- Морские вести России

ЛИЗИНГ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОПОЛНЕНИЯ ФЛОТА СУДАМИ СМЕШАННОГО «РЕКА-МОРЕ» ПЛАВАНИЯ

Транспортное дело России №02 (2009)

Жмачинский В.И., проффесор, Котов Ю.С. аспирант, ФГОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта»

Производится оценка механизма финансовой аренды (лизинга), как наиболее эффективной формы приобретения вновь построенных судов смешанного «река-море» плавания с целью оптимизации инвестиций.

 

Ключевые слова: лизинг, транспортные системы, загранперевозки, экономика транспорта.

 

LEASING AS AN EFFECTIVE METHOD OF FLEET REPLENISHMENT WITH SEA-RIVER GOING VESSELS

Zhmachinskiy V., The Professor, Kotov Y., The post-graduate student, FGOY VPO «The Volga state academy of a water transport»

An estimate of the mechanism of financial leasing has done. Leasing as an effective methods of obtaining newly built sea-river going vessels in order to optimize investments.

 

Key words: leasing, transport systems, foreign transportation, transport economic.

 

Обновление флота является одной из главных государственных задач. С данной целью разработана и утверждена Федеральная целевая программа строительства судов смешанного «река-море» плавания на 2009-2016 гг.

Согласно ФЦП, суммарные потребности российского рынка к 2016 году составят 117 транспортных судов речного и смешанного «река-море» плавания, 116 морских судов, 70 ледоколов и вспомогательных судов, 180 промысловых судов, 35 платформ для освоения шельфа [1].

Финансирование в новое судостроение составит 140 млрд. руб., из них 93 млрд. выделяются из госбюджета.

Вышеперечисленное стало серьезным аргументом для образования ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», которая включает три центра судостроения [1]:

  • Западный центр судостроения (Санкт-Петербург, база головного подразделения корпорации),
  • Северный цент судостроения и судоремонта (Северодвинск),
  • Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (Владивосток).

Для ОАО СК «Волжское пароходство», которая является одним из лидеров в области перевозок водным транспортом, проблема обновления грузового флота, в том числе и судов смешанного «река-море» плавания, является наиболее острой. Следует отметить, что в последнее время появилось немало новых судов. В таблице 1 представлены технические характеристики новых типов флота, которые могут быть рекомендованы судоходным компаниям для строительства.

 

Таблица 1. Технические характеристики новых типов флота

 

Главной задачей судоходных компаний при заказе на строительство новых судов является схема финансирования, а также выбор перспективных типов флота и их число.

Как известно, при определении заказа необходимо иметь информацию об объемах перевозимых грузов.

К примеру, ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» ежегодно осваивает около 1500 тыс. тонн грузов различной номенклатуры судами смешанного «река-море» плавания. В соответствии с транспортной стратегией РФ до 2030 г. ежегодный объем увеличения перевозок водным транспортом составляет 710%. Для расчета ограничимся прогнозом до 2015 года.

При вышеуказанном ежегодном увеличении к 2015 г. суда компании должны осваивать в год 2 570 – 3 120 тыс. тонн грузов.

В условиях системного дефицита собственных инвестиций целью судоходной компании является получение ежегодной прибыли от использования новых судов, достаточной для выплаты кредита.

Однако получить необходимые средства на долгосрочный период, даже под большие проценты, в условиях финансового кризиса практически невозможно. В связи с этим, представляется наиболее реальным использование механизма финансовой аренды (лизинга). Данная схема инвестирования является наиболее эффективной для постройки различных транспортных средств, в том числе и для флота смешанного «река-море» плавания (рисунок 1).

 

Рис. 1. Схема формирования лизингового процесса

 

Как показал анализ, объем отечественного рынка лизинга (с ежегодным ростом около 80%) достиг в 2007 году уровня в 35,4 млрд. долларов [2]. На транспортном рынке, лидерами по использованию механизма лизинга являются железнодорожный (24,4%) и грузовой автотранспорт (13,5%).

На долю морского и речного транспорта в 2007 г. пришлось только 0,4%. Это свидетельствует о большом неиспользованном потенциале лизинга на водном транспорте.

К неоспоримым преимуществам лизинга для судоходных компаний относятся следующие:

  • Лизинговые платежи полностью относятся на себестоимость и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль;
  • НДС, уплаченный лизинговой компании, уменьшает платежи по НДС в бюджет;
  • За счет ускоренной амортизации общий период уплаты налога на имущество можно сократить в три раза;
  • Схема расчетов по договору лизинга помогает точно рассчитывать бюджет предприятия на протяжении срока действия договора и эффективно управлять денежными потоками;
  • Лизинг позволяет ускорить оборачиваемость капитала за счет механизма ускоренной амортизации, что сокращает срок окупаемости инвестиций.

Заключение договора лизинга также позволяет судоходной компании осуществлять надзор за строительством и эксплуатацией судна.

Кроме того, участие государства в инвестиционных проектах с использованием лизинга закреплено законодательно и реализуется за счет [3]:

-         долевого участия государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах;

-         финансирования из федерального бюджета и предоставления государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов, в том числе с участием фирм-нерезидентов;

-         предоставления инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов.

В то же время, следует отметить и негативные моменты. Факторами, снижающими эффективность лизина в России, являются следующие [4]:

-         в качестве лизинговой компании выступает посредник, не располагающий достаточным капиталом и использующий для своей деятельности кредитные средства, что значительно удорожает сделки;

-         многие лизинговые компании требуют единовременного аванса в размере 10% и более от инвестиционной стоимости, для покрытия потенциальных издержек в случае неплатежеспособности лизингополучателя и вынужденной реализации предмета лизинга на вторичном рынке;

-         использование в расчетах авансовой предоплаты лизинговых платежей.

Однако сравнительный анализ подтвердил эффективность лизинговой системы по сравнению с кредитной. Размер переплаты по арендным платежам при использовании механизма лизинга на 24,3% ниже, чем при коммерческом кредитовании по ставке 20% годовых. В случае кредитного займа под 13% годовых переплата по лизингу ниже на 6,5% [5]. Нередко использование кредитов на срок один-два года делает неэффективной реализацию финансовых проектов, приводит к невосполнимым потерям в инвестиционной деятельности.

Увеличение срока оплаты платежа по лизингу является существенным фактором. Лизингодатель стремится в полном объеме амортизировать свои капитальные расходы на приобретение судна, обеспечить свои расходы на заем и получить прибыль. Лизингополучатель (судоходная компания) в период использования судна стремится покрыть эксплуатационные расходы по содержанию судна, выплатить арендные платежи, получить максимальную прибыль от использования судна. Последнее позволит сократить срок финансового лизинга с возможностью дальнейшей передачи судна в собственность судоходной компании (если подобное предусмотрено договором). Срок крупномасштабных проектов с соблюдением всех вышеперечисленных условий, как правило, составляет 10 лет и более [6].

При расчете пополнения новым флотом «река-море» плавания за счет лизинга функцией цели является максимальная величина прибыли, полученная от использования каждого типа флота:

 (1)

где

m – индекс типа судна, mЄM, где M – множество индексов 1,2,3,…,m;

n – индекс планового периода, nЄN, где N – множество индексов 1,2,3,…,n;

Хmn – число рейсов грузового судна m-типа в n-периоде, ед.;

Пmn – количество прибыли от грузового судна m-типа в n-периоде, долл. США.

Применим следующие ограничения:

1. Обеспечение выполнения плана перевозок в плановом периоде:

(2)

где

Qmn – количество груза, которое может перевести судно m-типа в n-периоде, т.

Qn – количество груза, предъявленное для перевозки в плановом периоде, т.

2. Ограничение по количеству судов каждого типа:

(3)

 где

 – минимальное количество вновь вводимых в эксплуатацию судов m-типа в n-периоде, ед.;

 – максимальное количество вновь вводимых в эксплуатацию судов m-типа в n-периоде, ед.;

 - тоннаже-сутки за круговой рейс судна m-типа в n-периоде, тн-сут.;

     - общее количество тоннаже-суток в n-периоде, тн-сут.

3. Ограничение размера инвестиций на приобретение новых судов по годам планового периода:

 (4)

где

Bmn – величина расходов по лизингу, необходимых для приобретения судна m-го типа в n-периоде, долл. США;

Bn – предельная величина инвестиций, выделяемых на приобретение флота в n-ом периоде, долл. США

Размер расходов по лизингу для приобретения судна m-го типа в n-периоде можно определить следующим образом:

(5)  

где

 - величина арендных платежей по судну m-го типа в n-периоде, долл. США;

- ставка дисконта проекта в n-периоде, %.

4. Переменные решаемой задачи должны быть неотрицательными целыми величинами:

(6)

Прибыльность проекта характеризуется значением чистого дисконтированного дохода, который можно рассчитать следующим образом:

 (7)

где

 - величина потока реальных денег в n-периоде, полученного от эксплуатации m-судна, долл. США.

Внутренняя норма доходности рассчитывается следующим образом:

,(8)

где

 - размер чистого дисконтированного дохода, полученного от реализации проекта в n-периоде, долл. США;

 – объем совокупных затрат на реализацию проекта в n-периоде, долл. США.

Чистый дисконтированный доход по годам проекта в конечном итоге является ключевым показателем с точки зрения принятия решения о сроке лизинга (см. табл. 2).

 

Таблица 2. Результаты расчетов по деятельности вновь построенного флота с учетом использования механизма финансовой аренды (лизинга)

 

Рассмотрение всевозможных альтернатив использования механизма финансовой аренды позволяет принять максимально эффективное управленческое решение.

Таким образом, судоходная компания получает возможность приобретения дорогостоящего флота без большого объема первоначальных вложений.

Дальнейшее развитие лизинга в России позволит вести работу по развитию лизинговых отношений с целью организации успешной экономической деятельности судоходных компаний.

 

Литература:

1.        Яров Ю. Возрождаем судостроение / Ю. Яров // Морские вести России.-2008.-№ 5-6.-С. 9

2.        Залуговский С. Деньгами или натурой? Журнал «Деловая неделя» №19, 2008

3.        ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.10.2006 № 164-ФЗ (ред. от 26.07.2006) «О ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЕ (ЛИЗИНГЕ)» (принят ГД ФС РФ 11.09.1998)

4.        Самбур А.О. Эффективность лизинга в совершенствовании материально-технической базы предприятий речного транспорта. Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока- научный журнал- 2008.- №2- С. 75-79 [ТЕКСТ]

5.        Волков И.В. Лизинг техники как одно из направлений в развитии транспортного хозяйства АПК/ И.В. Волков // Наука и техника.2006.-№4.-С.11-16

6.        Савельева С. Возможности лизинга судов обеспечения ВМФ/ С. Савельева // Экономист.-2005.-№ 9.-С.38-43

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №02 (2009)