- Морские вести России

Критерии и система оценочных показателей системы управления предприятиями жилищно-коммунальной сферы

Транспортное дело России №04 (2008)

И.В. Морозов, докторант РГГУ, А.А. Сосновский

В настоящее время, исследование систем управления предприятий жилищно-коммунальной сферы характеризуется следующими этапами:

• выбор эталонного состояния системы управления жилищно-коммунальным хозяйством и его элементов;

• характеристика фактического состояния системы управления жилищно-коммунальным хозяйством;

• определение параметров отклонения от эталона и выявление его причин;

• анализ условий устранения выявленных отклонений от эталона системы управления;

• формирование перечня возможных вариантов достижения желаемого состояния системы управления жилищно-коммунальным хозяйством;

• обоснование методов и этапов достижения эталонного состояния;

• сопоставление экономической эффективности вариантов достижения эталонного состояния системы управления предприятий жилищно-коммунальной сферы и выбор наиболее рационального.

В качестве эталонного состояния системы управления и ее элементов помимо концептуальной модели может быть принята нормативная. В отличие от концептуальной модели, которая применяется обычно при формировании новых систем или при разработке долгосрочной стратегии ее развития и может рассматривать, предпочтительные для жилищно-коммунальной сферы формы взаимодействия предприятий, нормативная модель учитывает реальное состояние системы управления, обеспеченность её соответствующими ресурсами, сложившиеся связи в жилищно-коммунальном хозяйстве.

1) Нормативные модели представляется целесообразным использовать в комплексе мероприятий по реформированию отдельных элементов системы управления.

Рациональное сочетание и использование концептуальных и нормативных моделей обеспечивают перспективную направленность проектирования систем управления. Для описания состояния и изменений отдельных элементов и всей системы управления в целом служит, формируемый в рамках модели, комплекс показателей. В этой связи обычно выделяют следующие группы показателей1 .

1. Показатели организации управляющей системы. К этой группе относятся:

а) характеристики пространственной организации управления;

б) временные или структурно-иерархические показатели управления;

в) показатели эффекта и эффективности организации управления;

2. Показатели организационно-экономического механизма предприятия, которые включают:

а) показатели уровня экономических правомочий. Они связаны с выявлением прав в формировании стратегии предприятий жилищно-коммунальной сферы, оказания услуг, определении перспектив развития материально – технической базы и т.д.;

б) показатели уровня экономической ответственности, т.е. уровня ответственности хозяйствующего субъекта по обязательствам, за качество оказанных услуг;

в) показатели достижения целей и параметров программы, либо отдельно го инвестиционного проекта;

г) показатели использования экономических рычагов и методов управления.

3. Показатели состояния и эффективности предприятий жилищно-коммунальной сферы, к которым относятся:

а) показатели состояния материально-технической базы, форм организации жилищно-коммунального хозяйства, его технического уровня;

б) показатели наличия и использования средств производства и ручного труда;

в) показатели общей эффективности жилищно-коммунального хозяйства.

4. Показатели, характеризующие степень комплексности системы управления, например структура, механизм управления, процессы управления (технологии).

Особой разновидностью этой группы показателей являются характеристики соответствия управляющей системы и управляемого объекта. Это соответствие определяется по ряду направлений:

• по целям управляемого объекта и управляющей системы;

• по номенклатуре видов услуг, т.е. по их соответствию основным направлениям деятельности;

• по объему выполнения отдельных видов работ и их соответствия численности работников и мощности техники;

• по времени протекания процессов в производстве и длительности выполнения связанных с ними управленческих операций и работ.

При исследовании любой системы управления, в том числе жилищно-коммунального хозяйства, необходимо определить значимость показателей. При этом в зависимости от целей анализа отдельные показатели могут рассматриваться как вспомогательные или совсем исключаться. Таким образом, выявляются основные факторы и условия сложившегося состояния и достигнутого уровня эффективности системы, и формируются исходные данные для разработки альтернатив развития системы управления предприятий жилищно-коммунальной сферы, обоснования воздействия на факторы и условия, изменение которых позволит добиться необходимых результатов в системе управления жилищно-коммунальной сферы.

Отраслевые факторы развития системы управления в значительной мере определяют профиль и сферу деятельности хозяйствующего субъекта, формирование его целей, стратегии, форм взаимодействия с другими контрагентами жилищно-коммунальной сферы. Региональные факторы определяют содержание и организацию работ по социальному обслуживанию, формированию обслуживающих и вспомогательных подразделений производственной структуры и др.

Внутренние факторы, определяемые спецификой, целями и задачами предприятия, особенностями его месторасположения, сложившейся системой связей, состоянием материально-технической базы, уровнем квалификации всех категорий кадров и др. оказывают большое влияние на формирование и развитие организационной структуры. Эти факторы определяют требования, предъявляемые к организационной структуре предприятий жилищно-коммунальной сферы, а именно:

• улучшение использования сложившегося совокупного потенциала;

• развитие производственно-технического потенциала;

• пропорциональность мощностей производственных подразделений;

• адаптивность структуры к изменениям на рынке, в технике, технологии и организации жилищно-коммунального хозяйства;

• обеспечение высокой тесноты связей между подразделениями;

• создание необходимых и достаточных резервов мощностей и других ресурсов, обеспечивающих должную маневренность предприятия.

Количественные характеристики данных требований описываются путем расчета системы показателей.

Одной из центральных характеристик системы управления является количество уровней управления, которое реализуется в линейной структуре, характеризующейся отношением «распределение – подчинение».

Одновременно распределение функций управления жилищно-коммунальным хозяйством по уровням может решаться в направлениях:

• общесистемного руководства, т.е. решению задач, имеющих стратегическое значение;

• формирования кооперированных связей между предприятиями жилищно-коммунальной сферы;

• территориальной организации жилищно-коммунального хозяйства и др.

Количественная система управления жилищно-коммунальным хозяйством характеризуются расчетом показателей нормативного и фактического количества уровней управления, а их сопоставление позволяет дать оценку правильности построения аппарата управления и выявить возможности рационализации количества уровней при одновременном повышении качества руководства ЖКХ, строгом соблюдении принципа единоначалия и сокращении управленческих расходов. В этом направлении представляется целесообразным определить:

• соотношение между масштабом оказания жилищно-коммунальных услуг и возможностью управления им в конкретных условиях;

• обеспеченность руководителей и специалистов необходимой информацией, дающей возможность принимать адекватные своевременные решения:

• степень заинтересованности и ответственности каждого руководителя в содержании и реализации конкретного круга решений;

• правомочность руководителей среднего звена в принятии и обеспечении реализации конкретного круга решений.

Основными критериями распределения работ по уровням являются:

1. Приближение оперативных решений к месту их реализации.

2. Сосредоточение стратегических решений в высших звеньях управления.

В рамках данной процедуры необходимо учитывать влияние на систему управления масштабов жилищно-коммунального хозяйства, возможность квалифицированного и оперативного руководства, необходимость создания каких-либо промежуточных звеньев или деления крупных объектов управления на части, а также техническую вооруженность труда и оснащение аппарата управления.

В этой связи для обоснования правильности организации управления, изучения реальных процессов обоснования, формулирования и выполнения управленческих решений сопоставляются:

• состав и количество структурных производственных звеньев и линейных элементов в аппарате управления;

• масштаб оказания услуг предприятием и нормы управляемости;

• номенклатура принимаемых решений в отдельных звеньях аппарата управления и их информационная обеспеченность.

Объем и содержание работ по управлению жилищно-коммунальным хозяйством предопределены составом процессов воспроизводства, а их распределение между отдельными элементами зависит от задач, стоящих перед ними в конкретный период времени.

Иерархическое и функциональное разделение труда является объективной основой формирования звеньев системы управления и разработки всей необходимой регламентирующей документации. Для оценки регламентации системы управления предприятий жилищно-коммунальной сферы применяют следующие коэффициенты:

• уровень нормативного обеспечения системы управления;

• уровень нормирования управленческих работ.

Для обобщенной оценки системы управления используются показатели надежности, гибкости, оперативности, рациональности сложившейся структуры.

Для обеспечения динамичности в управлении предприятий жилищно-коммунальной сферы необходимо учитывать систему связей, которые осуществляются в трёх направлениях:

• внешняя среда – управляющая подсистема;

• управляющая подсистема – объект управления;

• система управления – горизонтальные и вертикальные связи системы управления.

Все направления связей подразделяются на две основные разновидности:

• Связи соподчинения.

• Связи разделения труда.

Первые находят своё выражение в иерархии управления, вторые – в функциональной структуре управления. Количество связей в системе управления характеризует сложность системы управления.

Таким образом, оценка сложности связей, их разновидности и направления позволяет выявить излишние и недостающие линии соподчиненности, установить дополнительные линии подчиненности, определить возможность и целесообразность границ изменения состава функциональных органов.


Вернуться к разделу Транспортное дело России №04 (2008)