- Морские вести России

Резолюция Съезда Союза транспортников России

Транспортное дело России №03 (2009)

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ И ПУТИ ПЕРЕХОДА НА ИНТЕНСИВНО-ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ

 

Союз транспортников России на Всероссийском Съезде рассмотрел «Антикризисные меры по сохранению кадрового, технико-технологического потенциала транспортного комплекса и пути перехода на интенсивно-инновационный путь развития»

И КОНСТАТИРУЕТ:

В принятой «Программе антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год», особенно заслуживают внимания 7 мероприятий по авиации, 4 по железнодорожному транспорту.

Но в то же время настораживает недостаточное количество мероприятий по транспортной инфраструктуре и другим видам транспортной деятельности, которые обеспечивают до 90% объемов перевозок грузов и пассажиров.

Выполняя важнейшую задачу по сохранению развития банковской сферы, в антикризисных мерах не предусмотрены правила, по которым банки не могли бы огромные средства налогоплательщиков, выделенные для стабилизации, прокручивать в своих корпоративных интересах.

Не создан механизм доступности к банковским кредитам реального сектора экономики, как по объёмам и срокам кредитования, так и процентным ставкам. Практически нет транспортных предприятий, прибыль которых могла бы обеспечить погашение кредитов с 20-30 процентной годовой ставкой.

Это путь к банкротству реального сектора экономики и финансовой системы страны.

Не предусмотрено сокращение огромных заработных плат в предприятиях, контролируемых госсектором, которые доходят до 40 млн. рублей в год на человека. В то же время по просроченной задолженности заработной платы в сумме 1,26 миллиарда руб. (по данным профсоюзных органов), транспортный комплекс стоит на третьем месте среди экономических секторов. Это, примерно, столько же, сколько получили бонусов за 2008 год 23 члена Правления Сбербанка РФ.

В проекте программы отсутствует анализ эффективности уже принятых мер направленных на преодоления кризиса. Не определены меры по пресечению случаев проявления монополизма, в том числе и локального.

Либерализация рынка и отсутствие системной комплексной законодательно-правовой базы, государственной ценовой политики и игнорирование мирового опыта привело к тому, что для вертикально-интегрированных и части рыночных субъектов созданы условия, позволяющие им за счет стихийного роста цен перекачивать прибыли подавляющего большинства российских компаний в свою пользу. Такая система даёт возможность посредникам и торговым сетям получать доходы и прибыли больше, чем национальным производителям товаров.

Особенно беспокоит отсутствие достаточных мер в антикризисной политике Правительства РФ по развитию нашего национального достояния – автомобильным дорогам. Финансирование на строительство дорог для субъектов Федерации по предварительным планам 2009 года, сокращено на 50 млрд. рублей к уровню 2008 года. В административных регионах разброс снижения финансирования дорог к уровню 2008 года уменьшается в диапазоне от 20 до 50%. Сокращение рабочих мест в автодорожной отрасли прогнозируется до 80-100 тыс., а с учётом смежных отраслей до 300 тыс. мест.

Предлагаемые антикризисные меры не в полной мере отвечают специфике транспорта, затрагивают только узкую часть транспортной деятельности и не обеспечивают условия выхода из кризиса до состояния способного удовлетворить будущую потребность экономики и общества в транспортных услугах.

В программе Антикризисных мер Правительства России много внимания уделяется социальной сфере. Для реализации ее на практике гражданам России необходимо иметь возможность передвижения в медицинские учреждения, в аптеки, в школы, торговые предприятия и т.д., но в то же время, отсутствуют мероприятия по обеспечению возможности передвижения населения, особенно из населенных пунктов в районные и областные центры.

УЧАСТНИКИ СЪЕЗДА СЧИТАЮТ НЕОБХОДИМЫМ:

1.Поддержать, в основном, программу антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год.

2. Рекомендовать членам Союза транспортников России:

-         Организовать проведение постоянного мониторинга социально-экономической обстановки в транспортно-дорожном комплексе в регионах и анализа эффективности мер, принимаемых органами федеральной и региональной власти, а также муниципального самоуправления и бизнес-сообщества по устранению кризисных явлений в транспортных предприятиях.

-         Результаты мониторинга регулярно направлять в секретариат Союза для обобщения и информирования о состоянии в транспортных системах Министерства транспорта РФ, Минэкономразвития РФ и других государственных органов.

-         Поручить членам СТР направить своим организациям рекомендации по практическому использованию антикризисных мер Правительства РФ.

-         Съезд обращается ко всем руководителям транспортных предприятий предпринять все возможные меры по сохранению подвижного состава, инфраструктуры и кадрового потенциала, с тем, чтобы обеспечить пропускные и провозные способности для растущей экономики в послекризисный период.

3. Просить Министерство транспорта РФ:

-         провести заседание Коллегии Минтранса РФ совместно с Президиумом Союза транспортников России по уточнению ситуации в сферах транспортной деятельности и принятию необходимых антикризисных мер для сохранения кадрового и технико-технологического потенциала;

-         включить в постоянно действующую рабочую группу (Антикризисный штаб) Минтранса РФ, руководителей российских отраслевых союзов. Заседания расширенной рабочей группы проводить не реже одного раза в месяц;

-         предложить заслушать на Комиссии по повышению устойчивости развития экономики Правительства РФ предложения антикризисных штабов Минтранса РФ и Союза транспортников России;

-         обратиться в Министерство образования РФ с предложением приостановить до окончания кризисного периода, планируемое введение с 1 июля 2009 года «Требований к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий по их оснащению техническими средствами, Требования к квалификации педагогических кадров»;

-         сохранить на уровне 2008 года объёмы финансирования федеральных автомобильных дорог и размеры субсидий на дорожное строительство субъектам РФ;

-         при решении вопроса о выделении субсидий субъектам Российской Федерации на развитие автомобильных дорог, предварительно прорабатывать вопрос погашения ими задолженности перед дорожными организациями за выполненные и не оплаченные работы в 2008 году.

4. Просить Правительство Российской Федерации:

4.1. С целью реализации Программы «Российские грузы – российским перевозчикам» и для сохранения рабочих мест и технико-технологического потенциала в соответствии с целью №4 «Транспортной стратегии России на период до 2030 года», предусматривающей: «…преимущественный (а в некоторых случаях исключительный) допуск российских перевозчиков к перевозке грузов для нужд государства, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, а также стратегических грузов» принять, в соответствии с международной практикой, Постановление Правительства РФ о закреплении за национальными перевозчиками, экспедиторами и операторами обеспечение транспортными услугами:

-         Сочинского олимпийского комплекса;

-         Дальневосточного комплекса для проведения Форума АТЭС в 2012 году.

4.2. При строительстве объектов на территории России национальные экспедиторы, операторы и перевозчики должны осуществлять объемы перевозки: при российских инвестициях - не менее 75%, при иностранных - не менее 50%, при разработке сырьевых запасов, в том числе осваиваемых в соответствии с Федеральным законом РФ «О разделе продукции» - не менее 75%.

Экспедиторские и операторские услуги на территории России могут осуществлять только российские резиденты. Для регистрации своей деятельности национальным и зарубежным резидентам необходимо направлять уведомления в Ассоциацию российских экспедиторов в соответствии с утвержденными образцами.

К перевозке грузов для нужд государства, субъектов Федерации и муниципалитетов, а также особого перечня стратегических грузов допускаются только национальные перевозчики.

Российским товаропроизводителям заключать договоры в приоритетном порядке только с национальными перевозчиками, экспедиторами и операторами и только при отсутствии своих провозных возможностей заключать договоры с иностранными резидентами.

4.3. Разработать в течение II квартала 2009 года Программу увеличения рабочих мест в автодорожной отрасли.

4.4. Осуществлять субсидирование из бюджета кредитной ставки коммерческих банков с государственным участием превышающей ставку рефинансирования Центрального банка 13% при предоставлении кредитов предприятиям транспорта в 2009 году.

Провести реструктуризацию налоговых долгов для судоходных компаний, имеющих сезонный характер работы. В срочном порядке выделить финансовую помощь по межсезонный разрыв в сумме 5 млрд. рублей.

Для выдачи заработной платы предусмотреть для предприятий получение социального кредита по банковской ставке не выше ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

4.5. Обязать Федеральную таможенную службу РФ организовать трехсменную работу таможенных постов в Дальневосточном регионе и на Тихоокеанской акватории.

4.6. Предоставить международным автомобильным перевозчикам:

-         возможность использования современных транспортных средств путем перевода их из таможенного режима временного ввоза с полным условным освобождением в свободное обращение, и/или в режим временного ввоза с частичным условным освобождением по ставкам таможенных пошлин, действовавшим на момент ввоза, по фактической (остаточной) стоимости без внесения обеспечения по уплате таможенных платежей при частичном условном освобождении.

4.7. Предусмотреть в «Программе антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год»:

-         учитывая особую специфику транспортного обслуживания труднодоступных и малонаселённых регионов России, внести в Программу антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год специальный раздел, посвященный этой проблеме.

-         при предоставлении государственной поддержки системоообразующим предприятиям промышленности строительных материалов устанавливать им обязательства по поставке продукции по госзаказу по оговоренным ценам. Привлекать ассоциации и саморегулируемые организации потребителей продукции системоообразующих предприятий в выработке таких условий.

-         разработку мер направленных на сокращение расходов, при реализации инфраструктурных проектов, в том числе путем отмены или введения государственного регулирования, размеров сборов и цен на оплату за получение разрешительных документов, административно-управленческих сборов, получение технических условий, согласований, оплату экспертиз и т.п.

4.8. Поручить Министерству транспорта РФ и Федеральной службе по тарифам РФ оптимизировать введенные в последнее время всевозможные сборы:

-         Снизить портовые сборы в морских портах, особенно для каботажных перевозок, до уровня взимаемых в зарубежных портах на одной и той же акватории.

-         Отменить весь пакет сборов с речных судоходных компаний транспорта, осуществляющих перевозки на внутреннем рынке.

4.9. Поручить Федеральному дорожному агентству Минтранса РФ уточнить потребность предприятий дорожного хозяйства в строительных материалах и ускорить заключение договоров с предприятиями речного транспорта на поставку этих материалов в 2009 году.

4.10. Поручить Минэнерго РФ, Минпромторгу РФ, Минсельхозу РФ провести с подведомственными предприятиями необходимые консультации по заключению контрактов на перевозку грузов, с учетом имеющихся потенциальных потребностей и возможностей транспортного комплекса.

4.11. Поручить Министерству регионального развития РФ активизировать работу с администрациями регионов, по заключению договоров с предприятиями строительного сектора на перевозки строительных грузов речным транспортом.

4.12. Рекомендовать субъектам Российской Федерации применять транспортный налог (на лошадиную силу) в автомобильном транспорте с коэффициентом не более двух.

Просить Правительство РФ, Совет Федерации РФ, Государственную Думу РФ и политические партии, входящие в Государственную думу РФ:

5.1. Исходя из предыдущего опыта работы в условиях кризиса, когда предприятия находятся на критической точке рентабельности и снижение налогов становится не эффективным, принять некоторые дополнительные специфические налоговые инструменты:

-         Для сохранения подвижного состава и транспортной инфраструктуры, при снижении объемов перевозок, отменить налоги на законсервированный, в этой связи, подвижной состав и недвижимые основные фонды.

-         Учитывая специфику наземных систем транспорта, которым для обеспечения экологии и безопасности, требуется для наземных объектов большие земельные площади, а так же используя опыт 1992-1996 годов, необходимо принять внесенный Комитетом ГД по транспорту Федеральный закон об отнесении земель транспорта к ограниченным в обороте, (как это и предусмотрено в Земельном кодексе), и распространить в соответствии с этой градацией в Налоговом кодексе РФ (статья 394) норму налога на землю 0,3 %, как это предусмотрено для других земель, ограниченных в обороте.

-         Провести реструктуризацию налоговых долгов для судоходных компаний, имеющих сезонный характер работы. В срочном порядке выделить финансовую помощь по межсезонный разрыв в сумме 5 млрд. рублей.

-         Определить в законодательном порядке гарантированные источники финансирования, как для федеральной, так и региональной и сельской автодорожной сети с гарантированным прогнозированием на 5-7 лет вперед.

Объемы целевых источников должны быть не меньше среднеевропейских, около 4% ВВП (в РФ около 1%).

Ввести законодательную норму, что эти целевые средства не могут быть изъяты ни одним органом власти без изменения законодательной нормы.

Принять решения:

-         О не применении в текущем году положения части 4.1 Статьи 10. Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в части размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту федеральных автомобильных дорог общего пользования исключительно путем проведения аукциона и внести соответствующие предложения по изменению действующего законодательства.

-         О введении со II квартала 2009 года до конца этого года моратория в размере 50 % от всех видов налогов с автотранспортных предприятий вне зависимости от форм собственности.

5.2. Установить в целях ограничения роста цен:

  • максимальные пределы прибыли по товарным группам.
  • максимальные наценки для посредников, а также торговых сетей, на всей цепочке от товаропроизводителей до покупателей.
  • изъятия до 90% в бюджет сверх установленных прибылей, а также наценки для посредников, а также торговых сетей, и применение санкций в соответствии с налоговым законодательством РФ.
  • в целях выравнивания доходов слоев населения определить, что в организациях с пакетом акций государства не менее 50%, а также в казенных предприятиях, заработная плата руководства компании не должна превышать уровень одного – двух вознаграждений Председателя Правительства РФ.

Возвратить бонусы членов правления сбербанка РФ и направить их на компенсацию регионам по выпадающим доходам от снятия налогов на земли транспорта.

6. Учитывая тяжелое финансовое положение граждан РФ, подавляющего большинства российских регионов и учитывая опыт сохранения подвижности населения на этих маршрутах в предыдущих кризисных ситуациях, участники Съезда считают необходимым предусматривать при выделении финансирования регионов из федерального бюджета целевое финансирование для обеспечения в регионах минимальных социальных стандартов передвижения населения.

7. Съезд поддерживает позицию Президента РФ и Председателя Правительства РФ о выходе из кризиса с обновленной экономикой.

Принятые Правительством РФ «Транспортная Стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» и «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» базируются на освоении прорывных и инновационных технологиях.

Участники Съезда считают целесообразным в первоочередном порядке в течение двух лет реализовать пакет высокоэффективных экспериментально-логистических проектов, предусмотренных в Стратегиях.

Дальнейшее тиражирование их на территории страны позволит увеличить производительность транспортных систем и коммерческую скорость товарных потоков от 2,5 до 4 раз и достичь производительности и скорости товарных потоков до уровня развитых стран, а значит, соответственно, повысится в разы и рентабельность транспортных систем.

В этих целях просить Министерство транспорта РФ разработать и утвердить схему реализации пакета прорывных технологий, предусмотренных в Стратегии. Провести в 2009 году всю подготовительную работу, с тем, чтобы начать реализацию эксперимента с начала 2010 года.

8. Данную резолюцию направить от имени Всероссийского Съезда транспортников в Администрацию президента РФ, Правительство РФ, политическим партиям, представленным в Государственной Думе РФ, Комитет ГД по транспорту и другие комитеты Государственной Думы РФ, Минтранс РФ, Минэкономразвития РФ, Минфина РФ, ТПП РФ и другие министерства и ведомства.

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №03 (2009)