- Морские вести России

ИННОВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Транспортное дело России №03 (2009)

Торобков Н.А., соискатель ГОУ ДПО ГАСИС

В статье определены основные задачи и направления модернизации коммунального хозяйства. Рассмотрены особенности и условия формирования инновационной программы как составной части стратегии модернизации коммунального хозяйства.

 

Ключевые слова: модернизация коммунального хозяйства, формирование инновационной программы, политика энергосбережения.

 

INNOVATIVE FACTORS OF MODERNISATION OF MUNICIPAL SERVICES

Torobkov N., competitor GOU DPO GASIS

In the article the primary goals and directions of modernisation of municipal services are advanced. Features and conditions of formation of the innovative program as constituent of strategy of modernisation of municipal services are considered.

 

Key words: municipal services modernization, formation of the innovative program, policy of power savings.

 

Стратегия модернизации нацеливает предприятия коммунального хозяйства на технико-экономический уровень производства, достигнутый наиболее развитыми странами, что предполагает совершенствование структуры производства, достижение соответствующего качества продукции и услуг при рациональном уровне текущих затрат.

Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры связана с реконструкцией существующих объектов (с высоким уровнем износа) и строительством новых предприятий и сооружений. Основными задачами модернизации являются:

-         переход всех секторов коммунального хозяйства на инновационный путь развития, использование последних достижений отечественной и зарубежной техники и технологии, обеспечивающих повышение качества услуг и экономию ресурсов;

-         повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры;

-         привлечение средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Неотложность мер по модернизации коммунального хозяйства с использованием инновационных форм определяется тем, что в настоящее время износ основных фондов составляет более 60 %, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. За 10 лет количество аварий выросло примерно в 5 раз и составляет до 70 аварий на 100 км сетей водоснабжения и 200 аварий на 100 км сетей теплоснабжения. Высокая степень износа основных фондов по генерирующему и сетевому оборудованию, низкий уровень эксплуатации, неэффективная работа предприятий коммунального комплекса вызывают разбалансированность отрасли. Физический износ оборудования на котельных составил 54,5 %, трансформаторных подстанций – 58,1 %, ЦТП – 50,1 %, коммунальных сетей водопровода – 65,3 %, канализации – 62,5 %, тепловых – 62,8 % и электрический – 58,1 %, водопроводных насосных станций – 65,1 %, канализационных насосных станций – 57,1 %, тепловых насосных станций – 52,3 %, очистных сооружений водопровода – 53,9 %, очистных сооружений канализации – 56,2 %. Степень износа объектов коммунального хозяйства по отдельным муниципальным образованиям достигает 70 – 80 %, а темпы его нарастания составляют 1 – 2 % в год. По предварительным расчетам, на восстановление основных фондов до нормативных значений требуется 2 трлн. 140 млрд. руб.

Формирование инновационной программы как составной части стратегии модернизации коммунального хозяйства предполагает, во-первых, обобщение опыта регионов в управлении этим процессом, во-вторых, анализ инновационного потенциала в основных отраслях. Учитывая многообразие технологий и оборудования, применяемых в отраслях коммунального хозяйства, конкретные формы применения новшеств целесообразно систематизировать по основным видам деятельности.

В области энерго- и теплоснабжения жилищного фонда наибольший интерес представляет комплекс мероприятий, реализуемых в Москве и Санкт-Петербурге. В Москве в 2004 году было создано акционерное общество «Московская объединенная энергетическая компания» (ОАО «МОЭК»), которое взяло на себя снабжение города электроэнергией и теплом в рамках эффективной энергетической политики городского правительства. В дополнение к имеющимся электрогенерирующим мощностям компания планирует в ближайшие годы ввести новые газотурбинные мощности для комбинированной выработки электроэнергии и тепла.

В рамках программы модернизации производства ОАО «МОЭК» широко проводит перекладку тепловых сетей с применением инновационных технологий: труб из полимерных материалов и стальных труб с пенополиуретановой изоляцией. При этом срок службы сетей увеличивается с 10 до 30 – 50 лет, величина тепловых потерь сокращается примерно в 4 раза, что обеспечивает годовую экономию тепловой энергии в объеме 35 тыс. Гкал. Инвестиции на реализацию программы модернизации тепловых сетей составляют 37 млрд. рублей (в ценах 2007 г.) со сроком окупаемости 5 – 6 лет.

Для привлечения инвестиций в проект проводится размещение облигационного займа МОЭК на сумму 6 млрд. рублей со сроком обращения до 5 лет.

Одновременно в МОЭК активно реализуется программа энергосбережения, включающая внедрение частотно-регулируемых приводов, низковольтных преобразователей частоты, что при применении на насосном оборудовании тепловых пунктов позволяет экономить 20 – 30 % потребляемой электроэнергии.

Постоянно развивается структура компании. Количество филиалов увеличилось с 3 до 10, из которых 6 – сервисных, обслуживающих различные направления деятельности: сбыт энергии, транспорт, снабжение материалами и оборудованием и т.д. Последовательно проводится ликвидация малых котельных, где расход топлива на 8 % больше, чем на тепловых станциях.

Важнейшим направлением модернизации коммунального хозяйства является политика энергосбережения, основным инструментом которой являются механизмы заинтересованности всех участников рынка в результативности этого процесса. Значение этой политики можно охарактеризовать величиной потенциала энергосбережения: в Москве он составляет 11 млн. тонн условного топлива, т.е. примерно 30 % его годового потребления. В политике энергосбережения выделяются четыре составляющих: энергоаудит, нормативные документы, стимулирование и пропаганда энергосбережения.

Модернизацию системы энергосбережения, теплоснабжения и отопления города можно рассмотреть на опыте Санкт-Петербурга, где разработаны Генеральная схема теплоснабжения и Генеральная схема электроснабжения на длительную перспективу. В основу схемы положен прогноз прироста жилищного фонда и общественно-деловой застройки города, который вызывает прирост тепловой нагрузки более чем на 10 тыс. Гкал/ч. В городе предполагается построить 9 новых ТЭЦ и 13 котельных, а также построить около 80 км новых и реконструировать до 60 км теплосетей. Схемой также предусмотрена модернизация действующих ТЭЦ и котельных.

Большинство инвестиционных проектов развития систем электроснабжения, теплоснабжения и газоснабжения предполагается реализовать на основе государственно-частного партнерства, что позволит привлечь дополнительные финансовые ресурсы частных инвесторов.

В рамках программы модернизации коммунального хозяйства предусмотрено установить рациональное сочетание централизованного и автономного поквартального теплоснабжения с использованием индивидуальных тепловых пунктов. Организация автономных котельных на газовом топливе повышает удельные затраты на производство тепла, но сокращает потери тепла в сетях. Для крупных городов автономные котельные не составляют реальную альтернативу централизованному теплоснабжению, по оценкам экспертов их доля не превысит 10 – 15 % от общего теплопотребления. Однако при строительстве многоквартирных домов в удалении от базовой городской инфраструктуры локальные котельные весьма эффективны.

Модернизация систем теплоснабжения включает также реконструкцию тепловых сетей, протяженность которых в России составляет более 250 тыс. км в двухтрубном исполнении. Средний уровень износа сетей – более 60 %. Основным направлением модернизации теплосетей признан переход к бесканальной прокладке труб с индустриальной пенополиуретановой теплоизоляцией. Срок службы таких труб составляет 30 – 50 лет. Их производство освоено на предприятии компании «СМИТ-Ярцево» и др.

Целью программы модернизации систем водоснабжения является обеспечение населения высококачественной питьевой водой. В первую очередь это требует улучшения экологического состояния водных объектов, повышения их защищенности от результатов хозяйственной деятельности. Комплексы соответствующих мероприятий должны предусматривать предотвращение загрязнения водных объектов сточными водами и поверхностным стоком с водосборной площади, обустройство водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Частично потребность в воде приходится обеспечивать путем рециркуляции. Для этого действующую систему водоочистки необходимо коренным образом перевооружить с использованием инновационных технических решений. Среди них можно выделить как физико-химические, так и химические способы очистки и обеззараживания стоков, позволяющие полностью обезвредить даже сильно загрязненные воды и безопасно использовать их повторно или сбрасывать в поверхностные источники. Эти меры должны сочетаться с политикой водосбережения, главным направлением которой является применение при ремонте и строительстве новых магистралей эффективных инновационных конструкций полиэтиленовых и полипропиленовых труб, а также автоматизации системы водоснабжения.

Неотъемлемой частью программы модернизации водопроводных систем является внедрение инновационных информационных технологий, позволяющих комплексно решить проблемы экономии ресурсов, снижения аварийности и затрат на ремонт, оперативного управления и контроля за технологическими процессами. Подобная разработка осуществлена научно-производственной фирмой «КРУГ», предложившей промышленную автоматизацию водоканалов на уровне АСУ ТП отдельных технологических участков и на уровне диспетчерского управления распределенными объектами водоснабжения. Объектами автоматизации являются системы водозабора, водоподготовки, распределения, водоснабжения, учета, водоотведения и очистки стоков. При этом ввод комплекса может осуществляться поэтапно в соответствии с пожеланием заказчика.

В рамках модернизации коммунального хозяйства необходимо решить крайне важную проблему утилизации больших объемов осадков сточных вод очистных сооружений, которые хотя и проходят биологическую очистку, остаются опасными токсичными отходами. На территории России накоплены десятки миллионов тонн таких осадков, поэтому их ликвидация или переработка может рассматриваться как национальная проблема. ООО «Компания РУСЭКО» в сотрудничестве с рядом научных институтов и водоканалами городов Подмосковья разработали инновационную технологию обеззараживания и детоксикации осадков сточных вод с получением утилизируемого продукта – гумусоподобной органоминеральной композиции.

Еще одна актуальнейшая проблема модернизации коммунального хозяйства связана с необходимостью организации мусороудаления в городах и поселках, включающей сбор, переработку и утилизацию твердых бытовых отходов. Обострение ситуации с мусороудалением определяет важность разработки инновационных решений проблемы в двух альтернативных направлениях: складирование мусора на полигонах и строительство мусоросжигательных заводов. Каждое из этих направлений имеет свои отрицательные черты, и по каждому имеются инновационные технические решения.

До настоящего времени в городах России наиболее широко распространены полигоны для сбора мусора, т.н. «мусорники», которые зачастую превращаются в обычные свалки. Из-за длительных сроков хранения в зонах складирования наблюдается высокая концентрация в атмосфере вредных примесей, в десятки раз превышающих ПДК. Продукты разложения отходов попадают в грунтовые воды, на свалках начинается процесс самовозгорания мусора, что еще больше увеличивает концентрацию токсичных компонентов в воздухе. Учитывая, что в ближайшее время ликвидировать «мусорники» не удастся, предложен комплекс инновационных мероприятий, позволяющих минимизировать вредное воздействие мусоросборочных полигонов на окружающую среду. В первую очередь предполагается взять курс на сепарацию твердых бытовых отходов, выделение компонентов, подлежащих переработке – это стекло, металл, пластик, картон, бумага, дерево. Их объем составляет до 60 % мусорных отходов. Отсортированные отходы формируются до объема товарных партий для отправки на переработку. Опыт ряда российских городов свидетельствует о возможности и целесообразности превращения скопившихся на свалках отходов во вторичное сырье и материалы. Стремительный рост полигонов-мусоросборников может быть замедлен путем применения специальных машин на базе колесных тракторов, совмещающих функции бульдозера для разравнивания и функции катка-уплотнителя, для чего металлические колеса машины снабжаются шипами.

Второе направление мусоропереработки – строительство мусоросжигательных заводов. Всего в мире построено около 4 тысяч таких предприятий, которые являются наиболее радикальным способом обезвреживания бытового мусора, при этом максимально используется его энергетический потенциал. По теплотворной способности мусор больших городов сопоставим с бурым углем или торфом, поэтому мусоросжигательные заводы – это практически теплоэлектростанции, работающие на бесплатном топливе.

Необходимо отметить, что применение технологии сжигания мусора вызывает возражения экологов, т.к. в процессе горения в атмосферу выбрасываются ядовитые вещества, в т.ч. наиболее опасный из них – диоксин. Однако в Европе, например в Вене, мусоросжигательный завод находится в 200 метрах от университета в центре города, и это никого не смущает. Важно, чтобы сжигались подготовленные, отсортированные отходы, в которых не содержатся ртуть, кадмий, хлор и другие вредные компоненты. Ситуация со строительством мусоросжигательных заводов осложняется отсутствием в российских городах раздельного сбора отходов, когда в общий контейнер вместе с бумагой, полимерной, стеклянной и металлической тарой, пищевыми отходами выбрасываются лекарства с просроченной годностью, разбитые термометры, тара с остатками ядохимикатов, лаков и красок, и т.п. Опыт показывает, что недостаточно установить в городе контейнеры для раздельного сбора мусора, нужна длительная настойчивая разъяснительная работа с населением. А пока сортировать мусор придется на специальных пунктах, оборудованных мусоросортировочными линиями.

Одной из важных причин того, что города погрязают в бытовом мусоре, заключается в неэффективной тарифной политике в сборе и вывозе отходов. При расчете тарифов в них не закладывается экологическая составляющая. В городских и сельских поселениях не установлены нормативы образования отходов на душу населения.

Управление процессом мусороудаления характеризуется тенденцией к постоянному усложнению. Цены утилизации отходов постоянно возрастают, вследствие чего этот рынок начинают захватывать крупные частные компании, которые предполагают строить гигантские мусороуничтожающие предприятия. Обострение ситуации с мусороудалением делает актуальной проблему модернизации этого процесса с использованием инновационных решений.

Принципиально новым направлением модернизации коммунального хозяйства является переход к применению современных информационных технологий. Они ориентированы на обеспечение мониторинга состояния инженерных сетей и коммуникаций, организацию расчетов с населением за коммунальные услуги, контроль за потреблением воды, тепла и электроэнергии. Примером внедрения таких технологий является проект «Цифровой район Жулебино» в Москве. Техническую основу проекта составляет мультисервисная сеть жилищного фонда, на базе которой создается надежная система диспетчеризации.

Анализ реализации инновационных направлений модернизации коммунального хозяйства свидетельствует об их высокой экономической и социальной эффективности.

 

Литература.

1.        Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление. Экономика. – М.: Кнорус. 2007.

2.        Башмаков И.А., Папушкин В.Н. Комплексные программы развития и модернизации коммунального хозяйства города. // ЖКХ, 2006, № 6 – 7.

3.        Бобров А.В. Модернизация инженерно-энергетического комплекса Санкт-Петербурга. // ЖКХ, 2008, № 3.

4.        Гурьянов Л.В., Болдырев А.В. Комплексная автоматизация водоканалов – путь к ресурсосбережению. // ЖКХ и строительство, 2007, № 6.

5.        Григорьев Л., Тамбовцев В. Модернизация через коалиции. // Вопросы экономики, 2008, № 1.

6.        Зотов В.Б. Современные инфотехнологии в городском хозяйстве. // Управление, 2006, № 6.

7.        Шемякина Т.Ю. Инновационный процесс: регулирование и управление. – М.: Идательство «Флинта». 2007.

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №03 (2009)