- Морские вести России

ПОВЫШЕНИЕ КОМФОРТАБЕЛЬНОСТИ КРУИЗНЫХ СУДОВ, КАК ФАКТОР РОСТА ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Транспортное дело России №02 (2009)

Беляев И.В., аспирант кафедры Экономики и менеджмента, Волжская государственная академия водного транспорта (ВГАВТ), Сёмин А.А., начальник департамента судостроения ООО «ЛИГИР-ИТБС»

С ростом спроса на речные круизы, предъявляются и растущие требования к комфорту. В данной статье рассматриваются факторы за счет которых возможно повысить уровень комфортабельности судов, для того чтобы соответствовать всем современным нормам и требованиям.

 

Ключевые слова: туризм, круизные суда, переоборудование судов, комфортабельность.

 

THE INCREASING COMFORTABLENESS OF RIVER CRUISER SHIPS AS THE FACTOR OF GROWTH OF THEIR COMPETITIVENESS

Belyaev I., The post-graduate student of chair Economy and management, Тhе Volga state academy of Water Transport, Semin A., The chief of department of shipbuilding JSC «LIGIR-ITBS»

With growth in demand on river cruises, are shown and growing requests to comfort. In the given article factors for which account probably are considered to increase level of comfortableness of vessels, to correspond to all modern norms and requests.

 

Key words: tourism, cruise vessels, re-equipment of vessels, comfortableness.

 

На сегодняшний день во внутреннем туризме России все более популярным становится путешествие на комфортабельных теплоходах по рекам и озерам европейской части России. В течении последних 4-х лет заметна тенденция увеличения спроса на речные путешествия. Об этом свидетельствуют данные предоставленные ведущими туроператорами в Волжском и северо-западном бассейнах компаний: «Водоходъ», «Водоходъ-Санкт-Петербург»,

«Волга-Флот-Тур». Последние 5 лет компании за навигационный период оказывает услуги более 250 тыс. человек. В среднем навигация составляла 140 суток. (см. рис.1)

 

Рис. 1 Объем оказанных услуг, тыс. чел.

 

Ежегодный рост доходов компании идет параллельно с ростом расходов. Прежде всего расходы связаны с неизбежным ростом цен на топливо, а также постоянными вложениями в ремонт и повышения комфортабельности судов компании (см. рис.2).

 

Рис.2. Динамика доходов и расходов, тыс. руб.

 

Все это существенно влияет на стоимость туров, рост которой в среднем составляет 10-15% в год. Цены неизбежно растут, уровень комфортабельности теплоходов остается прежним, поскольку собственных ресурсов хватает лишь для поддержки существующего состояния флота, но не для его развития и обновления.

Проведенные исследования, на основе анкетирований и электронных опросов позволили определить коэффициенты потребительской ценности различных составляющих круиза, которые оказывают непосредственное влияние на выбор маршрута и характеризуют степень приоритетности этих составляющих (см. рис.3).

 

Рис.3. Коэффициенты потребительской ценности., %

 

Как видно по рис. 3, для большинства опрошенных респондентов наивысшую ценность представляет комфортабельность судна. Ценность же таких параметров как: экскурсионный пакет, бренд, питание, дополнительные сервисные услуги приблизительно имеют равную ценность и находятся гораздо «ниже» комфортабельности судна. При этом необходимо отметить, что увеличение ценности круиза за счет этих параметров, не принесёт ощутимых экономических выгод, поскольку это связано с увеличением прямых расходов на проведение круиза, что неизбежно приведет к удорожанию круиза и будет выше его потребительской ценности при нынешнем уровне комфортабельности возможностях отечественного пассажирского флота.

Сегодняшний возраст только лишь четырехпалубных судов составляет от 16 до 32 лет, а некоторых двух- и трехпалубных достигает 54 лет. Естественно, что чем выше возраст судна, тем выше объемы ремонтных работ, а также дополнительные расходы на повышение уровня комфортабельности. При этом техническое состояние большинства судов старых проектов (305, 588, 26-37, 646) уже давно подошло к порогу принятия решения о списывании этих судов по возрасту либо комплексной модернизации. Очевидно, что большинство существующего пассажирского флота постройки 5060 гг. будет выведено из эксплуатации в ближайшие 5-8 лет, однако к этому же времени нынешний условно «комфортабельный» флот постройки 70-80 гг. уже не будет соответствовать не только общемировым, но и российским стандартам. В этом случае опираться только лишь на реконструкцию физически и морально устаревших судов нецелесообразно, т.к. несмотря на повышение комфортабельности таких судов после реконструкции их экономические факторы всё равно не позволят им работать коммерчески успешно в связи с уменьшенной пассажировместимостью, по-прежнему высоким потреблением топлива и т.д. Таким образом – переоборудование существующих судов – это лишь сиюминутная полумера. По-настоящему качественное повышение уровня конструктивной и сервисной комфортабельности может дать только строительство новых круизных судов, не только в полной мере отвечающих современным требованиям круизного рынка, но и учитывающих перспективные тенденции развития круизной отрасли.

Тема создания туристических судов нового поколения обсуждается на постсоветском пространстве уже достаточно долгое время. Практически все крупные туроператоры в то или иное время заявляли о своем намерении вывести на речные магистрали новые суда. На сегодняшний день основная причина невозможности строительства новых круизных судов - это неблагоприятная банковская политика в области предоставления долгосрочных кредитов, а также сезонный период эксплуатации, что ставит под сомнение разумные сроки окупаемости нового судна.

Вместе с тем, необходимо коренным образом менять и подходы к проектированию нового круизного флота. При проектировании новых судов однозначно следует исходить из заданного заказчиком уровня комфортабельности в виде количества условных звезд либо коэффициента комфортабельности, который будет служить регулирующим фактором эффективности будущего судна в виде функции определяющей потребные площади палуб и помещений, габаритные размеры судна, его пропульсивные характеристики, и, в итоге – его экономическую эффективность.

В качестве критерия оценки проектной комфортабельности пассажирских судов можно применить пятизвездочную шкалу, неофициально используемую практически всеми туроператорами. Количество звезд увеличивается в соответствии с повышением уровня качества обслуживания и комфорта. Проектный коэффициент комфортабельности судна, необходимый для ввода его в формулы проектирования, определяется по методике А.А. Сёмина (одного из авторов статьи), основанной на подробном учете конструктивных особенностей каждого круизного судна (размещение пассажиров в каютах; номенклатура, местонахождение, конфигурация и вместимость пассажирских кают и общественных помещений; соотношения количества кают для пассажиров к общему количеству мест; удельная площадь каютного блока на одного пассажира; эстетичность и дизайн помещений; наличие устройств и систем, создающих благоприятные условия пребывания на судне, предоставление различных услуг и т.д.) (см. таблицу 1).

 

Таблица 1. Соотношение значений коэффициента и категории комфортабельности судна

При помощи вышеуказанной авторской методики был определен проектный коэффициент комфортабельности теплоходов, которые представлены на рынке в настоящее время (см. табл. 2):

 

Таблица 2. Проектные коэффициенты комфортабельности существующих пассажирских судов.

 

Как видим, круизные суда, которые туроператоры позиционируют как трехзвездочные, при определении проектного коэффициента комфортабельности вошли в диапазон от 3,39 до 3,95.

На уровень комфорта, помимо указанных выше характеристик судна решающим образом влияет удельная площадь пассажирского блока, приходящаяся на одного пассажира.

Исходя из анализа технических данных круизных судов внутреннего плавания, работающих на внутренних водных путях РФ, эта величина находится в определенных диапазонах, которые являются показателями уровня комфорта и разделяются по «звездам» (см. табл.3).

 

Таблица 3. Классификация уровня комфортабельности речных круизных судов в зависимости от удельной площади пассажирского блока.

 

При этом чтобы спроектировать пассажирское судно с оптимальными для судовладельца экономическими параметрами, необходимо уже на первых стадиях проектирования определить долю пассажирских, машинных, служебно-вспомогательных и прочих помещений, в общей площади (или объеме) будущего судна. В конечном итоге, это позволяет выйти на габариты, объемные и весовые характеристики судна. Говоря о конкретном распределении площадей, можно привести значения указанные в таблице 4.

 

Таблица 4. Распределение площадей функциональных блоков помещений речных судов постройки 1995-2004 гг., в % к общей площади судна.

 

На основании исследования конкурентных преимуществ круизных судов нами были определены основные характеристики будущих судов (см. табл. 5).

 

Таблица 5. Характеристики нового современного круизного судна

 

Пассажировместимость: на сегодняшний день навигационный период для судов, работающих на западноевропейских реках составляет в среднем 240 – 250 суток, для отечественных судов – 100 – 150 суток. В связи с ограниченностью сезона навигации в России, единственным способом увеличения пассажиропотока, а также сокращения периода окупаемости, является увеличение вместимости судна. Увеличение пассажировместимости способствует повышению эффективности проекта, поскольку прирост доходов от размещения дополнительных туристов в круизе обеспечивается при постоянстве прямых расходов по топливу и фонду оплаты труда экипажа.

Жилые помещения: Площадь стандартных кают, как правило не превышает, 12 м2. Современные условия туристического рынка предписывают наличие на судах только двухместных кают с нижними койками (хотя для семей с детьми допускается третья временная койка); наличие санузлов достаточной площади; систем искусственного климата во всех каютах для пассажиров; односменное питание; вместимость одного из салонов близкую к полной пассажировместимости судна; эстетически оформленные интерьеры и удобную мебель.

Общественные помещения: Вместимость общественных помещений невелика, что делает невозможным проведение широких общественных мероприятий для пассажиров. Прежде всего это касается размера ресторана, а вернее сказать количества посадочных мест, а оно должно соответствовать пассажировместимости судна и одновременно обслуживать всех пассажиров одновременно. Безоговорочным является наличие конференц-зала – это одно из самых главных условий при использовании теплохода корпоративными клиентами, а также возможностью проводить концертно-развлекательные мероприятия на борту судна. В последнее время теплоходы все чаще приписывается определение- пансионат, или как модно название spa-отель. Имидж пансионата, SPA-отеля, не только освобождает судно от уплаты каких-либо налогов, а также способствует совмещению отдыха с оздоровлением. Поэтому необходимо наличие – фитнес-центра, солярий на открытой солнечной палубе, а также отдельного зала для курения, что соответствует общемировой концепции по борьбе с курением.

Палубы: Часть палуб с целью рационального использования внутренней площади целесообразно выполнять закрытыми. Для прогулок же использовать солнечную палубу, а также предусмотрены балконы для индивидуального пользования

В заключение хотелось бы отметить, что в обновление круизного флота России потребует разработки сетки типов круизных судов в зависимости от района плавания будущего судна. В первом приближении можно предложить следующую сетку типов круизных судов (см. табл. 6).

 

Таблица 6. Сетка классификации круизных судов

 

Принимая во внимание богатейшие традиции речных путешествий, развитую систему водных путей, рост спроса на круизы со стороны населения, и крупных компаний, а также проблемы эксплуатации и кредитования, можно со всей ответственностью заявить, что сохранение и развитие круизного флота является задачей государственного масштаба.

 

Литература:

1.        Инвестиционный бизнес-план «Обновление речного пассажирского флота на базе финансовой аренды (лизинга) с привлечением государственных инвестиций», Москва, 2008

2.        Показатели работы круизного флота ООО«Водоходъ» за период с 2005 по 2008 гг. (отчетные материалы)

3.        Показатели работы круизного флота ООО«ВодоходъСанкт-Петербруг» за период с 2005 по 2008 гг. (отчетные материалы)

4.        Показатели работы круизного флота ООО«Волга-ФлотТур» за период с 2005 по 2008 гг. (отчетные материалы)

5.        Форумы Российского Речного Портала INFOFLOT.RU

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №02 (2009)