- Морские вести России

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ КОРПОРАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ УКРАИНЫ

Транспортное дело России №02 (2009)

Харитонова Г. Г., директор консалтинговой компании ДЦПП

Одним из наиболее важных и эффективных инструментов адаптации промышленных корпораций к изменениям внешней среды является диверсификация деятельности, то есть частичное изменение профиля продуктового портфеля. Однако проведение стратегической диверсификации затрудняется рядом проблем, актуальных в настоящее время для экономики Украины.

 

Ключевые слова: диверсификация, промышленные корпорации, интернациональность экономики.

 

ACTUAL PROBLEMS OF THE STRATEGIC DIVERSIFICATION OF INDUSTRIAL CORPORATION IN ECONOMY OF UKRAINE

Kharitonova G., The Director of consulting company DСPP

One of the most important and effective tools of adaptation of industrial corporations to environment changes is the activity diversification, that is partial change of a profile of a grocery portfolio. However carrying out of a strategic diversification is at a loss a number of problems, actual now for economy of Ukraine.

 

Key words: Diversification, Industrial corporations, Internationality of economy.

 

В настоящее время решение проблем экономического развития страны становится основой для решения других не менее важных проблем. Социальное обеспечение населения, выполнение государственных обязательств по внешним долгам, финансирование программ развития страны – все эти задачи не могут быть решены без экономической базы, которую составляют экономические субъекты национальной экономики.

Экономика Украины в настоящее время находится в стадии трансформации и постепенного перехода от отношений лоббистско-административной системы к системе нормальных рыночных отношений. Несмотря на политические кризисы, сотрясающие общество в последние несколько лет, экономика демонстрирует достаточно высокий уровень устойчивости и возможности сопротивления различным видам внешних и внутренних угроз.

Во многом это обусловлено инерционностью экономики как сложного механизма, также не последнюю роль в этой ситуации играют новые экономические субъекты, возникающие под воздействием перемен. В этой связи, способность возникающих экономических субъектов приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды становится одной из важнейших составляющих успешной деятельности. При этом, в экономику Украины приходят современные технологии управления, частично заимствованные в западной науке и практике, частично разработанные отечественными специалистами.

Многие технологии управления стали следствием интеграции и синтеза технологий различных экономических школ, адаптированных с учетом отечественной специфики и в соответствии с требованиями отечественного законодательства. В частности, внедрение систем бюджетирования в корпорациях осуществляется с учетом особенностей бухгалтерского учета и системы налогообложения. Также не последнюю роль в экономической практике играет желание украинских предпринимателей более тесно интегрироваться в экономику единой Европы.

Одним из наиболее важных и эффективных инструментов адаптации хозяйствующих субъектов к изменениям внешней среды является диверсификация деятельности, то есть частичное изменение профиля продуктового портфеля. При этом степень диверсификации может варьироваться в зависимости от инвестиционного и маркетингового потенциала экономических субъектов, а также от текущей и перспективной конъюнктуры рынка. Тем не менее, реактивная диверсификация, то есть изменение продуктового портфеля после изменений во внешней среде – в настоящее время подход устаревший. Современные условия хозяйствования предъявляют к экономическим субъектам новые требования, одним из которых является необходимость предвидения будущих изменений и построение модели хозяйствования, ориентированной на будущее состояние национальной экономики.

Таким образом, учет в программе диверсификации потенциальных параметров внешней среды является в настоящее время необходимым условием выживания экономического субъекта. В этой связи, одной из главных управленческих компетенций становится умение разрабатывать и реализовывать стратегию диверсификации. Именно реализация стратегии является тем связующим звеном, которое позволяет экономическому субъекту переводить стратегическое предвидение в конкретные действия.

В соответствии с изложенными выше аргументами мы считаем, что разработка инструментария стратегической диверсификации как единого комплекса мер, технологий и усилий по реализации стратегии является в настоящее время актуальной задачей, имеющей научное и практическое значение. Подводя итог, хочется отметить, что рассмотренная в данной статье тема носит злободневный характер.

Необходимо отметить, что газовый шок, скорее всего, окажет негативное влияние на перерабатывающую промышленность, которая может сократить объемы производства. Однако, рыночные услуги с поддержкой частного сектора продемонстрируют положительную динамику. Уменьшение объемов международной торговли привели к сильному негативному сальдо чистого экспорта. Перерабатывающая промышленность подчинялась тенденции всего года и показала 2,0% роста в годовом выражении. Неудовлетворительные показатели развития основных секторов машиностроения, металлургии и нефтепереработки стали основной причиной спада в секторе. Жесткая конкуренция на Азиатских рынках с китайскими производителями и реальное укрепление гривны являются основными факторами сокращения в металлургии – объемы производства в секторе сократились на 1,5% в 2005 г.

Машиностроение пострадало от слабой инвестиционной активности и ухудшения внешнего спросу и выросло только на 7,1% в 2008 г. в нефтеперерабатывающей промышленности ожидался спад 13,4% по результатам года. После снижения импортных тарифов на бензин и прочие нефтепродукты некоторые отечественные производители стали убыточными из-за низкой эффективности – два украинских нефтеперерабатывающих завода остановились и начали модернизацию производственных мощностей. Пищевая промышленность была единственной отраслью перерабатывающего сектора, которая продемонстрировала стабильный рост.

Беспрецедентный приток ПИИ в Украину был обеспечен в первую очередь за счет продажи крупнейшего металлургического комбината Украины «Криворожсталь» компании «Mittal Steel» за 4,8 млрд. долл. и 93,5% акций банка «Аваль» компании Raiffeisen International Bank-Holding AG за 1,04 млрд. долл. Кроме того, французский банк BNP Paribas купил 51% акций «Укрсоцбанка». Эти покупки существенно изменили позиции крупнейших инвесторов в украинскую экономику. Германия стала крупнейшим инвестором с совокупным запасом ПИИ на уровне 5,5 млрд. долл. (к началу 2005 г. сумма инвестиций составляла 0,63 млрд. долл.). Кипр занимает второе место с долей 9,5% от общих объемов ПИИ в Украину, что отражает интерес оффшорного капитала, которым владеют украинские резиденты, для приобретения отечественных компаний. Австрия занимает третье место с суммой 1,42 млрд. долл. ПИИ.

Наиболее крупными бизнес-группами, получившими наибольший объем инвестиций, являются «ИСД», группа «Приват», «ММК им. Ильича», «Укрпроминвест» и др. За 2005 г. при всей критичности ситуации они заметно улучшили свои позиции в политике и экономике. Очень наглядно изменение позиций отдельных бизнесгрупп показывает сравнение результатов рейтингов польского журнала «Wprost» за 2004 г. и 2005 г. В 2005 г. отмечается снижение величины стоимости активов у групп «SCM», «Интерпайпа» и «УкрСиббанка», увеличение – в группах «Приват» и «ИСД». В рейтинг журнала попали 2 новые группы «Аваль» и «Укрпроминвест», которые повысили уровень доходности по сравнению с 2004 г.

Для «SCM» постреволюционный период был менее разрушителен. Однако, как выразились СМИ, группе пришлось год находиться «в окопах»1. Группа не проводила масштабных действий по развитию своего бизнеса. Главные усилия были направлены на то, чтобы обезопасить свои активы от риска реприватизации. К мерам оборонительного свойства можно отнести выпуск облигаций на ОАО «Павлоградуголь» и проведение дополнительной эмиссии акций на Центральном ГОКе (активы, купленные в 2004 г.). Часть активов группы была перепродана через офшорные компании, что призвано было затруднить установление реального собственника в случае принятия властью решения о реприватизации. К таким объектам относится Новотроицкое рудоуправление, Докучаевский флюсо-доломитный комбинат и предприятие «Криворожвзрывпром». Только в конце 2005 г. группа начала оживать. Первым значительным действием группы стало увеличение пакета акций итальянского металлургического завода Ferriera Valsider, принадлежащего «SCM».

Современное состояние национальной экономики таково, что рассмотренные положения не потеряли свою актуальность, однако к 1980-м гг. существенные изменения условий хозяйствования (степень разделения труда и специализация деятельности, НТП, дерегулирование и глобализация экономики) позволили говорить как о снижении минимально допустимого размера компаний, так и о снижении размера трансакционных издержек. В данных обстоятельствах наметился относительный рост издержек управления и координации деятельности в рамках сложной (вертикально и / или горизонтально) диверсифицированной корпорации. Учитывая новые реалии, компании должны были реорганизовывать накопленные внутренние ресурсы в соответствии с выявленными возможностями и обнаруженными угрозами, которые вытекают из взаимодействия корпорации с внешней средой.

Несмотря на достаточный уровень теоретической проработки процедур диверсификации, в долгосрочном периоде разрабатываемые промышленными корпорациями стратегии не всегда предполагают диверсификацию, и, как показывает анализ, зачастую это происходит из-за отсутствия опыта использования инструментов диверсификации. В этой связи, нам представляется целесообразным рассмотреть основные подходы к диверсификации применительно к стратегическому планированию и управлению. Стратегическая диверсификация представляет собой процесс создания предпосылок для проникновения на новые сегменты рынка в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Данный подход означает, что процесс стратегической диверсификации является практически непрерывным, то есть не может быть ограничен одним сегментом. Как только сформулирован набор требований для проникновения на конкретный сегмент, может быть начата разработка требований для нового сегмента и так далее.

Крупные промышленные корпорации могут осуществлять разработку требований для нескольких сегментов. В этом случае можно говорить о стратегии диверсификационной конвергенции. Стратегия диверсификационной конвергенции предполагает, что в конкретный момент времени могут разрабатываться несколько проектов проникновения на новые сегменты. В этой ситуации руководство промышленной корпорации должно иметь четкую последовательность действий для принятия решений о реализации конкретных программ диверсификации.

По нашему мнению, последовательность требований должна включать: концепцию стратегической диверсификации, механизм стратегической диверсификации, инструменты стратегической диверсификации, а также методы стратегической диверсификации. Исходя из наиболее распространенного подхода к толкованию термина концепция, мы считаем, что концепция стратегической диверсификации представляет собой совокупность базовых принципов, в соответствии с которыми создаются предпосылки для вхождения на новые сегменты рынка. Основным принципами в рамках рассматриваемой проблемы могут быть:

  • принцип экономической эффективности;
  • принцип управленческой доступности;
  • принцип обеспечения баланса интересов основных стейкхолдеров корпорации;
  • принцип экономической безопасности.

Таким образом, концепция стратегической диверсификации позволяет предположить, что конкретный сегмент рынка является стратегически привлекательным, если деятельность промышленной корпорации в его рамках будет экономически эффективной, у корпорации будет возможность осуществлять контроль с необходимой степенью периодичности и детализации, в рамках деятельности будут сбалансированы интересы всех стейкхолдеров, а также будет обеспечен приемлемый уровень экономической безопасности.

При разработке стратегии диверсификации промышленная корпорация должна определиться, будет ли ее деятельность специализированной или диверсифицированной. Диверсифицированные промышленные корпорации в условиях конкуренции имеют преимущество в управлении финансовым риском, благодаря возможности его распределения между всеми производимыми продуктами, что при наличии достаточного инвестиционного ресурса позволяет выбрать стратегии диверсификации. Однако руководству не следует забывать, что диверсифицированная корпорация может обладать стратегическими недостатками по причине интенсивности внутриотраслевой конкуренции. Диверсифицированные организации демонстрируют наибольшую степень проникновения в различные отрасли, поэтому конкурируют со всеми участниками промышленного рынка. Поэтому они испытывают максимальное давление внутриотраслевой конкуренции.

Специализированные промышленные корпорации действуют в меньшем числе отраслей и конкурируют, помимо диверсифицированных промышленных компаний, только с промышленными предприятиями, имеющими аналогичную специализацию. То же относится и к непромышленным организациям, внедряющимся только в одну промышленную отрасль (или даже в рыночную нишу). В зависимости от широты специализации интенсивность внутриотраслевой конкуренции снижается или повышается, но она меньше, чем у диверсифицированных промышленных предприятий.

Иногда, особенно в переходных экономиках принцип экономической эффективности не соблюдается. Это происходит по различным причинам, в том числе, при наличии интересов государства к конкретному имуществу или к конкретной отрасли экономики.

 

1 http://www.rakurs.info

 

Литература:

1.        Бандурин А. В. Деятельность корпораций. – М.: БУКВИЦА, 1999 г. – 600 с., с ил.

2.        Кунц Р. Стратегия диверсификации и успех предприятия. / / Проблемы теории и практики управления. 1994. №1. с. 96-100.

3.        Туленков Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в корпорации / / Проблемы теории и практики управления. – 1997. – №4.

4.        Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Уч. пос. – М. 1997.

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №02 (2009)