- Морские вести России

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ТРАНСПОРТНОМ КОМПЛЕКСЕ

Транспортное дело России №06 (2008)

Козловский А.В., соискатель (ОАО НПК «ПАНХ», г. Краснодар)

В статье представлены: постановка задачи, анализ последних научных достижений и наиболее значимых публикаций по данной проблеме, а так же известных методов оценки экономической эффективности инвестиций. Предложены система показателей и методический подход к оценке эффективности инвестиций.

 

INVESTMENT EFFICIENCY EVALUATION IN TRANSPARTATION COMPLEX

 

Kozlovskiy A., competitor (PANH Helicopters, Krasnodar)

Task setting, analysis of the latest scientific achievements and the most important publications on the present problem, and also well-known economic investment efficiency evaluation methods are given in the article. Metrics and methodical approach to investment efficiency are also presented.

 

Постановка проблемы. Некоторые аспекты инвестиционного анализа достаточно хорошо и всесторонне исследованы в работах известных зарубежных экономистов [1,2]. Однако эти разработки широко применимы в странах с развитой рыночной экономикой. В них инвестиции производят в основном с помощью инструментов и механизмов фондового рынка. Возникает необходимость разработки методов оценки инвестиционной деятельности, на основе исследований реалий экономического функционирования отечественных инвесторов и возможности адаптации западного инструментария инвестиционного анализа к российским условиям. Оценка эффективности вложения инвестиционного капитала проводится путем сравнения денежного потока, который формируется в процессе реализации инвестиционного проекта к вложенным средствам. Проект признается эффективным, если обеспечивается возврат вложенной суммы инвестиций с необходимой прибылью для инвесторов [3].

Оценка эффективности инвестиций, является наиболее ответственным этапом принятия инвестиционных решений, от результатов которого, зависит реализация цели инвестирования.

Анализ последних достижений и публикаций. Авиатранспортные предприятия в первом полугодии 2008г. увеличили пассажиропоток на 21,9% - до 22,85 млн. чел., грузоперевозки увеличились на 27,5% - до 399,9 тыс. т., пассажирооборот – на 20,7% - до 56,2 млн. пассажирокилометров, а грузооборот – на 28,8% - до 1,85 млн. тонно-километров по сравнению с аналогичным периодом 2007г. При этом процент занятости пассажирских кресел составил 71,5%, что почти на один процент выше, чем в первом полугодии 2007г., а коммерческая загрузка 61,2%, что выше на 2,3% выше уровня прошлого года [4]. Повышение технического уровня парка воздушных судов (ВС), поддержание основных производственных фондов на таком уровне, который обеспечил бы возможность гарантировать безопасность и бесперебойность перевозок, а также постоянное совершенствование технологии обслуживания ВС, потребует в дальнейшем значительных капитальных вложений. Времена, когда государство было основным инвестором авиапредприятий безвозвратно ушли. С развитием в стране рыночной экономики, переход большинства авиапредприятий к негосударственной форме собственности привели их к необходимости самостоятельно искать инвесторов.

В современных условиях ключевым элементом организации бизнеса, является система управления финансовыми ресурсами предприятия. Глубокие исследования этого направления провели зарубежные ученые: Уильям Ф. Шарп, Гордон Дж. Александр, Джеффи В. Бейли, Норткотт Д. и др., а также российские ученые: Виленский П.Л., Коссов В.В., Лившиц В.Н., Липсис И.В., Орлова Е.Р., Шахнозаров А.Г. и др. Однако, несмотря на достижения указанных ученых, их разработки не всегда применимы в условиях нестабильной рыночной экономики.

Принятие решений о целесообразности целевого вложения инвестиционных средств, должны базироваться на основе использования аппарата экономико-математического моделирования. Однако, в настоящее время это направление проработано слабо. В связи с этим, важно рассмотреть существующие методические подходы к оценке эффективности инвестиций и определить возможность их использования с целью выбора рациональных вариантов инвестирования.

Решение проблемы повышения эффективности инвестирования, независимо от конкретной формы инвестиций, тесно связано с анализом возможностей инвестора, таких как способность мобилизаций властных и административных структур, инвестиционной привлекательности внешней среды, выбор объекта инвестирования с целью определения приемлемого уровня риска при условии достижения заданного уровня прибыльности. Это приводит к необходимости разработки комплексной методики экономической оценки инвестиционной деятельности.

Цель статьи и изложение основного материала. В условиях плановых методов распределения капитальных вложений не рассматриваются риски случайности и неопределенности, возникающие взаимосвязи номинальных и реальных стоимостных оценок в условиях инфляции, категории финансового анализа, баланс авиапредприятия и др. Одной из центральных проблем экономической науки, являются методы соизмерения затрат и результатов.

Финансирование инвестиционных проектов осуществляется за счет различных источников, потому возникает необходимость определять общую стоимость капитала, которая отражает стоимость всей совокупности источников, из которых финансируется проект. Её расчет включает следующие этапы: определение долгосрочных источников финансирования, стоимость привлечения этих источников, рыночная стоимость источников.

Методы оценки экономической эффективности инвестиций, которые наиболее часто встречаются на практике, приведены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Методы оценки экономической эффективности инвестиций.

 

Статистические методы оценки экономической эффективности (методы анализа безубыточности проектов, расчет показателей рентабельности инвестиций и сроков их окупаемости) относятся к простым методам, которые, в основном, применяются для грубой оценки прибыльности проектов и рекомендуются для использования на ранних стадиях экспертизы инвестиционных проектов.

Метод анализа безубыточности состоит в определении объема продаж продукции, при котором валовая выручка от реализации равна валовым затратам. При незначительных объемах производства валовые затраты превосходят валовый доход, и производство имеет убытки.

Определение показателя рентабельности инвестиций, дает возможность не только установить факт прибыльности проекта, но и оценить степень прибыльности.

Срок окупаемости инвестиционных проектов означает календарный срок, от момента вложения капитала в инвестиционный проект до момента, когда будет получен суммарный чистый доход равный вложенному капиталу.

Следует подчеркнуть, что целесообразность вложения средств оценивается лишь простым расчетом соответствующих показателей. В тоже время, проблема инвестирования финансовых средств, которые вкладываются в разные периоды времени, не позволяет дать полную оценку тому или иному проекту. Деньги сегодня стоят дороже, чем они будут стоить через определенный промежуток времени.

Принятие рациональных инвестиционных решений основывается на использовании различного рода количественных и качественных показателей оценки экономической эффективности инвестиций. В качестве важнейшего условия при определении этих показателей выступает требование учета фактора времени и альтернативных возможностей вложения капитала. Применение новых информационных технологий, использование экономико-математических методов анализа становится возможным более точно спрогнозировать состояние объекта исследования в будущем, выявить сложные зависимости между многочисленными факторами неопределенности.

Процедура приведения разновременных платежей к базовой дате называется дисконтированием. «Дисконтирование характеризуется принципиально тем, что оно представляет собой операцию перехода от будущего к настоящему, в противоположность течению времени. Физически

последовательность услуг движется по течению времени, начиная с момента инвестиций в транспортное средство. Экономически последовательность стоимостей движется против течения времени к моменту начального капиталовложения» [5]. Экономический смысл этой процедуры состоит в следующем: пусть задана некоторая ставка ссудного (банковского) процента i и денежный

поток – CFj , начало которого совпадает с базовым моментом времени приведения. Тогда дисконтированная величина денежного потока CFj, выполненного в момент, стоящий от базового на величину j интервалов (месяцев, лет), равна некоторой величине CFd(j), которая, будучи выданной, под ссудный процент i, даст в момент j, величину CF j. Таким образом, CFd(j)*(1+i)j= CFj, или дисконтированная величина CFd(j), потока равна: CFd(j) = CFj/(1+i)j.

Дисконтирование — это процесс приведения будущей стоимости денег к базовой дате, к дате начала реализации инвестиционного проекта . Ставка дисконтирования в значительной мере зависит от конъюнктуры рынка, экономической стабильности страны, гармонизации национальной экономики с мировой. При выборе ставки дисконтирования, предприятия должны ориентироваться на существующей или ожидаемый уровень ссудного процента. Ставка дисконтирования показывает уровень доходности инвестируемых средств, который может быть обеспечен при размещении их в общедоступные финансовые инструменты (банки, финансовые компании и др.) вместо использования их в данном инвестиционном проекте.

Имея несколько альтернативных возможностей использования финансовых средств, потенциальный инвестор отдает предпочтение наилучшему варианту. В данной ситуации для решения этой проблемы необходима шкала измерений, с помощью которой сравниваются денежные потоки во времени.

Основным мотивом вложения средств, является индекс рентабельность инвестиций. Если индекс рентабельности инвестиций больше ставки дисконтирования, то проект считается эффективным. В противном случае, затраты на инвестировании превышают прибыль или, если финансирование инвестиционного проекта осуществляется за счет собственных средств, то инвестору выгоднее вложить свой капитал в другие проекты с более высокой нормой прибыли. Другими словами, дисконтирование выступает в качестве экономического фильтра при выборе вариантов вложения средств. Как правило, привлекательность инвестиционного проекта возрастает с увеличением ставки дисконтирования.

С целью анализа инвестиционных проектов в транспортном комплексе, могут использоваться следующие динамические методы оценки экономической эффективности инвестиций:

1)       оценка абсолютной эффективности капиталовложений (определяется как разница финансовых значений результатов и затрат, связанных с реализацией инвестиционных проектов (метод поточной стоимости));

2)       оценка относительной эффективности капитальных вложений базируется на определении отношения финансовых значений результатов и затрат, связанных с реализацией инвестиционных проектов (метод внутренней рентабельности);

3)       оценка периода возврата капиталовложений, в течении которого вложенные инвестиции полностью окупятся доходами, от реализации проектов (метод окупаемости).

Метод поточной стоимости основан на определении интегрального экономического эффекта от инвестиционного проекта, которая определяется как разность дисконтированных денежных потоков, полученных и выплаченных в процессе реализации проекта за весь инвестиционный период. Позитивное значение NPV – чистой дисконтированной стоимости, свидетельствует о целесообразности принятия решения о финансировании проекта. При наличии альтернативных проектов, экономически выгодным считается проект с наибольшей величиной чистой дисконтированной стоимости.

Метод рентабельности используется для определения внутренней ставки прибыльной окупаемости (IRPR). Она характеризует предельную ставку дисконтирования, при которой возможна окупаемость инвестиций и получение планируемой прибыли. Инвестиционный проект в транспортном комплексе считается экономически выгодным, если внутренняя ставка рентабельности превышает заданный уровень рентабельности, установленный для данного проекта, а при наличии альтернативных проектов, лучшим считается проект с наибольшим значением данного показателя.

Метод окупаемости позволяет определить период возврата инвестиций, т.е. промежуток времени с момента начала инвестиционного проекта, до момента, когда чистый дисконтированный денежный поток полностью компенсирует первоначальные вложения в проект.

Очевидно, определить все варианты развития проекта в количественных параметрах, которые имеют большую степень неопределенности, сложно, поэтому существующие методы финансового моделирования позволяют проводить подобные оценки. Существуют численные методы анализа проектов, однако эти методы не предусматривают строго описанных правил, потому что предлагаемые в настоящее время методы основываются на достаточно абстрактных концепциях, которые сложно довести до численных алгоритмов. Так, например, в настоящее время интенсивно развивается теория рисков, которая предполагает методы учета рисковых операций. Однако, хорошо отработанных методов и алгоритмов их количественной оценки, пока не существует.

Чистый дисконтированный доход, представляет собой превышение интегральных результатов над интегральными затратами, и определяется как сумма поточных эффектов за весь рассматриваемый период, относительно начального периода. При заданной ставке дисконтирования, чистый дисконтированный доход рассчитывается по формуле:

 

где: CFi – денежный поток в i-ом году, который интегрирует затраты и результат CF=Rt-Ct;

T – период реализации проекта;

i – годовая ставка дисконтирования;

Rt- полученный доход от реализации проекта;

Ct- вложенные в проект средства.

Наиболее эффективными из сравниваемых инвестиционных проектов являются те, которые характеризуются большей величиной NPV. Данный показатель может использоваться, как критерий оценки целесообразности реализации проекта.

Недостатки метода чистого дисконтированного дохода, является сложность выбора нормы дисконтирования [1]. Она в значительной мере зависит от хозяйственной конъюнктуры рынка, перспектив экономического развития страны, отрасли. При выборе ставки дисконтирования в транспортной отрасли, необходимо ориентироваться на существующий и ожидаемый уровень ссудного процента. Ставка дисконтирования также показывает тот уровень доходности инвестируемых средств, который может быть обеспечен при помещении их в общедоступные финансовые механизмы (банки, финансовые компании и т.д.).

Показатель рентабельности инвестиций РI, представляет собой отношение дисконтированных положительных денежных потоков к дисконтированным инвестициям. Этот показатель является по сути дела NPV, но в относительных величинах. Рентабельность инвестиций позволяет определить, во сколько раз возрастет ценность проекта в расчете на единицу денежных инвестиций. Используя

 (3.2.6)

где: С – стоимость проекта.

Если PI < 1,то инвестиции не рентабельны, т.е. поступления от инвестиций будут меньше, чем сами инвестиции. Если PI >1, то такие инвестиции являются эффективными.

Важным показателем оценки эффективности инвестиционных проектов, является внутренняя норма окупаемости IRR. Этот показатель представляет собой расчетную ставку дисконтирования, при которой чистый дисконтированный доход, соответствующий данному моменту, равен нулю. Величина IRR определяется по формуле, при NPV=0:

Внутренняя норма окупаемости позволяет определить предельное значение банковского процента за кредит, при которой возможна окупаемость в обусловленный срок S. Другими словами, этот показатель показывает какой срок отношения предприятия и инвестора будут бесприбыльными. Таким образом, если ставка ссудного процента меньше внутренней нормы окупаемости (i < IRR), то инвестирование средств в него выгодно, и наоборот (i > IRR). Следует констатировать, что IRR является граничной ставкой ссудного процента, разделяющей эффективные и неэффективные проекты. Расчет IRR ведется при условии: NPV=0, i= IRR, и Т = S. Величина IRR определяется итерационным путем при использовании специальных программ. Рассчитанный по такому методу показатель IRR в большей степени нужен для привлечения потенциального инвестора, и для оценки проекта до заключения инвестиционного соглашения, т.к. характеризует максимальную величину ставки дисконтирования при сроке окупаемости в конце реализации проекта.

Выводы. Анализ системы принятых показателей эффективности инвестиционных проектов в транспортном комплексе свидетельствует, что роль критерия в этой системе принадлежит показателю чистого приведенного дохода по следующим причинам:

1.       Величина NPV характеризует доходность проекта.

2.       NPV имеет денежное выражение, и по его величине можно выбирать наилучшие проекты.

3.       Показатель NPV – аддитивен, т.е. выбрав два и более проектов, можно сразу определить общий доход, сложив их. Остальные показатели используются для более полной характеристики инвестируемых проектов. Их использование в транспортной отрасли целесообразно в комплексе с основным критериальным показателем. Такой подход может быть распространен и на оценку сравнительной экономической эффективности, т.к. в основе оценки лежит определение размера эффекта от вложения инвестиций.

 

Литература:

1.        1.Шари У., Александер Г., Бейгли Дж. Инвестиции. – М., ИНФАМ, 1999.

2.        Царев В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.: ил.

3.        Савчук В.П. Оценка эффективности инвестиционных проектов //http://enby.narod.ru/text/Econom/investments/Savchuk/ index.html.

4.        Газета «Транспорт России», 11-17 августа 2008г. № 33.

5.        Массе П. Критерии и методы оптимального распределения капитальных вложений. М.: Статистика, 1971г.

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №06 (2008)