- Морские вести России

Построение рациональной организационно-управленческой структуры вуза как условие развития его инновационной деятельности

Транспортное дело России №02 (2008)

А.С.Капырин, соискатель ГОУ ДПО ГАСИС

 

Учитывая организационную сложность и объёмность вуза, рассмотрим возможности построения рациональной организационно-управленческой структуры вуза и определяющие её факторы применительно к обеспечению условий стимулирования инновационной деятельности вуза. Рациональная организационно-управленческая структура вуза представляет собой состав подразделений управления вузом, отношения и связи между ними, возникающие в ходе осуществления процедур управления образовательным процессом и реализации проектов стимулирования инновационной деятельности вуза. Отношения и связи между подразделениями вуза выражаются в процессах организации их работы и взаимной координации.

Факторами, определяющим рациональную организационно-управленческую структуру вуза, являются: особенности образовательных технологий; особенности контингента студентов («контрактники»; «бюджетники»; уровень подготовки абитуриентов, поступивших в вуз; численность студентов и т.п.); организация образовательного процесса (сменность занятий; численность групп, потоков и др.); конъюнктура рынка образовательных услуг; номенклатура специальностей и др.

Оценивая действующую рациональную организационно-управленческую структуру вуза и осуществляя её модернизацию для адаптации ее к рыночным возможностям стимулирования инновационной деятельности, необходимо руководствоваться следующими принципами:

- функциональное разделение и специализация управленческого труда. Подразделения в составе вуза должны быть поделены на основные и вспомогательные, и создаваться в соответствии с основными этапами управленческого цикла;

- учёт сложности и специфики работ в соответствии с исполняемыми функциями управления. Поэтому нормативы, на основе которых функционируют подразделения в составе вуза, будут различными для разных типов управленческих функций;

- пропорциональность, сопряжённость управленческих звеньев должны обеспечиваться для недопущения возникновения в управлении «узких мест»;

- использование типизированных и унифицированных элементов для организации учебного процесса вуза;

- обеспечение необходимого уровня регламентирования рациональной организационно-управленческой структуры вуза. Объектами нормирования выступают такие характеристики, как состав и численность звеньев, формы отношений и связей и т.д.

Основными целями изменения организационно-управленческой структуры вуза, непосредственно связанными с процессом стимулирования его инновационной деятельности, следует считать: улучшение качества предоставляемых образовательных услуг, повышение гибкости образовательного процесса, снижение затрат и, как следствие, динамичное совершенствование образовательного процесса, сбалансированное развитие всех подразделений вуза.

Одной из составных задач реорганизации организационно-управленческой структуры вуза с точки зрения ее рационализации является разработка механизмов координации, способствующих приспособлению к новым условиям внешней среды и необходимости повышения эффективности мероприятий в области стимулирования инновационной деятельности вуза.

При неопределённости спроса на образовательные услуги вузу выгодно сменить жесткое административное управление на более гибкое, с элементами децентрализации управления подразделениями в составе вуза.

В условиях динамичных изменений технологии производства возрастает значение качества образовательного процесса. Чем активнее вуз внедряет новые образовательные технологии и реализует проекты стимулирования своей инновационной деятельности, тем чаще он прибегает к горизонтальной схеме кооперации, что характеризует степень гибкости. Можно предположить, что повышение качества образовательного процесса находится в прямой зависимости от того, в какой степени гибкость позволяет сочетать сложность и неопределённость внешней среды с ограничением внутренней сложности рациональной организационно-управленческой структуры вуза.

Гибкость позволяет вузу быстро перестраивать деятельность на рынке, направления подготовки специалистов, образовательные технологии, не затрагивая незаинтересованные подразделения в составе вуза.

Исходя из вышеизложенного, отметим, что вузом с высоким уровнем организации образовательного процесса присущи такие основные характеристики: децентрализация; матричная организационная структура; отсутствие авторитарности, высокая надёжность групп и объединений преподавателей и сотрудников; поддержка перспективных предложений по совершенствованию образовательного процесса.

Практическая реализация такого подхода в отношении построения рациональной организационно-управленческой структуры вуза для стимулирования его инновационной деятельности возможна по следующей схеме. Так, при формировании подготовки специалистов по новым специальностям возможна организация работы по матричному принципу, когда на первых этапах подготовки применяется метод организации образовательных центров на основе межкафедрального сотрудничества преподавателей из разных подразделений в составе вуза. После налаживания полноценного образовательного процесса по подготовке специалистов, на месте центров формируется классическая система подготовки специалистов. Такая форма позволит привлечь наиболее квалифицированных преподавателей и использовать их богатый опыт, тем самым избежать некоторых известных недостатков, возникающих при формировании «новоиспечённых» организационных образований в рамках рациональной организационно-управленческой структуры вуза. Данная форма возможна при адекватной материальной заинтересованности привлекаемых в центр специалистов-предметников, особенно в условиях коммерциализации образования.

Сегодня, в условиях перехода к разработке новых учебных программ, планов, способных конкурировать на плохо изученном рынке, требуется активно стимулировать инновационную деятельность вуза, что, собственно, и актуализирует необходимость формирования рациональной организационно-управленческой структуры вуза.

Время разработки новых образовательных программ, учебных планов, подготовки соответствующей учебно-методической литературы и программного обеспечения должно сокращаться. В этих условиях наиболее оптимальны рациональные организационно-управленческие структуры вуза с горизонтальной координацией и неформальными, основанными на совместном принятии решений, схемами взаимодействия.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующие проблемы, возникающие при построении рациональной организационно-управленческой структуры вуза как технологии стимулирования его инновационной деятельности.

1) многие вузы при появлении изменений во внешней среде стараются по возможности вносить эти изменения в существующие организационные структуры;

2) при принятии решения о реорганизации управления вузом для стимулирования его инновационной деятельности следует учитывать необходимость значительных организационных усилий и денежных затрат в связи с проведением аналитической работы; реорганизацией работы в подразделениях в составе вуза; изменением должностных инструкций; переподготовкой сотрудников;

3) при проведении внутренних организационных изменений работники, занимающие руководящие должности, будут стремиться сохранить и улучшить свои позиции, поэтому заранее надо предусмотреть возможность использования их потенциала в новой структуре;

4) до начала реорганизации необходимо определить схемы и принципы организации труда в новой рациональной организационно-управленческой структуре вуза и провести анализ возможных доходов и расходов;

5) поскольку новая управленческая технология приведёт к увеличению информационных потоков, следует учесть расходы на компьютеризацию управления;

6) принятие организационных решений, требующих создания новых должностей с повышенными профессиональными требованиями, должно учитывать кадровые трудности при поиске подходящих кандидатур.

Исходя из выявленной выше специфики, создание рациональной организационно-управленческой структуры вуза для стимулирования его инновационной деятельности следует проводить в виде итерационного процесса, предполагающего возможность уточнения структуры в ходе её проектирования.

Для раскрытия данного тезиса далее в деятельности вуза выделим две сферы - организацию образовательного процесса и управление образовательным процессом.

Структуру деятельности в сфере организации образовательного процесса образуют: 1.1- подготовка процесса; 1.2 - проведение процесса.

В структуру деятельности управляющей сферы включены: 2.1 — планирование процесса; 2.2 - организация и регулирование процесса; 2.3 - контроль и анализ процесса; 2.4 - развитие процесса; 2,5 – повышение роли ДПО.

Распишем структуру деятельности вуза по элементам жизненного цикла разработки и реализации образовательной услуги, а также организации мероприятий в области стимулирования инновационной деятельности вуза:

1.1. Подготовка образовательного процесса

1.1.1. Разработка учебных планов.

1.1.2. Разработка рабочих программ.

1.1.3. Разработка методик активного обучения.

1.1.4. Разработка методик интерактивного обучения.

1.1.5. Разработка методик дистанционного обучения.

1.2. Проведение образовательного процесса 1.2.1. Организация входных тестов и испытаний. 1.2.3. Формирование студенческих групп и потоков.

1.2.3. Реализация структуры образовательного процесса.

1.2.4. Осуществление контроля учебного процесса различными методами.

1.2.5. Формирование обратной связи.

1.2.6. Координация структуры и длительности образовательного процесса.

1.2.7. Оценка эффективности образовательного процесса.

2.1. Планирование образовательного процесса

2.2. Организация и регулирование образовательного процесса

2.3. Контроль и анализ образовательного процесса

2.4. Развитие образовательного процесса

2.4.1. Исследование потенциального спроса на образовательные услуги и товары.

2.4.2. Оценка тенденций потребительского поведения.

2.4.3. Определение влияния внешней среды.

2.4.4. Определение ограничений.

2.4.5. Определение требований потребителей.

2.4.6. Формирование перспективного перечня образовательных услуг.

2.4.7. Определение стратегии охвата рынка и ориентации спроса.

2.5. Повышение роли ДПО.

2.5.1. Возможность интеграции науке и практике в рамках аспирантуры и магистратуры.

2.5.2. Организация профессиональной переподготовки (обучение) и практики (работа без отрыва от производства) в подразделениях вуза.

2.5.3. Участие вуза в развитии территориальных технопарков для улучшения экспериментальной базы проводимых мероприятий стимулирования и коммерциализации результатов инновационной деятельности.

В функции стимулирования инновационной деятельности вуза можно выделить несколько сфер исследования и анализа:

1. Удельный вес внебюджетной (рыночной) составляющей в образовательной деятельности вуза и конкурентоспособность образовательных услуг.

2. Качество и ассортимент предлагаемых услуг.

3. Демографическая ситуация.

4. Исследования рынка и разработки в области стимулирования инновационной деятельности вуза.

5. Довузовское и послевузовское обслуживание потребителей образовательных услуг как структурных элементов вуза.

6. Трудоустройство выпускников, продвижение образовательных услуг и товаров и организация рекламы.

7. Результаты от коммерческой и иной приносящей доход деятельности вуза.

Построение организационной структуры стимулирования инновационной деятельности вуза в рамках рациональной организационно-управленческой структуры вуза состоит в определении состава служб и структурных служб вуза с учётом их взаимодействия при решении задач стимулирования инновационной деятельности и осуществления для их реализации стратегических функций.

Функции стимулирования инновационной деятельности вуза можно подразделить на сосредоточенные и рассредоточенные по следующему критерию: является ли осуществление функций развитием инновационной деятельности вуза? Если да, то такие подразделения можно считать осуществляющими сосредоточенные функции стимулирования инновационной деятельности. Рассредоточенные функции стимулирования инновационной деятельности вуза могут осуществлять любые структурные службы вуза, участвующие в организации и проведении образовательного процесса. Сегодня их, как правило, осуществляют службы стратегического развития вуза.

Далее на рисунке 1 представлена рациональная организационно-управленческая структура вуза в соответствии с целями стимулирования инновационной деятельности вуза.

В качестве содержания механизма функционирования рациональной организационно-управленческой структуры вуза при стимулировании его инновационной деятельности можно определить следующие взаимосвязи.

Служба стратегического развития вуза оказывает услуги по заказам подразделений в составе вуза и сторонних потребителей образовательных услуг, осуществляет общее методическое руководство работами в области стимулирования инновационной деятельности вуза.

Аналитическая группа находится в непосредственном подчинении у руководителя службы стратегического развития вуза и выполняет оперативный сбор и анализ данных по его поручению.

Отдел исследований рынка осуществляет сбор и анализ данных о направлениях развития техники и технологий по направлениям стимулирования инновационной деятельности вуза, предполагаемых изменениях требований к образовательным услугам. Работает с непосредственными потенциальными потребителями образовательных услуг - населением (профориентационная работа и т.д.). Вырабатывает рекомендации по открытию новых специальностей и направлений подготовки, проектированию профессиональных образовательных программ в соответствии с потребностями рынка труда и, как следствие, изучения новых рыночных возможностей стимулирования инновационной деятельности вуза.

Отдел формирования общественного мнения осуществляет функцию взаимодействия со средствами массовой информации по формированию имиджа вуза, работает с выпускниками вуза по привлечению дополнительных внебюджетных средств и оказанию организационной поддержки процессам стимулирования своей инновационной деятельности. Участвует в проведении массовых мероприятий (День открытых дверей, конференции, фестивали творчества и т.д.), на которых для потенциальных потребителей образовательных услуг демонстрируются привлекательные стороны деятельности вуза.

Отдел по работе с потенциальными потребителями образовательных услуг осуществляет мониторинг выпускников вуза посредством анкетирования, как выпускников, так и работодателей на предмет удовлетворения их качеством образовательных услуг, предоставленных вузом. Задачей отдела является оптимизация набора студентов на первый курс по направлению предприятий и организаций при реализации стратегии социального заказа и социального партнерства. Отдел осуществляет продвижение выпускников вуза через взаимодействие со службой занятости населения и работодателями непосредственно; устанавливает контакты с организациями-потребителями специалистов и кадровыми агентствами с целью формирования информационной базы данных потребностей в специалистах; содействует в трудоустройстве выпускников, студентов; оказывает консультации при заключении договоров между предприятием, студентом и вузом для целевой подготовки специалистов; выполняет заказы предприятий по подбору молодых специалистов на объявленные должности.

Договорно-контрактная группа проводит работу по оформлению и заключению договоров на предоставление образовательных услуг с физическими и юридическими лицами; осуществляет хранение договоров, совместно с факультетами контролирует выполнение условий договора сторонами; проводит претензионную работу.

Такая структура стимулирования инновационной деятельности вуза позволяет сочетать личную ответственность руководителей отделов и секторов, их компетентность и простоту горизонтальных связей между подразделениями вуза.

Для создания рациональной организационно-управленческой структуры вуза и обеспечения его функционирования требуются квалифицированные кадры и эксперты разных направлений деятельности. В силу многопрофильности вузов в их кадровом составе имеются специалисты всех направлений деятельности службы стратегического развития, которые могут быть привлечены к реализации программ стимулирования инновационной деятельности на основе полной или частичной занятости. Содержание и структура функций секторов могут расширяться и корректироваться в процессе функционирования службы стратегического развития вуза.

Наряду с созданием и развитием специализированных структур и служб вуза особое внимание в настоящее время при стимулировании инновационной деятельности вуза следует уделять развитию прямых контактов с рынком образовательных услуг главной движущей силой вуза — преподавателей. В то время как подразделения стратегического развития в основном занимаются техническими вопросами, и сравнительным анализом эффективности различных мероприятий в области стимулирования инновационной деятельности, связь преподавателей с рынком образовательных услуг должна стать инструментом ориентации разрабатываемых и реализуемых ими курсов на удовлетворение образовательных потребностей конкретных клиентов.

 

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №02 (2008)