- Морские вести России

Экономическая оценка последствий реализации угроз и управление экономической безопасностью отрасли национальной экономики

Транспортное дело России №04 (2008)

С.И. Басалай, соискатель РГГУ

 

В настоящее время, под риском реализации угрозы безопасности отрасли национальной экономики, целесообразно понимать вероятность события, ведущего к нарушению режима ее функционирования и экономическому ущербу1 . Тогда с оценкой степени риска разумно связывать получение вероятностной оценки экономического ущерба, который может понести защищаемая отрасль, если реализуется угроза его безопасности:

U = QR

где

U – степень риска;

Q – вероятность реализации конкретной угрозы;

R – ущерб от ее реализации.

Анализ риска для целей обеспечения экономической безопасности позволяет экспериментировать с некоторой моделью объекта защиты, чтобы выяснить, какие из существующих методов защиты наиболее эффективны.

Предлагаемый подход в анализе риска позволит обосновать выбор эффективного варианта комплекса планируемых мероприятий, которые обеспечивают защиту предприятия с допустимыми для его экономики значениями экономических потерь, т. е. с незначительными (допустимыми) изменениями параметров деятельности. Можно сформулировать следующие основные этапы анализа риска, обосновывающие формирование эффективного комплекса мер безопасности предприятия. В общем виде предлагаются следующие шаги по оценке риска, представляющие собой организационные процессы.

1. Выбор точки отсчета, описание границ, степени детализации и структуры стратегических и текущих целей по управлению риском для производственного предприятия.

2. Определение потенциальных угроз по ценностям, стоимостным ресурсам и номенклатуре защищаемых процессов, связанных с уникальными цепочками и способами создания стоимости. Оценка должна включать не только стоимость замены ценности, но также последствия для предприятия раскрытия, искажения, разрушения или ее порчи.

3. Идентификация угроз и оценка потенциальной частоты их реализации.

4. Измерение риска и оценка потерь, ожидаемых в результате реализации угроз. Ожидаемые размеры потерь представляют собой некую функцию от степени адекватности методов защиты, применяемых в системе безопасности.

5. Определение меры остаточного риска, который будет существовать после того, как методы защиты будут выбраны и реализованы. В любом случае принятие решения об уровне приемлемости остаточного риска с одной стороны зависит от степени доступности ресурсов, призванных этот риск минимизировать, а с другой – от степени экономической целесообразности затрат недобросовестных конкурентов в сравнении с их потенциальными выгодами от подрыва жизнедеятельности предприятия.

6. Анализ экономической эффективности избираемых методов защиты, их реализация, мониторинг и необходимая корректировка.

Совокупные затраты на разработку и реализацию метода защиты представляют собой его стоимость. Эффективность метода защиты – обобщающая характеристика частного показателя эффективности системы защиты в целом. Показатели эффективности системы и метода защиты можно рассчитывать как в относительном выражении, так и в абсолютном. В качестве показателя относительной эффективности системы защиты (или отдельного метода) можно использовать прирост сэкономленных потерь от применения выбранного варианта этой системы (или метода), проектируемого взамен базового.

Абсолютную эффективность системы (метода) защиты можно выразить отношением прироста сэкономленных потерь к капитальным вложениям, обусловленным организацией проектируемого варианта системы (метода) защиты. Отметим, что оценить предполагаемый прирост сэкономленных потерь весьма сложно из-за неопределенности факторов проявления угроз, и поэтому в большинстве случаев общие и частные показатели эффективности системы и методов защиты определяют экспертно.

В самом деле, потери от ненадежности выбранного варианта системы защиты отрасли вынуждено будет компенсировать за счет чистой прибыли. Размер выигрыша может иметь как положительное, так и отрицательное значение. В первом случае это означает, использование системы защиты с предопределенными уровнем надежности ми стоимостью обеспечит получение сопоставимого с ними прироста сэкономленных потерь. Во втором – вызовет лишь дополнительные относительно базового варианта системы защиты расходы, и сэкономленные потери будут меньше. При этом следует учитывать, что потери от тех или иных угроз могут быть незначительными, хотя частота их повторения достаточно высока. Или вероятность проявления угрозы может быть минимальной, но ущерб при этом окажется значительным. Отсюда следует, что угрозы безопасности предприятия имеют различную приоритетность в выборе различных по надежности и стоимости методов и мер защиты от них. При этом следует помнить, что система обеспечения безопасности предприятия не является статичной: в процессе обеспечения безопасности предприятия следует постоянно пересматривать приоритетность объективных и искусственных угроз и распределение ресурсов по всему спектру объектов защиты.

В ранжировании угроз по частоте их проявления, а также в количественных оценках вероятности риска экономических потерь от проявления различных угроз можно использовать мнения экспертов. Выбрать тот или иной вариант организации обеспечения экономической безопасности предприятия можно по критериям оптимальности синтеза системы, например по показателю эффективности, отражающему соотношение «эффект/стоимость». За эффект здесь может приниматься значение ущерба от реализации угроз, а стоимость выражает совокупные затраты на ее организацию и эксплуатацию (издержки). На практике заслуживает внимания использование и такого дробно-линейного критерия, как технико-экономическая оценка системы защиты – показатель ее предельной эффективности. Его можно определить как приращение контролируемого показателя качества (надежности) системы защиты (обычно именуется выгодой объекта защиты) в расчете на единицу приращения издержек.

Таким образом, цель анализа риска (в рамках обеспечения экономической безопасности отрасли) состоит в выборе такой политики предприятия, которая позволит ему построить и реализовать оптимальный вариант собственной службы безопасности. После выявления и оценки вероятных угроз и рисков возникает необходимость разработать конкретную систему защиты предприятия и обосновать затраты на ее реализацию.

Однако наиболее пристальное внимание, как того требует теория безопасности, принято уделять исследованию возможностей отрасли по профилактике, предотвращению и локализации угроз его экономической безопасности. Защита от угроз и сами угрозы есть явления, в которых участвуют две противоположные стороны, находящиеся в состоянии постоянного (явного или латентного) конфликтного взаимодействия друг с другом. Такие явления принято называть конфликтами, а они, в свою очередь всегда представляли собой предмет изучения теории игр. Под конфликтом понимают всякое явление, применительно к которому можно говорить, кто и как в нем участвует, каковы могут методы взаимодействия, и каковы возможные исходы, кто в этих исходах заинтересован и в чем собственно эта заинтересованность состоит2 .

В зависимости от стадии развития теории и практики обеспечения экономической безопасности предприятия можно выделить три уровня использования концепции экономической безопасности в управлении организацией:

• Изолированная реализация отдельных элементов системы безопасности (охрана объектов и грузов при транспортировке, использование сил и средств системы безопасности в отдельных маркетинговых мероприятиях, организация ограниченного доступа к информационным ресурсам и т. д.);

• Использование отдельных комплексов взаимосвязанных методов и средств обеспечения безопасности (физическая безопасность, информационная безопасность, конкурентная разведка и т. д.)

• Обеспечение экономической безопасности как концепции и подсистемы рыночного управления отраслью, что предполагает не только создание службы безопасности, но и изменение философии ее деятельности.

Традиционный подход к экономической безопасности, ориентированный на краткосрочный (и, как правило, с определенным запаздыванием реакции) период и достижение узких, специфических целей, не способен обеспечить адаптивность к изменениям внешней среды и обеспечить ситуативность управления. В таких условиях, стратегический подход становится насущной необходимостью.

Стратегический подход к проблемам экономической безопасности отрасли в общем виде можно трактовать как систему управленческих решений, определяющих перспективные направления развития предприятия, сфер, форм и методов деятельности в условиях непредсказуемых изменений внешней среды, а также порядок распределения ресурсов для достижения поставленных целей. Исходные положения стратегии экономической безопасности предприятия связаны с организационно-экономической устойчивостью предприятия и предусматривают два направления: стратегическая экономическая безопасность и операционная экономическая безопасность.

Стратегическая экономическая безопасность – контроллингово-аналитический процесс, ориентированный на долгосрочный мониторинг эволюции экономических и неэкономических аспектов заданного рынка и выявление новых рынков, а также их особенностей, возможностей и угроз на основе анализа внешней и внутренней среды предприятия. Такой Процесс основан не только на данных управленческого учета и субъективных представлений менеджеров о правильности принимаемых решений, но и на технологиях оперативной эвристики. Последняя представляет собой метод логического выведения гипотез и интерпретации финансовых и хозяйственных результатов с использованием максимально широкого круга источников управленческой информации. С целью обеспечения адекватного восприятия поступающих информационных потоков целесообразно использование информинговой матрицы. Источниками базовых знаний по системе экономической безопасности предприятия являются:

• Центральное ядро знаний представляет конкурентная разведка. Вобрав в себя многие сопряженные дисциплины (общая и оперативная психология, социология и соционика, текстография и руморология, физиология и медицина), именно конкурентная разведка по своему духу, философии и методологии способна дать эффективный инструментарий работы с информацией. Используя специальные знания профессионал способен оперировать весьма тонкими информационнами категориями.

• Управленческое консультирование – системный анализ в управлении, антикризисный и инвестиционный менеджмент, контроллинг, аудит, маркетинговые исследования и конъюнктура товарных рынков, логистика и другие дисциплины экономической направленности.

• Система экономической безопасности превращает данные аналитики в стоимостные ресурсы. После прочтения опасностей ситуации нужны эффективные рецепты и руководства к действию. Сбор и переработка такого рода информации – предмет регулярных и системных усилий. Система экономической безопасности беспрестанно преследует находки предпринимательской мысли. Все это делается для того, чтобы отвечать на вопрос, который задает себе контроллинг: как делать правильное дело правильно? Это совокупность прикладных знаний о способах и средствах воплощения рекомендаций в реальной жизни, арсенал рабочих инструментов и механизмов хозяйственной деятельности.

Таким образом, операционная экономическая безопасность отрасли – активный процесс с небольшим горизонтом планирования мероприятий по обеспечению условий для сохранения краткосрочной рентабельности отрасли. Следует подчеркнуть, что концепция экономической безопасности не дублирует и не противопоставляет себя маркетингу, логистике, контроллингу и менеджменту. Стратегическая безопасность как функция, замыкает и объединяет эту систему понятий, дополняет их своим содержанием, расширяет возможности и является фактором их развития. Информационные риски являются естественным прогнозным фоном рыночных отношений и генезиса правонарушений в сфере экономики.


Вернуться к разделу Транспортное дело России №04 (2008)