- Морские вести России

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ - НОВЫЕ ЗОНЫ РОСТА ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Транспортное дело России №02 (2009)
Рожков Г. В. кандидат социологических наук, Председатель Правления Экспертно-аналитического Центра РАН, Мутовин С.И., кандидат экономических наук, проректор Сибирского Федерального университета

В настоящее время инновационное развитие является, по сути, единственной возможностью для России занять подобающее место в глобальном мировом экономическом пространстве XXI века и сохранить (или восстановить) статус Великой державы. Новыми и перспективным зонами роста инновационной экономики являются федеральные (национальные) университеты.

 

Ключевые слова: федеральный университет, инновационная экономика, особые экономические зоны, инфраструктурные формы.

 

FEDERAL UNIVERSITIES - NEW ZONES OF GROWTH INNOVATIONAL OF ECONOMY

Rojkov G., The candidate of sociological sciences, the Chairman of Board of the Expert-analytical Center of the Russian Academy of Sciences, Mutovin S., Cand.Econ.Sci., The pro-rector of Siberian Federal University

Now innovative development is, as a matter of fact, unique a possibility for Russia to occupy a fitting place in global world economic space of the XXI-st century and to keep (or to restore) the status of Great power. New and zones of growth of innovative economy federal (national) universities are perspective.

 

Key words: Federal university, Innovative economy, The special economic areas, Infrastructural forms.

 

Эксплуатируемые и экспортируемые природные ресурсы (прежде всего нефть и газ) и продукты их первичной переработки принципиально не могут быть основой для этого. Более того, ставят Россию в зависимость от развитых стран мира. Необходимо перейти от топливно-сырьевой ориентации экономики к ее инновационному развитию, стимулируя использование результатов научных исследований, интеллектуальной деятельности в энергетике, в машиностроении и приборостроении, авиационно-космической, других наукоемких отраслях, а также в образовании, медицине, информационных и биотехнологиях,

Для этого необходимо активизировать и стимулировать мощный интеллектуальный и научно-технический потенциал, который в настоящее время востребован в весьма незначительной степени, прежде всего, в силу беспрецедентного падения производства, произошедшего в девяностые годы, особенно в наукоемких секторах промышленности. Оценки российского интеллектуального и научно-технического потенциала как устаревшего, громоздкого, лишнего, имевшие место в некоторых аналитических и высших управленческих кругах России в эти годы, не выдерживают критики. Использование за рубежом «утекающих» разными способами российских разработок в сочетании с «охотой» зарубежных фирм за российскими молодыми учеными, аспирантами и даже студентами говорит как раз о его высоком уровне и актуальности.

В мировой экономике хорошо зарекомендовали себя разнообразные инфраструктурные формы (центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные фонды и т.д.), представляющие собой ростки инновационной экономики. Для их успешного развития на национальной почве необходима адаптация к реалиям экономической жизни. В суровом российском инвестиционном климате трансформация экономики не может быть мгновенной и повсеместной, а потому начинается с культивирования региональных зон роста. Новыми и перспективным зонами роста инновационной экономики являются национальные (федеральные) университеты. Конкуренция в высшем профессиональном образовании, как и по всему миру, будет развертываться в трех сегментах:

  • массовое профессиональное образование, обеспечивающее подготовку специалистов, квалификация которых отвечает принятым в мире стандартам и способным работать с доминирующими на рынках технологиями;
  • профессиональное образование, включенное в процесс исследований и разработок передовых технологий, конкурентных в глобальном рынке;
  • подготовка кадров, способных управлять глобальными процессами (входящих в мировые элиты, в том числе фиксируемых как кадровый резерв наиболее значимых в мире корпораций или ведущих территориально-производственных кластеров).

1. В сегменте массового профессионального образования лидируют современные многопрофильные учебные заведения, дающие образование в соответствие с принятыми в мире стандартами и обеспечивающие повсеместное признание квалификации. Фактически начался процесс формирования глобального рынка образовательных услуг в этой области. Рабочим языком этого рынка, как правило, является английский. Во многом это связано еще и с тем, что в большинстве отраслей техническая документация дается на английском языке. Основными инфраструктурами станут: транснациональные образовательные корпорации (такие как British Council, DAAD, EduFrance, NAFSA), университетские консорциумы, «виртуальные кампусы». Так, В США в 2008 году из общего числа студентов только 15% учились на дневной основе по двухгодичным программам и 36% по четырехгодичным программам, тогда как 25% студентов обучалось по двухгодичным программам дистантного обучения и 10% по четырехгодичным дистантным программам. Для проникновения на внешние рынки зарубежные университеты-лидеры активно используют такие механизмы, как франшиза, филиал-кампус, совместные программы. Формируются так называемые «образовательные гипермаркеты», организованные по сетевому принципу и работающие на основании единых стандартов и квалификационных требований, предлагающие стандартный пакет знаний по наиболее низкой цене за счет применения современных информационно-коммуникационных технологий. «Образовательные гипермаркеты» как значимые игроки на глобальном рынке подготовки кадров стали активно развиваться в 1990-е годы (прежде всего в США и Британии), а с началом 2000-х они развернули интенсивную международную экспансию. До последнего времени основной осваиваемой территорией для них была Центральная и Восточная Азия. Однако в настоящий момент они активно вторгаются в Восточную Европу и страны СНГ.

2. В сегменте высоких технологий глобального рынка профессионального образования исследовательская деятельность в рамках современных вузов напрямую связана с созданием новых технологий как таковых и формированием новых кадровых позиций, необходимых в экономике для масштабного внедрения данных технологических решений. Научные разработки являются фундаментом деятельности новых исследовательских университетов на рынке технологий и образовательных услуг. Основными глобальными тенденциями в пределах данного сегмента являются: (1) формирование глобальной сети университетов-лидеров в отдельных технологических сферах (технологическая специализация, как правило, жестко привязана к экономической специализации соответствующего региона. Более широкую технологическую специализацию, актуальную не только для прилегающих территорий, поддерживают только глобальные лидеры, такие как Массачусетский институт технологий (МИТ); (2) повышение рыночной ориентации научно-технологических модулей университетов. Это выражается в создании крупных университетских технопарков, в создании совместных с корпорациями и государственными ведомствами лабораторий, в реализуемых университетами процедурах технологического форсайта по основным направлениям своей специализации, в развернутых маркетинговых исследований применительно к разрабатываемым технологическим направлениям (с учетом кадрового аспекта), в маркетинговой ориентации вузов не только (и не столько) на абитуриентов и их родителей, сколько на запросы работодателей и инвесторов. Университеты стали активными игроками на рынке технологий в 1970-80-е годы (сначала в США, затем в Западной Европе).

Принципиальными условиями присутствия университета на рынке технологий является глобальное лидерство в отдельных сферах научного знания и фокусировка на определенных направлениях развития прикладных технологий. Основным контрагентом университетов на рынке технологий является бизнес. Соответствующим образом строится и рыночная позиция исследовательского университета. Данные университеты не стремятся к территориальной экспансии. Наоборот, их стратегия - концентрация в своих аудиториях и лабораториях наиболее конкурентоспособных кадров со всего мира, как среди профессоров, так и студентов и аспирантов.

3. Третий сегмент мирового рынка профобразования, на котором складывается глобальная и очень ожесточенная конкуренция - подготовка элит (управленческой, научной, технической и культурной). Поскольку речь идет о кадрах, способных управлять глобальными процессами, специализируются на их подготовке только крупные университеты с мировым именем и богатыми традициями, высоким глобальным рейтингом, расположенные вблизи от основных «центров принятия решений». Например, по мере укрепления доминирования на мировых рынках ТНК, штаб-квартиры которых располагаются в США, обозначилось лидерство американской технологии подготовки управленческой элиты - через бизнес-школы. Университеты, являющиеся ключевыми мировыми центрами формирования элиты, постоянно наращивают свое превосходство за счет пестования традиций, развития и трансляции продвигаемых систем ценностей и за счет постоянного подтверждения высокого социального статуса каждого отдельного выпускника. Эти университеты (и их бизнес-школы) занимают верхние строчки в наиболее авторитетных международных рейтингах вузов.

Пока российские университеты не представлены в этих наиболее перспективных и динамичных сегментах мирового рынка профессионального образования. В нынешнем своем положении они не подготовлены (как в ресурсном, так и в организационном отношении) к борьбе за новые ниши. Выполнить функцию «образовательных гипермаркетов» не в состоянии в силу устаревшего учебного процесса, сильного отставания в образовательных технологиях и несоответствии принятых квалификационных систем - международным стандартам. В последние годы Россия все чаще включается в сферу интересов зарубежных университетов, предлагающих принципиально новые для российского рынка образовательные продукты, такие, как дистантное обучение. Высока вероятность открытия в России нескольких зарубежных «образовательных гипермаркетов», включенных в глобальные сети, удаленных офисов иностранных университетов. Российские университеты в настоящий момент не решают масштабных задач обеспечения глобального технологического лидерства базовых отраслей российской экономики. Вузы не смогли преодолеть последствий решений 20-30-х годов прошлого столетия, когда исследовательские и технологические модули были выведены из их структуры и переданы специализированным академическим и отраслевым институтам, а также заводским конструкторским бюро. Вузы и «старые» НИИ и КБ в современных условиях продемонстрировали низкую конкурентоспособность на рынке технологий. Поэтому сохранение сложившейся ситуации означает, что Россия в долгосрочном периоде будет вынуждена выступать в роли импортера и реципиента технологических решений, что создает риск выпадения страны из следующей инновационной волны и консервации отставания в сфере разработки новых технологий и подготовки кадров с ключевыми современными компетенциями. Большинство российских университетов не в состоянии выполнять роль центров подготовки глобальных лидеров, национальной и, все чаще, даже региональной элиты. Все более популярным становится получение зарубежного профессионального элитного образования.

Суть инновационного образования можно выразить фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее». В лучших своих образцах оно ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем – по мере необходимости – приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование должно быть связано с практикой более тесно, чем традиционное. Объем информации, которой владеет наша цивилизация, удваивается каждые пять лет. Поэтому помимо освоения знаний не менее важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. Знания при этом осваиваются применительно к тем умениям, которыми овладевают учащиеся в рамках инновационных образовательных программ. Снижение конкурентоспособности традиционных институтов образования, а также недостаточная интеграция науки и производства свидетельствуют о необходимости создания принципиально новых учреждений высшего образования. Сегодня традиционное образование как система получения знаний отстает от реальных потребностей современной науки и производства. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний – за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства.

В 2006 г. руководством страны были сформулированы стратегические задачи и практические шаги в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство. Выбор приоритетных областей определялся тем, что именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. В конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и создает необходимые стартовые условия для развития человеческого капитала. Именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» – образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему. Сформулированные задачи национальных проектов носят стратегический характер. Их решение во многом зависит от того, какие темпы будет демонстрировать вся российская экономика в долгосрочной перспективе. В качестве конкретных шагов по реализации национальных проектов были поставлены задачи по наиболее острым проблемам образования, здравоохранения, жилищной сферы, сельского хозяйства.

Чтобы не допустить утраты российским образованием своих преимуществ и одновременно усилить его инновационность, необходимо повышать и модернизировать требования к образованию. Формулировать современные запросы к образованию способен только рынок труда. Поэтому результативность реформ в образовании следует измерять по показателям его качества, доступности и соответствия потребностям рынка труда. Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».

В сфере высшего образования национальный проект предполагает развитие следующих направлений:

  • стимулирование учреждений высшего профессионального образования, активно внедряющих инновационные образовательные программы. На конкурсной основе инновационным вузам предоставляются субсидии из федерального бюджета на закупку лабораторного оборудования, приобретение и разработку программного и методического обеспечения, повышение квалификации;
  • формирование сети Федеральных (национальных) университетов. Цель создания Федеральных университетов – комплексное кадровое и научное обеспечение перспективного социально-экономического развития регионов;
  • формирование сети бизнес-школ. Сверхзадача новых бизнесшкол – подготовка современных управленческих кадров мирового уровня.

Успешная реализация национального проекта позволит обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования России, а также будет эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества.

Задача Федеральных университетов – подготовка кадров для крупных инновационных проектов, а также ученых, способных развивать современные технологии. Программы развития университетов предусматривают включение в их состав научно-исследовательских центров, что позволит учащимся овладевать практическими навыками – в их распоряжении окажется суперсовременная лабораторная база. В случае успеха Федеральные университеты станут в своих регионах центрами качественного обновления и развития науки и экономики за счет притока высококвалифицированных молодых специалистов. В рамках программ развития новых университетов планируется разработка современных образовательных программ, оснащение новым учебным и научным оборудованием, переподготовка преподавателей и внедрение инновационных образовательных технологий.

Распоряжением Правительства РФ № 1518-р от 04.11.2006 был создан Сибирский федеральный университет, а Распоряжением Правительства РФ № 1616-р от 23.11.2006 - Южный федеральный университет. Первый набор в новые университеты был осуществлен уже в 2007 году. Создание двух новых университетов позволит выработать модель перспективного российского университета для распространения на другие регионы. В университетах будут внедрены новые системы управления, а сами вузы станут центрами инновационно-технологического развития и подготовки кадров мирового уровня. Предполагается, что в течение 5–6 лет высшие учебные заведения новой модели войдут в число десяти ведущих вузов России, а к 2020 году – в число ста лучших университетов мира. Вокруг Федеральных университетов со временем должна сформироваться сеть технопарков и венчурных производств, работающих в тесной связи с отраслевыми академическими научными организациями. Статус Федерального университета гарантирует им широкую самостоятельность в финансовой сфере и при выборе образовательных программ. Федеральные университеты смогут обучать студентов по собственным образовательным стандартам, самостоятельно подтверждать присвоение ученых степеней. Они получат право на учреждение дочерние компании для целей развития образования, а также для реализации собственных научных разработок (пока закон не разрешает вузам выступать в качестве учредителей организаций). Предполагается, что до 2020 года в России будет создано 10 Федеральных университетов. В процессе создания находится также Дальневосточный федеральный университет. Предполагается, что он будет расположен на острове Русском и получит в распоряжение всю инфраструктуру, оставшуюся после проведения там саммита АТЭС. На федеральном уровне будут поддержаны и реализованы программы по созданию в России целой сети современных научно-образовательных центров. В перспективе речь может идти об организации 16-20 таких федеральных центров - как на базе вновь образуемых, так и уже существующих университетов. В их структуру (помимо собственно университетов) должны влиться академические и отраслевые научно-исследовательские институты. А за счет такой интеграции новые научно-образовательные центры смогут быстрее войти в число мировых лидеров, фактически превратиться в крупные национальные и международные исследовательские центры.

Федеральный университет фокусируется на передовых технологических разработках и кадрах, способных работать с новыми технологиями. Это требует:

  • резкого увеличения объемов ОКР и НИОКР в Федеральном университете по сравнению с существующими в вузах региона;
  • повышения практической ориентированности исследований и разработок в новом вузе, формирования их тематики не в отраслевой логике, а в проблемной логике. Структура инновационно-технологического модуля университета не должна совпадать с учебной. Основой данного модуля должен выступать мощный технопарк;
  • установления тесных связей с бизнесом, перед которым в первую очередь встают масштабные технологические и кадровые задачи;
  • развития управленческого образования, включая создание международной бизнес-школы;
  • использования современных технологий преподавания, развивающих навыки эффективной коммуникации, командного решения производственных задач, внедрения имитационных, проектных и тренинговых методов обучения;
  • расширения интеграции с институтами и центрами РАН.

Миссия Федеральных университетов – производство глобально значимых знаний и технологий, подготовка кадров, способных позитивно влиять на внутрироссийские и мировые процессы. Основные направления инновационной деятельности Федеральных университетов связаны с разработкой технологий, приборов и устройств, решающих проблемы импортозамещения для региональной и российской экономики, а также обеспечивающие выход на мировые рынки с конкурентоспособной продукцией.

На территории России созданы условия для образования ряда технико-внедренческих и промышленно-производственных особых экономических зон. Однако реализация этих проектов потребует радикальной структурной модернизации региональной системы высшего профессионального образования с акцентом на подготовку кадров топменеджеров и элитных инженерных кадров для инновационных сегментов экономики. Ядром этого модернизационного процесса могут и должны стать Федеральные университеты, интегрирующие потенциал ведущих вузов и научных центров.

 

Литература:

1.        Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2002.

2.        Рожков Г.В. Региональные зоны роста инновационной экономики. М.: МАКС Пресс, 2008.

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №02 (2009)