- Морские вести России

Программный подход к осуществлению инвестиционных проектов девелоперских компаний по развитию жилищной сферы города

Транспортное дело России №02 (2008)

Т.М. Сабиров, аспирант ГОУ ДЛО ГАСИС

Современные проблемы развития жилищной сферы города, отраслей городского хозяйства, взаимодействия между муниципальными органами и девелоперскими компаниями, повышения уровня жизни населения территории и другие решаются посредством системы мероприятий целевых комплексных программ (ЦКП). Они выступают рычагом воздействия муниципальных органов управления на основные пропорции развития жилищной сферы города.

Городская целевая комплексная программа развития жилищной сферы города представляет собой свод обоснованных и взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение первоочередных и приоритетных задач развития жилищной сферы города. Целевая комплексная программа утверждается муниципальными органами власти города.

Место городских целевых программ развития жилищной сферы города в планировании комплексного развития жилищной сферы города показано на рис. 1.

Структура городской целевой программы как инструмента обеспечения координации и партнерства между муниципальными органами и девелоперской компанией при инвестировании жилищной сферы города включает разделы:

1. паспорт программы и технико-экономическое обоснование;

2. основной текст (анализ решаемых задач, основные цели, этапы и сроки реализации показателей; состав мероприятий, заказчики и исполнители заданий программы).

По срокам реализации наиболее распространены: краткосрочные (до 2-х лет), среднесрочные (3–5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

Основной целью разработки и реализации программы как инструмента обеспечения координации и партнерства между муниципальными органами и девелоперской компанией при инвестировании жилищной сферы является повышение эффективности функционирования муниципальных органов власти на основе ликвидации узких мест в воспроизводственном процессе и обеспечении слаженности в работе различных звеньев экономики города.

Разработка программ базируется на ряде общих положений:

– единстве главной цели;

– сочетании коммерческих и городских интересов;

– общем организационно-экономическом механизме реализации комплекса мероприятий программы;

– единой научно-технической политике с учетом особенностей города;

– идентичном временном периоде реализации мероприятий программы;

– единой системе контроля и отчетности за выполнением мероприятий программ на всех уровнях.

 

Рис. 1. Место городских программ в системе обеспечения координации и партнерства между муниципальными органами

и девелоперской компанией при инвестировании жилищной сферы

 

Начальный этап разработки программы включает:

- постановку проблемы;

- подготовку координационного плана;

- разработку научных основ программы.

На основном этапе подготовки программы как инструмента обеспечения координации и партнерства между муниципальными органами и девелоперской компанией при инвестировании жилищной сферы определяются:

- комплекс мероприятий;

- система и источники финансирования;

- исполнители по отдельным разделам и блокам программы;

- сроки осуществления важнейших мероприятий программы.

Заключительный этап разработки программы предусматривает:

- оценку социально-экономической эффективности реализации;

- взаимоувязку инвестиционных интересов участников программы;

- выбор методов разработки программы.

Каждый этап разработки программы – это широкий спектр обязательных процедур, включающих: всесторонний анализ важнейших факторов по данному вопросу; определение необходимых участников решения проблем; учет совместимости мероприятий по различным разделам; увязку взаимодействий для выполнения мероприятий; определение оптимальных сроков осуществления мероприятий.

Работа по согласованию и сочетанию интересов в решении городской программы как инструменте обеспечения координации и партнерства между муниципальными органами и девелоперской компанией при инвестировании жилищной сферы строится по следующим направлениям:

- увязка перспективного аспекта программы с адресной инвестиционной программой правительства города; программой социально-экономического развития города на текущий период;

- балансировка объемов необходимых капиталовложений с годовой инвестиционной программой;

- увязка мер по охране окружающей среды с соответствующими мероприятиями разделов Генерального плана города.

Для разработки программы от начального для заключительного этапов широко используются методы системного анализа. Каждый метод имеет определенные границы применения, обусловленные его достоверностью, надежностью, адекватностью проблеме, трудоемкостью, наличием необходимой информации. При этом необходимо начально оценить каждый метод, определить возможности его применения к данной программе и кругу поставленных в ней задач.

В целях плодотворного решения важнейших вопросов программного управления целесообразно использовать такие методы качественного системного анализа как: вероятностный, альтернативный, дерева целей, матричный. Более конкретно эти методы применимы для:

- формулировки целей, задач программы и приоритетности их решения;

-  формирования структуры программы, выбора состава исполнителей;

- оценки социально-экономической эффективности реализации программы.

Экономико-математические методы позволяют осуществить:

- ретроспективный анализ, определение устойчивых тенденций социально-экономических процессов;

- выявить диспропорции и узкие места для разработки мероприятий по их устранению;

-оценку нескольких альтернатив возможного развития при различных внешних условиях, возникающих в  будущем;

- выбор лучшей траектории социально-экономического процесса при разных внешних условиях с помощью принципа рационального использования средств для достижения конечной цели программы;

- разработку сетевого графика реализации мероприятий;

- количественную оценку городских факторов и территориальных пропорций производства и потребления. Балансовый метод целесообразно применять для таких задач:

- определении места и роли программы в экономике города;

-  обеспечении сбалансированности мероприятий программы;

- определении программных нагрузок на отрасли, административные округа и муниципальные районы.

Использование нормативного метода позволяет осуществить:

-оценку потребности в конечной программной продукции;

-выявление резервов экономии материальных, финансовых, трудовых ресурсов;

-формирование организационной структуры и механизма реализации программы.

Для повышения общей эффективности разработки программ как инструментов обеспечения координации и партнерства между муниципальными органами и девелоперской компанией при инвестировании жилищной сферы города необходимо создать экономическую систему, включающую: расчетные показатели и параметры; оценки работы исполнителей; показатели объемов финансирования и кредитования; систему договоров, правовых актов, других нормативных и юридических документов.

В договорах определяются и фиксируются: исполнители этапов программы; сроки выполнения работ; объемы необходимых средств; источники финансового обеспечения мероприятий программы; параметры конечных результатов, включая экологический эффект.

Головной разработчик программы проводит предварительную оценку трудоемкости работ (разделы, блоки, этапы) и распределяет материальные и финансовые средства между отдельными исполнителями работ. Последние, в свою очередь, представляют обоснование расчета необходимых материально-финансовых затрат. Затем происходит окончательная корректировка расчетов.

На заключительной стадии формирования проекта программы составляется паспорт и технико-экономическое обоснование целесообразности разработки и реализации программы. В паспорте содержатся: основные сведения о программе; важнейшие целевые показатели; данные о заказчиках, исполнителях программы; этапы и сроки реализации программы; объемы и источники финансирования. Технико-экономическое обоснование готовится на стадии отбора проблемы, требующей разработки и выступает важнейшим сопроводительным документом проекта программы.

Подготовленный проект варианта программы, включая технико-экономическое обоснование, вносится на утверждение в правительство города.

В настоящее время все территориальные административные округа города, на примере города Москвы, имеют собственные концепции градостроительного и социально-экономического развития. Детализация концепций развития округов происходит на уровне районов при разработке перспективных планов развития и паспортов районов.

На уровне районов, мероприятия и показатели окружных программ, получают расшифровку. Это касается финансовых средств (бюджетные, внебюджетные, привлеченных инвесторов) для выполнения локальных мероприятий на уровне территории района.

Программа развития района нацелена на решение первоочередных задач функционирования и жизнеобеспечения территории, а именно:

- развитие жилищно-коммунального хозяйства;

- благоустройство территории;

- охрану окружающей среды;

- защиту населения;

- работу с детьми, подростками;

- новое строительство и реконструкцию жилья и культурных объектов;

- информационную обеспеченность жителей района о деятельности органов власти, правоохранительных, судебных органов, служб потребительского рынка и услуг, девелоперских компаний.

Программы как инструменты обеспечения координации и партнерства между муниципальными органами и девелоперской компанией при инвестировании жилищной сферы разрабатываются ежегодно администрацией района с целью конкретизации вопросов местного значения, находящихся в ведении районной управы.

Источники финансирования программы определяются на сновании прогнозных оценок финансовых средств района на предстоящий год. Решение о разработке проекта программы принимает глава управы.

Проект Программы вносится на рассмотрение районного собрания одновременно со сметами финансовых средств района. Далее, районное собрание предварительно рассматривает проект Программы и выносит решение о дополнениях и изменениях, а глава управы организует доработку проекта в срок не более двух недель.

Доработанный проект программы рассматривают муниципальные органы власти города. Население района информируется через массовую печать о представленной к утверждению Программе.

Глава районной управы раз в квартал информирует районное собрание об исполнении Программы.

Материально-финансовые средства района, используемые для решения районных вопросов состоят из:

а) собственности города, переданной управе в оперативное управление на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством города;

б) собственности, приобретенной на средства района и средств, полученных от использования собственности района;

в) средств, переданных из бюджета города для расходования в соответствии со сметой;

г) дотаций и субвенций из бюджета города;

д) фонда финансовых средств района;

е) заемных средств, других средств.

Выявление эффекта, получаемого от реализации целевых инвестиционных программ как инструментов обеспечения координации и партнерства между муниципальными органами и девелоперской компанией при инвестировании жилищной сферы города, предполагает применение специального методического подхода, позволяющего оценить результативность решаемых проблем в развитии жилищной сферы города.

Группировка мероприятий, определяющая «чистый» программный эффект, привязана к целям и задачам программы. Применительно к отдельным программам, структура и содержание мероприятий, обеспечивающих программный эффект, будут различными.

Отбор показателей результативности программы как инструмента обеспечения координации и партнерства между муниципальными органами и девелоперской компанией при инвестировании жилищной сферы рекомендуется осуществлять в зависимости от их пригодности для оценки предполагаемого программного эффекта. Предъявляемые к ним требования зависят от содержания программ.

Экономическая оценка программ должна учитывать ряд особенностей:

- к осуществлению мероприятий программы привлекаются девелоперские компании, активно участвующие в развитии жилищной сфере города;

- выявленные девелоперские компании, как правило, обладают возможностями дальнейшего развития и вне осуществления программы (получают капиталовложения для расширенного воспроизводства, производят чистую продукцию, получают прибыль и т.д.).

Оценка экономического эффекта программ, опирающихся на принципы внебюджетного финансирования, может быть получена как разница между произведенной чистой продукцией и капиталовложениями, связанными с ее производством и соответствующими показателями, связанными с осуществлением программных мероприятий. Это позволяет:

- выявить «чистый» программный эффект;

- определить окупаемость капиталовложений, связанных с осуществлением программных мероприятий.

При подготовке программы анализируются предложения всех девелоперских компаний, участвующих в решении задач программы, и в результате удается выявить нерешенные вопросы развития жилищной сферы города. Данные решения должны быть рассмотрены в контексте конечных целей и задач программы, что обусловливает необходимость их переориентации в соответствии с интересами девелоперских компаний.

В ходе разработки программы эффективность носит прогнозный характер, при контроле над реализацией программы определяется фактическая эффективность. Показатели программных результатов включают оценки эффектов от реализации программы.

 

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №02 (2008)