- Морские вести России

Оценочные суждения о величине факторов, влияющих на использование оборотных средств железнодорожного транспорта

Транспортное дело России №03 (2008)

Ю.Н. Щекочихина,  ассистент кафедры «Экономика, финансы и управление» РГОТУПС

 

В условиях проводимой реформы на железнодорожном транспорте  особое внимание уделяется эффективному управлению и использованию оборотных средств, от которых зависит гибкость, устойчивость, платежеспособность и деловая активность компании ОАО «РЖД».

Оборотные средства железных дорог можно охарактеризовать как денежные средства, первоначально потребляемые на приобретение материальных ресурсов для подготовки к перевозочному процессу и завершающие кругооборот в виде денежных средств после оплаты дебиторской задолженности за предоставленную услугу - перевозку. Специфика деятельности предприятия оказывает влияние на движение оборотных средств. Производственный цикл кругооборота материальной формы оборотных средств осуществляется в структурных подразделениях компании, а финансовый цикл денежной формы  – непосредственно в самой компании.

В структуре управления железнодорожным транспортом можно выделить места возникновения потребности в оборотных средствах и группы мест возникновения потребности в оборотных средствах (рис.1).

Иерархичность управления оборотными средствами заключается в  подчинении предыдущего уровня последующему с учётом вертикальной интеграции (рис.1).

Большая доля оборотных средств компании сосредоточена в  запасах (36% от их общей суммы), в т.ч. сырье, материалы и другие аналогичные ценности занимают 29% от общей суммы оборотных активов. Они востребованы структурными подразделениями и соответствуют 1 уровню – местам возникновения потребности в оборотных средствах. Именно этот уровень является базой для определения действенных рычагов управления оборотными активами компании ОАО «РЖД».

На примере вагоноремонтного сектора железнодорожного транспорта  (вагоноремонтные депо) определим эффективность использования оборотных средств. Следует отметить, что в современных условиях хозяйствования ОАО «РЖД», вагоноремонтные депо формируют свой оборотный капитал за счет средств компании.

В силу этого планирование потребности в оборотных средствах вагонного депо осуществляется с учетом лимитов, устанавливаемых департаментами финансово-экономического блока на основе параметров стратегического развития.

Следует отметить, что изначально планирование необходимого объема материальной формы оборотных средств в вагонных депо осуществлялось методом  непосредственного счета:

,

где, Н – норма расходы запасных частей на ремонт вагона;

Q – планируемый объем работы на год, ваг;

с - стоимость материально-технического ресурса, руб.

 В настоящее время приоритеты отданы методу расчета потребности по аналогии, а так же экономико-статистическому методу, поскольку прежние нормы на ремонт грузовых вагонов №677-2004 ПКБ ЦВ не отвечают современным требованиям и состоянию подвижного состава.

Спланированный на год объем необходимого количества запасов товарно-материальных ценностей в натуральном и денежном выражении, вагоноремонтными депо разбивается по кварталам в равных соотношениях в силу того, что деятельность предприятия не обладает сезонным характером и колебания в объемах работы незначительные. Сформированную потребность на предоставленный лимит оборотных средств депо отправляют в виде заявки в дирекции по ремонту вагонов, а те в свою очередь - в центральную дирекцию по ремонту грузовых вагонов с последующим предоставлением в систему материально-технического обеспечения, возглавляемую Росжелдорснабом для осуществления закупки материальных ценностей. 

На эффективное использование поставляемой материальной формы оборотных средств в вагоноремонтные депо влияют факторы (рис. 2).

Указанные факторы могут оказать негативное влияние на объём и ритмичность поставляемых ценностей и привести к недопоставкам  или завышенным поставкам.

Для оценки фактора ритмичности поставок запасных частей для ремонтного вагонного депо предлагается расчет коэффициента ритмичности:

,

где xi – объем оборотных средств, используемый  на приобретение запасных частей в конкретный период времени, руб;

хср – среднее значение оборотных средств, используемых на приобретение запасных частей, руб;

n – количество периодов времени, за которые осуществляется вложение оборотных средств.

Следует отметить, что к ритмичным поставкам следует отнести такие поставки, по которым значения коэффициента близко к нулю. Такое значение будет соответствовать ежеквартальному распределению оборотных средств на закупку запасных частей равному 25% от их общей суммы.  Расчет коэффициентов по годам представим графически на рис.3.

На рис. 3 хорошо видно, что поставки товарно-материальных ценностей не являются ритмичными, поскольку за два года не наблюдается ни одного значения близкого к нулю и, как правило, все они сосредоточены в интервалах от 0,20 до 1,73. Здесь целесообразно отметить, что частота распределения данного коэффициента в 2006 году колеблется в интервале от 0,8 до 1,73, в 2007 году в интервале от 0,6 до 1,2. В  целом, коэффициент ритмичности составил в 2006 году 0,3, а в 2007 году 0,23, что свидетельствует об улучшении ритмичности поставок материальных ценностей для структурных подразделений компании «РЖД».

Фактор уровня поставок качественных материальных ценностей для ремонтного вагонного депо определим на основе коэффициента качества:

,

где,  ОбСнек – сумма оборотных средств по анализируемым позициям, используемая на приобретение некачественных товарно-материальных ценностей, руб;

,

m - количество некачественных запасных частей, наблюдаемое по анализируемым позициям запасных частей, ед;

с – цена запасной части

ОбСобщ – общая сумма оборотных средств, руб.

Следует отметить, что положительными являются значения равные единицы (рис.4).

На рис. 4 видно, что по анализируемым позициям запасных частей, поставляемых в ремонтное вагонное депо наблюдается качественные поставки, поскольку отклонения от единицы есть только по некоторым позициям. Общий коэффициент качества в 2006 году составлял 0,993, а в 2007 году 0,995, что свидетельствует об увеличении поставок качественных запасных частей.

Фактор обеспеченности материальными ценностями представляет собой отклонение от равномерной поставки материальной формы оборотных средств (рис.5), табл.1.

Наибольшее колебание от равномерного обеспечения оборотными средствами наблюдалось в 2006 году, причем развитие имело синусоидальную направленность с постоянной сменой знака в каждом квартале, то есть в 1 и 3 кварталах наблюдается недостаток в материальных ценностях, который компенсировался за счет их избытка во 2 и 4 кварталах (табл.1). По итогам 2007 года недостаток материальных ценностей наблюдался на протяжении трех первых кварталов, в четвертом квартале наблюдается их избыток. Целесообразно отметить, что отрицательные отклонения от оптимальных значения является незначительным.

Таким образом, расчеты показывают, что наименьшее негативное влияние оцениваемые факторы  оказали на поставку материальной формы оборотных средств для ремонтного вагонного депо в 2007 году. Возможной причиной положительной динамики явилось улучшение деятельности систем управления финансовой деятельностью и материально-технического снабжения и на железнодорожном транспорте.

 

Литература:

1.             Красс М.С., Чупрынов Б.П., Математика для экономистов.- СПБ.: Питер, 2008.

2.             Майданов А.Д., Шаройко А.В. Экономика, организация и планирование материально-технического снабжения на железнодорожном транспорте: Учебник для вузов.-М.: Транспорт, 1988

 

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №03 (2008)