- Морские вести России

Инновационная стратегия технологического переоснащения и подготовки производства для выпуска новой продукции

Транспортное дело России №04 (2008)

Р.В. Морозов, к.э.н., ст. преподаватель кафедры менеджмента

Московского государственного университета дизайна и  технологий

В «Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 – 2008 годы)» в качестве основных условий осуществления социально-экономической политики на современном этапе указано на необходимость достижения высоких и устойчивых темпов экономического роста, основанного на повышении конкурентоспособности, диверсификации структуры экономики и осуществлении институциональных преобразований.

В связи с этим, разработка конкурентоспособной техники и технологий, модернизации и реконструкции производственных мощностей, технологического переоснащения и подготовки производства для выпуска новой продукции является ключевой приоритетной государственной задачей.

Эта задача носит объективный характер, поскольку в общем объеме уровень использования среднегодовой производственной мощности организаций по выпуску отдельных видов продукции добывающих и обрабатывающих производств в России за последние годы сократился. Процессы технологического переоснащения и подготовки производства для выпуска новой продукции фактически следует рассматривать как процесс перехода новшества (новации) в нововведение (инновацию), который требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время.

Таким образом, речь идет об инновационно-инвестиционном процессе как процессе реализации инновационного проекта «под ключ», в ходе которого инновационная и инвестиционная деятельность осуществляются во взаимосвязи, под единым (общим) управлением.

Рассматривая инновационный процесс как жизненный цикл инновации, следует признать, что в теории и практике нет единого подхода к составу этапов жизненного цикла инновационного процесса. В методологии Комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП), широко применяемой в России и странах СНГ, различают четыре основные стадии жизненного цикла инновационного процесса.

В соответствии с Международной классификацией ИСО (ISO) 9004 жизненный цикл инновационного процесса разделен на более мелкие этапы, осуществляемые последовательно-параллельно во временном пространстве.

Обобщенная схема жизненного цикла инновации, и выделение в ней элементов, характеризующих процессы технологического переоснащения и подготовки производства для выпуска новой продукции, приведены на рис.1.

В рыночных условиях предприятие обладает широкими возможностями самостоятельного формирования номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, определения путей рационального использования ресурсов, оценки собственного потенциала и выбора источников и стратегии его развития, в том числе инновационной. Сегодня около 30 % инновационно-активных предприятий своей стратегической целью считают повышение конкурентоспособности продукции, а примерно 25 % – завоевание новых рынков. К тактическим задачам инновационной деятельности обычно относят:

- замену устаревшей продукции;

- расширение ассортимента;

- снижение затрат на производство и реализацию продукции;

- рост её качества;

- обновление активной части основных фондов, модернизация производства;

- улучшение условий труда.

Зачастую эти задачи ставятся и решаются в комплексе.

Успехи в достижении целей и решении задач во многом определяются факторами, представленными на рис.2.

В зависимости от научно-технического потенциала предприятие может формировать инновационные службы или обходиться без них, распределяя инновационные функции (роли) между членами трудового коллектива, обладающими разнообразными ключевыми компетенциями, или заказывая разработку специализированным организациям.

На высшем уровне управления предприятием может быть выделена должность вице-президента по интеллектуальному капиталу (по трансферу новшеств), директора по развитию (инновационный топ-менеджер) или же его функции может выполнять руководитель предприятия. В этом случае к руководителю предъявляются дополнительные требования: демократический стиль управления, совпадение формального и неформального лидерства, предпринимательский дух, способность рисковать, креативность и т.п.

Ведущую роль в инновационной деятельности играют научно-технические и маркетинговые службы. Маркетологи изучают рыночный спрос и таким образом определяют инновационные потребности рынка. Эта информация может послужить толчком к активизации инновационной деятельности предприятия, особенно его специализированных научно-технических подразделений.

Современные российские предприятия могут следовать трём линиям поведения:

- ориентироваться на сторонние разработки, приобретая лицензии, технологии, готовые конструкторские и технологические решения и адаптируя их к условиям собственного производства;

- самостоятельно выполнять исследования и разработки, привлекая специалистов отдела главного конструктора, главного технолога, производственных подразделений и специализированных подразделений (служб координации инновационной деятельности, консультативных и аналитических групп, центров развития, программно-целевых групп по разработке и производству новой продукции, технологий, лабораторий качества и др.);

- поддерживать связи с НИИ академического и отраслевого профиля, вузами, заключая договоры на выполнение разработок или привлекая специалистов этих организаций к подготовке технической документации под разрабатываемый предприятием инновационный проект.

Как подтверждает мировой опыт, наибольший эффект дает второй вариант. В промышленно развитых странах многие фирмы, имея собственные инновационные подразделения, выполняют как прикладные исследования и разработки, так и фундаментальные исследования. Это способствует росту научного потенциала предприятий, свидетельствует о формировании заводского сектора науки (внутрифирменной науки).

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №04 (2008)