- Морские вести России

Особенности организации управления ниокр предприятий региона

Транспортное дело России №02 (2008)

М.Г. Амиралиев, к.э.н., декан Дагестанского государственного технического университета

 

Политика государственного регулирования экономических процессов в развитых странах все более ярко демонстрирует тенденцию децентрализации. Изменения связаны с перераспределением бюджетных функций между различными уровнями государственного управления и, соответственно, с расширением круга вопросов, входящих в компетенцию региональных органов власти. Отход от централизации   характерен и для сферы регулирования инновационной деятельности.

В российских условиях, когда система взаимоотношений федерального центра и субъектов Федерации находится в стадии строительства, рано оценивать не только тенденции, происходящие в этой области, но и эффективность выбранной модели государственного строительства в целом. Однако, независимо от завершенности процесса построения взаимоотношений центра и регионов на принципах федерализма, можно говорить о том, что инновационные процессы, в силу их детерминирующего воздействия на развитие экономики, находятся в поле зрения региональных властей.  Во многих регионах социально-экономическое развитие осуществляется в соответствии с выбранной стратегией и принятой инновационной программой, конкретизированной в инвестиционных проектах, для реализации которых в расходной части бюджета специально выделяется раздел капиталовложений.

Систему целей, которые необходимо решить при создании региональной системы управления инновационной активностью, можно представить в виде схемы, в которой отражается соподчиненность и взаимозависимость главной цели и частных задач, требующих решения, а также дается перечень основных механизмов и инструментов, обеспечивающие выполнение этих задач.

При этом алгоритм построения системы развития инновационной активности в регионе раскрывается с помощью разделения необходимых действий на этапы, каждый из которых характеризуется спецификой решаемых задач (см. рис. 1). При этом в качестве методической основы необходимо опираться на регламенты государственного механизма управления научно-техническими инновациями (табл. 1).

 Таким образом, решаются следующие основные задачи:

- определяются экономические и организационные механизмы и адекватные  им инструменты, обеспечивающие функционирование региональной системы развития инновационной активности;

- создаются необходимые институты управления и координации;

-  оцениваются реальные ресурсные возможности местных бюджетов и возможность привлечения внебюджетных средств для реализации приоритетных для региона инновационных проектов;

- формируется система наблюдения за ходом реализации выбранной инновационной региональной стратегии;

- обеспечивается возможность корректировки хода работ, связанные с построением системы повышения инновационной активности в регионе.

Необходимо подчеркнуть, что формулировка главной цели является определяющим моментом, влияющим на все последующие действия. Ведь и приоритеты развития, и сама инновационная стратегия выбираются в зависимости от поставленной цели. Поэтому соподчиненность этапов на рис. 1 связана с необходимостью последовательного проведения действий, с тем, что пропуск какого-либо этапа либо неполное выполнение мероприятий, которые должны быть завершены именно на этом этапе,  приведет к дальнейшему неэффективному растрачиванию средств и административного ресурса.

Для раскрытия сути механизмов повышения инновационной активности, следует, по нашему мнению, охарактеризовать обязательные направления работы, которые заложены в алгоритм построения системы развития инновационной активности в регионе.

К ним относятся:

- создание и развитие подсистемы управления, обеспечивающей широкий доступ к информации об инновационных проектах;

- определение принципов финансирования научно-технической сферы и инноваций из регионального бюджета;

- обоснование структуры инновационно-инвестиционного регионального  комплекса;

- совершенствование контрактной системы выполнения инновационных разработок в деятельности комплекса;

- обоснование путей и методов привлечения внебюджетных источников для инвестирования инновационных проектов;

- развитие инфраструктуры инновационно-инвестиционного комплекса региона;

- определение путей использования научно-технического и инновационного потенциала региона в развитии инновационно-инвестиционного комплекса;

- обоснование целесообразности создания и развития наукоградов, технополисов, а также других форм территориальной концентрации научно-технического и инновационного потенциала;

- разработка эффективных методов и инструментов совместного финансирования этой сферы из федерального и регионального бюджетов;

- обеспечение взаимовыгодной кооперации организаций и предприятий инновационно-инвестиционного комплекса региона;

- вовлечение предприятий и организаций комплекса  в международное научно-техническое содружество;

- повышение уровня конкурентоспособности регионального научно-технического потенциала, постепенный выход инновационной продукции региона на мировой рынок;

- совершенствование системы подготовки менеджеров в области коммерциализации инновационных проектов в научно-технической сфере и в отраслях промышленности.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о программе структурных преобразований экономики региона, направленной на повышение инновационной активности.  Речь идет как о решении задачи  развития приоритетных отраслей, так и о дифференциации подходов к поддержке инновационной деятельности, неизбежной в рамках существенного ограничения ресурсов, которые могут быть выделены на цели структурной перестройки.

 Механизм поддержки достижения новых технологических рубежей предприятий и организаций региона должен учитывать специфику их деятельности, связанную с доступом к инвестиционным ресурсам. Можно выделить несколько групп предприятий с точки зрения селективности подхода при выборе методов государственной поддержки.

Первая – предприятия ресурсодобывающей промышленности, проводящие активную экспортную политику. Учитывая экспортную ориентацию российской экономики можно говорить о политике государственной поддержки по отношению к таким предприятиям, в основе которой положен принцип самостоятельного развития этих отраслей на основе самофинансирования и естественной диверсификации в виде вложений  в смежные перерабатывающие производства и мощности.

Вторая группа – предприятия, обладающие значительным научно-техническим потенциалом и способные в относительно короткие сроки создать конкурентоспособную продукцию. Учитывая ограниченность имеющихся ресурсов, наиболее эффективным будет  прямое финансирование приоритетных инновационных проектов, реализуемых на этих предприятиях.

Третья группа – предприятия и отрасли, которые характеризуются значительным технологическим отставанием и неспособностью в достаточно короткие сроки занять рыночную нишу и удержаться в ней. Приоритеты поддержки – достижение приемлемых стандартов качества, снижение уровня издержек. При создании благоприятных условий для инвестирования, появляется реальная возможность разрабатывать и внедрять новые технологии и использовать передовой опыт управления.

Отдельную группу образуют предприятия агропромышленного комплекса региона. Для динамичного развития отрасли необходимо решение целого ряда проблем, связанных и с земельными отношениями, и с социальной политикой на селе, и с бюджетно-кредитной и ценовой политикой, и с энергообеспечением, и с транспортной инфраструктурой, и с состоянием перерабатывающих подотраслей комплекса. Поэтому приоритеты должны отдаваться тем инновационным проектам, которые решают проблемы в комплексе или охватывают значительную часть  взаимосвязанных производств. Анализ, проведенный в 4 главе настоящего исследования, показал, что инвестиционные проекты, реализуемые в республике, направлены на решение только части задач из этого перечня.

И, наконец, образовательные учреждения. Развитие инновационной активности неразрывно связано с подготовкой современных специалистов, способных разрабатывать и внедрять новшества. Но, учитывая состояние образовательной сферы в целом, трудно говорить о приоритетном развитии какого-либо  участка этой деятельности, даже если речь идет о таком важном направлении, как обеспечение инновационных процессов квалифицированными специалистами. Поэтому в данном случае выделение в качестве объектов поддержки только организаций, обеспечивающих инновационной воспроизводство, может производиться в исключительных случаях, а основное внимание должно быть сосредоточено на повышении общего уровня работы образовательных учреждений.

С учетом теоретического рассмотрения принципов и механизмов формирования региональной системы поддержки инновационной активности, а также выявления необходимых для этого этапов работы, автор данного исследования принял участи в практической деятельности органов государственного управления по активизации инновационной деятельности в Дагестане. Обоснование инновационных приоритетов позволило обеспечить оптимальное (в рамках имеющихся ограничений) использование бюджетных средств при формировании республиканской целевой «Программы развития промышленности Республики Дагестан на период до 2010 года». Кроме того, были апробированы меры, не связанные с финансированием   инновационных процессов, но которые позволили повысить степень координации научных организаций и предприятий промышленности.

Было подчеркнуто, что решение вопросов развития промышленности республики на системной основе программных мер, базирующихся на учете приоритета инновационной составляющей, предопределяется экономической, социальной и бюджетной целесообразностью государственной поддержки развития перерабатывающих отраслей. Это связано с тем, что именно эти отрасли, наравне с сельским хозяйством, являются практически единственными и наиболее перспективными сферами деятельности, которые могут способствовать решению стоящих перед республикой острых проблем по улучшению социального обеспечения населения и пополнения бюджетов различных уровней.

В связи с эти программой предусматривается льготное бюджетное кредитование наиболее перспективных предприятий и проектов в области машиностроения, химической и легкой промышленности. Промежуточным этапом реализации программы является создание базовых условий для развития и в последующем самостоятельного функционирования отраслей промышленности в сформировавшейся экономической среде.

Наряду с совершенствованием нормативно-правовой базы мероприятия программы предусматривают приоритетное финансирование мероприятий по приобретению и вводу в эксплуатацию нового оборудования и технологического переоснащения производства, проведения НИОКР и пополнения оборотного капитала предприятий.

В целом можно сказать, что система программных мероприятий по достижению целей и задач программы, строится на создании необходимых технологических, экономических и организационных условий для технического и технологического совершенствования производства, освоения выпуска и развития производства новых видов конкурентоспособной продукции и формирования современной логистической сети. В связи с этим предусатривается увеличение сроков предоставления промышленным предприятиям бюджетных кредитов на срок 3-4 года (с внесением соответствующих изменений в действующее законодательство).

Таким образом, в основе программных мероприятий лежат задачи создания благоприятных экономических условий, включающих в себя обеспечение доступности кредитных ресурсов на реализацию программных мероприятий за счет субсидирования части банковских процентных ставок из средств республиканского бюджета, а также создания условий для привлечения внебюджетных средств.

Предполагается, что реализация мероприятий программы позволит создать дополнительно 14,4 тыс. новых рабочих мест: 650 в электроэнергетике, 1,2 тыс. в топливной промышленности, 6,5 тыс. в машиностроении, 2,0 тыс. в химической и 4,0 тыс. в легкой промышленности.

При всей значимости отрасли  основные резервы роста занятости, по нашему мнению, лежат в других секторах экономики.

Прежде всего, речь идет о курортно-рекреационном комплексе, сельском хозяйстве и строительстве. И первый, и второй сектор требует значительно меньше времени на подготовку работников, не занятых управлением производственно-хозяйственной деятельностью. В то же время, как отмечалось выше, политическая ситуация на Северном Кавказе не позволяет надеяться на  рост потребительского спроса на услуги курортно-рекреационного комплекса. И с этой точки зрение его развитие зависит от деятельности правоохранительных структур. Иными словами, специфика региона заключается, в том числе, и в том, что во многом от «силовых» ведомств зависит,  какова будет динамика развития отрасли, способной задействовать большую часть   незанятого населения. И с точки зрения инновационной составляющей развития это тот случай, когда и форма, и содержание предпринимательской деятельности являются новшеством для республики, если за образец будут взяты лучшие образцы организации рекреационных услуг. Если пользоваться терминологией В.А. Колоколова, то можно сказать, что и простое, и сложное заимствование позволит существенно повысить инновационную составляющую развития республики, решая при этом задачу существенного роста занятости.

Таким образом, можно говорить о роли правоохранительных органов в инновационных процессах как о региональной специфике.

Что же касается развития сельского хозяйства как одного из резервов роста занятости, то в данном случае речь идет о том, что все переходные инновационные операции могут присутствовать и учитываться при планировании работ, которые следует произвести с целью создания и внедрения инноваций. Но, для того, чтобы выйти на новые, вне границ республики, рынки, необходимо кардинальное изменение технологической базы пищевой промышленности, в том числе оснащение тарных производств самым современным оборудованием и тарными материалами. Но инвестиции в такое оборудование вряд ли оправдаются, если органы республиканского управления не станут активными «дилерами» этой продукции на внутрироссийском и, тем более, на международном рынке. И именно с такой точки зрения следует, по нашему мнению, рассматривать инновационные аспекты совершенствования практики регионального управления.

Отдельного рассмотрения заслуживает ситуация в строительстве. Помимо того, что эта отрасль является самым непосредственным участником инновационно-инвестиционных процессов, ее техническое переоснащение позволит существенно увеличить занятость. Существующий спрос на индивидуальное жилищное строительство в республике не удовлетворен. С одной стороны, массовая безработица  влияет на платежеспособный спрос, с другой – соотношение «цена/качество» стройматериалов, зависящее от технологической базы и организации производства, не отвечает требованиям рынка и с большим платежеспособным спросом.

Поэтому инновации в эту отрасль позволяют разорвать порочный круг – низкая занятость – неплатежеспособность – низкая инновационная активность – хроническое недоинвестирование – низкая занятость.

Ниже рассмотрены мероприятий, разработанные и реализованные автором настоящего исследования, в области развития инновационной активности в строительной отрасли Республики Дагестан.

Так, программа создания и развития … создавалась в целях выявления и активизации научно-технических ресурсов, внедрения перспективных технологий и создания эффективного механизма научно-технических нововведений для структурной перестройки и перевооружения предприятия, внедрения организационных новшеств.

Стратегической целью этой программы была стабилизация и последующее развитие «….(соответствующее предприятие)»  за счет формирования и реализации эффективной  инновационной научно-технической политики на основе внедрения научно-технической и инвестиционно-производственной системы.

В ходе реализации программы были созданы новые или реанимированы практически бездействующие структуры, которые по статусу должны были обеспечивать инновационную активность предприятия. Так, был создан … (например, координационный научно-технический совет программы).  К разработке программы были подключены ведущие ВУЗы республики, а также специалисты республиканского Министерства … .

Следует отметить, что это позволило не только улучшить координацию  инновационной деятельности, но и коллегиально определить приоритетные для отрасли «локомотивные» технологии. Так, в качестве приоритетов инновационного развития отрасли были определены …., информационные технологии.

Таким образом, можно говорить о формировании на уровне отрасли определенной инновационной инфраструктуры, которая способна обобщать передовой опыт, анализировать  ход инновационных процессов и влиять на динамику развития инновационной активности.

Ряд проблем, связанных с развитием регионального инвестиционного процесса, требует решения на федеральном уровне

Так, активная инвестиционная направленность региональной финансово-бюджетной политики в Республике Дагестан тормозится отсутствием принятого на федеральном уровне закона «О бюджете развития». Его отсутствие делает невозможным включение в структуру республиканского бюджета соответствующего регионального бюджета развития, отличного по своему формированию от бюджета текущих расходов. Между тем его формирование в структуре бюджета станет предпосылкой для активизации инвестиционного процесса в Республике Дагестан, позволит создать условия для разработки и реализации областных целевых программ, послужит гарантом для осуществления предпринимательской инициативы.

Таким образом, есть основания говорить о том, что в республике существуют  элементы системы повышения инновационной активности. Однако системный подход, как видно из приведенных примеров, до конца реализован не был. С учетом этого диссертантом были подготовлены и представлены в региональную администрацию схема и алгоритм организация работ по формированию комплексной системы управления инновационной активностью.

Учитывая, что теоретические основы и механизмы функционирования такой системы достаточно подробно рассмотрены в настоящей работе, нет необходимости, по нашему мнению, приводить деталировку предложений, тем более что пока они еще не рассмотрены.

Более целесообразно остановиться на мерах по активизации процесса становления инфраструктуры инновационной деятельности.

Меры по активизации процесса становления инфраструктуры инновационной деятельности включает в себя целый ряд направлений:

- нормативно-организационное обеспечение инновационной деятельности, направленные на построение единых механизмов стимулирования процессов технологического перевооружения, регулирование экономических и юридических отношений между субъектами инновационной деятельности, в том числе и органами государственной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне;

- расширение косвенных методов стимулирования инновационной деятельности и внесение соответствующих изменений в налоговую систему,  в порядок определения ставки ссудного капитала, в систему государственного кредитования и страхования, в таможенные тарифы. К косвенным мерам регулирования относятся также технические и экологические стандарты, амортизационная политика, государственная система преференций и льгот.

Таким образом, основные рычаги стимулирования инновационной деятельности находятся в руках федерального центра. Однако определенные законотворческие возможности есть и у территориальных органов управления. Но, наряду с использованием достаточно скудного арсенала расширения методов стимулирования инновационной деятельности, не меньший эффект приносит активная позиция  территориальных органов управления. Ведь помимо лоббирования региональных приоритетов местные органы управления, в отличие от федерального центра, могут обобщить  и довести до сведения центра точку зрения тех, кто непосредственно координирует науку и производство, кто хозяйствует в столь непростой сфере, как инновационной предпринимательство.

Но для этого на уровне регионов должны быть осознаны как теоретические проблемы управления инновациями, так и изучен эмпирический опыт управления развитием нововведений, а во главу угла экономической стратегии развития территории должен быть заложен системный подход, основанный на приоритетности инновационной составляющей всей системы регионального управления.

 

 

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №02 (2008)