- Морские вести России

Создание отраслевого рекрутингового центра

Транспортное дело России №04 (2008)

А.В. Захаров, Осипов И.С., МГТУ «МАМИ»

 

Не секрет, что в современном российском образовании довольно много проблем. Одна из них заключается в несовпадении квалификации выпускников вузов и требований предприятий. Возникает парадокс – экономика остро нуждается в профессионалах, но при этом молодые специалисты сидят без работы.

Основная цель подобных структур – обеспечение трудоустройства молодых специалистов, повышение качества подготовки кадров без кардинального перестроения существующей системы образования (которое, если и будет иметь место, то, несомненно, затянется на годы), утоление «кадрового голода» динамично развивающихся отраслей народного хозяйства. Также можно отметить косвенное влияния системы на уменьшение уровня структурной безработицы, повышение устойчивости экономики страны в целом в условиях бурно развивающийся мировой производственной системы и периодических финансовых и иных кризисов.

Для достижения подобных целей структура и механизм работы центра должны отвечать жесточайшим требованиям адаптивности и оперативности. Организационно, центр должен быть максимально самостоятельным подразделением вуза, некоммерческой  образовательной организацией либо даже отдельной фирмой, связанной с вузами, промышленностью и контингентом договорными отношениями.

Финансирование его деятельности может быть возложено как на государственные и региональные бюджеты, так и на бизнес-сообщество, путем внедрения самоокупаемости. Предприятия платят за сотрудников (обычная практика кадровых агентств – стоимость подбора специалиста равна 10-15% его годовой зарплаты), которых готовят вузы совместно с рекрутинговым центром. Соответственно гибридные государственно-частные формы финансирования тоже вполне жизнеспособны, например первые два этапа (наименее затратные) на государственном финансировании, а третий оплачивается работодателями.

Работа с контингентом подразделяется на три относительно независимых этапа (рис. 1).

Во-первых, работа со школьниками и учащимися техникумов, колледжей, выпускниками. Начальный этап этой деятельности включает информирование будущих студентов (а в последствии профессионалов) о различных сторонах существующих в отрасли профессий, предлагает попробовать себя в процессе деловых игр, тренингов. Параллельно проводится общая подготовка в области самоменеджмента (тайм - менеджмента), лидерства, персонального имиджа, делового общения и другие подобные дисциплины, не входящие в общеобразовательный курс вузов, но необходимые или архиполезные в современном рыночном обществе. Важным элементом деятельности центра является   составление   психокарт      психологического,   профессионального   и когнитивного портрета будущего молодого специалиста. Они необходимы для подбора участников в группы целевой подготовки (подробнее о них ниже) и последующего трудоустройства. Составление психокарт осуществляется психологами как с использованием специальных тестовых методик, а также во время деловых игр, тренингов в процессе общей подготовки. Это позволяет получить наиболее точную оценку возможностей и интересов учащихся. На основе всей собранной информации центр рекомендует абитуриентам выбирать те или иные специальности.

Во-вторых, дополнительное образование студентов младших курсов, своеобразная практическая и общеразвивающая надстройка над существующими теоретическими программами высшего образования. Соответственно продолжается начатая в первом этапе (или начинается заново, если студент пришел в эту систему извне) общая подготовка. Уточняются психокарты, на их основе студенты распределяются по группам узкоспециализированной подготовки.

Здесь встречаются «заказы» предприятий отрасли и интересы студентов, взаимовыгодное обеспечение этой встречи и является основным содержанием второго этапа.

В-третьих, узкоспециализированная подготовка старшекурсников, в соответствии с заказами конкретных бизнес-единиц. На этом этапе предприятия обеспечивают «своих» студентов учебной и производственной практикой, подтверждаю свои намерения как работодатели. Однако, сохраняется возможность оперативного изменения программ обучения. Также возможно включение новых (не прошедших предыдущие этапы) студентов, при условии более высокого уровня интенсивности дополнительной подготовки.

При прохождении всех трех этапов (или хотя бы одного - двух последних) школьники-аспиранты, студенты превращаются в трудоустроенных молодых профессионалов, готовых к карьерному росту и дальнейшему участию в предложенной системе, но уже в качестве потенциальных работодателей, экспертов, консультантов.

Организация этих этапов подразумевает ориентацию на рынок труда, его прогнозируемые потребности. Для мониторинга рынка и способствованию формирования общих программ обучения, их региональных и вузовских компонентов необходимо создать ассоциацию предприятий отросли с представителями региональной власти, вузов.

Все мероприятия по подготовке специалистов должны проводится как преподавателями вузов, так и вольнонаемными бизнес-тренерами, коучами, психологами, представителями бизнеса, привлекаемыми под конкретные проекты. Взаимодействие контингента, преподавателей и субъектов бизнеса, организация всего процесса возлагается на управляющий орган которым и является рекрутинговый центр.

Предложенная схема деятельности является матричной, и может свободно распространятся в разных регионах, отраслях, отдельных вузах.

 

Литература:

Н.Р.Кельчевская, Л.А.Романова. Интеграция высшей школы и промышленности как основа формирования человеческого капитала. Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 59-62.

С.А.Беляков. Организационно-экономический механизм устойчивого развития системы высшего профессионального образования в условиях формирования национальных университетов, системообразующих и инновационных вузов. Москва: МАКС Пресс, 2007, 135 с.


Вернуться к разделу Транспортное дело России №04 (2008)