- Морские вести России

Компаративный анализ концепций формирования и развития жилищно-коммунального комплекса мегаполиса

Транспортное дело России №02 (2008)

А.Н. Ларионов, д.э.н., профессор кафедры экономики строительства

Ю.В. Иванова, к.э.н., докторант кафедры экономики строительства

Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета

 

Достигнутые в России к началу XXI века социально-экономические результаты, а также структурные сдвиги в ЖКХ, привели к формированию рыночного хозяйства и позволили ставить вопрос о новых приоритетах в развитии страны. Частично они ориентированы на удержание уже достигнутых позиций (стабильных темпов экономического роста, низких безработицы и инфляции, роста реальных доходов населения), но главным образом – на более долговременные цели и задачи общественного развития. Мы считаем, что роль государства в постановке таких целей и приоритетов является решающей.

Концептуальные основы формирования методологии регулирования жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) мегаполиса должны содержать изложение цели, основных ее принципов и особенностей. При этом реализация государственной жилищно-коммунальной политики должна осуществляться через систему методов управления ресурсами (правовых, налоговых, ценовых и др.), используя различные формы и средства достижения конечной цели, а также посредством постоянного взаимодействия субъектов ЖКК друг с другом и с субъектами внешней среды. Обеспечение населения качественными, экологически безопасными и доступными ЖКУ является фактором не только экономической и социальной, но и политической стабильности в обществе.

В этой связи при решении жилищно-коммунальной проблемы необходимо изучение зарубежного опыта и адаптация его к современным российским реалиям. Кроме того, при этом неизмеримо возрастает роль государства. Однако в идеальном сценарии она должна быть ограничена установлением правил игры (в частности, обеспечением прав собственности и соблюдения контрактов) и осуществлением высококачественного эффективного надзора.

В рамках проводимого анализа существующих концепций отметим, что в разные периоды в разных странах на авансцену экономической политики выходили то концепции, проповедавшие усиление роли государства в экономических процессах (например, кейнсианство, господствовавшее и в экономической теории, и в практике хозяйственного регулирования на протяжении многих десятилетий XX в., примерно до конца 70-х гг.), то концепции, делающие ставку на рыночные силы, на предпринимательство и на поддержку государством именно этих сил (монетаризм, неолиберализм и другие экономические теории, которые приобрели особое влияние в 80-е и 90-е гг. XX в.).

Весьма актуальной для современной России является концепция устойчивого развития, реализация которой требует применения адекватных ее целям и задачам механизмов. В настоящее время механизмы устойчивого развития отечественного ЖКК только разрабатываются, хотя в ряде отраслей национальной экономики уже проводятся крупномасштабные эксперименты по их отработке в режиме реализации национальных проектов и программ.

По мнению авторов, в рамках проводимого исследования нельзя обойти вниманием Концепцию реформы жилищно-коммунального хозяйства [1], основными целями которой явились: обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества; снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг; смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и ЖКУ при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

В вышеупомянутой Концепции также были выработаны и обоснованы основные пути реформирования ЖКХ: демонополизация и развитие конкурентной среды в отрасли; совершенствование системы управления ЖКХ; обеспечение государственного регулирования и контроля; стимулирование создания товариществ собственников жилья. Кроме того, в рамках реформы были определены участники взаимоотношений на рынке ЖКУ: инвестиционные, строительные и эксплуатационные организации различных форм собственности, осуществляющие финансирование, строительство, содержание объектов ЖКХ и управление ими; собственники жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства, представляющие их органы и управляющие компании; потребители услуг – владельцы, наниматели и арендаторы жилых помещений, товариществ собственников жилья, другие организации. При этом каждый из участников рынка ЖКУ наделялся определенными функциями для обеспечения эффективной работы отрасли. Органы местного самоуправления (собственники объектов ЖКХ) должны были формировать на территории муниципального образования единую социальную и финансовую политику в сфере ЖКХ, передать фонды подотраслей ЖКХ в хозяйственное ведение или оперативное управление коммунальным организациям-подрядчикам.

Концепция управления развитием охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области стратегии, производственных процессов, структуры социально-экономической системы. Так, по мнению М.К. Старовойтова, «менеджмент развития» занимается специфическими вопросами управления предприятием, включая организационные, кадровые, коммуникационные и информационные аспекты. Любая компания должна противостоять изменениям внешней среды и с помощью предварительных мер или ответной реакции сохранять свою жизнеспособность и достигать намеченных целей. Компания должна постоянно следить за основными компонентами «окружающей» среды и делать выводы относительно своих потребностей в переменах. Среди этих компонентов он особо выделяет экономические, технологические, политико-правовые и социально-культурные. В этой связи М.К. Старовойтов, с нашей точки зрения, справедливо утверждает, что в новой системе регулирования экономики управление развитием  компаний должно играть важную роль, что требует срочных мер по ее формированию [3, стр. 211-213].

Концепция эволюционного развития получила признание в XIX в. Основная идея этой концепции заключается в предсказуемом, кумулятивном процессе изменений общества, движущегося от одной стадии к другой, более совершенной, сложной, расширяющей возможности человека. Среди основных ее недостатков следует отметить: придание эволюционному процессу положительного характера, статуса прогресса, отсутствие четких критериев отнесения тех или иных трансформационных сдвигов к числу эволюционных, неясность роли «человеческого фактора» в социально-экономическом развитии и ряд других.

Равновесная концепция рассматривает динамику как фактор, обеспечивающий сохранение социального порядка, структуры (равновесия). Сторонники данной концепции признавали аналогию между социальным и биологическим организмами. Подобная ориентация сторонников структурно-функциональной концепции содействовала формированию у них образа общества в виде структурно упорядоченной системы. Одним из основных недостатков данного подхода можно отметить ориентацию исследователей на изучение систем, находящихся в состоянии относительного равновесия, на построение их моделей, а не на исследование переходных состояний системы от одного типа к другому.

Концепция информационного общества трактует современную экономику как экономику знаний, где знания и информация приобретают статус ресурса, что напрямую связано с процессами институциональных взаимодействий субъектов отечественного ЖКК. Поэтому процесс развития исследуемой отрасли в настоящее время идет по пути взаимного «увязывания» интересов, целей, применяемых управленческих технологий, производственной и иного рода деятельности его субъектов. В свою очередь, усиливающееся влияние институциональных связей на эффективную деятельность субъектов отечественного ЖКК объективно требует обоснования методологической базы для разработки и принятия соответствующих решений. В этой связи необходимо новое, качественно углубленное осмысление процесса взаимодействия субъектов исследуемого отраслевого комплекса с позиций саморегулирования их деятельности.

В «Национальной доктрине градостроительства России» (Концепции градостроительной политики России на начало XXI века) [2] отмечается, что определенным синергетическим эффектом обладает уровень комфортной достаточности среды. В обыденном понимании понятие «среда» в применении к городу означает совокупность материальных структур, окружающих человека. Однако в профессиональном сообществе под городской средой понимается предметно-пространственное окружение, взаимодействующее с городским сообществом. Селитебная территория города сегодня рассматривается как система «человек – среда проживания».

Организуя свое окружение, человек создает материальный каркас своей деятельности и системы отношений с людьми. Планируя этот предметный мир, человек одновременно планирует свою будущую жизнь и, в конечном счете, самого себя. Создавая и упорядочивая предметно-пространственную среду, человек совершенствует свою собственную природу, изменения которой определяются специфическими законами трудовой деятельности и социальных отношений. В названном документе утверждается, что новые концепции планирования и управления градостроительным развитием городов и агломераций должны быть «ответственны за формирование благоприятной урбанизированной среды обитания» [2, стр. 69].

А.Г. Гранберг отмечает, что работы по территориальным аспектам стратегии социально-экономического развития продолжались и после вступления России в эпоху рыночных реформ, несмотря на распространившийся скептицизм относительно продуктивности такого рода исследований. Позиция ученых о необходимости разработки системы прогнозов нашла подтверждение в Законе РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (1995 г.). В частности ГНИУ «СОПС» в 1992 г. разработал Концепцию развития и размещения производительных сил на период до 2000 г.. Впоследствии в основном подтвердился пессимистический вариант прогноза, предполагавший, что условия для экономической стабилизации в России возникнут после 1995 г., а экономическое оживление (рост на 2-3% в год) может начаться в конце прогнозируемого периода. Далее СОПС подготовил региональный аспект «Прогноза экономического и социального развития Российской Федерации на 1995-2005 гг.». Однако ни один из названных среднесрочных и долгосрочных прогнозов Правительство не утвердило. Несмотря на это, разработанный СОПСом проект прогноза размещения производительных сил был положен в основу Генеральной схемы расселения Российской Федерации, утвержденной Правительством РФ [4, стр. 9-10].

В настоящее время в развитых странах большинство схем муниципального управления коммунальным хозяйством можно свести к трем моделям: прямое управление (сам муниципалитет или его структура (предприятие) управляют городскими коммунальными службами), распространенное в странах Северной Европы и Германии; промежуточная модель (действует в области электро-, тепло-, водоснабжения и канализации, а также строительства дорог), функционирующая во Франции в форме государственно-частного партнерства; обратная модель (мэр практически полностью лишен власти и имеет лишь представительские функции, отвечая только за уборку мусора и выдачу разрешений на строительство), использовавшаяся в Англии при премьерстве М. Тэтчер, но не получившая широкого распространения.

Концепция делегированного управления представляет собой выполнение юридическим лицом (государственная или частная фирма) функций публичной службы, за вознаграждение, вытекающее из выполнения этих функций. В свою очередь муниципальный заказ – это привычная для России форма, когда муниципалитету нужно приобрести товар, или услугу на определенный срок и на определенных условиях. Следует отметить, что если при муниципальном заказе оговариваются средства достижения цели, и подрядчик не принимает на себя никакого риска, то при делегированном управлении ставится только цель, а подрядчик управляет, эксплуатирует и осуществляет финансирование муниципальных объектов на свой страх и риск.

Таким образом, в рамках проведенного анализа существующих концепций установлено, что одним из принципиальных вопросов рыночной экономики, неизменно вызывающим бурные споры среди экономистов различных направлений, является вопрос о соотношении рыночных сил и государственного регулирования. Соответственно и на авансцену экономической политики выходили то концепции, проповедавшие усиление роли государства в экономических процессах, то концепции, делающие ставку на рыночные силы, на предпринимательство и на поддержку государством именно этих сил.

Кроме того, обосновано, что при решении жилищно-коммунальной проблемы в современных российских условиях необходимо изучение зарубежного опыта и адаптация его к российским реалиям. Кроме того, при этом неизмеримо возрастает роль государства. Однако в идеальном сценарии она должна быть ограничена установлением правил игры (в частности, обеспечением прав собственности и соблюдения контрактов) и осуществлением высококачественного эффективного надзора.

 

Литература:

1.             Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 28 апр. 1997 г. № 425: Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».

2.             Национальная доктрина градостроительства России. Концепция градостроительной политики России на начало XXI века [Текст]: науч. изд. – Кол. авт. РААСН. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 95 с.: ил. – Библиогр.: с. 95.

3.             Старовойтов, М.К. Современная российская корпорация (организация, опыт, проблемы) [Текст] / М.К. Старовойтов. – М.: Наука, 2001. – 312 с.

4.             Стратегия макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации [Текст] / Под ред. академика А.Г. Гранберга; Российская академия наук. – М.: Наука, 2004. – 720 с.: ил. – Библиогр. в конце гл. – (Экономическая наука современной России).

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №02 (2008)