- Морские вести России

Особенности привлечения инвестиций в техническое перевооружение промышленного производства

Транспортное дело России №02 (2008)

Ф.Х. Яруллин, соискатель ГОУ ДПО ГАСИС

 

В настоящее время при техническом перевооружении промышленного производства (ТП ПП) обычно используются методы государственного регулирования рынков, суть которых заключается в законодательном внедрении обязательных технологических нормативов, регулирующих процесс производства. При этом не уделяется достойного внимания вопросам использования инвестиционных ресурсов для данных целей. Активное использование экономических механизмов и стимулов при ТП ПП играет не менее важную роль, чем методы государственного регулирования. Поэтому особую актуальность приобретает необходимость разработки системы управляющих, регулирующих и корректирующих воздействий на процесс ТП ПП, в основе которой будет лежать организационно-экономический механизм (ОЭМ) инвестирования.

В данном случае наиболее целесообразным представляется комплексное использование организационно-экономических методов, рычагов, механизмов, стимулов и инструментов управления ПП, особенно в части его ТП. При этом необходимо уделять активное внимание вопросам повышения конкурентоспособности, государственного регулирования и стимулирования основных факторов ТП ПП, увеличения инвестиционной привлекательности отраслей промышленности, роста эффективности от использования инвестиционных ресурсов, улучшения основных производственных показателей и снижения издержек за счет технической модернизации и технологически эффективной организации бизнес-процессов, а также уменьшения экологической нагрузки на окружающую среду. Использование программно-целевого подхода при комплексном учете данных аспектов должно способствовать поиску наиболее рациональных схем ТП ПП.

Многие современные российские предприятия скрывают возможности реализации низкозатратных мероприятий в области ТП ПП, выдвигая на передний план наиболее дорогостоящие проекты. Апеллируя к высоким инвестиционным затратам на ТП ПП, такие предприятия «стараются убедить» государство в необходимости применения к ним режима максимальной комфортности, снижения ставок налогообложения и смягчения обязательных технологических нормативов, регулирующих процесс производства. С одной стороны, это не только наносит ущерб государству, но и «тормозит» все процессы реновации и социально-экономического развития современного ПП. С другой стороны, основными источниками государственных инвестиционных ресурсов, направляемых в ТП ПП, в настоящее время являются средства федерального, региональных и местных бюджетов. Снижение привлекательности инвестиций в ТП ПП связанно с предпочтением инвесторами финансовой сферы для размещения инвестиционных ресурсов.

Значительное увеличение разрыва между прибыльностью инвестирования в реальном и финансовом секторах российского рынка привело к оттоку капитала из отраслей ПП. В современных условиях привлечение инвестиций в ТП ПП и поиск инвесторов, готовых участвовать в подобных проектах, приобретает высокую степень актуальности. Поэтому формирование ОЭМ инвестирования ТП ПП представляется актуальной задачей, требующей пристального научного и практического внимания.

Техническое перевооружение промышленного производства – это комплекс мероприятий, ориентированных на повышение технического уровня производства за счет внедрения более совершенной техники, технологии и организации работ в основном и вспомогательном производстве. ТП ПП должно способствовать сокращению производственного цикла и повышению производственного потенциала. При этом под производственным циклом понимается период между началом и окончанием процесса производства определенного вида продукции в пределах одного предприятия, а под производственным потенциалом – реальный объем продукции, который возможно произвести при полном использовании имеющихся ресурсов предприятия. Таким образом, ТП ПП можно рассматривать как механизм организации взаимодействия подразделений предприятия по распределению имеющихся в его распоряжении ресурсов с целью реализации базовых функций управления ПП.

Техническое перевооружение промышленного производства является одним из инструментов практической реализации научно-технического прогресса и основным способом повышения конкурентоспособности отечественных предприятий. Можно выделить субъект и объект управления процессом ТП ПП. В качестве объекта управления принято рассматривать совокупность материальных и нематериальных активов предприятия, участвующих в его производственном цикле и формирующих производственный потенциал. Субъектом управления, как правило, выступает само ПП в части базовых функций и подсистем управления. Можно выделить четыре базовые функции или подсистемы управления ПП – производственную, экономическую, научно - техническую и управление качеством. Каждая из функций реализуется соответствующим подразделением (или подразделениями) предприятия. При этом в принятии стратегических решений о диверсификации производственной программы и выделении части акционерного капитала (или привлечении инвестиций) на ТП ПП участвуют все подразделения предприятия.

В современной экономике эффективность каждой из подсистем управления ПП напрямую связана с темпами научно-технического прогресса и возможностью повышения технического уровня производства за счет внедрения более совершенной техники, технологии и организации работ. Поэтому к организации взаимодействия субъектов и объектов управления ТП необходимо подойти с позиций реализации базовых функций управления ПП. В рамках производственной функции необходимо:

- осуществление прогнозных расчетов обновления парка машин (ПМ) и оборудования для замены физически и морально изношенной техники, а также пополнения парка с целью диверсификации. Организационный механизм выполнения этой функции – матричные расчеты по методике «наличные ресурсы ПМ – производственная программа». Результаты расчетов: потребность в новых типоразмерах машин и потребность в инвестициях для их приобретения. Эти параметры принимаются в качестве исходных для реализации экономической и научно-технической функции в рамках формирования и реализации стратегических задач ПП;

- участие в тендерах на рынке контрактов с целью эффективной диверсификации производственной программы и включение в нее новых объектов и заказов;

- приобретение конкурентоспособной новой техники с использованием инвестиционных схем и кредитов на рынке машиностроительной продукции. В результате уточняются входные параметры: технико-экономические показатели новых машин; инвестиционные схемы (кредит, лизинг и др.) для их приобретения; ряд других;

- оптимальное распределение наличных и новых машиноресурсов по контрактам и объектам производственной программы.

В рамках экономической функции необходимо:

- проведение маркетинговых исследований с целью сбора информации о загрузке мощностей, оценки состояния рынка контрактов и ПМ, а также сбора тендерных предложений новых проектов. В результате определяются объемы работ входящие в производственную программу. Экономический механизм основан на концепции ЮНИДО и матрице выбора инвестиционных проектов;

- привлечение инвестиций в соответствии с потребностями в новой технике. Здесь экономическая функция сочетается с научно-технической в части анализа рыночных предложений по ценам. Экономический механизм ее реализации состоит в методике выбора инвестиционных схем покупки и лизинга техники. Результатом является стратегическое решение о финансировании инвестиционных проектов, формировании экономических фондов и целевом выделении акционерного капитала на ТП ПП.

В рамках научно-технической функции необходимо:

- управление инновациями. Организационным механизмом являются мониторинг и оптимизация технического и технологического оснащения производства, анализ рынка машин и оборудования. При этом активно используются экономико-математические модели и механизмы взаимодействия с машиностроительными фирмами по вопросам освоения и выпуска техники;

- научное сопровождение инвестиционных проектов по приобретению и внедрению новой техники с целью ТП ПП. В качестве информационного обеспечения здесь используются средства автоматизированного лабораторного контроля, бортовые ЭВМ на машинах и др. К этой работе привлекаются научно-исследовательские организации, взаимодействующие с подрядными фирмами.

Функция управления качеством относится ко всем подразделениям и имеет целью обеспечить: а) соответствие предприятия во всех областях его деятельности, начиная с имиджа и заканчивая параметрами готовой продукции, мировому научно-техническому и предпринимательскому уровню; б) конкурентоспособность предприятия на тендерах.

Таким образом, за траекторию эффективного регулирования процессов ТП ПП в большей степени отвечает научно-техническая функция, а соответствие предприятия и его продукции мировому уровню возможно лишь на основе рациональной организации процессов ТП ПП.

Современные условия инвестирования ТП ПП во многом зависят от основных направлений деятельности государственных органов управления и тенденций развития российской экономки, определяющих темпы научно-технического прогресса, а также потенциальные возможности роста и развития отечественных предприятий. За последние годы в российской экономике наблюдались тенденции сокращения: доходов от экспорта, дешевых ресурсов для экономического роста, незагруженных мощностей в промышленности, незадействованных трудовых ресурсов на промышленных предприятиях, а также доли импорта на потребительском рынке при росте объемов потребительского импорта в долларовом выражении.

К современным условиям организации инвестирования ТП ПП можно отнести: инвестиционные возможности отрасли, развитость отраслевой инфраструктуры, «степень жесткости» нормативно-правовой системы и стандартизации процессов государственного регулирования (как в области инвестиционной деятельности, так и в области технического перевооружения производства), формы кооперации и сотрудничества предпринимательских структур, а также уровень инновационной и венчурной активности в промышленности.

Повышение эффективности и конкурентоспособности предприятия за счет инвестирования ТП ПП – это процесс управления хозяйственной деятельностью с учетом современных научно-технических достижений. Данный процесс отличается от текущей инвестиционной деятельности предприятия тем, что в инвестировании ТП ПП помимо самого предприятия могут быть заинтересованы еще несколько участников (партнеров, контрагентов или конкурентов). Вкладывая в совершенствование технической, технологической или организационной цепочки производства инвестиционные ресурсы, каждый из них преследует свои интересы. Поэтому необходимо учитывать систему условий организации и инвестирования ТП ПП, среди которых:

1. Экономическая независимость участников реализации НИОКР и инвестиционных проектов по ТП ПП.

2. Равноправие экономически независимых участников. Решение, принимаемое каждым участником, является результатом его собственного выбора, свободного в пределах имеющихся у него инвестиционных возможностей (ресурсов, способов их использования и т.п.)

3. Учет человеческого фактора. Предполагается, что участники инвестиционного проекта по ТП ПП активно воздействуют на выбор варианта привлечения инвестиций, развития и функционирования предприятия.

4. Рациональность поведения участников инвестиционных проектов ТП ПП при выборе механизмов и методов инвестирования этих проектов.

5. Аддитивность оценки эффективности инвестиционного проекта ТП ПП с целью рационального использования инвестиционных ресурсов.

6. Рациональный уровень учета системных связей при ТП ПП. Хозяйственные связи между участниками проектов не равны по силе влияния на выбор схемы привлечения инвестиций под ТП ПП.

При решении проблемы повышения эффективности производственной деятельности за счет привлечения инвестиций под ТП ПП и последующего поиска наилучшего варианта привлечения инвестиций для решения данной проблемы можно выделить следующие этапы:

- постановка задачи на содержательном уровне, в которой отражаются наиболее существенные экономические аспекты;

- формирование концепции построения ОЭМ инвестирования ТП ПП;

- подбор рационального решения задачи ТП ПП и построение самого ОЭМ инвестирования ТП ПП.

За реализацию задач ТП ПП, определяющих концепцию построения ОЭМ, в первую очередь, отвечают Министерство промышленности и торговли РФ (в частности, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии) совместно с Министерством образования и науки РФ (в частности, Федеральное агентство по науке и инновациям). По результатам совместной деятельности этих и ряда других субъектов бюджетного планирования формируются целевые ориентиры и базовые направления реализации научно-технической политики России, определяющей возможности ТП ПП, осуществляемые с помощью развития науки и технологий.

В рамках развития науки и технологий в современной экономике России реализуется ряд федеральных целевых программ (ФЦП), среди которых: «Глобальная навигационная система», «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года», «Электронная Россия (2002-2010 годы)», «Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы», «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно - технологического комплекса России на 2007-2012 годы», «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства РФ (2007- 2010 годы)», «Национальная технологическая база (2007-2011 годы)», «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ (2008-2010 годы)», «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники (2008 - 2015 годы)».

Наибольший интерес представляют две ФЦП – «Национальная технологическая база» и «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы». Эти программы оказывают существенное влияние на формирование ОЭМ инвестирования ТП ПП.

Организационно-экономический механизм инвестирования ТП ПП состоит из трех взаимосвязанных равнозначных частей, обеспечивающих комплексное использование экономических методов и организационно-правовых форм развития предприятия в соответствии с современными социально-экономическими условиями, темпами научно-технического прогресса, тенденциями и основными направлениями совершенствования российской экономики.

Входное звено ОЭМ определяет уровни управления процессом привлечения инвестиций в ТП ПП; уточняет организационные структуры и экономические методы, регулирующие процесс технического и технологического развития предприятия, а также обозначает направления и приоритеты инвестирования НИОКР.

Передаточные звенья ОЭМ способствуют взаимодействию организационно-правовых и экономических форм как государственных, так и рыночных институтов (предприятий), участвующих в ТП ПП. В результате данного взаимодействия определяются формы реализации, методы и рычаги воздействия, а также направления инвестирования ТП ПП.

Выходные звенья ОЭМ позволяют оценить эффективность размещения инвестиционных ресурсов с учетом их воздействия на интенсивность ТП и уровень социально-экономического развития отраслей ПП и российской экономики в целом.

Предложенный ОЭМ превращает предприятие в участника ТП ПП, который непрерывно осуществляет контроль эффективности своих инвестиций.

Таким образом, техническое перевооружение промышленного производства – это количественные и качественные изменения существующих условий социально-экономического развития отраслей ПП в части повышения конкурентоспособности, увеличения инвестиционной привлекательности, роста коэффициента полезного действия от использования ресурсов, улучшения основных производственных показателей, снижения издержек производства за счет технической модернизации и технологически эффективной организации бизнес-процессов, а также уменьшения экологической нагрузки на окружающую среду.

 

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №02 (2008)