- Морские вести России

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ СТРУКТУР И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК

Транспортное дело России №02 (2009)

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ СТРУКТУР И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК

Хрипунова А.С., аспирант ГАСИС

Рассматриваются вопросы формирования эффективных структур и систем управления инновационной деятельностью предприятий ОПК с учетом процессов интеграции, диверсификации и развития научно-технического потенциала для выпуска высокотехнологичной и конкурентноспособной продукции ОПК.

 

Ключевые слова: процессы интеграции ОПК, приватизация и акционирование, диверсификация, высокотехнологичная продукция, научно-технический потенциал.

 

PROBLEMS OF CREATION OF EFFECTIVE STRUCTURES AND CONTROL SYSTEMS OF INNOVATIVE ACTIVITY OF ENTERPRISES OPK

 

Kchripunova A., The post-graduate student, GASIS

Questions of formation of effective structures and control systems of innovative activity of enterprises OPK with allowance for processes of integration, a diversification and development of scientific and technical potential for issue of hi-tech and competitive production OPK are considered.

 

Key words: Processes of integration OPK, Privatisation and funding, diversification, Hi-tech production, Scientific and technical potential.

 

Интеграционные процессы в оборонно-промышленном комплексе стали во многом реакцией на стихийно проведенные конверсию, демонополизацию и приватизацию оборонной промышленности в 90-х годах. Плачевное состояние оборонно-промышленного комплекса в те годы заставило государство искать новые способы возрождения оборонной промышленности, основные из которых стали связывать с ее реформированием путем создания интегрированных структур.

При этом необходимо отметить две противоположные тенденции, лежащие в основе интеграционных процессов в ОПК: с одной стороны, стремление государства формализовать их путем использования административного ресурса, а с другой - действие экономических законов слияния и поглощения корпораций, свойственных рыночным отношениям.

В соответствии с первой тенденцией формирование интегрированных структур рассматривается как основа структурного реформирования оборонной промышленности, конечной целью которого является формирование системообразующих широко диверсифицированных межотраслевых научно-производственных корпораций нового типа, включающих производство как военной, так и гражданской продукции и способных составить конкуренцию на мировом уровне. При этом считается, что интеграция оборонных предприятий объективно является безальтернативным процессом осуществления глубоких (кардинальных) структурных преобразований и создания нового облика оборонно-промышленного комплекса, способного конкурировать с транснациональными корпорациями, действующими на мировых рынках.

Катализатором интеграционных процессов в ОПК, основанных на рыночных способах, во многом стало военно-техническое сотрудничество, которое в условиях небольшого по объему государственного оборонного заказа стало стимулом к организационному и экономическому объединению предприятий кооперации для выполнения экспортных контрактов.

Например, для многих предприятий авиационной промышленности единственной возможностью выжить оказался экспорт. Поэтому именно начало работы на внешнем рынке становилось стимулом для восстановления распавшейся кооперации или налаживания новых связей путем создания интегрированных структур.

Однако процессы интеграции осложняется рядом проблем.

Прежде всего, это неустойчивое финансовое положение многих оборонных предприятий, вовлеченных в интеграционные процессы. Во многом из-за этого, планы в отношении создания интегрированных структур постоянно меняются. Так, за период 2002 2006 гг. предполагалось создать 75 интегрированных структур. На сегодняшний день создано 6 холдингов (корпораций). Из запланированных 20 казенных предприятий создано 9. К 2010 г. планируется создать 40-45 интегрированных структур, объединяющих 46% предприятий ОПК.

С процессами интеграции по многим позициям пересекаются процессы приватизации и акционирования оборонных предприятий.

В настоящее время государство усиливает курс на приватизацию предприятий ОПК, без которой, как считает Правительство Российской Федерации, они не будут конкурентоспособными. Процессу приватизации зачастую противостоят интересы регионов. Так, в значительной части регионов законодательные собрания требуют остановить приватизацию оборонных предприятий и научных центров, поскольку этот процесс зачастую усугубляет социально-экономическую ситуацию на местах.

Для ОПК, как системы, действие процессов интеграции, приватизации и акционирования проявляется в постоянном сокращении количества предприятий, которые отнесены к оборонным. Основная причина – решения арбитражных судов. А это связано, прежде всего, с разрушением предприятия как экономической системы из-за высоких долгов, во многом порожденных государством неоплатой поставленной ранее вооружения и военной техники, а также отказом от закупки тех или иных образцов вооружения.

Еще одним важным, но постепенно затухающим, является процесс конверсии оборонной промышленности, следствием которого стала переориентация деятельности многих предприятий, ранее выпускавших оборонную продукцию.

Пик работ по конверсии пришелся на начало 90-х годов и был вызван необходимостью адаптации структуры оборонно-промышленного комплекса реальному объему Государственного оборонного заказа. Организующую роль работ по конверсии оборонного производства и связанной с ней реструктуризации ОПК выполняло государство, для чего были принят ряд федеральных целевых программ. Затем роль государства в финансировании конверсионных мероприятий начала снижаться.

Процесс конверсии обусловил активизацию и такого процесса, как диверсификация производства, которая позволяет оптимальным образом варьировать выпуск гражданской и военной продукции с тем, чтобы обеспечить максимально возможную прибыль предприятий. И хотя пока роль диверсификации еще незначительна в развитии ОПК, тем не менее, она постепенно переходит на главенствующие позиции и обусловила такой важный процесс, как военно-гражданская интеграция.

Дальнейшие перспективы и пути развития отечественного оборонно-промышленного комплекса определяются тем, какая модель его дальнейшего развития будет реализовываться. В настоящее время существуют следующие взгляды на роль и место оборонно-промышленного комплекса в современной российской экономике.

1. Жесткая увязка развития оборонно-промышленного комплекса с целями развития системы вооружения. В соответствии с этой точкой зрения перспективы реформирования ОПК и его технического перевооружения увязываются с приоритетными образцами ВВТ, создание которых предполагается в соответствии с программами и планами развития системы вооружения. Основной предпосылкой такого развития является целевое предназначение ОПК как производственного сектора, призванного в первую очередь выполнять Государственный оборонный заказ.

2. Развитие оборонно-промышленного комплекса как производственной базы военно-технического сотрудничества.

На практике реализацию этой точки зрения можно наблюдать в интеграционных процессах, происходящих в настоящее время в ОПК, когда интегрированные структуры образуются, прежде всего, вокруг оборонных предприятий, имеющих значительный портфель экспортных заказов.

3. Развитие оборонно-промышленного комплекса как высокотехнологичного сектора российской экономики, свободно функционирующего в условиях рыночных отношений.

Основная предпосылка при этом заключается в том, что оборонно-промышленный комплекс способен эффективно (прежде всего, с экономической точки зрения) функционировать в условиях свободных рыночных отношений, поскольку может наполнить рынок высококачественной гражданской продукцией. Именно с этой точки зрения формировались программы реформирования и конверсии оборонно-промышленного комплекса.

4. Развитие экономики страны в целом, без выделения оборонных предприятий как специфического сектора, как это сделано, в частности, в США, где отсутствует понятие оборонно-промышленного комплекса как системы предприятий, объединенных единой системой управления, хотя есть предприятия, специализирующиеся на выпуске только военной продукции.

Для определения предприятий-исполнителей оборонных заказов организуется конкурс, обеспечивающий выбор наиболее «эффективного поставщика». Активность участия предприятий в конкурсах поддерживается предоставлением им ряда льгот.

Анализ реального процесса реформирования ОПК позволяет сделать вывод о том, что государство пока еще однозначно не определилось в той роли, которую должен играть оборонно-промышленный комплекс в экономике страны. Поэтому оборонные предприятия все больше переходят на пути саморазвития.

С экономической точки зрения саморазвитие оборонных предприятий считается выгодным - ведь государству не нужно тратить дополнительных средств на их поддержку. Однако с точки зрения обеспечения национальной безопасности, это может привести к значительным потерям - многие предприятия просто прекратят для них экономически невыгодное производство вооружения и военной техники в необходимых для технического оснащения ВС РФ количествах.

Следовательно, прежде всего, необходимо четко определить роль и место оборонно-промышленного комплекса, которая, по нашему мнению, должна в определенной мере объединять рассмотренные выше парадигмы его развития - он должен развиваться как высокотехнологический сектор отечественной промышленности, уровень научно-технического и производственно-технологического потенциала которого позволит обеспечить высокие темпы экономического роста страны, а также решение задач национальной обороны и развития военно-технического сотрудничества.

В соответствии с такой ролью оборонно-промышленного комплекса необходимо принимать меры по его дальнейшему развитию.

Без кардинального увеличения ассигнований здесь не обойтись. Как показывает сопоставительный анализ объемов военных расходов различных государств, Россия сегодня тратит значительно меньше средств на обеспечение национальной обороны и безопасности.

На протяжении последних лет динамика той части военных расходов, которые поступают в оборонно-промышленный комплекс для создания вооружения и военной техники, носит положительный характер, тем не менее, этих средств недостаточно для того, чтобы ОПК функционировал эффективно.

Так, если сопоставить динамику объема ГОЗ (как с учетом, так и без учета инфляции), и динамику изменения основного показателя функционирования ОПК - объема производства военной продукции, то становится очевидным, что со стороны оборонно-промышленного комплекса нет отклика, адекватного росту объемов финансирования. А это свидетельствует о том, что незначительные темпы увеличения объемов финансирования ОПК, не подкрепленные другими мерами поддержки его развития, не выведут оборонно-промышленный комплекс из кризиса. Сегодняшнее состояние ОПК таково, что необходимо кардинальное увеличение направляемых для его развития ресурсов. При этом речь идет не только об увеличении объемов финансирования ГОЗ, но и направлении ресурсов для создания высокотехнологичной продукции гражданского назначения.

Как известно, в современных условиях экономический рост развитых стран обеспечивается в основном научно-техническим прогрессом и интеллектуализацией основных факторов производства. Так, на долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства, в развитых странах приходится от 70 до 85% прироста ВВП. На долю семи высокоразвитых стран (из примерно 150 стран с экономикой рыночного типа) приходится около 80-90% наукоемкой продукции и весь ее экспорт. Доля России составляет только 0,3%4 .

Следовательно, если существенно увеличить спрос на высокотехнологичную продукцию гражданского назначения, создаваемую оборонными предприятиями, то развитие ОПК станет основой экономического развития России. Накопленные при этом научно-технический и производственно-технологический потенциалы позволят также обеспечить коренное обновление парка вооружения и военной техники.

Поэтому если не ускорить принятие действенных мер на государственном уровне, то оборонно-промышленный комплекс может быть утрачен как научно-техническая и производственно-технологическая база создания не только современных вооружения и военной техники, но и как «локомотив» экономики России.

По нашему мнению, такие меры должны, прежде всего, включать:

1. Создание эффективной структуры управления оборонно-промышленным комплексом, как экономической системой, обеспечивающей гармоничное развитие всех его отраслей, неуклонное наращивание научно-технического и производственно-технологического потенциалов не столько административными, сколько экономическими методами.

2. Осуществление рациональной интеграции России в мировое технологическое пространство, реализуемой в рамках государственной промышленной политики на государственном уровне. То обстоятельство, что Россия пока еще сохраняет передовые позиции по отдельным направлениям развития научно-технического прогресса, создает предпосылки для того, чтобы российский ОПК занял достойное место в мировом технологическом пространстве.

3. Стимулирование дополнительного спроса на высокотехнологичную продукцию ОПК, в том числе для удовлетворения потребностей государства и наиболее ресурсообеспеченных отраслей отечественной экономики. При этом необходима ориентация на конкурентоспособную продукцию, которая будет пользоваться спросом на внутреннем и внешнем рынках и реализация которой даст возможность получать средства, необходимые для воспроизводства высоких технологий, для обновления основных производственных фондов.

4. Повышение эффективности управления инвестиционными потоками и создание механизма межотраслевого перетока капиталов. При этом речь идет уже не только о привлечении новых инвестиций, в том числе иностранных, но о создании механизмов направления этих инвестиций в сферу высоких технологий.

5. Повышение роли регионов в деятельности ОПК, поскольку именно в регионах находится вся инфраструктура (в том числе социальные объекты), которой пользуются оборонные предприятия. Они обеспечивают их трудовыми ресурсами и должны создавать благоприятные условия для производственной деятельности. Тем более что оборонные предприятия, в свою очередь, вносят весомый вклад в экономическое благополучие областей, краев, республик.

6. Обеспечение координации государственной программы вооружения и федеральных целевых программ, выполняемых за счет федерального бюджета, в интересах получения синергетического эффекта, выражаемого в виде наращивания научно-технического и производственно- технологического потенциалов ОПК.

7. Создание системы, при которой одновременно с формированием государственной программы вооружения осуществлялась бы разработка программы технологического развития оборонно-промышленного комплекса, учитывающая экспортный потенциал создаваемого оборонными предприятиями вооружения. При этом ресурсы, направляемые на эти цели в рамках, например, существующей сегодня федеральной адресной программы, должны рассматриваться в виде государственных инвестиций, что в рыночных условиях предполагает возврат государству не только соответствующей доли получаемой при этом прибыли, но и доходов от использования созданной при этом собственности.

8. Стимулирование создания современного вооружения с высокими боевыми и эксплуатационными характеристиками, что не

обходимо в свете реформирования Вооруженных сил Российской Федерации. Высокие боевые свойства ВВТ позволят компенсировать сокращение личного состава Вооруженных Сил РФ, а высокие эксплуатационные характеристики должны обеспечить сокращение эксплуатационных расходов.

9. Развитие интеграционных процессов стран СНГ в области создания ВВТ. Основные предпосылки для этого заключаются в том, что на вооружении стран СНГ находятся, как правило, одни и те же образцы вооружения и военной техники, наиболее сложные из которых совместно разрабатываются и производятся оборонными предприятиями ряда государств Содружества.

Следует заметить, что государство сохраняет возможности для принятия действенных мер по выводу оборонно-промышленного комплекса из кризисного состояния. Для приостановления деструктивных процессов, продолжающихся в ОПК, прежде всего, должны быть приняты меры по созданию действенной в рыночных условиях системы управления оборонной промышленностью, а также корректировке происходящих в нем процессов структурных преобразований.

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №02 (2009)