- Морские вести России

Анализ основных форм налогового стимулирования инновационной деятельности в условиях экономического кризиса

Транспортное дело России №04 (2008)

М.П. Гардава

В настоящее время, всех участников инновационного процесса целесообразно разделять на три категории: субъекты инновационной деятельности, субъекты инновационной среды, субъекты инновационной системы. Субъекты инновационной деятельности являются непосредственными инноваторами; субъекты инновационной среды являются экономическими субъектами, вступающими в прямые отношения с инноваторами; субъекты инновационной системы представляют собой экономических субъектов, находящихся с инноваторами в косвенном взаимодействии.

Для целей статьи целесообразно ввести следующие экономические категории, описывающие основных участников инновационного процесса с учетом их роли, ответственности за создание инновационного продукта, доступа к источникам ресурсов, а также масштабов принятия риска (табл. 1). Основным участником инновационного процесса является субъект инновационной деятельности. Данный субъект является непосредственным инноватором, то есть, главным параметром оценки создаваемой данным субъектом добавленной стоимости является инновационный продукт (инновация). Инноватор в рамках своей деятельности осуществляет весь комплекс мероприятий по генерированию идей, их научному обоснованию, проведению научной экспертизы, в том числе, экспериментальной и правовой защите полученных результатов.

Несмотря на то, что отдельные функции инноватор может делегировать на аутсорсинг, вся ответственность за результаты инновационной деятельности лежит на инноваторе. Таким образом, инноватор является основным субъектом инновационной системы в масштабах национальной экономики.

Субъектом инновационной среды может считаться любой экономический субъект, вступающий с инноватором в непосредственный контакт в рамках инновационного процесса. К субъектам инновационной среды, относятся: потребители инноваций, аутсорсинговые компании, выполняющие часть функций в рамках инновационной деятельности, а также работники, осуществляющие технологические операции при осуществлении инновационного процесса.

Наиболее важными субъектам инновационной системы являются участники экономических отношений, которые взаимодействуют с инноватором опосредовано. Например, органы федеральной, региональной и местной власти могут формировать условия, устанавливать барьеры, определять требования к участникам инновационного процесса. Финансовая система формирует необходимые условия в форме предоставления ресурсов для осуществления инновационной деятельности.

Таким образом, в инновационную систему входит вся совокупность указанных субъектов. Это означает, что налоговое стимулирование инновационной деятельности, имея в качестве субъекта органы власти различных уровней, в качестве объекта может иметь не только инноваторов, но и других участников инновационной системы. В этих условиях существенно расширяются инструментальные и методические рамки налогового стимулирования инновационной деятельности.

Также, целесообразно провести экономический анализ использования органами власти различных уровней инструментов и форм налогового стимулирования инновационной деятельности. В результате анализа выявлено, что наибольший удельный вес налоговых стимулов в бюджетах имеют региональные органы. Основными статьями являются налоговое стимулирование создания технопарков, предоставление налоговых льгот в различной форме инноваторам, а также затраты на строительство наукоградов. На федеральном уровне основными статьями затрат являются: затраты на финансирование создания государственных корпораций, которым переданы функции инноваторов (Роснанотех, Ростехнологии). На муниципальном уровне налоговое стимулирование инновационной деятельности практически не наблюдается ввиду отсутствия необходимого объема бюджетных ресурсов (рис. 1).

В условиях существующей налоговой модели основная доля бюджетных, в т.ч. налоговых доходов, приходится на федеральный уровень. Поскольку стимулирование инновационной деятельности носит, как правило, рискованный характер, то власти соответствующего уровня не заинтересованы в расходовании бюджетных средств на проекты, эффективность которых не поддается относительно точному определению и в большинстве случаев носит вероятностный характер. В данной ситуации возможно использование налогового стимулирования, в том числе, и на межбюджетном уровне, когда бюджет более высокого уровня выделяет в той или иной форме средства для их использования в системе налоговых стимулов инновационной деятельности.

Таким образом, налоговое стимулирование инновационной деятельности не является экономическими отношениями исключительно между органами власти и субъектами инновационной деятельности. Оно предполагает возможность участия в этом процессе всех субъектов инновационной системы. В данной ситуации возникает несколько важных научных задач, требующих решения и обоснования приоритетов. Наиболее важными из них являются:

• выявление и обоснование основных направлений налогового стимулирования инновационной деятельности в национальной экономике;

• разработка основных элементов механизма налогового стимулирования инновационной деятельности в условиях кризиса;

• выделение форм налогового стимулирования инновационной деятельности в условиях экономического кризиса;

• разработка методики оценки эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности;

• разработка системы показателей для выбора и обоснования формы налогового стимулирования инновационной деятельности.

Одной из наиболее эффективных форм является налоговое субсидирование, которое заключается в предоставлении прямого государственного финансирования для погашения налоговых обязательств субъектам инновационной деятельности. Использование данной формы стимулирования позволит высвободить дополнительные оборотные средства в условиях дефицита ликвидности на макро уровне. На сегодняшний день, наиболее распространенными формами налогового стимулирования выступают:

• налоговые льготы;

• налоговые каникулы;

• налоговые кредиты;

• налоговые рассрочки;

• налоговый вычет.

Налоговые льготы представляют собой частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов. Налоговые льготы могут использоваться государством для интенсификации инновационной деятельности, форсированного развития перспективных отраслей национальной экономики, для облегчения предприятию финансового бремени, обусловленного необходимостью соблюдения экологических требований, для проведения определенной демографической политики и т. д. Данная форма налогового стимулирования является одной из самых эффективных и достаточно часто является инструментом финансовых махинаций.

Под налоговыми каникулами понимается установленный законом срок, в течение которого та или иная группа предприятий или фирм освобождается от уплаты того или иного налога. Налоговые каникулы одна из самых распространенных форм стимулирования. Так в 2007 г. Правительство РФ предоставило налоговые каникулы для компаний, ведущих разработку месторождений на арктическом и дальневосточном шельфах, а также новых месторождений Восточной Сибири. Для последних установлена нулевая ставка НДПИ. Срок действия льгот ограничен объемом добычи (достижением 25 млн. т) и сроком действия лицензии (10 лет для эксплуатационной лицензии, 15 лет – для лицензии на геологоразведку и добычу).

Налоговое законодательство предусматривает такую возможность снижения налогового бремени как изменение срока уплаты налога – предоставление налогового кредита. Фактически налоговый кредит представляет собой соглашение о предоставлении права на срок от трёх месяцев до одного года изменять срок уплаты налогов. В качестве оснований предоставления налогового кредита выступают:

• проведение организацией НИОКР либо технического перевооружения собственного производства,

• осуществление внедренческой или инновационной деятельности,

• выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии особых оснований на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Налоговый вычет – это сумма, на которую уменьшается налоговая база. Наиболее распространенными операциями, по которым применяется налоговый вычет – обучение на платной основе, продажа ценных бумаг, социальные налоговые вычеты, вычет при приобретении жилого имущества.

Наряду с известными и используемыми в настоящее время формами налогового стимулирования инновационной деятельности обоснована целесообразность расширения данного перечня за счет введения нескольких дополнительных форм: субсидирование налоговых платежей и стимулирование косвенных затрат на инновационную деятельность. Субсидирование налоговых платежей представляет собой частичную либо полную оплату налогов инноватора за счет средств бюджета определенного уровня. Фактически в данной ситуации инноватор не уменьшает размер оборотных средств, реинвестируя их в свои исследования и разработки.

Обоснованность такой формы стимулирования подтверждается тем, что в отдельных случаях конкретный бюджет формируется за счет платежей экономическими субъектами, действующими в отраслях, имеющими низкую эластичность с результативностью инновационной деятельности. В частности, в настоящее время к таким отраслям относятся: транспорт, коммунальные услуги, лесное хозяйство и т. п. При наличии достаточного количества источников для формирования бездефицитного бюджета соответствующий орган власти может принять решение об использовании прямого субсидирования налоговых платежей для инноваторов.

Стимулирование косвенных затрат на инновационную деятельность подразумевает создание налоговых стимулов не для инноваторов, а для субъектов инновационной среды и инновационной системы. За счет предоставления данной формы льгот у льготируемых субъектов высвобождаются свободные средства для финансирования инновационной деятельности. Данная ситуация обуславливает необходимость регламентации целевого характера данной формы стимулирования. Указанное условие позволяет избежать расходования высвобождаемых в результате льготирования ресурсов только на финансирование инновационной деятельности.

Механизм налогового стимулирования инновационной деятельности может быть представлен в виде модели кругооборота инноваций и объектов инновационной среды (рис. 4). Данный механизм основан на свободном движении инноваций и инвестиционных ресурсов (объектов инвестиций и денег), связывающем путем обмена инноваторов и потребителей инноваций, а также органов власти, предлагающих стимулы, через сектор инвестиционных ресурсов, сектор долей и обязательств. На рис. 2 показано функционирование данного механизма.

Под субъектами инновационной системы при этом понимается лицо, предлагающее на инвестиционном рынке инвестиционные ресурсы (например, инвестиционный банк, холдинговая компания, корпорация).

Субъекты инновационной деятельности – часть механизма налогового стимулирования инновационной деятельности, в рамках которого инноваторы и потребители инноваций посредством спроса и предложения устанавливают реальную цену инновационных продуктов, получают информацию об объемах и ценах инновационных продуктов, а также непосредственно сами инновации.

В свою очередь, сектор стимулов – часть механизма налогового стимулирования инновационной деятельности, которая позволяет определить объемы необходимых стимулов для активизации инновационной деятельности. Суммарная стоимость предложенных инновационных продуктов может рассматриваться как инновационный потенциал.

 

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №04 (2008)