- Морские вести России

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Транспортное дело России №01 (2009)

Колосова Т.В., к.э.н., доцент (ННГАСУ)

Статья посвящена анализу инновационного потенциала среди таких понятий, как потенциал экономический, производственный, ресурсный, научный, технический, технологический. Представлены исследования инновационного потенциала с позиций системного подхода. Обосновывается необходимость формирования совокупности взаимосвязанных и взаимодополняющих инновационных комплексов и соответствующих им организационных элементов.

 

Ключевые слова: cистемный подход, инновационная деятельность, комплексность, инновационный потенциал предприятия

 

THE SYSTEM APPROACH TO DEVELOPMENT OF INFRASTRUCTURAL ELEMENTS OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ENTERPRISE

Kolosova T.

Article is devoted to the analysis of innovative potential among such concepts, as potential economic, industrial, resource, scientific, technical, technological. Researches of innovative potential from positions of the system approach are submitted. Necessity of formation of set of the interconnected and complementary innovative complexes and organizational elements corresponding to them is proved.

 

Key words: the system approach, innovative activity, integrated approach, innovative potential of the enterprise

 

Сфера инновационной деятельности остается одной из ключевых в российской экономике, так как знание инновационного механизма, его рычагов и стимулов имеет ключевое значение для развития рыночных процессов в условиях трансформации экономики. Преобладающая роль инновационного потенциала в решении актуальных проблем жизни общества оказывает неоднозначное влияние на устойчивость работы многих крупных предприятий.

Рассмотрим место и роль инновационного потенциала среди таких понятий, как потенциал экономический, производственный, ресурсный, научный, технический, технологический. В техническом и технологическом потенциалах наиболее ярко выделяется часть, связанная с имеющимися видами техники и технологий, и часть, в которой сосредоточены научно-технические и научно-технологические новинки. Поэтому инновационный потенциал в широком смысле слова включает в себя часть ресурсного, производственного, технического и технологического потенциалов. Инновационный потенциал можно трактовать как организованную совокупность взаимосвязанных условий и ресурсов (материальных, финансовых, кадровых, информационных, интеллектуальных и иных), обеспечивающих производство и воспроизводство научно-технических и технологических новшеств и возможность осуществления инновационной деятельности. Инновационный потенциал в узком смысле слова – это набор нововведений, новшеств, подтвержденных патентами, лицензиями и другими документами, подтверждающими право интеллектуальной собственности на новшества.

Состав инновационного потенциала можно представить как совокупность: части трудовых ресурсов, занятых инновационной деятельностью, в их количественно-качественной определенности; новых комбинаций природных ресурсов; современных производственных фондов и технологий предприятий; институциональной компоненты как норм и правил осуществления новаторской деятельности; форм предприятий, осуществляющих инновационные процессы; доступность и качество информации как отчужденные от индивида и обобществленные знания, навыки и умения, а также полученные им сведения от природной и социальной среды (рис. 1).

 

Рис. 1. Состав инновационного потенциала

 

Наличие инновационного потенциала является условием, при котором возможно эффективное развитие хозяйственного субъекта. Инновационный потенциал предприятия необходимо рассматривать в динамике процессов экономики, в зависимости от состояния различных рыночных структур.

Целями инновационного потенциала предприятия являются:

-         разработка рекомендаций по формированию стратегии инновационного развития предприятия;

-         определение слабых сторон в организации инновационных процессов на предприятиях и выработка рекомендаций по их устранению;

-         подготовка информации для принятия решения о поддержке инвестиционными структурами или органами власти крупных инвестиционных проектов и программ машиностроительного предприятия.

К задачам инновационного потенциала предприятия относятся:

-         определение уровня инновационной восприимчивости предприятия;

-         определение уровня инновационной активности предприятия;

-         оценка конкурентоспособности предприятия.

Главными требованиями при разработке оценки инновационного потенциала машиностроительного предприятия являются:

-         адекватность построения методики сложному социально-экономическому объекту;

-         оценка инновационной составляющей во всех процессах – анализа внешней ситуации и внутренних возможностей, выработки и принятия управленческих решений, разработки, производства и продаж продукции.

Произведем оценку всех инфраструктурных элементов инновационной деятельности промышленных предприятий.

Для промышленных предприятий представленных отраслей три наиболее крупных фактора были следующие:

-         участие в выставках – 3,57,

-         выпуск опытной партии – 3,60,

-         сертификация продукции – 3,39.

-         Для промышленных предприятий представленных отраслей три наименее крупных фактора были следующие:

-         патентование за рубежом – 2,00,

-         патентование в стране – 2,44,

-         поиск инвесторов – 2,08.

Таким образом, для машиностроительных предприятий наиболее обеспеченными являются этапы, связанные с использованием их производственных возможностей. Лидерство выставочной деятельности нельзя считать серьезным успехом, так как для прохождения инновационного проекта значимость ее не следует переоценивать.

Вместе с тем, ключевые для инновационного цикла этапы, а именно патентование в стране и за рубежом, экспертиза, информационное обеспечение, поиск инвесторов, сертификация, маркетинг остаются наименее инфраструктурно обеспеченными этапами. При этом даже в рамках существующих возможностей могут быть мобилизованы интеллектуальные и организационные ресурсы для оказания поддержки хозяйствующим субъектам в приведении инфраструктурной компоненты инновационного потенциала в большее, чем сейчас, соответствие с потребностями инновационного развития.

При анализе внутренних и внешних факторы, влияющих на инновационный потенциал промышленных предприятий, в качестве экспертов выступили руководители предприятий. На первое место из позиций они поставили техническое состояние оборудования (67,3% руководителей), далее следует наличие научной базы технических разработок для инноваций (56%), а также возможностей выпуска опытной партии и организации серийного производства (по 54,8%). Менее всего предприятия готовы к экспертизе проектов (17%), решению задач защиты интеллектуальной собственности в России (16%) и за рубежом (11,1%).

По наиболее крупным факторам для промышленных предприятий общим является налогообложение, преобладающими – востребованность продукции внутренним рынком, отношения с крупными фирмами и заказчиками. По наименее крупным – страхование рисков, деятельность инновационной инфраструктуры вне предприятия. Различия обусловлены как характером производственной деятельности, так и спецификой отраслей.

Анализ полученных результатов по влиянию внутренних факторов показывает, что наиболее крупные из них отражают самые актуальные проблемы производственной деятельности промышленных предприятий. Действительно, техническое состояние оборудования, квалификация инженерно-технического персонала и рабочих, мотивация их деятельности оказывают решающее влияние на способность хозяйствующего субъекта выполнять свои функции, в том числе и в инновационной сфере. С другой стороны, оценка экспертами подготовленности специалистов в области патентно-правовых вопросов, передачи технологий, внешнеэкономических связей как наименее крупных факторов свидетельствует о невостребованности этих направлений и о низком обеспечении их квалифицированными кадрами.

Если оценивать роль внешних факторов, влияющих на инновационную деятельность предприятий, то необходимо, прежде всего, отметить востребованность продукции внутренним рынком (на что указали 69,9% руководителей) и налогообложение (64,1%). В меньшей степени это относится к влиянию инфраструктуры, находящейся вне предприятия (26% респондентов), и страхованию рисков (19,9%).

Внутренние факторы фактически отражали подготовленность персонала по отдельным направлениям деятельности. В целом квалификацию рабочих поставили на первое место 62,3% респондентов, подготовленность занятых в области маркетинга – 59,6%. Последнее место среди внутренних факторов занимает подготовленность персонала к внешнеэкономической деятельности (44,4% опрошенных) и в области патентно-правовых вопросов (39%).

С позиций системного подхода предприятие следует изучать как синергетическую систему, в которой потенциалы выполняют роль «фундамента» производственной деятельности. Динамика потенциалов должна поддерживаться на заданных уровнях конкурентоспособности предприятия и продукции за счет инновационного потенциала, который влияет на устойчивость эффективности развития предприятия. Наибольшая степень разработанности присуща вопросам формирования, реализации и наращивания инновационного потенциала предприятия. Однако в настоящее время отсутствуют системные исследования инновационного потенциала в качестве показателя эффективности развития машиностроительного предприятия. Факторы развития инновационного потенциала предприятия представлены на рис. 2.

 

Рис. 2. Формирование факторов инновационного потенциала предприятия

 

Машиностроительное предприятие рассматривается как синергетическая система с неравновесной открытой структурой функционирования.

Синергетический эффект на начальной стадии развития предприятия проявляется в форме экономии финансового потенциала предприятия, создания необходимых и достаточных условий организации инновационного бизнеса, а также в форме экономии времени воспроизводственного цикла за счет повышения конкурентоспособности как самого предприятия, так и выпускаемой продукции. Неравновесная структура промышленного предприятия в отличие от равновесной позволяет повысить эффективность развития предприятия за счет системного взаимодействия его внутренней и внешней среды, функционирования предприятия в условиях неопределенности рыночных отношений, качества продукции, реализации стратегии и тактики формирования вектора качества развития предприятия.

Эффективность развития предприятия увеличивается при его анализе на базе общих и частных экономических законов функционирования предприятия. Категорию «развитие машиностроительного предприятия» целесообразно рассматривать как экономическую закономерность рыночной экономики, которая функционально зависит от проявляемых на практике законов стоимости, конкуренции, качества, закона спроса и предложений, а также законов массового производства; соответствия отношений постоянных затрат к переменным и относительной цены; снижение себестоимости продукции с увеличением объема выпуска и срока нахождения в серийном производстве; соответствия номенклатуры, качества и объема продукции потребностям и условиям спроса; возмещение затрат на производство и сбыт продукции.

Для обеспечения ускоренного развития инновационного потенциала машиностроительных предприятий необходима соответствующая организационно-экономическая система, структура научно-технической и инновационной деятельности предприятия. Она должна быть направлена на достижение конкретной цели, иметь требующиеся для этого механизмы, формироваться и действовать на основе определенных принципов. Как системный объект такая структура должна обладать собственным внутренним строением и входить составной частью в некую большую по отношению к ней систему (предприятие).

Ключевым принципом формирования такой структуры является построение на предприятии целостной системы комплексов, охватывающей весь цикл осуществления инновационной деятельности, начиная с генерации новых научно-технических идей и их отработки до выпуска и реализации созданной на данной основе современной наукоемкой продукции (рис. 3)

 

Рис. 3. Системный подход к формированию и развитию инновационного потенциала предприятия

 

Указанная система будет представлять собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга комплексов и соответствующих им организационных элементов, необходимых и достаточных для эффективного осуществления в сфере науки и техники, будет иметь собственное внутреннее строение. Одновременно она будет входить составной частью в общую структуру предприятия, дополняя и развивая ее как более крупную систему следующего порядка.

Конечной целью формирования структуры должно быть не просто создание конкретным хозяйствующим субъектом условий для более эффективного ведения им научно-технической и инновационной деятельности, а также преодоление спада производства предприятия, его структурную перестройку и изменение номенклатуры выпускаемой продукции, повышение ее конкурентоспособности и привлекательности для внутреннего и внешнего рынков, создание новых рабочих мест, развитие инновационного потенциала.

Представленное распределение организационных элементов инновационной структуры по образующим ее комплексам, безусловно, не является исчерпывающим и тем более единственно возможным.

Построение инфраструктуры требует органической увязки и сопряжения существующих и создаваемых структур в одну организационно-экономическую систему предприятия.

Таким образом, изучение проблемы развития инновационной деятельности на предприятиях позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, для оценки общего состояния и уровня развития научно-технической и инновационной деятельности целесообразно использование интеграционного понятия – инновационный потенциал предприятия, который характеризуется количеством подразделений, выполняющих научные исследования и разработки, численностью научных работников, участвующих в таких разработках, объемом научно-технических работ, количеством конструкторских разработок и т.д.

Во-вторых, анализ тенденций развития инновационного потенциала машиностроительных предприятий показал, что в период рыночной трансформации экономики он существенно сократился, что выразилось в уменьшении числа подразделений, выполняющих научные исследования и разработки, численности научных работников, в т.ч. высшей квалификации, резком снижении ассигнований на науку.

В-третьих, в промышленности и других отраслях экономики весьма незначительно число инновационно-активных предприятий. Хотя в 2007 г. численность таких предприятий возросла, объем реализуемой ими продукции пока незначителен.

В-четвертых, для стимулирования инноваций в сфере производства, а также для развития инновационного потенциала в машиностроении целесообразно формирование системы структурных комплексов: информационного обеспечения, экспертизы, научно-технических и инновационных программ, финансово-экономического обеспечения научно-технической и инновационной деятельности предприятий и др.

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №01 (2009)