудованием, низкоквалифицированными работниками и нет интересных перспективных технических новинок в разработке, но при этом присутствует не слишком высокая заработная плата и прочие затраты на производство услуг, то ему наиболее подходит стратегия ориентации на минимизацию издержек с целью получения заданного качества услуг с традиционными потребительскими свойствами. Единственным достоинством такой стратегии является низкая стоимость производимых услуг. Это обусловлено тем, что такой подход для достижения конкурентоспособности является ненадежным, т.к. доходность продукта полностью зависит от внешних условий. Появление на рынке конкурентоспособного товара с более низкой ценой заставляет проводить дополнительное ее снижение, что уменьшает доход предприятия, а с другой стороны имеет естественные ограничения, ниже которых цена не может быть снижена. Однако на определенной стадии развития предприятия сферы услуг, например, в трудоизбыточном регионе такой подход может оказаться наиболее приемлемым и целесообразным из-за дешевой рабочей силы, что может быть проанализировано и учтено при выборе стратегии конкурентного преимущества и развития.

Если конкурентное преимущество достигнуто за счет выпуска на рынок уникальной продукции – ноу-хау, основанной на собственных инновационных разработках, то для преодоления такого преимущества конкурентам надо либо разработать аналогичную продукцию, либо придумать что-то лучшее, либо заполучить ноу-хау с наименьшими затратами. Все эти пути требуют больших затрат, усилий и времени у конкурента. Это означает, что на некоторое время фирма оказывается в лидирующем и недосягаемом положении – т.е. она является устойчиво конкурентоспособной.

Все это справедливо и применительно к уникальным технологиям, и специалистам. Их трудно воспроизвести. При этом достигается еще одно очень важное преимущество на рынке – повышение репутации фирмы. Это преимущество обычно формируется с большим трудом, очень медленно и требует крупных затрат на его поддержание.

Принимая всё это во внимание, следует признать, что самые надежные стратегии обеспечения конкурентоспособности опираются на уникальность, лидерство, качество и выборочную специализацию производства услуг.

При выборе инновационного проекта необходимо проводить оценку эффективности всех имеющихся альтернатив. Для этого можно сравнивать различные варианты инновационного проекта с точки зрения их при-быльности, стоимости и сроков реализации. Как результат этого, на оказываемые услуги в течение всего жизнен-ного цикла будет держаться стабильный спрос, достаточный для получения необходимой прибыли.

В методическом плане оценка инновационного проекта в сфере услуг может основываться на сравнении характеристик анализируемой технологии реализации услуг с конкретной потребностью и выявлении их соответствия друг другу. Для объективной оценки необходимо использовать те же критерии, которыми обычно оперирует потребитель, выбирая на рынке наиболее эффективный, с его точки зрения, способ и качество реализации услуги. Следовательно, в первую очередь должна быть решена задача определения множества основных параметров управления, подлежащих анализу, которые являются наиболее существенными с точки зрения потребителя. Для определения таких параметров следует проводить анкетирование среди потенциальных потребителей услуг, планируемых к реализации и предложению на рынке.

Например, номенклатура параметров управления, используемых при оценке конкурентоспособности оказываемых предприятием услуг, включает две обобщающие группы: параметры качества (технические) и экономические параметры.

К группе технических параметров относятся параметры потребности, которые характеризуют содержание этой потребности и условия ее удовлетворения. К ним относятся: параметры назначения; эргономические параметры; эстетические параметры; нормативные параметры.

Параметры назначения характеризуют области применения продукции и функции, которые она предназначена выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью применения данной продукции в конкретных условиях потребления.

Эргономические параметры, характеризующие услугу и результат оказания услуги с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма при их использовании.

Эстетические параметры, характеризующие информационную выразительность (рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения продукции и стабильность товарного вида), они моделируют внешнее восприятие результата услуги и отражают именно такие ее внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными, они ранжируются по степени значимости для конкретного вида продукции.

Нормативные параметры, характеризуют свойства услуги или результаты услуги, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством на рынке. Сюда можно отнести патентную чистоту, характеризующую степень воплощения в производимых услугах технических решений, не подпадающих под действие патентов, выданных в странах предполагаемого сбыта, экологические параметры, параметры безопасности, по которым для данного рынка установлены обязательные действующие требования международных, национальных стандартов, технических регламентов, норм, законодательства.

К группе экономических параметров относятся полные затраты потребителя (цена потребления) услуг, а также условия их получения и использования на конкретном рынке. Полные затраты потребителя в общем случае включают единовременные и текущие затраты[3].

При этом выбираемые для оценки эффективности инновационного проекта технические и экономические параметры управления, должны удовлетворять следующим основным требованиям:

-         иметь количественные оценки для их сравнения между собой;

-         быть не противоречивыми или по возможности не оказывать противоположного влияния на другие параметры при их изменении;

-         быть чувствительными к возмущениям, оказывающим влияние на оцениваемые с их помощью характеристики анализируемого объекта;

-         всесторонне охватывать все основные характеристики оцениваемого объекта;

-         быть чувствительными к управляющим воздействиям, т.е. изменять свои значения в результате проводимых управленческих мероприятий, направленных на компенсацию воздействий возмущающих факторов.

На основании выбранных параметров строятся критерии или показатели оценки эффективности инновационного продукта или проекта в сфере услуг. Под критерием оценки эффективности инновационного проекта в дальнейшем будем понимать его числовую характеристику, которая зависит от ряда параметров и оценивает степень приспособленности новации в каком-либо определенном смысле к выполнению поставленной задачи.

При этом эффективность инновационного проекта в подавляющем большинстве случаев целесообразно оценивать не по одному, а по нескольким критериям. Это обуславливается следующими причинами:

  1. Эффективность инновационного проекта как системы по определению необходимо рассматривать как совокупность свойств, каждое из которых характеризуется своим показателем эффективности.
  2. Большие и сложные проекты состоят из отдельных подсистем, причем каждая из них может оцениваться своими показателями эффективности.

С математической точки зрения все показатели как технической, так и экономической эффективности инновационных проектов представляют собой функционалы, зависящие от значений ряда параметров управления. Обозначим через gi , i= 1,n значения параметров управления, входящих в структуру критериев оценки эффективности инновационного проекта и определим согласно предельным характеристикам проекта ограниченное пространство параметров, для которого выполняются условия:

g i max < gi < g i min , i = 1,n. (1)

Если считать, что структура проекта задана, то показатели эффективности Эj могут быть представлены в виде функций от пара метров gi, т.е. Эj = fj( g1,g2,…,g n) j= 1,m.

Соответственно совокупность значений Э1, Э2,…,Эm следует рассматривать как систему m величин, определенных на множестве реализаций инновационного проекта имеющего определенную структуру.

При исследовании инновационного проекта значения показателей эффективности определяются либо путем обработки статистических данных, в том числе и полученных экспертным путем, либо на основании решения алгебраических и дифференциальных уравнений, описывающих поведения таких систем в фазовом пространстве параметров управления.

Учитывая сложность инновационного проекта как объекта управления аналитические зависимости показателей эффективности от исследуемых параметров управления удобно выразить в виде приближенных зависимостей, определяемых методом линейного регрессионного анализа. В этом случае аналитическое выражение показателей эффективности будет иметь следующий вид:

где коэффициенты аналитической модели b ji определяются методом наименьших квадратов на основе статистических или экспертных данных.

Для сравнения различных вариантов реализации инновационного проекта, полученные показатели следует обезличить путем нормирования. Определим правила нормирования минимизируемого показателя. Для нормированных значений x минимизируемого показателя справедливы следующие соотношения[4]:

Аналогичным образом устанавливаются правила нормирования для максимизируемых показателей эффективности:

В этом случае задачу выбора наиболее эффективного инновационного проекта можно формализовать следующим образом. Пусть рассматриваемые варианты проекта характеризуются совокупностью показателей эффективности Э1, Э2, …, Эm, которые являются функциями параметров g1, g2,…, gn . Для удобства сравнения различных вариантов инновационного проекта перейдем к вектору нормированных значений показателей X = < x1, x2, …, xm >. Тогда каждому варианту проекта S будет соответствовать вектор нормированных значений X(S). Вариант проекта, удовлетворяющий ограничениям на область допустимых значений изменения параметров G, определяемую неравенствами (1), и требованиям, предъявляемым к показателям эффективности, т. е. условиям:

называется допустимым вариантом проекта (решения). При этом предполагается, что в условиях (2) первые r показателей являются максимизируемыми, следующие (s- r) показателей относятся к минимизируемым, а последние (ms) показателей с двухсторонними ограничениями. С помощью нормированных показателей условия (2) можно записать в виде

Следует отметить, что множество допустимых вариантов проекта M(S) и множество допустимых векторов показателей X(S) в общем случае не являются эквивалентными или взаимно однозначными. Действительно, могут иметь место случаи, когда одному вектору могут соответствовать несколько вариантов проекта. Однако, если ввести дополнительные показатели эффективности, которые будут иметь различные значения для различных вариантов проекта, то можно добиться того, что бы элементы множеств M(S) и X(S) стали взаимно однозначными.

Оптимальный вариант инновационного проекта выбирается из всех допустимых исследованных вариантов согласно условию, что он обладает наилучшими с точки зрения принятого критерия эффективности значениями вектора X нормированных показателей эффективности. Под критерием эффективности или критерием предпочтения понимается правило, обеспечивающее сопоставление различных вариантов проекта и выбор оптимального из них. При этом указанное правило должно отражать не только достижение целей реализации проекта, но и необходимые для этого ресурсы.

Следует отметить, что при прямом сравнении вариантов инновационного проекта может возникнуть ситуация, когда по одним показателям один вариант проекта лучше другого, а по другим показателям хуже. В этой ситуации прямое сравнение векторов эффективности вариантов проекта не позволяет принять оптимального решения. Обойти указанные трудности можно путем применения критериев, основанных на принципе значимости одного показателя эффективности перед другим. При этом предполагается, что влияние каждого Эj показателя на обобщенный показатель эффективности зависит не только от нормированного значения этого показателя, но и от некоторого весового коэффициента hj, характеризующего его степень важности. Тогда обобщенный показатель может быть представлен в виде функции от нормированных значений локальных показателей xj и весовых коэффициентов hj.

Обычно значения весовых коэффициентов выбираются на основе экспертного опроса, и они должны удовлетворять следующим условиям:

В этом случае, в качестве интегрального показателя эффективности инновационного проекта, можно использовать оценку следующего вида:

 

При этом считается наиболее эффективным и выбирается тот вариант реализации инновационного проекта, для которого показатель X имеет максимальное значение.

 

Литература:

1.        Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. .: Банки и биржи, 1997.

2.        Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. – М: Внешторгиздат, 1993.

3.        Дорантес Д. Х., Тункель И. Л. Управление инновационными проектами: методология и инструментальные средства. – СПб.: СПбГТУ, 1997.

4.        Экономико – математические методы в анализе хозяйственной деятельности предприятий и объединений / БуникСиверский А.Б., Сайфулин Р.С., Рейльян Я. И др. – М.: Финансы и статистика, 1982.

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №06 (2008)