- Морские вести России

СОЗДАНИЕ ГИБКИХ БИЗНЕС-КОМПАНИЙ, КАК ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ

Транспортное дело России №02 (2009)

СОЗДАНИЕ ГИБКИХ БИЗНЕС-КОМПАНИЙ, КАК ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ

Сорокина Г.П., кандидат экономических наук, доцент кафедры Маркетинг, менеджмент, МГТУ «МАМИ», Божкова А. И., студентка экономического факультета МГТУ «МАМИ»

Одним из рациональных принципов организации производства и путей повышения его эффективности в экономике 21 века является оптимизация производственных и управленческих структур внутри бизнес-компаний.

 

Ключевые слова: бизнес-компании, гибкие производственные системы, бизнес-деятельность, программное обеспечение, конкурентная борьба.

 

CREATION OF THE FLEXIBLE BUSINESS COMPANIES, AS A WAY OF INCREASE OF EFFICIENCY OF INTRODUCTION OF INNOVATIONS IN MARKET CONDITIONS OF COMPETITIVE STRUGGLE

Sorokina G., SEC, The senior lecturer of chair Marketing, management, Moscow State Technical University «MAMI», Bojkova A., The student of economic faculty Moscow, State Technical University «MAMI»

One of rational principles of the organisation of manufacture and ways of increase of its efficiency in economy of 21 centuries is optimisation of industrial and administrative structures in the business companies.

 

Key words: The business companies, Flexible industrial systems, Business activity, The software, Competition.

 

Повышение эффективности производственных и управленческих структур внутри бизнес-компаний позволяет разнообразить их организационные формы и оперативно реагировать на появление инновационных технологий в конкурентных условиях рынка /5/. Одной из таких организационных форм являются гибкие производственные системы (ГПС) /8/.

ГПС – это совокупность средств производства, обладающих способностью быстрой переналадки с производства одного вида продукции на другой. Обычно такие системы бывают автоматизированными.

Необходимость создания ГПС широко рекламировалось в нашей стране в период 1970 – 1990 годов. Этому вопросу было посвящено достаточно много как зарубежных, так и отечественных теоретических работ, экспериментальных исследований, построено несколько гибких автоматизированных цехов в отечественной машиностроительной отрасли.

Однако создание отечественных ГПС ориентировалось на командно-административную экономику. И, тем не менее, этот опыт целесообразно использовать в современных условиях рыночной экономики.

Принципы создания отечественных ГПС привлекательны, прежде всего, тем, что при проектировании ГПС наряду с созданием эффективной организационной структуры уделялось особое внимание описанию деятельности предприятия в виде совокупности многоуровневых производственных процессов и определению их взаимосвязи /7/. Такое описание деятельности предприятия соответствует наиболее перспективному в настоящее время логистическому направлению проектирования бизнес-процессов. При этом под логистикой понимается «организация процессов разного типа и всех вместе (имеется ввиду именно процессы разных типов, а не только материальные и транспортные)» /7/. Перспективность логистического описания деятельности предприятия состоит в том, что если оно будет представлено на каком-нибудь формальном языке, то его можно рассматривать в качестве управленческой информационной системы бизнес-деятельности компании.

Наличие управленческой информационной системы бизнес-деятельности компании является базисной основой для решения многих задач, повышающих эффективность функционирования бизнес-компаний в рыночных условиях.

Во-первых, создается основа для проведения функционально-стоимостного анализа деятельности компании, т.к. появляется возможность поставить в соответствие каждой бизнес-операции ее стоимостные и временные затраты. По этим затратам можно проводить оптимизацию бизнес-структур компании в период ее проектирования, а также оптимизацию планов управления компанией в период ее функционирования, т.е. целевого применения.

Во-вторых, появляется возможность определения «справедливой оплаты труда персонала компании», что является необходимым условием повышения мотивации персонала к повышению эффективности его деятельности.

Действительно большинство российских компаний в настоящее время могут ответить на вопросы типа: «Сколько стоит продукт или услуга?», либо «Сколько тратит то или иное подразделение?», а на вопрос «Сколько стоит та или иная бизнес-операция?» точно отвечать еще не любят. Стандартной причиной является отсутствие в компаниях формализованного описания их бизнес-деятельности /7/.

В третьих, логистическое описание процессов производства уже на этапе проектирования ГПС ориентировалось на комплексную автоматизацию управления производством и вполне определенный метод управления. Все это давало разработчикам ГПС возможность впоследствии своими специалистами создавать прикладное программное обеспечение (ПО) компьютерной автоматизации производственных процессов.

Игнорирование российскими бизнесменами этого опыта приводит в настоящее время к закупкам зарубежного дорогостоящего ПО, стоимость настройки которого на конкретную проблемную среду бизнескомпании в 100 раз дороже самого ПО. И даже после настройки этого ПО в российских условиях компьютерной автоматизации оно не обеспечивает необходимой информацией порядка 80% ключевых операций управления /7/.

Но главное достоинство принципов автоматизации отечественных ГПС состоит не только в том, что создаваемое своими специалистами прикладное ПО оказывалось адекватным реальному процессу управления, а в том, что оно вместе с техническими средствами ГПС оперативно переналаживалось с одного вида производимой продукции на другой. А эти вопросы относятся к наиболее актуальной в настоящее время и трудноразрешимой проблеме – создания управленческих информационных технологий, обеспечивающих оперативное внедрение инноваций и получение за счет оперативности хотя бы на небольшой период времени монопольное преимущество в конкурентной борьбе /3/.

К недостаткам принципов создания отечественных ГПС следует, прежде всего, отнести ориентацию их разработчиков на централизованное командно-административное планирование номенклатуры и объема производимой продукции. Поэтому время, необходимое для внедрения в ГПС новой продукции, всегда было заранее известно, а не определялось руководством ГПС исходя из быстроменяющейся текущей рыночной обстановки, что является недопустимым для рыночных условий конкурентной борьбы.

Во-вторых, в рамках идеологии целевого применения отечественных ГПС при переходе на производство новой продукции осуществляется только переналадка имеющихся средств производства и не предусматривается их замена, что применительно к рыночным условиям приводит к уменьшению объема портфеля потенциально возможных для внедрения инноваций. В связи с этим, с целью расширения этих возможностей в условиях рыночных отношений необходимо предусмотреть возможность частичной замены средств производства в объеме, определяемом степенью гибкого реагирования на изменение рыночной обстановки.

В-третьих, объектом управления в ГПС рассматривались в основном только технические средства, для которых всегда имелись описания их штатного функционирования и инструкции по выходу из нештатных ситуаций. Все это существенно упрощало разработку управляющих информационных систем и, тем самым, давало основу для проведения компьютерной автоматизации, так называемого, программного метода управления производственными процессами. Для условий быстроизменяющегося конкурентного рынка невозможно заранее определить все возможные нештатные ситуации и описать конкретные инструкции по выходу из них. Поэтому в рыночных условиях при возникновении нештатных ситуаций необходимо переходить от программного управления к адаптивному /1/, а это существенно усложняет разработку управленческой информационной системы бизнес-компании.

В-четвертых, при создании отечественных ГПС люди (персонал) в качестве объекта управления фактически не рассматривались. Считалось, что мотивацию их к эффективной производственной деятельности обеспечит общегосударственная политическая пропаганда. Она активно призывала к выполнению и перевыполнению планов, повышению производительности труда и т.д., но очень мало уделяла вопросу повышения качества продукции, которое при рыночной экономике выходит на первый план обеспечения успеха в конкурентной борьбе. Но качество продукции в сильной степени зависит от квалификации персонала, степени его мотивации, распределения ответственности и т.д. Поэтому на смену теории, рассматривающей персонал как издержки, которые надо сокращать, появилась теория управления человеческими ресурсами, в соответствии с которой персонал является основным ресурсом компании, определяющим ее конкурентоспособность /3/. В связи с этим, в современной управленческой информационной системе наряду с контуром функционального управления техническим средствами должен присутствовать контур социально-психологического управления персоналом, использующий известные формы и методы мотивации персонала к целенаправленному поведению (по Маслоу, Герцбергу, Вруму, Портеру-Лоулеру и т.д.). В принципе этот контур можно ввести в отечественные ГПС путем их эволюционного преобразования для условий рыночной экономики.

Гораздо сложнее дело обстоит с вопросами эффективного продвижения на рынок готовой продукции, которые при создании отечественных ГПС практически не рассматривались.

Дело в том, что в рыночных условиях человек-потребитель становится центральным объектом управления, определяющим стратегию бизнес-компании. И это не конкретный человек, который находится в штате компании, и с которым непосредственно контактирует его руководитель. Это в некоторой степени абстрактный (виртуальный, среднестатистический) человек и, что самое главное, управлять необходимо, прежде всего, его нуждой, затем потребностями и, в конечно счете, его запросами, которые при взаимодействии с продавцом товара трансформируются в его (потребителя) поступки. Описать такой процесс управления очень сложно. Он требует от руководителя теоретических знаний и практических навыков как в области социологии и психологии, так и в области организационно-функционального управления, т.е. определения отвечающих запросам покупателей номенклатуры и объема товаров, организации его производства, выбора целевых рынков, их секторов, позиционирования на них товаров, определения торговых сетевых компаний и установления с ними бизнес отношений и т.д.

Этот процесс управления со всеми своими социально-психологическим и функционально-организационными задачами исследования рынка и продвижения на него товаров должен быть логистически взаимосвязан со всеми производственно-управленческими процессами и скомплексирован в интегрированную управленческую информационную систему. Наиболее эффективно решение такой задачи можно реализовать на основе концепций интегрированного маркетинг менеджмента /4/, а также принципов ситуационной универсализации программного обеспечения автоматизации управления /2/, разработанных на основе концептуальных положений создания обучаемого интеллектуального контроллера, предложенных ракетно-космическим предприятием им. М.В. Хруничева в качестве конверсионной технологии автоматизации деятельности промышленных организаций /9/.

В связи с этим предлагается ввести понятие гибкой бизнес-компании и считать, что это – функционально-структурная проекция отечественной ГПС с высокой степенью автоматизации, адаптированная на рыночную экономику в соответствии с концепцией интегрированного маркетинг менеджмента и в которой помимо переналадки имеющихся средств производства допускается их частичная замена в объеме, определяемом степенью гибкого реагирования на изменение рыночной обстановки.

Следует подчеркнуть, что объем средств частичной замены, например, 10% или 20% и т.д., и их стоимость не характеризует в количественном отношении ту или иную степень гибкости компании. Главное состоит не в объеме и стоимости заменяемого оборудования, а во времени его организационного, информационного и программного включения в управленческую информационную систему компании. Здесь в принципе могут быть два возможных варианта: предусматривает или не предусматривает управленческая информационная система подключение к ней новых модулей технических средств производства. Если предусматривает, то тогда можно рассматривать эту замену как вариант гибкого перехода производства на новую продукции, если не предусматривает, то такой вариант требует дополнительного стратегического исследования эффективности его реализации.

При этом следует подчеркнуть, что принципы оценки эффективности гибкой бизнес-компании существенно отличаются от оценки эффективности отечественных ГПС. Дело в том, что время переналадки отечественных ГПС на выпуск новой продукции задавалось Госпланом и поэтому, если этот план был выполнен, то оценивалось только отношение сэкономленных с помощью ГПС финансовых средств к возможным затратам выполнения этого же плана без использования ГПС. А это значит, что время переналадки ГПС на новую продукцию, как параметр оценки эффективности косвенно выражался через экономию затрат производства.

При оценке эффективности гибких бизнес-компаний аналогом времени переналадки ГПС на новую продукцию является время внедрения на целевом рынке инновационной продукции. От этого промежутка времени зависит, успеет ли (а если не успеет, то в какой степени) компания выйти на рынок со своей монопольной ценой. И чем этот промежуток времени больше, тем компания больше теряет потенциальной максимальной прибыли в рыночных условиях конкурентной борьбы. Образно этот промежуток времени можно назвать временем упущенных возможностей получения максимальной прибыли.

Все это оправдывает мнение потенциального инвестора, который при оценке объемов инвестируемых средств, требуемых для реализации в российской экономике инновационных технологий, считает, что основную часть этих средств необходимо потратить на обновление управленческой информационной системы бизнес-компании.

Вывод

Создание российских гибких бизнес-компаний, способных оперативно реагировать на изменение рыночной обстановки конкурентной борьбы, может существенно повысить интерес потенциальных инвесторов к внедрению в российской экономике прогрессивных инновационных технологий.

 

Литература:

1.        Аленина Е. Э. Моделирование процесса инновационного развития корпоративных систем управления. // От инноваций и технопарков до конкурентноспособности предприятий.. - Москва : ИПЦ «Глобус», 2005.

2.        Божкова А. И., Божкова, Е. И. Повышение эффективности внедрения инновационных технологий, как путь достижения конкурентного преимущества // Сборник победителей студенческого конкурса. «Экономические технологии XXI века». - Москва : Департамент города Москвы по конкурентной политике (Тендерный комитет), Московский государственный институт международных отношений МИД России (МГИМО), 2008.

3.        Качалина Л. Н. Конкурентноспособный менеджмент / под ред. д.э.н. Кравцова В. И.. - Москва : МАМИ, 2002.

4.        Котлер Ф. Маркетинг менеджмент // Экспресс-курс. - Москва : ПИТЕР, 2005.

5.        Кравцова В. И. д.э.н. , Евдокимова, С. С. Инновации - ключевой фактор экономического роста. // Известия МГТУ «МАМИ» Научный рецензируемый журнал, т. №2 (4). - Москва : МГТУ «МАМИ», 2007.

6.        Морозов В. П., Дымовский, Я. С. Элементы теории управления (математическое обеспечение). - Ленинград: Машиностроение Ленинградское отделение, 1984.

7.        Семь нот менеджмента. Настольная книга руководителя. - Москва : Эксмо, 2007.

8.        Сорокина Г. П. Кокурентноспособеность в автомобильной промышленности // От инноваций и технопарков до кокурентоспособности предприятий. - Москва : ИПЦ «Глобус», 2005.

9.        Швец В. К. и др. Перспективы использования обучаемого интеллектуального контроллера технических систем объектов автоматизированного управления в народном хозяйстве // Тезисы докладов пленарного заседания участников международной выставки-конференции СОВТУЛ-90 СССР. - Москва : Оргкомитет конференции, 1990.

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №02 (2009)