- Морские вести России

Направление взаимодействия вузов и промышленных предприятий

Транспортное дело России №04 (2008)

Г.П. Сорокина, к.э.н., доцент МГТУ «МАМИ»

 

В ситуации жизненно необходимого реформирования деятельности предприятий промышленности, для ориентации их на устойчивое развитие и конкурентоспособный уровень в условиях постоянно изменяющейся рыночной среды, сформировался конгломерат проблем и задач по преемственности, разработке рыночных механизмов  к экономической и  нормативно-правовой среде  и прошлому опыту управления развитием промышленности России, с учетом особенностей её отраслей.  Неблагоприятная экономическая среда не основной фактор отсутствия инвестиционной активности в реальном секторе национальной экономики. Как пока­зывает исследование, основными причинами отсутствия инвестиций на уровне предпри­ятия являются его внутренние проблемы. Это прежде всего слабый менеджмент, незащищенность прав собственности, непрозрачность финансового состояния предприятия, отсутствие договорной дисциплины и высокой культуры организации производства. Кроме того, отмечается слабая преемственность рыночных методов управления предприятием, таких как корпоративное управление, маркетинговые методы, управление знаниями, антикризисное управление и др. Все это значительно повышает инвестиционные риски и снижает возможности отечественных предприятий промышленности для получения международных инвестиций. Кроме того, реализуемый принцип теории либерализации экономики, устраняющий госу­дарство из сферы активного влияния на неё, является одной из основных при­чин негативных последствий рыночных преобразований. Государство, как собственник или крупный акционер, не проводит активной политики по реформи­рованию государственных и приватизированных предприятий и не оказывает им государственной поддержки в адаптации к рыночной системе хозяйства, хотя каждое предприятие является не только системообразующим звеном экономики, но и сферой интересов различных социальных институциональных агентов, от работников и акционеров до фискальных потребностей бюджета всех уровней. Отсутствие эффективных форм и правил взаимоотношений между различными группами интересов является препятствием к проведению реструкту­ризации предприятия, порождает чрезмерную консервативность при его реформи­ровании.

Несмотря на общность с мировыми тенденциями, характерными для индустриальных и постиндустриальных развитых стран, смена общественно-экономического уклада в России привела к резкому снижению уровня ее научно-технического и индустриального развития, сформировав приоритетные проблемы экономики, которые требуют разрешения в ближайшее время. Это:

-рост производительности труда, обеспечивающий устойчивое повышение эффективности экономического развития, снижение издержек, увеличение заработной платы и потребительского спроса;

-межотраслевой перелив инвестиций (от топливно-сырьевых отраслей к отраслям, производящим конечную продукцию), обеспечение обновления основных фондов для отраслей, ориентированных на внутренний рынок;

-рост доли научно-технических новшеств, обеспечивающих повышение конкурентоспособности продукции.

Выживание хозяйственных промышленных субъектов в конкурентной среде, обеспечение высокого уровня приспосабливаемости к изменяющейся конъюнктуре рынка становится возможным, и об этом свидетельствует мировой опыт, лишь на базе широкого освоения и тиражирования научно-технических новшеств. Сегодня это магистральный путь к достижению максимальной конкурентоспособности отрасли, предприятия и выпускаемой им продукции. Выпуск продукции, удовлетворяющей новейшим требованиям научно-технического прогресса, способствует решению и узловой проблемы конкурентоспособности, связанной с разрешением основного ее противоречия -конфликта интересов производителя и потребителя. Ее решение лежит, в плоскости создания    и    реализации    инновационной    концепции,    охватывающей   взаимосвязанный (сопряженный) комплекс мер по маркетингу, производству нового товара, сбыту и др.

Исследование субъектов инновационной деятельности предполагает проведение анализа с точки зрения их роли и значения в экономике индустриально и постиндустриальное развитых стран, а также, в каких экономических отношениях они находятся и какие функции выполняют.

В России на  первый план выходит инновационное развитие страны, следовательно, требуется уделять большое внимание управлению и организации инновационной деятельности. Инновационная модель развития может быть использована как для всей страны, так и для отдельных территорий, отраслей, предприятий.

Существенное значение в использовании инновационного потенциала и его преимуществ имеют управленческие решения всех уровней. Инновационный менеджмент становится стержнем управления экономикой, её экономической политикой и идеологией.

В период становления рыночной экономики и акционировании предприятий промышленности и НИИ практически были разорваны связи между научно-исследовательскими, учебными и промышленными организациями. Разрыв этих жизненно-необходимых для формирования конкурентного производства связей повлек за собой стагнацию инновационного развития предприятий и, как результат, резкое снижение конкурентоспособности продукции и самих предприятий, а в худшем случае,  их банкротство. Научные учреждения, лишившись государственного централизированного финансирования, связей с предприятиями и заказов на научно-исследовательскую деятельность, увлеклись  получением прибыли от сдачи внаем принадлежавших им территорий и растеряли практически весь свой научный потенциал. Вузы, потеряв связь с предприятиями, замедлили обновление учебных программ и технологий, в результате чего,  студенты не получают комплексной целевой подготовки для предприятий промышленности, не проходят реальную практику на предприятиях, получают знания с отставанием на  5-10 лет. В результате адаптация персонала на предприятии занимает не положенные две-три недели, а может затягиваться на полгода-год. Предприятия вынуждены тратить средства на дообучение и переобучение персонала, что снижет экономическую эффективность производства и практически сводит к нулю конкурентоспособность выпускника вуза, не имеющего опыт практической деятельности.   В связи с переходом к рыночной экономике значительно усложнился процесс оформления договоров на практику студентов. Предприятия не готовы предоставлять студентам информацию необходимую для полноценного прохождения практики В результате учебная и производственные практики студентов носят, в большинстве случаев, формальный характер, студент не приобретает навыков практической деятельности. Коммерциализация сознания затмевает научно-технические стремления студентов. Как следствие вышесказанного растет безработица среди молодежи, социальная напряженность региона, снижение инновационной активности предприятий и их  конкурентоспособности. Налоговые поступления падают, регион становится дотационным.

Все вышесказанное обуславливает необходимость разработки механизма взаимодействия предприятий промышленности, вузов и регионов. Конкурентоспособность предприятий напрямую зависит от ориентации предприятия на свой кадровый потенциал. Управление знаниями уже стало ключевым направлением кадровой политики многих крупных организаций, но работы в этом направлении ведутся разрозненно, нецеленаправленно.   Большинство авторитетных маркетинговых агентств заявляют о том, что 90 % выпускников вузов вынуждены проходить профессиональную переподготовку при поступлении на работу. Предприятия тратят значительные средства на дообучение и переобучение персонала, что, определенно, являлось бы положительной тенденцией, если бы не тот факт, что более 40% из прошедших переподготовку закончили вузы менее чем 5  лет назад. Эта ситуация обостряет  основной вопрос современного образования – качество подготовки специалистов.  Основным приоритетом современного профессионального образования  является ориентация образовательных услуг на практическую подготовку. Современная экономика, состояние постоянно изменяющейся внешней среды изменяет сложившийся взгляд на профессиональное образование и требует переориентации его с предметно-ориентированных форм на подготовку профессионально мобильных, коммуникационнокомпетентных, творческих специалистов, способных быстро и эффективно переквалифицироваться с учетом требований научно-технического прогресса. Похожие требования предъявляются и к образовательной системе.    Требуется внесение определенных корректив в формирование учебных  планов и программ профессионального образование. В качестве основного фактора обновления профессионального образования сегодня выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий. Система профессионального образования отстает от требований рынка труда на 5-7 лет, что делает ее неконкурентоспособной. Это позволяет сделать вывод, что симбиоз вузовской науки и предприятий промышленности жизненно необходим и очевиден.

1.             Необходимо создание регионально-отраслевых ассоциаций, в задачи которой должно входить разработка региональных и отраслевых образовательных стандартов профессионального  образования, рекомендации по содержанию специализированных образовательных программ, содействие в стажировках и прохождения различных видов практик, трудоустройстве выпускников. Реализация данного предложения позволит предприятиям получить доступ к инновационным идеям со стороны молодых специалистов вузов, облегчить поиск высококвалифицированного персонала среди выпускников вузов, а также снизить период социальной адаптации персонала на начальном этапе работы, за счет того, что студенты будут проходить все виды практик на предприятиях отрасли. Для профессионального образования обеспечит следующие преимущества: обеспечение  местами практик студентов; развитие прикладных научных исследований; получение передового научно-практического опыта и дополнительные финансирование от НИР; снижение разрыва между полученными в вузе знаниями студентов и использованием их на практике. Регион получает снижение безработицы среди молодежи; интенсивное инновационное развитие предприятий промышленности, и как результат увеличение налоговых поступлений.

 

Литература:

1. Мильнер Б.З. Управление знаниями — вызов XXI века // Вопросы экономики. -1999, № 9.-С. 112.

2. Крог фон Г., Кене М. Трансфер знаний на предприятии: основные фазы и воздействующие факторы // Проблемы теории и практики управления. - 1999, № 4.- С. 74-78.

3. Г.П.Сорокина, Д.А.Боронников, А.В.Захаров  О создании малых студенческих предприятий на базе вузов. М.:Известия МГТУ «МАМИ» № 2(6), 2008 г.

 

 

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №04 (2008)