- Морские вести России

Организация системы стабилизации инвестиционного рынка

Транспортное дело России №03 (2008)

А.В.Сельсков, к.э.н., доцент ГОУ ДПО ГАСИС, Е.А.Егорова, к.э.н., доцент ГОУ ДПО ГАСИС

 

Субъекты инвестиционного рынка постоянно взаимодействуют между собой, взаимодополняя друг друга. «Ресурсный» субъект или инвестиционная управляющая система использует возможности фондового рынка или «фондового» субъекта по привлечению дополнительных ресурсов. «Инвесторная» система, предполагающая наличие внешнего инвестора, размещает средства в высокодоходные акции фондового рынка или напрямую в перспективные инновационные проекты. «Ресурсная» система, опирающаяся на собственные инвестиционные ресурсы, функционирует в условиях неблагоприятного инвестиционного климата, отпугивающего внешнего инвестора. В целом, инвестиционный рынок является самодостаточным в связи с тем, что ухудшение инвестиционного климата и выход за пределы рынка одного из его участников влияет на оставшихся субъектов, таким образом, что их взаимодействие улучшает характеристики инвестиционного климата, что в конечном итоге восстанавливает состав субъектов инвестиционного рынка. Такая самодостаточность гарантирует целостность и устойчивость инвестиционного рынка, что вполне отвечает критериям инвестиционного микроанализа, когда по аналогии с кейнсианской теорией динамическая система или инвестиционный рынок является замкнутым и самодостаточным.

Такие явления, как государственные и межгосударственные экономические и политические кризисы могут значительно продлить период возмущенного состояния инвестиционного рынка, когда один или несколько субъектов находятся за его пределами. В этих обстоятельствах, возникает необходимость в организации системы стабилизации инвестиционного рынка (ССИР), которая оградит рынок от непосредственных прямых негативных воздействий со стороны внешней среды. Такие макроэкономические показатели, как безработица или инфляция подвергаются управлению или регулированию со стороны государственных правительственных структур. Очевидно, что эти явления оказывают негативное влияние на внутренний климат инвестиционного рынка в плане инвестиционной активности или нормы дисконтирования. В этих обстоятельствах апологеты макроэкономического анализа утверждают, что решающая роль в регулировании этих явлений принадлежит государству. Однако, необходимо заметить, что и само государство подвержено внешним и внутренним, экономическим и политическим кризисам, в момент возникновения и в течении действия которых интерес к инвестиционной деятельности со стороны государственных структур занимает одно из последних мест.

Из множества государственных образований необходимо выделить два типа структур: зависимые от текущего политического и экономического устройства страны и независимые от этих обстоятельств. К зависимым отнесем ряд макроэкономических показателей таких, как ставка рефинансирования, уровни безработицы и инфляции, на которые государство оказывает регулирующие и управляющие воздействия, способные кардинально изменить состояние экономики. К независимым государственным образованиям отнесем такие объекты, как земля, на которой располагается государство, население, регулированием социальных, политических и экономических отношений которого осуществляют государственные органы, армия, денежно-кредитные отношения и пр. Независимые объекты государственного регулирования не подвергаются кардинальным изменениям в случае смены политического и экономического устройства государства.

При создании системы стабилизации инвестиционного рынка необходимо использовать взаимоотношения государства с зависимыми структурами. ССИР относится к независимым образованиям, в котором государству в лице его управляющей структуры – правительству отводится определенное место – макроэкономическое регулирование, т.е. государство является составной частью ССИР. Этот тезис вполне приемлем, если принять, что инвестиционный рынок имеет независимый, межгосударственный характер. Тогда ССИР относится к независимым образованиям, пригодным для любого типа государственного устройства.

Государство, ориентированное на демократический путь развития, нуждается в ССИР в связи с необходимостью иметь конкурентоспособную позицию на внешнем рынке. Страна, ориентированная на милитаризацию экономики, как на способ достижения политических целей, нуждается в ССИР с целью получения новейших образцов техники военного назначения. Государство, не имеющее определенных целей и функционирующее ради функционирования с целью самосохранения, нуждается в ССИР в значительно большей степени, чем прочие типы государств, в связи с тем, что экономическое развитие на основании ССИР: рост ВВП, занятость населения, твердость национальной валюты, собственная ниша на внешнеторговом рынке, обеспечивается без вмешательства государства конкретного политического и экономического устройства. Например, в настоящее время в связи с высокими ценами на энергоносители на мировом рынке государство накопило такой объем средств, который дает возможность произвести расчет по всем внешним долгам, в то время как по признанию министерства финансов, объем накопленных финансовых ресурсов продолжает нарастать. При этом министерство не имеет целевой политики его применения.

Внутренний долг государства правительство не обслуживает в связи с тем, что эти средства будут «проедены». Увеличить капитализацию этого ресурса, которая позволит обслужить внутренний долг, при взаимодействии с субъектами инвестиционного рынка правительство не в состоянии в связи с отсутствием соответствующего механизма организации инвестиционной деятельности на базе ССИР. Следовательно, наличие ССИР необходимо и востребовано при любом типе государственного политического и экономического устройства.

Основной целью ССИР является создание постоянного благоприятного инвестиционного климата на инвестиционном рынке, не позволяющем уменьшить состав его субъектов, на основании организации взаимодействия с государственными и межгосударственными, зависимыми и независимыми, экономическими и политическими институтами. На рис. 1 изображена схема организации системы стабилизации инвестиционного рынка. Такие элементы схемы, как ССИР и инвестиционный рынок носят независимый от государства характер. Государство в лице РФ, внутренний стабилизационный фонд (ВСФ) и зависимые институты носят зависимый государственный характер. Мировой рынок в лице внешнеторговой организации (ВТО), международный валютный фонд (МВФ) носят независимый межгосударственный характер.

Взаимоотношения между ССИР и инвестиционным рынком имеет вид прямых и обратных связей. ССИР размещает ресурсы среди субъектов инвестиционного рынка, а инвестиционный рынок, в свою очередь, возвращает инвестированные средства с долей повышенной капитализации, соответствующей текущей ставке доходности инвестиционного рынка. Государство может осуществлять прямые инвестиции в инвестиционный рынок в качестве инвестора. Тогда в результате взаимодействия с ССИР возникает готовый конкурентоспособный продукт, имеющий свое место на мировом рынке. Государство упрочняет свои позиции, как член мировых экономических взаимоотношений и получает валютную выручку или адекватный продукт, необходимый ему для осуществления своих непосредственных функций, связанных с организацией взаимодействия с зависимыми и независимыми государственными институтами. В случае апатии государственных управленческих структур к институту стабилизации инвестиционного рынка инвестиционная инициатива переходит к участникам мирового рынка и наоборот.

Международный инвестор при взаимодействии с ССИР проходит через внутренний валютный рынок с целью приобретения национального валютного ресурса. При высокой инвестиционной активности участников мирового рынка избыток иностранной валюты приводит к ее удешевлению, и как следствие, к укреплению национальной финансовой системы, что положительно сказывается на имидже государства как внутри, так и за его пределами. Структура элементов института стабилизации инвестиционного рынка реагирует на изменение как экономической, так и политической ситуации. Рассмотрим влияние экономических показателей на поведение системы стабилизации инвестиционного рынка.

Одной из основных макроэкономических характеристик, поддающихся влиянию со стороны государства, является ставка рефинансирования, позволяющая регулировать внутриэкономические процессы. Отсутствие на инвестиционном рынке внешнего инвестора дает повод ССИР сигнализировать государству о необходимости снижения учетной ставки. Снижение ставки делает доступными кредитные взаимоотношения с банковскими структурами. Это обстоятельство инициирует инвестиционную активность «ресурсного» субъекта рынка, инвестиционная деятельность которого основана на эффективном использовании собственных и кредитных ресурсов. В результате взаимодействия «ресурсного» и «фондового» субъектов повышается доходность инвестиционного рынка. Это обстоятельство привлекает внешнего инвестора, что позволяет повысить ставку рефинансирования. Управление ростом учетной ставки производится в соответствие с ростом доходности инвестиционного рынка. Если рост доходности инвестиционного рынка опережает рост учетной ставки, то внешний инвестор останется в рамках инвестиционного рынка. Рост ставки рефинансирования приведет к росту депозитных ставок кредитных организаций, что даст возможность «ресурсному» субъекту эффективно сохранять и повышать капитализацию неизрасходованного собственного инвестиционного ресурса. Это обстоятельство сохранит «ресурсный» субъект в рамках инвестиционного рынка. Таким образом, эффективное управление величиной учетной ставки стабилизирует инвестиционный рынок, делает его устойчивым.

Повышенные темпы роста показателей инфляции оказывают негативное влияние на взаимодействие субъектов инвестиционного рынка. Инфляция снижает темпы повышения капитализации неиспользованного собственного ресурса инвестиционных компаний. Одним из эффективных методов борьбы с повышенными инфляционными показателями является повышение учетной ставки. В этих условиях при отсутствии внешнего инвестора государство создает внутренний стабилизационный фонд (ВСФ), который выполняет функции инвестора в случае высокой ставки доходности инвестиционного рынка. Если доходность инвестиционного рынка невелика, значительно меньше значения учетной ставки, то ВСФ выполняет функции кредитора для «ресурсного» участника инвестиционного рынка, предоставляя производственным корпорациям целевые льготные кредиты под развитие инвестиционных проектов. Такой порядок действий повысит доходность инвестиционного рынка и повысит его инвестиционную привлекательность для внешнего инвестора. В тоже время, необходимо отметить, что наличие инвестиционного рынка значительно улучшает такой макроэкономический показатель как занятость. Очевидно, что рост числа рабочих мест снизит социальную напряженность для государства любого политического и экономического устройства. Отсутствие социальных конфликтов оказывает положительное влияние на организацию ССИР. Очевидно, что отсутствие в составе ССИР такого важнейшего элемента как государство, вследствие социального конфликта, с его возможностями регулирования макроэкономических показателей, значительно дестабилизирует взаимоотношения между субъектами инвестиционного рынка.

Определим степень устойчивости системы стабилизации инвестиционного рынка к внутренним и внешним политическим конфликтным ситуациям. В случае наличия у государства такой политической системы, которая приводит его к внешней политической и экономической изоляции, например Белоруссия, из состава ССИР выпадают такие элементы как ВТО и МВФ. В этой ситуации для стабилизации инвестиционного рынка наряду со снижением учетной ставки необходимо расширить объем  внутренних стабилизационных фондов и использовать их для целевого льготного кредитования «ресурсного» субъекта инвестиционного рынка. В настоящее время содержание и обслуживание таких резервных фондов становится возможным за счет открытого характера взаимоотношения экономик Белоруссии и РФ, или за счет РФ.

В случае, если тип государственного устройства привел к возникновению внутреннего социального конфликта, то из состава ССИР выпадают такие элементы, как государственное регулирование экономики в связи с ее нестабильным состоянием и отсутствием внутренних стабилизационных фондов. В такой ситуации находится, например, Украина в результате проведения президентских выборов. В этих обстоятельствах международные независимые структуры берут на себя роль катализатора, поддерживающего деятельность инвестиционного рынка. Внешний рынок поддерживает инвестиционный рынок путем прямого внедрения на рынок внешнего инвестора, а в случае низкой эффективности рынка и отсутствия прямого инвестора подключается МВФ для льготного кредитования «ресурсного» субъекта рынка. Такие воздействия приводят к стабилизации социально-экономической ситуации и ведут к возвращению государству роли регулятора национальной экономики. Однако, на практике, как это признал парламент Евросоюза, после поддержки на президентских выборах, эффективной поддержки со стороны ВТО и МВФ в пользу экономики Украины не последовало. Прямым следствием этого промедления является парламентский кризис и смена правительства, что заставило международные организации проявить инвестиционную инициативу в направлении нуждающегося в поддержке государства. Таким образом, ССИР способна эффективно реагировать на внутренние и внешние, экономические и политические катаклизмы, сохраняя в работоспособном, организованном состоянии взаимоотношения участников инвестиционного рынка.

Определим мотивацию государства к содержанию ССИР (поддержке), которая на первый взгляд неочевидна. Например, не вызывает сомнения необходимость в поддержке внутренних и внешних экономических взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, а также содержание армии. Очевидно, что без ССИР армия будет небоеспособна, а экономика неконкурентоспособна. Следовательно, ССИР существует в размытом виде в любом государстве. Однако, деятельность ССИР носит хаотический, бессистемный и, как следствие, малоэффективный характер. Государственное регулирование, содержание внутренних резервных фондов, поведение внешнего инвестора и политика поддержки МВФ носят выборочный характер, основанный скорее на политических симпатиях, чем на экономической целесообразности. Объединение элементов ССИР в единую структуру систематизирует его функции, повысит эффективность инвестиционного рынка, которая приведет к стабилизации политической, экономической и социальной ситуации. Из вышесказанного следует, что ССИР является важнейшим элементом системы безопасности государства любого политического и экономического устройства. Это обстоятельство и является  первоочередным мотивом, побуждающим государственные структуры к поддержке системы стабилизации инвестиционного рынка как на внутреннем, так и на международном уровне.

 

 

 

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №03 (2008)