- Морские вести России

КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Транспортное дело России №03 (2009)

Бирюков А.В., профессор Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса России, кандидат исторических наук, доцент

Создание производственных кластеров в России – авиационного, судостроительного, танкового, космического и других, а также организация технопарков на практике подтверждают правильность избранного пути взаимопроникновения военных и гражданских технологий, внедрения наиболее жизнеспособных НИОКР ОПК в самые разные отрасли промышленности.

 

Ключевые слова: кластер, промышленность, конкурентоспособность.

 

THE KLUSTERS POLICY AS THE FACTOR OF INCREASE OF COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISES OF DEFENSIVE INDUSTRIES

Birykov A., Professor of State academy of building and housing and public utilities of Russia, Candidate of historical sciences, the senior lecturer

Creation industrial kluster in Russia – aviation, ship-building, tank, space and others, and also the organisation of technoparks in practice introduction of the most viable researches and development MIC in the most different industries prove the selected way of interosculation of military and civil technologies.

 

Keywords: kluster, the industry, competitiveness

 

Стратегия создания производственных кластеров сегодня реализуется в рамках нескольких программ федерального значения: «Национальная технологическая база», «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса», «Развитие гражданской авиационной техники», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники».

В настоящее время проводятся НИОКР по созданию важнейших технологий межотраслевого значения по приоритетным направлениям, охватывающим большую часть перечня критических технологий (всего около 18 направлений)1. В соответствии с программными мероприятиями ведется разработка около 150 конкретных технологий, не уступающих современному мировому уровню. Принимая во внимание новые тенденции и направления технологического развития в мире, в России приняты к реализации ряд новых Федерально-целевых программ, предусматривающих дальнейшее развитие национальной технологической базы, в частности, ФЦП «Национальная технологическая база на 2007-2011 гг.». Программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2007-2010 гг. и на период до 2015 г.» предусматривает разработку и освоение базовых и критических промышленных технологий, в том числе, ориентированных на создание и производство современных видов специальной техники, предполагает комплексное решение проблем обновления производственно-технологической базы ОПК, в том числе уникальной стендовой испытательной базы. Всего осуществляется более 400 технологических разработок, обеспечить реконструкцию и техническое перевооружение около 120 производственных комплексов2.

Это стало возможным благодаря кластерному подходу, разработке кластерной политики в сфере оборонного производства, позволяющей реализовывать стратегию развития ОПК, основанную на инновациях, новейших технологиях, эффективном использовании интеллектуального потенциала отрасли.

Кластерная политика способна стать одним из главных направлений государственной политики по повышению национальной конкурентоспособности. Правительством России кластерная политика рассматривается как одна из 11 «ключевых инвестиционных инициатив» наряду с созданием Инвестиционного фонда РФ, Банка развития и внешнеэкономической деятельности, Российской венчурной компании, особых экономических зон, новой программы по созданию технопарков и другими инициативами, которые являются инструментами диверсификации российской экономики3. При этом содержание кластерной политики не расшифровывается.

Возникает закономерный вопрос. Так ли уж нужна сейчас экономике России с ее спецификой модная за рубежом кластерная политика? Необходимо ли копировать опыт других стран в реализации кластерной политики, когда существуют традиционные, отработанные годами типы государственной политики, направленные на ликвидацию «провалов» рынка и поддержку определенного типа предприятий – например, субсидирование отраслей и предприятий, поддержка отдельных предприятий – «выборочных» победителей (pick-winners), система государственных заказов и др.?

Безусловно, кластерная политика необходима, ведь она по своей сути концентрируется на решении главных проблем российской экономики. Во-первых, при проведении кластерной политики во главу угла ставится развитие конкурентного рынка, поддержание конкуренции как движущей силы повышения конкурентоспособности компаний, а экономика России в настоящее время отличается высокой монополизацией региональных и локальных рынков, что снижает общую конкурентоспособность экономики. При этом государственные инициативы в кластерной политике ориентированы, в первую очередь, на поддержку сильных и креативных компаний и создании плодотворной среды, в которой, в свою очередь, более слабые и отсталые фирмы могли бы повышать свою конкурентоспособность4.

Во-вторых, кластерная политика уделяет ключевое внимание микроэкономике – анализу местных рынков и компаний на базе не наследуемых (природные ресурсы и т.п.), а, прежде всего, создаваемых факторов производства (высококвалифицированная рабочая сила, доступная инфраструктура и т.д.). Сейчас, когда российская экономика достигла макроэкономической стабильности, экономическая политика государства для достижения устойчивого роста экономики в долгосрочной перспективе должна быть более дифференцированной и в большей степени ориентироваться на изучении барьеров для развития и стимулирования отраслей и компаний именно на региональном и локальном уровнях. Микроэкономический подход в кластерной политике позволяет учитывать местные особенности развития и вырабатывать эффективные адресные программы по ускорению развития и повышению конкурентоспособности компаний, в том числе относящихся к сфере военного производства.

В-третьих, проведение кластерной политики базируется на организации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, бизнесом и научно-образовательными учреждениями для координации усилий по повышению инновационности производства и сферы услуг, что способствует взаимному совершенствованию и повышению эффективности в работе.

Наконец, реализация кластерной политики направлена на стимулирование развития и повышение инновационного потенциала в первую очередь малого и среднего бизнеса, который в российской экономике развит пока слабо по сравнению с развитыми и развивающимися странами. Именно малые и средние предприятия (МСП) формируют в основной массе кластеры и кластерные инициативы – главные объекты проведения кластерной политики.

Таким образом, по своему потенциалу и структуре кластерная политика является именно тем комплексом мероприятий, который может способствовать решению главной задачи: повышению конкурентоспособности российской экономики через развитие высокотехнологичных рынков, повышение инновационности различных отраслей экономики, в том числе и оборонного назначения, стимулирование инициативы, активизации взаимодействия между государством, бизнесом и научным сообществом. Все это во многом определяет возможности укрепления и наращивания оборонного потенциала Российской Федерации.

В настоящее время выделяется кластерная политика двух поколений. Кластерная политика первого поколения представляет собой комплекс мер, осуществляемых федеральными и региональными органами власти по идентификации кластеров, определению поля деятельности формирующих кластеры фирм, созданию государственных органов поддержки кластеров и осуществлению общей политики поддержания кластеров в стране и регионе (отрасли). Кластерная политика второго поколения базируется на хорошем знании о существующих в стране или отрасли кластерах и подразумевает индивидуальный подход к проблемам развития каждого кластера в отдельности. Государство может стимулировать развитие кластеров, проводя различный комплекс мероприятий5: 1) «брокерскую» политику – создание платформы для диалога различных акторов кластера; 2) диверсификацию местного спроса посредством размещения у местных компаний государственных заказов; 3) повышение квалификации местной рабочей силы через реализацию программ дополнительного образования и переподготовки кадров; 4) создание «брэнда» региона и отрасли для привлечения иностранных инвестиций.

По роли государства при проведении кластерной политики выделяются четыре ее типа6:

1) каталитическая кластерная политика, когда правительство

сводит заинтересованные стороны (например, частные компании и исследовательские организации) между собой, но обеспечивает ограниченную финансовую поддержку реализации проекта;

2) поддерживающая кластерная политика, при которой каталитическая функция государства дополняется его инвестициями в инфраструктуру регионов, образование, тренинг и маркетинг для стимулирования развития кластеров;

3) директивная кластерная политика, когда поддерживающая функция государства дополняется проведением специальных программ, нацеленных на трансформацию специализации регионов через развитие кластеров;

4) интервенционистская кластерная политика, при которой правительство наряду с выполнением своей директивной функции перенимает у частного сектора ответственность за принятие решения о дальнейшем развитии кластеров и посредством трансфертов, субсидий, ограничений или регулирования, а также активного контроля над фирмами в кластере, формирует его специализацию.

Как представляется, кластерная политика, которую можно определить как комплекс мероприятий, направленный на повышение конкурентоспособности страны через стимулирование развития кластеров, может осуществляться в российской экономике по следующим направлениям (см. таблицу 1): создание внепространственных кластеров; создание пространственных кластеров; развитие кластерных инициатив; развитие существующих и создание новых территориально-производ-ственных комплексов на основе использования эффекта размещения, концентрации, комбинирования и кооперирования.

 

Таблица 1. Основные направления проведения кластерной политики

 

В рамках кластерной политики важно выделить оборонно-промышленный комплекс, в первую очередь авиастроение и судостроение, развитие которых или напрямую зависит от государственных заказов или в значительной степени определяется стратегией и политикой государства. Создание ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» является логичным ходом по консолидации активов для повышения конкурентоспособности России в этих сильно монополизированных отраслях мировой экономики.

Следует отметить, что пространственные кластеры в инновационных отраслях экономики, в том числе относящихся к оборонно-промышленному комплексу, представляют собой типовые инновационные кластеры и могут формироваться при наличии в одном местоположении как минимум следующих структур: научноисследовательский институт; сильный классический университет или специализированный естественнонаучный институт; успешно функционирующий рядом с университетом и НИИ технопарк / научный парк / бизнес-инкубатор; одна или несколько успешно работающих фирм, специализация которых совпадает с научными исследованиями НИИ и сильными естественнонаучными факультетами университета, и сотрудники которых являются выпускниками университета, сотрудниками НИИ или имеют тесные контакты с этими образовательными и научными учреждениями.

Компетентное проведение кластерной политики через стимулирование развития форм территориальной организации производства будет способствовать диверсификации и сбалансированному развитию хозяйства страны и повышению жизненного уровня населения. Но успех в реализации кластерной политики возможно достичь только за счет хорошей координации действий и осознания необходимости постоянно повышать свою конкурентоспособность как со стороны органов государственных власти, так и бизнеса, образовательных и научных учреждений. Особое место в кластерной политике должны занимать инновационные кластеры.

Мы предлагаем модель формирования конкурентоспособности отраслей оборонной промышленности на основе кластерного подхода (рис. 1).

 

Рис.1. Модель формирования конкурентоспособности отраслей ОПК.

 

Как представляется, указанная модель рассматривает два уровня ее реализации:

-         на первом уровне формируются основные детерминанты конкурентоспособности;

-         на втором уровне определяются основные задачи (группа факторов, составляющих детерминанты) формирования конкурентных преимуществ отрасли оборонной промышленности.

Основные направления и задачи формирования конкурентных преимуществ отраслей оборонной промышленности заключаются в следующем:

1) формирование факторов производства (S1). К данной группе факторов относятся ресурсы высококвалифицированных кадров (S1.1); природные (S1.2) и денежные ресурсы (S1.3);

2) стимулирование спроса (S2). Проявление влияния спроса внутреннего рынка осуществляется через соотношение и характер потребностей отечественных покупателей, что в свою очередь определяется уровнем дохода покупателей (S2..2) и степенью конкурентоспособности отечественной продукции военного назначений (S2.1);

3) развитие отраслевых комплексов (S3) определяется поддержкой конкурентоспособности приоритетных отраслей (инновационный кластер) со стороны государства (S3.1), а также за счет прогрессивных форм организационного развития (S3.2);

4) формирование стратегий оборонных предприятий (S4). Конкурентные преимущества являются результатом правильного соотношения выбранных стратегий предприятий, которые зависят от успеха проведения реформ (S4.1) и уровня менеджмента оборонных предприятий (S4.2).

Предлагаемая модель позволяет структурировать направления формирования конкурентоспособности отраслей оборонной промышленности и оценить значимость его разных структурных элементов. Влияние тех или иных факторов на конкурентоспособность очень различно. Объяснить высокий или низкий уровень конкурентоспособности отрасли ОПК степенью влияния того или иного фактора сложно. Успешная комбинация детерминантов создает условия, при которых конкурентоспособность оборонной отрасли возрастает, при учете того, что детерминанты конкурентоспособности представляют комплексную систему, которая находится в постоянном развитии.

Таким образом, для Российской Федерации кластерная политика – перспективное направление повышения конкурентоспособности государства и отдельных отраслей национальной экономики, а также механизм активизации инновационных процессов ведущих отраслевых комплексах, в том числе оборонного назначения. Она способствует эффективному и взаимовыгодному сотрудничеству субъектов производственного процесса, и, как следствие, повышению конкурентоспособности самих предприятий и производимой продукции.

 

1 Поспелова О. Равнение на «оборонку» // Красная звезда. – 2007. – 20 апреля.

2 Поспелова О. НИОКР - перспективный двигатель ОПК // Информационное издание «Турбо-Профи». 2007. – 27 ноября. - http:// www.salut.ru/ViewTopic.php?Id=574.

3 Греф Г.О. От макроэкономической стабильности к инвестиционному росту // Экономическая политика. – 2006. – №4. – декабрь. – С. 5-18.

4 Портер М., Кетелс К. Конкурентоспособность на распутье // Стратегия и конкурентоспособность. – 2008. – № 1 (25). – С. 42-52.

5 Solvell О., Lindqvist G., Ketels Ch. The Cluster Initiative Greenbook. The Competitiveness Institute/VINNOVA, Gothenburg, 2003. - 94 p.; Andersson Т., Hansson E., Serger S.S., Sorvik J. The Cluster Policies Whitebook. Malmo: IKED, 2004. -248 p.

6 Enright M.J. Regional Clusters: What we know and what we should know. Paper prepared for the Kiel Institute International Workshop on Innovation Clusters and Interregional Competition, 2002. - P. 18.

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №03 (2009)