- Морские вести России

Анализ практики оценки устойчивости функционирования коммерческих банков Банком России

Транспортное дело России №01 (2008)

А.И. Cибиряков, доцент Российской Академии предпринимательства.

На сегодняшний день Банком России предлагается две методики оценки устойчивости банка. Первую методику1  Банк России использует в своей повседневной практике для осуществления надзорных функций. Данная методика устанавливает классификацию банков на 2 категории: «финансово-стабильные кредитные организации» и «проблемные кредитные организации». Внутри каждой группы выделено по 2 подгруппы в зависимости от ситуации и предлагаемых критериев. Для вынесения суждения об устойчивости кредитной организации Банк России анализирует2 :

• оборотные ведомости по счетам бухгалтерского учета;

• фактические значения обязательных нормативов;

• расчет резерва на возможные потери по ссудам;

• отчет об открытой валютной позиции;

• отчет о неудовлетворении требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и неисполнении обязанности уплаты обязательных платежей в связи с недостаточностью средств на корсчете;

• отчет о выполнении (невыполнении) обязательных резервных требований Банка России;

• другой отчетности, предоставляемой банками в Банк России.

Данные проверок о:

-              соблюдении норм законодательства Российской Федерации;

-              состоянии системы управления рисками;

-              соблюдении банком установленного порядка обязательного резервирования;

-              достоверности учета и отчетности;

-              общей степени открытости банка надзорному органу, а также доступности информации о его деятельности клиентам и иным заинтересованным лицам;

-              выполнении в предусмотренный срок предписаний Банка России;

-              деятельности филиалов.

Контроль устойчивости кредитных организаций со стороны Банка России заключается в проверке соблюдения установленных требований, при этом Банк России вправе отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случае, если кредитная организация не исполняла нормативных актов Банка России и если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»3 , в частности к таким мерам относится предписание об устранении нарушений. Важно отметить, что главными целями Банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы России и  защита интересов вкладчиков и кредиторов4 .

Таким образом, с одной стороны, система оценки устойчивости, предложенная Банком России, является самой жесткой из существующих на сегодня, так, например, за нарушение одного норматива в конечном счете можно потерять лицензию, с другой стороны, несмотря на свою жесткость, как было разобрано выше, система не справляется с возложенными на нее функциями, а именно не в состоянии спрогнозировать в большинстве случаев грядущее банкротство кредитной организации, в частности данная методика не смогла выявить отрицательную величину собственных средств (капитала) у «Внешагробанка», «Финансторгбанка», «Меритбанка», «Банка сбережений и развития»5 .

В сложившейся ситуации Банк России предпринял попытку углубления анализа финансового состояния кредитных организаций и ввел в практику такое понятие, как ненадлежащие (завышенные по стоимости) активы. В соответствии с трактовкой Банка России ненадлежащими активами является имущество, предоставленное инвестору самой кредитной организацией (прямо либо через третьих лиц), а также имущество, предоставленное другими лицами, в случае если кредитная организация приняла на себя риски потерь, возникшие с предоставлением данного имущества6 .

На данный момент нормативная база по выявлению завышенных по стоимости активов кредитных организаций находится лишь на начальном этапе создания, вместе с тем Государственной Думой был принят закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»7 . Главной особенностью данного закона является обязанность возмещения государством вкладов физических лиц в сумме до 100000 рублей в случае банкротства банка. Таким образом, фактически идет речь о возрождении процедуры кредитования банков, находящихся в кризисном состоянии.

В свете сложившейся ситуации Банк России разработал вторую методику8  оценки устойчивости, критериям которой должна удовлетворять кредитная организация для участия ее в системе страхования вкладов. Для вынесения суждения об устойчивости кредитной организации Банк России анализирует следующие группы показателей.

1. Группа показателей оценки капитала.

2. Группа показателей оценки активов.

3. Группа показателей оценки качества управления банком.

4. Группа показателей оценки доходности.

5. Группа показателей оценки ликвидности.

Рассмотрим подробнее каждую группу показателей.

1. Группа показателей оценки капитала, в которую входят:

• норматив достаточности капитала Н1;

• показатель общей достаточности капитала, который определяется как процентное отношение собственных средств (капитала) к активам банка, в объем которых не включены активы, имеющие нулевой коэффициент риска;

• показатель оценки качества капитала, который определяется как процентное отношение дополнительного капитала к основному капиталу.

Основной особенностью данной группы показателей является способ определения собственных средств (капитала) банка, который является таким же, как и в случае определения финансового состояния кредитной организации Банком России в повседневной практике осуществления надзорных функций.

2. Группа показателей оценки активов, в которую входят:

• показатель качества ссуд, которые представляет собой удельный вес безнадежных ссуд в общем объеме ссуд;

• показатель качества активов, который определяется как процентное отношение непокрытых резервами активов, резервы под которые составляют не менее 20%, к собственным средствам;

• показатель доли просроченных ссуд, который представляет собой удельный вес просроченных ссуд в общем объеме ссуд;

• показатель размера резервов на потери по ссудам и иным активам, который определяется как процентное отношение фактически сформированного резерва на возможные потери (за исключением резервов, включаемых в расчет капитала) к общему объему ссуд;

• показатели степени концентрации рисков, которые состоят из показателя концентрации крупных кредитных рисков, показателя концентрации кредитных рисков на акционеров, показателя кредитных рисков на инсайдеров.

3. Группа показателей оценки качества управления банком, его операциями и рисками, которая включает показатели прозрачности структуры собственности, организации системы управления рисками и службы внутреннего контроля. Разберем каждую из трех подгрупп подробнее. Показатель прозрачности структуры собственности определяется на основе:

• показателя достаточности объема раскрываемой информации о структуре собственности банка в соответствии с федеральными законами и нормативными актами Банка России;

• показателя доступности информации о лицах, оказывающих существенное влияние (прямо или косвенно) на решения, принимаемые органами управления банка;

• показателя значительности влияния на управление банком резидентов оффшорных зон.

Показатель организации системы управления рисками определяется на основе следующих факторов:

• наличия в банке подразделения, ответственного за оценку уровня принимаемых рисков, не зависимых от структурных единиц, заключающих сделки;

• наличия отчетности, используемой органами управления банка для принятия управленческих решений и обеспечивающей на постоянной основе информацию о текущем состоянии банка и принятых рисках;

• наличия утвержденных в банке внутренних документов по управлению и оценке рисков (кредитного, рыночного, валютного, риска потери ликвидности, операционного);

• факта выполнения утвержденных внутренних документов;

• факта осуществления банком постоянной оценки основных видов риска;

• факта соблюдения внутрибанковских документов по оценке рисков;

• факта осуществления на постоянной основе контроля за величиной валютной позиции;

• факта соблюдения банком открытой валютной позиции;

• анализа возможности действующей системы управления рисками ограничивать риски уровнем удовлетворительной оценки групп показателей финансовой устойчивости, достаточной для участия банка в системе страхования вкладов.

Несмотря на корректность поставленной цели, а именно, что устойчивость коммерческого банка должна определяться через анализ существующих рисков, подход Банка России имеет существенный недостаток, а именно акцент делается на анализе наличия в банке нормативной базы и внутрибанковской отчетности по учету рисков, а также проверяется факт соблюдения установленных нормативов Банка России. Другими словами, анализ процесса управления банковскими рисками сводится к рассмотрению отчетных документов и внутрибанковских инструкций, что превращает новую систему в ранее действующую систему контроля отчетности.

Следует рассматривать не документы о том, как происходит оценка рисков, и не отчеты о рисках, необходимо анализировать сами сделки на возможность занижения стоимости активов. Показатель организации службы внутреннего контроля определяется на основе следующих факторов:

• функционирования в банке службы внутреннего контроля;

• наличия в банке внутренних документов, регламентирующих правила внутреннего контроля, соответствующие требованиям законодательства;

• соблюдения внутренних документов, регламентирующих правила внутреннего контроля;

• функционирования в банке подразделения по противодействию легализации незаконных доходов, полученных преступным путем;

• наличия в банке утвержденных руководителем и согласованных с территориальным подразделением Банка России правил по противодействию легализации незаконных доходов, полученных преступным путем;

• соблюдения действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации незаконных доходов, полученных преступным путем;

• проведения на постоянной основе в рамках системы внутреннего контроля мероприятий по мониторингу уровня принятых рисков;

• наличия в банке утвержденных правил действий при выявлении службой внутреннего контроля нарушений процедур принятия решений и оценки рисков, предусмотренных утвержденными документами;

• соблюдения правил действий службы внутреннего контроля  при выявлении нарушений процедур принятия решений и оценки рисков;

• выявления службой внутреннего контроля серьезных недостатков и нарушений в деятельности банка, которые позже устанавливаются в ходе проверок, проводимых Банком России.

Данный показатель в основном направлен на анализ операционного риска банка, т.е., риска убытков, возникающих в результате неадекватности или сбоя внутренних процессов либо внешних событий. Как показывает мировая практика, неадекватный учет данного вида риска может повлечь полное обнуление капитала даже у крупных мировых банков. Яркими примерами может служить ситуация с английским банком Barings и с итальянским Banca Nazionale del Lavoro, которые в результате невнимания к проблеме операционного риска понесли колоссальные убытки, превосходящие размер основного и резервного капитала9 .

Подход Банка России на настоящий момент в области регулирования операционного риска недостаточно комплексный, так как не предлагается его лимитирование через включение его в расчет достаточности собственных средств (капитала) банка или создание резервов по нему. Вместе с тем мировая практика, в частности Базельское соглашение по капиталу10  в статье 649, указывает на необходимость создания резервов по операционному риску. Таким образом, одной из причин неожиданных банкротств кредитных организаций можно считать несовершенную систему учета операционного риска банка.

4. Группа показателей оценки доходности, которая включает в себя:

• показатель рентабельности активов, который определяется как процентное отношение финансового результата к средней величине активов;

• показатель рентабельности капитала, который определяется как процентное отношение финансового результата к средней величине капитала;

• показатель структуры доходов, который определяется как процентное отношение чистых доходов от разовых операций к финансовому результату;

• показатель структуры расходов, который определяется как процентное отношение административно-управленческих расходов к чистым операционным доходам;

• показатель чистой процентной маржи, который определяется как процентное отношение чистого процентного дохода к средней величине активов;

• показатель чистого спреда от кредитных операций, который определяется как разница между отношениями процентных доходов по ссуде и процентов уплаченных и аналогичных расходов к средней величине обязательств;

5. Группа показателей оценки ликвидности, которая включает в себя:

• показатель соотношения высоколиквидных активов и привлеченных средств;

• показатель структуры привлеченных средств, который определяется как процентное отношение обязательств до востребования и привлеченных средств;

• показатель зависимости от межбанковского рынка, который определяется как процентное отношение разницы привлеченных и размещенных межбанковских кредитов и привлеченных средств;

• показатель риска собственных вексельных обязательств, который определяется как процентное отношение суммы выпущенных банком векселей и банковских акцептов к собственным средствам.

• показатель небанковских ссуд, который определяется как процентное отношение ссуд, предоставленных клиентам, и остатков средств на счетах клиентов;

• показатель обязательных резервов, характеризующий отсутствие у банка фактов неуплаченного недовзноса в обязательные резервы;

• показатель риска крупных кредиторов и вкладчиков, который определяется процентным отношением суммы обязательств банка, доля которых в совокупной величине всех обязательства составляет более 10%, к ликвидным активам;

• показатели мгновенной ликвидности, текущей ликвидности, норматив общей ликвидности, которые определяются в порядке,  аналогичном расчету нормативов Банка России.

По рассмотренной методике анализа устойчивости банк признается удовлетворяющим требованиям участия в системе страхования вкладов, если все группы показателей имеют удовлетворительное значение. Как видно из проделанного анализа, на данный момент системы оценки устойчивости Банка России являются наиболее глубоко проработанными из существующих в России, вместе с тем очевидно, что предложенные подходы имеют ряд очевидных недостатков.

Во-первых, основной акцент делается на огромное количество экономических показателей, а проблема использования завышенных по стоимости активов (по терминологии Банка России – ненадлежащих активов)  разбирается на крайне поверхностном уровне.

Во-вторых, при анализе банковских рисков Банк России уделяет крайне малое внимание операционному риску, сводя его рассмотрение к анализу внутрибанковских положений и внутрибанковской отчетности, данный подход является не совсем комплексным.

Для решения существующих недостатков в системе контроля управления банковскими рисками, во-первых, необходимо разработать систему обнаружения фактов завышения стоимости активов, которую использовать как на внутрибанковском уровне в случае сокрытия операционного риска сотрудниками банка, так и на уровне Банка России в случае завышения стоимости активов на уровне руководства банка; во-вторых, в части операционного риска, вызванного сбоем оборудования или непреднамеренными действиями персонала, необходимо предложить систему резервирования.


Вернуться к разделу Транспортное дело России №01 (2008)