- Морские вести России

Инвестиционный процесс: отраслевые характеристики

Транспортное дело России №01 (2008)

М.В. Лопатин, соискатель ГАСИС

 

Важнейшей характеристикой инвестиционных процессов в России, является структура инвестиций в основной капитал и её динамика. Именно отраслевые сдвиги в инвестиционных потоках закладывают темпы и пропорции дальнейшего экономического развития.

В постсоветский период кризис охватил всю инвестиционную сферу. Однако его глубина в отдельных отраслях и секторах экономики была разной. В результате изменилось соотношение инвестиционного спроса по группам отраслей, производящих товары, и производящих услуги.

Большинство отраслей, производящих услуги, кризисные явления затронули намного слабее, чем в сферу материального производства. В то время как в начале 90-х годов практически перед всеми отраслями производственной сферы остро встала проблема реструктуризации и модернизации неэффективного производственного аппарата и его приспособления к новым требованиям, перед отраслями, оказывающими услуги, стояли задачи иного свойства. Здесь, прежде всего, речь шла о создании новых направлений деятельности, связанных с оказанием широкого спектра рыночных услуг. Низкая капиталоёмкость этого сектора, невысокий, особенно на первых этапах реформ, уровень конкуренции, наличие широкого спроса на услуги способствовали тому, что отраслевая структура инвестиций в основной капитал изменилась в его пользу. Например, более чем в два раза вырос удельный вес таких инфраструктурных отраслей, как транспорт и связь. Если бы в России в 90-е годы не произошло обвала общёго объема инвестиций, то можно было бы считать, что их структура даже улучшилась, так как она трансформировалась в соответствии с тенденциями, свойственными наиболее экономически развитым странам.

Можно выделить три основных фактора, которые способствовали росту отраслей, производящих услуги, в структуре инвестиций в основной капитал:

1. Быстрое, сопряжённое с направлением части финансовых ресурсов страны на формирование материальной базы, развитие предприятий, которые стали специализироваться на оказании рыночных услуг - финансовых, банковских, страховых, аудите, маркетинге, консалтинге и т.д.

2. Приватизация объектов торговли и бытовых услуг, образование новых частных структур в этих отраслях, а также развитие частного сектора на транспорте и в связи.

3. Отсутствие в отраслях, производящих услуги, значительных рисков, что обусловлено небольшой капиталоёмкостью и масштабами производства, короткими сроками реализации и окупаемости инвестиционных проектов.

Несмотря на общую достаточно устойчивую тенденцию к росту (13,6 процента за 1990-2005 гг. и 14 % по прогнозу только за 2008 г.),1  отраслевая динамика инвестиционных процессов внутри сектора, производящего услуги, неоднородна. Если инвестиции в развитие транспорта, связи и торговли росли как абсолютно, так и относительно, то в других отраслях (здравоохранение, образование, наука, культура, финансы, кредит и управление, ЖКХ) наблюдались существенные колебания годовых объемов капиталовложений. Определенную корректировку в распределение инвестиционных потоков между отраслями материального производства и отраслями, производящими услуги, внёс и финансовый кризис 1998 г., обусловивший снижение инвестиционной активности в сфере услуг и ЖКХ.

В научной литературе, посвященной анализу инвестиционных процессов в отраслевом разрезе, обычно отмечается то обстоятельство, что в динамике инвестиций в отраслях, производящих услуги, проявляется специфическая черта российской экономики постсоветского периода, а именно высокая контрастность в общей картине происходящих процессов и явная структурная неравномерность трансформационных преобразований. В одних отраслях инвестиционный механизм претерпел коренную модификацию и дал позитивные результаты, в других отраслях сохраняются традиционные подходы, которые не отвечают требованиям нового времени. При этом в рамках каждого направления сферы услуг наряду с успешными предприятиям действуют производители, не способные должным образом решать инвестиционные проблемы. На этом общем сложном и противоречивом фоне выделяются три сегмента, отличающиеся по общим условиям и механизмам инвестирования в основной капитал.

Первый - некапиталоемкие отрасли, оказывающие услуги с высокой долей частного капитала: торговля и общественное питание, услуги делового и бытового характера, услуги в области финансов, кредита и страхования. В этих отраслях инвестиционная активность генерируется преимущественно вновь образованными компаниями. Доля государства в инвестициях является незначительной: в структуре инвестиций она составляет около 10%. Иностранный капитал достаточно широко представлен в торговле, общественном питании и информационном обслуживании. В этих отраслях, иностранное участие в инвестициях составляет более 40%. В целом же инвестиционный механизм в этих отраслях в значительной мере отвечает современным требованиям и не нуждается в серьезных корректировках.

Второй - капиталоемкие инфраструктурные отрасли. Рынок услуг, который формируют эти отрасли, во многом носит характер естественной монополии. Инвестиционные процессы протекают в этом секторе достаточно активно. Для инвестиционной активности в сфере транспорта определенным стимулом является развитие сырьевых отраслей. Инвестирование в развитие транспорта осуществляется при активном участии государства, доля которого составляет около 40% всех инвестиций в отрасль, но постепенно сокращается. Инвестиции в развитие связи осуществляются преимущественно частным сектором при активном участии иностранного капитала. В целом для всех инфраструктурных отраслей характерны серьезные контрасты в уровне инвестиционной обеспеченности и, следовательно, технической оснащенности. Часть отраслей, прежде всего трубопроводный транспорт, телекоммуникации и мобильная связь, в меньшей степени железнодорожный транспорт, получают инвестиции в удовлетворительном объёме и их техническое состояние отвечает современным требованиям. В других отраслях - автодорожное хозяйство, речной и морской пассажирский транспорт, наземная инфраструктура воздушного транспорта, традиционная телефонная и почтовая связь - существует острая нехватка инвестиционных ресурсов. Таким образом, инвестиционные процессы в инфраструктурных отраслях развиваются в рамках серьезных структурных диспропорций, и, следовательно, механизм инвестирования в данные отрасли нуждается в определенных преобразованиях, иначе консервация отсталости отдельных отраслей инфраструктуры будет тормозить модернизацию всей экономики.

Третий - сфера социальных услуг, которая включает образование, культуру, здравоохранение. Ситуацию с инвестициями в этих отраслях можно оценить как критическую. Данные отрасли функционируют преимущественно за счет средств государственного и муниципального бюджетов, на которые приходится порядка 55-75% всех инвестиций. Частный капитал присутствует в них в незначительном объёме и не может существенным образом повлиять на ситуацию. Отрасли данной сферы испытывают острую нехватку инвестиций, которая ведет к деградации их материально-технической базы. Между тем сохранение подобной ситуации крайне опасно, поскольку она подрывает глубинные факторы развития человеческого потенциала,  являющегося не только целью, но и предпосылкой экономического роста. Ситуация с инвестициями в социальную сферу в России значительно отличается от практики ведущих стран, где в последние 15-20 лет наблюдается изменение и наращивание материальной базы, связанное с активным внедрением информационно-коммуникационных технологий. Это сопровождается ростом инвестиций в социальную сферу. Так, в 2007 г.  удельный вес здравоохранения в общем объёме инвестиций США составил 5,8%, что превысило в два раза показатель инвестиций в строительство. Для сравнения, в России доля инвестиций в здравоохранение составила 2,8%,  а строительство - 3,8%.

Это показывает, что в качестве основных инвестиционных проблем в отраслях, производящих услуги, можно выделить следующие:

-  неравномерность инвестирования по отдельным инфраструктурным направлениям, которая консервирует технологическое отставание ряда отраслей транспорта и связи, модернизация которых необходима для преодоления технологической отсталости и развития экономики в целом;

-  недоинвестирование социальных отраслей, которые связаны с сохранением и развитием человеческого потенциала. Этот аспект представляется наиболее важным, поскольку, нерешенность кадровых вопросов начинает сдерживать инвестиционные процессы в ряде отраслей промышленности, развитие которых, которые потенциально могло бы сыграть важнейшую роль в модернизации национальной экономики (прежде всего к таким отраслям относится лесопромышленный комплекс и машиностроение).

Решение инвестиционных проблем отраслей, производящих услуги, во многом зависит от масштабов государственного финансирования по отдельным направлениям инфраструктурных и социальных услуг. Инвестиции в инфраструктуру и социальную сферу - это всегда инвестиции в будущее и с этой точки зрения их социально-экономическая эффективность во многом является бесспорной. Особенность отраслей, оказывающих услуги, заключается также в том, что они в меньшей степени должны подтверждать свою эффективность в конкурентной борьбе, а тем более в конкурентной борьбе на глобальных рынках. Этому способствует как тип услуг, которые они оказывают, например образовательные и медицинские, так и то обстоятельство, что тот тип рыночной структуры, который они создают, приближается к естественной монополии.

Совершенно другая ситуация характерна для отраслей, производящих товары. Инвестиционные проблемы этих отраслей, и, прежде всего, промышленности намного сложнее, поскольку данные отрасли подвержены конкуренции, в том числе на глобальных рынках, и целесообразность инвестиций в них должна быть подтверждена ростом конкурентоспособности.

Инвестиционные проблемы промышленности принято связывать с тем, что экономический рост в ней генерируют преимущественно ориентированные на экспорт сырьевые отрасли. В известной мере это справедливо и подтверждается статистическими данными. Вместе с тем нельзя не учитывать, во-первых, то, что инвестиции в топливную промышленность, при общем их росте, демонстрируют достаточно неравномерную тенденцию, а в ряде других отраслей промышленности (например, в легкой, стекольно-фаянсовой, полиграфической) в настоящее время наблюдаются сопоставимые темпы роста. Во-вторых, то, что сырьевая составляющая экономического и инвестиционного роста, на наш взгляд, сама по себе по отношению к качеству роста нейтральна. Если рост сырьевых отраслей сопровождается ростом глубокой переработки добываемых ресурсов, ведёт к повышению технологичности базовых отраслей, развитию инновационного сектора, а также производственной и социальной инфраструктуры, то тогда его можно квалифицировать как обеспечивающий качественные изменения в экономике и содействующий её реструктуризации. Иными словами, если рост сырьевого сектора мультиплицирует рост в других отраслях, то это можно рассматривать как значимый фактор модернизации и реструктуризации экономики.

Определенная возможность перехода к такому типу сырьевого экономического роста сложилась в России в результате роста мирового спроса на топливные ресурсы. Повышение уровня добычи минерального сырья требовало инвестиций в отраслях ТЭК, и, прежде всего, в экспортных - нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и газовой промышленности, а также создавало условия для развития смежных отраслей - машиностроение, металлургия высоких переделов, химическая промышленность, развитие трубопроводного транспорта.

Инвестиции в экспортные отрасли ТЭКа, безусловно, оказали определенное мультипликативное воздействие на смежные отрасли и, прежде всего, машиностроение, темпы роста которого превышали темпы роста в промышленности и должны возрасти согласно «Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.)» и «Энергетической стратегии России до 2020 года» путем стимулирования инвестиций. Высокие темпы роста на транспорте также частично были обеспечены за счет строительства сети трубопроводов. Однако в целом потенциал развития топливной промышленности и смежных с ней отраслей, обусловленный благоприятной мировой конъюнктурой, был реализован далеко не полностью.

Между тем, сырьевой рост не привел к кардинальному изменению материальной базы экспортных отраслей самого ТЭКа. Это проявляется в том, что степень износа основных фондов в топливной промышленности продолжает сохраняться на уровне более 50%. Кроме того, значительная часть оборудования для нефтегазового комплекса закупается по импорту. Доля выпуска оборудования для ТЭК на российских предприятиях за последние 10 лет сократилась до 30% от ранее производимого.2 

Анализ показывает определенный позитивный сдвиг в состоянии основных фондов топливной отрасли, прежде всего это касается омоложения основных фондов, рост, хотя и прерывистый в нефтепереработке. Однако в целом эксперты оценивают рост в нефтегазовой отрасли как носящий восстановительный характер, т.к. он базируется на активах, созданных в советский период. В настоящее время объемы нефтедобычи на 20% ниже тех, которые были достигнуты в СССР в конце 80-х годов прошлого века. Качество роста в нефтегазовой отрасли снижается также в результате того, что в целом инвестиционный процессы в ней идут недостаточно скоординировано, что сокращает уровень эффективности использования инвестиционных ресурсов.

Помимо необходимости омоложения основных фондов, основными проблемами нефтегазовой отрасли, которые необходимо решить с помощью корректировки инвестиционного механизма, являются восполнение ресурсной базы и повышение эффективности природопользования, а также приведение возможностей трубопроводной инфраструктуры в соответствии с потребностями массовых поставок за рубеж.

Ресурсная база нефтегазовой отрасли истощена из-за того, что в 90-х годах объём геологоразведочных работ резко сократился. И хотя во второй половине 90-х и в 2002-2003 гг. наблюдалась позитивная динамика воспроизводства запасов углеводородов, в настоящее время прирост их запасов ниже, чем прирост добычи. При этом объём геологоразведки на нефть составляет примерно 20-25% от уровня 1990 г.

Проблема транспортировки углеводородов в последние годы резко обострилась из-за недостаточной мощности магистральных трубопроводов. Около 20% экспортируемой нефти российские нефтяные компании поставляют альтернативными маршрутами, т.е. железной дорогой и морским транспортом.

Ранее предполагалось, что обновление материальной базы отрасли и решение её структурных проблем произойдет в рамках крупных нефтегазовых компаний, которые сумеют сформировать оптимальную производственную структуру и накопят значительные финансовые ресурсы для инвестирования в разработку новых месторождений и развитие инфраструктуры. Однако пока нефтегазовые компании так и не сумели приступить к подобной деятельности, что во многом спровоцировало замедление темпов прироста добычи нефти в 2004 году.

Одной из причин того, что пока так и не началась реструктуризация нефтяной отрасли, являются действия государства, которое запретило частным нефтяным компаниям строить собственные магистральные трубопроводы. Кроме того, возросла налоговая нагрузка на отрасль (в настоящее время нефтяные компании должны перечислять государству 89% дополнительных доходов от экспорта  при превышении цены 25 долларов за баррель). Таким образом, благоприятная сырьевая конъюнктура пока так и не привела к инвестициям в модернизацию и реструктуризацию нефтяной отрасли.

В газовой отрасли, которая в настоящее время преимущественно контролируется государственной компанией «Газпром» наблюдаются аналогичные проблемы. В последние годы «Газпром» почти не увеличивал добычу из-за проблем с воспроизводством ресурсной базы. Для того, чтобы переломить ситуацию с её сужением «Газпрому»  необходимо приступить к освоению газовых месторождений либо на полуострове Ямал, либо в Восточной Сибири. Оценочная стоимость инвестиций в освоение Ямала – 70 млрд. долларов. Для сравнения, в 2004 г. в газовую отрасль было инвестировано 4,3 млрд. долларов. Таким образом, поддержание ресурсной базы газовой отрасли требует значительных инвестиций в геологоразведку и освоение месторождений.

Для того чтобы нефтегазовая отрасль самостоятельно реструктурировалась, обновила свои мощности и при этом мультиплицировала развитие смежных отраслей инвестиционный механизм должен быть откорректирован в соответствии с данными задачами, в противном случае её экономический рост станет со временем невозможен.

Отдельного рассмотрения заслуживают особенности инвестиционных процессов в электроэнергетике. Ситуация с инвестированием в этой отрасли выглядят достаточно противоречивой. Сама по себе электроэнергетика обладает значительным инвестиционным и мультипликативным потенциалом: её основные фонды изношены, а спрос на электроэнергию, особенно в европейской части страны стремительно растёт. Если в 2004 г. на долю электроэнергетики приходилось около 5% всех инвестиций в экономику, около 14% всех инвестиций в промышленность и более 25% от всех инвестиций в топливно-энергетический комплекс России, то в 2008-2009 гг. объем инвестиций в электроэнергетику увеличится в 3 раза по сравнению с тремя предыдущими годами. Однако, это планируется достигнуть за счет индексирования предельного уровня тарифов на электроэнергию, который будет индексироваться выше роста инфляции, что позволит стимулировать привлечение частных инвестиций в эту сферу.3 

В то же время эффективность инвестиций в энергетике вызывает сомнения. В определенном смысле данную отрасль скорее можно рассматривать как пример неэффективного расходования инвестиционных ресурсов. В пользу этого тезиса говорит сопоставление темпов роста производства и инвестиций в основной капитал, а также тот факт, что при высоких темпах инвестиций уровень износа основных фондов остаётся практически неизменным.

Относительно благополучными на общем фоне выглядят те отрасли, которые ориентированы на конечного потребителя, прежде всего, отдельные подотрасли промышленности строительных материалов. Их продукция пользуется спросом. В отрасли поступают как внутренние, так и иностранные инвестиции. Однако некоторые исследователи обращают внимание на тот факт, что импортозамещение, которое осуществляется в данной отрасли, носит несуверенный характер, т.е. инвестиционные процессы начинают в большей степени инициироваться иностранным капиталом.4  Анализ наиболее крупных инвестиционных проектов в промышленной сфере, показывает, что только треть из них приходится на российский капитал. При этом объектами вложения выступают небольшие производства импортозамещающего плана. Оборудование, которое ввозится при этом в страну не относится к категории высокотехнологичного. Подобные инвестиции были бы вполне по плечу российскому бизнесу. Однако российский бизнес не только не инвестирует в данные отрасли, но наоборот, многие владельцы отечественных компаний, специализировавшихся на производстве товаров широкого потребительского спроса, стали продавать свой уже достаточно отлаженный бизнес иностранцам. Опасность от подобного иностранного инвестирования заключается в том, что, во-первых, происходит монополизация иностранным капиталом внутреннего рынка, которая может способствовать утрате суверенной финансовой системы, а во-вторых, консервируется сырьевой уклад экономики России.

Подводя итоги, можно сделать следующее заключение. Российская экономика и промышленность испытывают значительную потребность в инвестиционных ресурсах. Это обусловлено наличием огромных запасов сырья, слабым развитием отраслей, осуществляющих его глубокий передел, недостаточным развитием производственной и социальной инфраструктуры, высокой степенью износа основных производственных фондов. Однако потребность в инвестициях остаётся неудовлетворённой. Инвестиционная сфера, несмотря на ряд позитивных сдвигов и определенную активизацию, всё ещё не преодолела системный кризис. Более того, усилилась его структурная составляющая. И это существенно замедляет создание условий для модернизации экономики и её переориентации с сырьевого на инновационный путь развития.


Вернуться к разделу Транспортное дело России №01 (2008)