- Морские вести России

Критерии оценки качества проектов создания инновационной продукции

Транспортное дело России №04 (2008)

Г.В. Кузнецов, соискатель Современной гуманитарной академии

 

В современном бизнесе инновационный компонент управления компанией зависит от качества менеджмента организации. В России с каждым годом все большее число руководителей видят стабильность своих предприятий в отлаженной системе управления, отвечающей мировым стандартам. Проблема качества менеджмента тем более актуальна в свете планируемого вступления России в ВТО и появления конкуренции со стороны иностранных компаний. При всем многообразии работ, посвященных этой проблематике критерии оценки качества проектов создания инновационной продукции не получили достаточного освещения в научной литературе, что и определило актуальность данного исследования.

Предпринимательство как система преобразования ресурсов (труда, капитала, сырья) в реализуемые услуги должно обеспечивать соответствие услуг интересам всех групп людей, предоставляющих ресурсы.

Одним из индикаторов успеха стратегической деятельности предприятия, наряду с прибылью, служит показатель эффективности инвестиций (ROI - Return of investment):

ROI = Прибыль / Инвестируемый капитал

Величина эффективности инвестиций ROI определяется четырьмя группами показателей (рис.1), которые необходимо учитывать при формировании и оценке реализации политики качества предприятия.

Эмпирические исследования различных отраслей производства показали, что более 200 переменных, оказывающих влияние на ROI, как один из показателей эффективности систем управления качеством, ключевую позицию занимают следующие девять переменных:

- удельный вес на рынке,

- интенсивность инвестирования,

- продуктивность,

- рост рынка,

- качество продукта,

- дифференцирование продукта,

- вертикальная интеграция (глубина создания стоимости),

- позиция цен,

- ставки изменения вышеназванных позиций.

Применение ROI  как показателя эффективности системы управления качеством наглядно демонстрирует взаимосвязь между качеством, удельным весом на рынке и рентабельностью.

Продукция с оптимальным качеством имеет ряд преимуществ, давая возможность:

- иметь более надежных покупателей при частых повторных закупках;

- подвергаться меньшему риску в борьбе за цены;

- устанавливать более высокие цены без потери удельного веса на рынке;

- повышать удельный вес на рынке.

Интересны результаты исследования вопроса о том, создаются ли высокие доходы в первую очередь за счет повышенного качества, связанного с более высокими ценами, или за счет более высокого удельного веса на рынке, связанного с более низкими ценами? Результаты показывают, что как удельный вес на рынке, так и качество продукции оказывают примерно одинаковое влияние на рентабельность (рис.2).

При малом удельном весе на рынке предприятие может достичь высокого дохода путем повышения качества и тем самым сбалансировать недостаток удельного веса на рынке. И, наоборот - при сравнительно невысоком уровне качества продукции на рынке предприятие может достичь высокого дохода посредством установления более низких цен, чем у конкурентов, и тем самым сбалансировать недостаток качества продукции.

Раскрывая политику качества предприятия, необходимо рассмотреть иерархию стратегии деятельности предприятия в области качества. На основе главной стратегии предприятия определяются направления деятельности в отдельных областях, с помощью которых можно добиться превосходства над конкурентами. Стратегии области деятельности развиваются через стратегии функций, учитывающих технические, технологические, стоимостные, административные и другие аспекты на всех этапах жизненного цикла продукции, и реализуются в конкретных программах и мероприятиях системы качества.

Каковы же особенности стратегии конкуренции в областях деятельности и меры для их реализации в конкурентных областях?

В общем случае на уровне областей деятельности предприятия можно выделить следующие цели формулирования стратегии:

- стратегический узел следует размещать таким образом, чтобы его силы предлагали наилучшую защиту от опасностей, вытекающих из конкуренции;

- реализация стратегии конкуренции должна влиять на равновесие сил конкуренции таким образом, чтобы позиции стратегического узла укреплялись;

- формулирование стратегии должно удовлетворять динамике основ конкуренции.

Из множества общих стратегий развития компании (рис.3)1  рассмотрим три типа стратегии качества, которые реализуются в минимизации издержек, дифференцировании и концентрации на основных направлениях (рис.4).

В качестве примера рассмотрим меры в функциональных областях для реализации стратегии конкуренции для сфер маркетинга и НИОКР.

Минимизация издержек:

в сфере НИОКР – это направленность на оптимизацию производственных технологий; дальнейшее развитие ассортимента продуктов различного применения соответственно желаниям покупателя;

в сфере маркетинга – это повышение удельного веса на рынке; создание ориентированной на большие объемы системы распределения; агрессивная политика цен; сначала интенсивная, затем постепенно ослабевающая реклама.

Дифференцирование:

в сфере НИОКР - фундаментальные исследования для разработки перспективных технологий, необходимых для последующего производства ассортимента продуктов на рынок; ориентация на инновации для создания с помощью концепций новых продуктов преимуществ «опережения» на рынке;

в сфере маркетинга - высокая гибкость к измененным требованиям рынка и условиям конкуренции; дифференцирование в области дизайна, расширение и сохранение традиций; предание гласности наилучшего имиджа качества; эффективная сервисная служба.

Общая совокупность экономических критериев оценки эффективности систем управления качеством, рассматриваемых как в рамках отдельных разработок (обычно инновационных проектов), так и в масштабах деятельности всего предприятия представлена в табл.1.

Таким образом, экономическая эффективность проектов создания инновационной продукции характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников в пределах расчетного периода. Общая продолжительность этого периода составляет горизонт расчета и принимается с учетом следующих обстоятельств:

- продолжительности создания, эксплуатации и ликвидации объекта;

- средневзвешенного нормативного срока службы основного технологического оборудования;

- достижения заданных характеристик прибыли, требований инвесторов.


Вернуться к разделу Транспортное дело России №04 (2008)