- Морские вести России

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Транспортное дело России №03 (2009)

Ершова Т.Б., к.э.н докторант ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»,.

Одной из характерных особенностей современного этапа экономического развития является нарастание конкурентной борьбы между промышленными предприятиями, что вынуждает их вкладывать достаточно большие средства в модернизацию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для повышения своей конкурентоспособности.

 

Ключевые слова: инвестиционная программа, информационно-телекоммуникационная инфраструктура.

 

MAIN PRINCIPLES AND STAGES OF FORMATION OF THE INVESTMENT PROGRAM OF MODERNISATION OF AN INFORMATION-TELECOMMUNICATION INFRASTRUCTURE OF THE ENTERPRISE

Ershova T., FSUO Standartinform, competitor

One of prominent features of the present stage of economic development is competition increase between industrial enterprises that forces them to put big enough means in modernisation of an information-telecommunication infrastructure for increase of the competitiveness.

 

Key words: the investment program, information-telecommunication infrastructure.

 

Актуальной является задача формирования оптимальной инвестиционной программы модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (ИТИ). Следует отметить, что варианты такой программы существенно зависят от организации инвестирования:

  • в случае, когда приоритетом инвестиционной деятельности предприятия становится необходимость быстрого выхода на заданные объемы производства информационно-телекоммуникационных услуг установленной номенклатуры, необходима разработка модели инвестиционной программы модернизации ИТИ с заданным объемом прироста производства и реализации услуг;
  • • в случае, когда возможности формирования собственных инвестиционных ресурсов ограничены, а объем заимствований капитала сверх определенных пределов может отрицательно сказаться на финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, необходима разработка модели инвестиционной программы модернизации ИТИ в условиях ограничений объема инвестиционных ресурсов, в том числе и в случае привлечения заемных финансовых средств.

Процессы формирования инвестиционной программы модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры предприятия базируется на следующих принципиальных положениях1:

Многокритериальность отбора проектов в инвестиционную программу модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Этот принцип позволяет учесть в процессе формирования инвестиционной программы модернизации ИТИ промышленного предприятия всю систему целей его инвестиционной деятельности, возникающих под влиянием изменений внешних и внутренних факторов ее осуществления в среднесрочном и долгосрочном периоде. Принцип многокритериальности отбора проектов в инвестиционную программу модернизации ИТИ основан на ранжировании целей (задач) инвестиционной деятельности по их значимости, выделении главного целевого показателя в качестве основного критерия отбора инвестиционных проектов модернизации ИТИ и использовании отдельных целевых показателей как системы соответствующих ограничений в процессе осуществления отбора.

1. Дифференциация критериев отбора по видам инвестиционных проектов модернизации ИТИ. Такая дифференциация критериев осуществляется в разрезе конкретных форм инвестирования по независимым, взаимозависимым и взаимоисключающим инвестиционным проектам модернизации ИТИ.

2. Учет объективных возможностей предприятия при проведении модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. При формировании инвестиционной программы модернизации ИТИ основными из объективных ограничений инвестиционной деятельности промышленного предприятия, требующими учета, являются:

  • предусматриваемые объемы инвестиционной деятельности в соответствии с инвестиционной стратегией;
  • направления и формы региональной диверсификации инвестиционной деятельности;
  • потенциал формирования собственных инвестиционных ресурсов;
  • возможности привлечения заемного капитала к финансированию инвестиционной программы модернизации ИТИ или отдельных проектов;
  • основные государственные нормативные требования к реализации инвестиционных проектов модернизации ИТИ.

3. Обеспечение связи инвестиционной программы модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры предприятия с производственной (операционной) и финансовой программами. Инвестиционная деятельность предприятия должна осуществляться в неразрывной связи с его операционной и финансовой деятельностью. Эта связь обеспечивается комплексным формированием финансовых потоков по рассматриваемым видам деятельности предприятия в рамках конкретных временных периодов. Так, реализация каждого инвестиционного проекта модернизации ИТИ должна быть обеспечена соответствующим финансированием, синхронизированным с ней по времени. Возвратный поток инвестированного капитала, обеспечивающий предусматриваемую эффективность каждого инвестиционного проекта модернизации ИТИ и инвестиционной программы модернизации ИТИ в целом, должен быть обеспечен производством информационно-телекоммуникационных услуг в запланированных объемах и номенклатуре в установленные сроки. Поэтому в процессе формирования инвестиционной программы модернизации ИТИ необходимо синхронизировать ее основные параметры с соответствующими параметрами производственной (операционной) и финансовой программ предприятия.

4. Обеспечение сбалансированности инвестиционной программы модернизации ИТИ по важнейшим параметрам. Внутренняя сбалансированность инвестиционной программы модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры промышленного предприятия обеспечивается, прежде всего, эффективным соотношением таких важнейших параметров как уровень доходности, риска и ликвидности. Такое соотношение параметров инвестиционной программы модернизации ИТИ определяется по шкале «доходность – риск» и «доходность – ликвидность» с учетом индивидуальных предпочтений ЛПР.

Данные принципы являются концептуальной основой разработки и формирования инвестиционной программы модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры предприятия; при этом основные этапы данного процесса следующие.

1. Выбор главного критерия отбора инвестиционных проектов в инвестиционную программу модернизации ИТИ предприятия. Наиболее предпочтительным в нашем случае является критерий чистого дисконтированного дохода, поскольку он дает наиболее наглядное представление о возможностях прироста собственного капитала (а, соответственно, и рыночной стоимости предприятия) как в абсолютном, так и в относительном выражении.

2. Дифференциация количественных значений главного критерия отбора по видам инвестиционных проектов модернизации ИТИ для обоснования скрининговых инвестиционных решений. В целях осуществления отбора инвестиционных проектов модернизации ИТИ по избранному главному критерию он должен иметь определенное количественное значение. Как показывает практика, это количественное значение главного критериального показателя дифференцируется обычно по формам осуществления инвестиционных проектов модернизации ИТИ2, а также по характеру самих проектов. В частности, дифференциация количественных значений главного критерия отбора производится по независимым, взаимосвязанным и взаимоисключающим инвестиционным проектам модернизации ИТИ.

По независимым инвестиционным проектам модернизации ИТИ количественным значением главного критерия отбора выступает обычно целевой стратегический норматив эффективности инвестиционной деятельности.

По взаимозависимым инвестиционным проектам модернизации аналогичный критерий принимается не по каждому проекту модернизации, а по всему взаимосвязанному их комплексу.

По взаимоисключающим инвестиционным проектам модернизации отбор осуществляется по наивысшим значениям избранного главного критериального показателя (на основе сравнительной оценки).

Дифференциация количественных значений главного критерия отбора позволяет обосновывать скрининговые инвестиционные решения на первом этапе формирования инвестиционной программы модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Под этим термином понимается отсев из общего множества инвестиционных проектов модернизации тех из них, которые не соответствуют количественному значению главного критерия их отбора в инвестиционную программу модернизации ИТИ промышленного предприятия.

3. Построение системы ограничений отбора проектов в инвестиционную программу модернизации ИТИ по главному избранному критерию. Система ограничений, устанавливаемая в процессе отбора проектов в формируемую инвестиционную программу модернизации ИТИ, включает обычно основные и вспомогательные нормативные показатели.

В качестве основных ограничивающих нормативных показателей для инвестиционных программ модернизации ИТИ предприятия могут быть установлены следующие:

  • один из альтернативных показателей эффективности инвестиционной программы модернизации (например, минимальная внутренняя норма прибыли или максимальный дисконтированный период окупаемости инвестиций);
  • максимально допустимый уровень общего риска программы;
  • максимально допустимый объем финансовых средств, которые могут быть привлечены для инвестирования;
  • максимально допустимый период или минимальный коэффициент ликвидности инвестиций и некоторые другие.

В качестве вспомогательных ограничивающих нормативных показателей для инвестиционных программ модернизации ИТИ могут быть использованы следующие:

  • уровень готовности инвестиционной программы модернизации ИТИ к реализации (наличие завершенного бизнес-плана, завершенность проектных работ, апробированность схем финансирования и т. д.);
  • предполагаемый период осуществления инвестиционной стадии программы модернизации ИТИ в целом и каждого инвестиционного проекта модернизации в частности (до ее (его) выхода на эксплутационную стадию и начала формирования притока денежных средств);
  • уровень реализуемости инвестиционной программы модернизации ИТИ в целом и каждого инвестиционного проекта, в частности, по экономическим, технико-технологическим, экологическим и другим параметрам. По мнению автора, важнейшим ограничением применительно к инвестиционным проектам (программам) модернизации ИТИ является уровень ее надежности;
  • инновационный уровень инвестиционной программы (проекта), т. е. ее (его) соответствие последним достижениям научно-технического прогресса в инфокоммуникационной технике;
  • возможность отсрочки реализации инвестиционных проектов модернизации без существенного ущерба для реализации стратегических целей развития предприятия;
  • синхронность формирования предусматриваемых денежных потоков по реализации инвестиционной программы и ее финансирования из различных источников и некоторые другие.

Построение системы ограничений отбора проектов в формируемую инвестиционную программу модернизации ИТИ позволяет углубить обоснование скрининговых инвестиционных решений.

4. Построение оптимальной экономико-математической модели и формирование на ее основе инвестиционной программы модернизации ИТИ промышленного предприятия.

5. Оценка сформированной инвестиционной программы модернизации ИТИ и при необходимости ее коррекция. Обычно она осуществляется по уровню доходности (главный избранный критерий), риска и ликвидности (обычно – основные ограничивающие нормативные показатели).

Уровень доходности инвестиционной программы модернизации ИТИ определяется на основе показателя чистого дисконтированного дохода по всем включенным в нее инвестиционным проектам модернизации ИТИ.

Уровень риска инвестиционной программы модернизации ИТИ определяется путем расчета коэффициента вариации по ней (ожидаемому уровню вариабельности показателей NPV).

Уровень ликвидности инвестиционной программы модернизации ИТИ определяется на основе средневзвешенного коэффициента ликвидности инвестиций по отдельным инвестиционным проектам модернизации ИТИ.

Центральное место в процессе формирования инвестиционной программы модернизации ИТИ занимает разработка экономико-математической модели и ее оптимизация. При построении экономико-математических моделей реальных финансово-экономических процессов зачастую приходится принимать ряд допущений, которые позволяют получить приемлемую для реализации модель, не содержащую ряд второстепенных деталей. Вся информация, необходимая для разработки модели, вводится по мере ее дальнейшего использования.

В практике деятельности предприятия часто встречается ситуация, когда приоритетом инвестиционной деятельности на отдельных этапах его стратегического развития выступает необходимость быстрого выхода на заданные объемы производства информационно-телекоммуникационных услуг установленной номенклатуры (например, при стратегии ускоренного роста и т. п.). Это объективно требует увеличения производственных мощностей ИТИ, прирост которых может быть удовлетворен либо за счет внутренних резервов, либо, в случае их отсутствия или недостаточного объема, за счет создания новых в результате осуществления капитальных вложений.

К внутренним резервам удовлетворения потребностей в производственных мощностях относятся рациональная организация производственных процессов, более полное задействование и использование имеющегося оборудования и сооружений в соответствии с действующими нормами их освоения, активизация информационно-телекоммуникационных услуг за счет улучшения их качества и доступности, а также другие методы организационно-технического и экономического воздействия. Все это способствует доведению фактических показателей пропускной способности до нормативных по удовлетворению спроса без привлечения дополнительных производственных ресурсов3.

Если же предприятие не имеет возможности полностью удовлетворить весь платежеспособный спрос за счет внутренних резервов, то необходимо осуществить прирост (ввод) производственных мощностей ИТИ за счет инвестиций. При этом следует иметь в виду, что финансовые средства и материальные ресурсы необходимо в первую очередь направлять на своевременное обновление действующих основных фондов, особенно их активной части путем замены физически изношенных и морально устаревших программных, аппаратных и телекоммуникационных средств. Расширение производственного потенциала за счет реконструкции и технического перевооружения позволяет повысить уровень удовлетворения потребностей в информационно-телекоммуникационных услугах, улучшить их качество, снизить затраты, сократить численность производственного персонала за счет внедрения более эффективной техники. Поэтому имеющиеся в распоряжении предприятия средства, по мнению автора, необходимо направлять преимущественно на модернизацию действующих основных фондов, поскольку именно ее мероприятия дают наибольший эффект в самые короткие сроки и имеют самые низкие удельные капитальные затраты на единицу производственной мощности.

В этом случае инвестиционная программа модернизации ИТИ формируется по критерию отбора инвестиционных проектов модернизации на основе показателя производительности инвестируемого капитала (в этих целях ранжирование инвестиционных проектов модернизации ИТИ осуществляется по показателю объема производства информационно-телекоммуникационных услуг на единицу инвестируемого капитала).

Рассмотрим одну из возможных экономико-математических моделей формирования оптимальной инвестиционной программы

модернизации ИТИ. Пусть Р = (Р1, Р2.., Pj, …, Рn)

есть множество из n инвестиционных проектов модернизации ИТИ, которые могут быть включены в состав инвестиционной программы модернизации ИТИ. Кроме того, примем, что предварительно была проведена соответствующая оценка, в результате которой все неэффективные инвестиционные проекты модернизации ИТИ были исключены из рассмотрения. Определим также, что все проекты начинаются одновременно;

Qзад – необходимый прирост производства информационно-телекоммуникационных услуг заданной номенклатуры;

Q = (Q1, Q2, ..., Qj, …, Qn) – множество, характеризующее прирост производства информационно-телекоммуникационных услуг заданной номенклатуры;

Кгзад – заданное значение коэффициента готовности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

Кгтс – значение коэффициента готовности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, полученное в результате реализации инвестиционной программы модернизации ИТИ.

Определим двоичную переменную xj, принимающую значения 0 и 1, следующим образом:

-xj = 0, если j – ый инвестиционный проект модернизации ИТИ не входит в состав инвестиционной программы модернизации;

-xj = 1 , если j – ый инвестиционный проект модернизации

ИТИ входит в состав инвестиционной программы модернизации. Каждый из инвестиционных проектов модернизации ИТИ Рj может быть охарактеризован двумя показателями:

  • величиной NPVj чистого дисконтированного дохода, приведенного к моменту начала реализации j–го проекта модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
  • приростом производства информационно-телекоммуникационных услуг заданной номенклатуры Qj в результате реализации jго инвестиционного проекта модернизации ИТИ.

Необходимо сформировать оптимальную инвестиционную программу модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры промышленного предприятия с заданным объемом

прироста производства информационно-телекоммуникационных услуг, т. е. необходимо определить такое реализуемое подмножество проектов модернизации ИТИ из заданного множества проектов модернизации ИТИ, чтобы при этом достигался максимум чистого дисконтированного дохода программы модернизации ИТИ и одновременно необходимый прирост производства информационно-телекоммуникационных услуг заданной номенклатуры.

Под реализуемым подмножеством проектов модернизации ИТИ из заданного множества проектов модернизации ИТИ будем понимать такое подмножество проектов, которое обеспечивает необходимый прирост производства информационно-телекоммуникационных услуг заданной номенклатуры.

Под чистым дисконтированным доходом инвестиционной программы модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры будем понимать сумму чистых дисконтированных доходов проектов модернизации ИТИ, включенных в инвестиционную программу модернизации ИТИ.

Чистый дисконтированный доход NPV инвестиционной программы модернизации ИТИ будет равен:

 (1)

Прирост производства информационно-телекоммуникационных услуг заданной номенклатуры определяется соотношением:

 (2)

Тогда условие реализуемости инвестиционной программы модернизации ИТИ запишется в виде:

 (3)

Второе условие ограничительного характера предполагает, что коэффициент готовности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в результате реализации инвестиционной программы модернизации будет не ниже заданного, т. е. будет выполняться условие:

 (4)

Таким образом, приходим к следующей экономико-математической постановке задачи разработки оптимальной по критерию максимума чистого дисконтированного дохода инвестиционной программы модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры с заданным объемом прироста производства информационно-телекоммуникационных услуг:

необходимо из заданного множества Р инвестиционных проектов модернизации ИТИ выбрать такое подмножество Р* реализуемых инвестиционных проектов модернизации ИТИ, чтобы достигался максимум NPV инвестиционной программы модернизации ИТИ, т. е. найти такое множество Х = ( хj ; j = 1, 2, …, n; хj = 0, 1), чтобы:

 (5)

Данная задача разработки оптимальной инвестиционной программы модернизации ИТИ с заданным объемом прироста производства информационно-телекоммуникационных услуг относится к классу задач булева программирования и практически может быть решена с помощью стандартных пакетов прикладных программ.

 

1 См.: Бланк И. А. Управление инвестициями предприятия. – К.: Ника-Центр, Эльга, 2003. – С. 305 – 307.

2 Проекты модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающие разные формы инвестирования, могут иметь различные количественные значения главного критериального показателя. – Прим. автора.

3 См.: Голубицкая Е. А., Жигульская Г. М. Экономика связи: Учебник для вузов. – М.: Радио и связь, 2003. – С. 101.

 

Литература:

1.        Бланк И. А. Управление инвестициями предприятия. – К.: Ника-Центр, Эльга, 2003.

2.        Голубицкая Е. А., Жигульская Г. М. Экономика связи: Учебник для вузов. – М.: Радио и связь, 2003.


Вернуться к разделу Транспортное дело России №03 (2009)