- Морские вести России

Муниципальные отношения в современной отечественной обществоведческой литературе

Транспортное дело России №01 (2008)

Л.В.  Макущенко, доцент Сургутского Государственного Педагогического Университета, к.э.н

 

Значение муниципальных отношений в общественной системе страны трудно переоценить, поскольку, во-первых, именно на муниципальном уровне обеспечивается жизнедеятельность населения, создается жизненная среда на определенной территории, формируется и функционирует первичный территориальный уровень социально-экономических отношений. Во-вторых, на муниципальном уровне, прежде всего, мобилизуется и используется природно-ресурсный, производственный и социальный потенциал страны. В-третьих, муниципальный уровень различных территорий страны резко дифференцирован в силу ряда как природно-пространственных, так и социально-экономических причин, что вызывает необходимость поиска механизмов ослабления или преодоления различных сторон дифференциации в целях социально-экономического выравнивания возможностей развития территорий и выравнивания условий и уровня жизни населения. В-четвертых, на протяжении российской истории развитие муниципальных отношений недооценивалось. Финансирование муниципальной инфраструктуры, как производственной, так и социальной, осуществлялось по остаточному принципу, что привело к ее отставанию от других административно-хозяйственных уровней – регионального и центрального (федерального). В-пятых, процессы урбанизации, особенности становления и развития расселенческо-поселенческой сети оказывали и оказывают существенное влияние на муниципальное развитие, благоустройство поселений, особенности условий жизни населения. В-шестых, переход к рыночным отношениям требует новой стратегии муниципального развития, проведения муниципальной реформы, которая бы способствовала становлению муниципального уровня как базового звена социально-экономического развития страны, а муниципальных отношений как основы улучшения жизни населения.

На современном этапе российской экономики требуется анализ и обобщение как исторического, так и накопленного за годы рыночных реформ опыта различных сторон муниципального развития, которые должны послужить поиску путей более эффективного функционирования муниципальных отношений, являющихся важнейшей социально-экономической основой государства.

Основные направления муниципального развития включают совершенствование расселенческо-поселенческой сети, благоустройство поселений, решение важнейших проблем условий, уровня и образа жизни населения, в частности, малых городов, которые, с одной стороны, наиболее адекватны формированию муниципального уровня, а, с другой стороны, способствуют организации территории и жизни не только своего населения, но и населения окружающей сельской сферы, формированию мини агломераций, решению в них социально-экономических проблем.

На муниципальном уровне осуществляется повседневная жизнь конкретных людей с их особенностями, вызванными как общественно-политическими, социально-экономическими, так и социально-личностными причинами отдельных групп населения. Это также придает особую значимость муниципальным отношениям, поскольку именно на муниципальном уровне возможно социально-экономическое решение проблем отдельного человека и его семьи, организация и реализация помощи и поддержки социальных слоев, особых категорий и групп, различных сообществ.

В отечественной литературе муниципальному уровню и специфике социально-экономических отношений, развивающихся на этом уровне, посвящено значительное число работ. Прежде всего, это исторические работы, исследующие различные проблемы развития российского земства,1  и работы, описывающие особенности отдельных местностей, их природно-ресурсный потенциал и подходы к его использованию на основе районирования и изучения отдельных территорий 2 . Затем имеется большое число работ, исследующих становление местного самоуправления как формы организации власти на муниципальном уровне. Эти работы рассматривают муниципальные проблемы, в частности, в настоящее время, в связи с принятием и сопоставлением концепций двух федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 1995 г. и от 2003 г. Особенность современной ситуации состоит в том, что эти законы концептуально разошлись в понимании организации местного самоуправления и, соответственно, в определении характера отношений и полномочий муниципального уровня и его внутренней структуры, между тем, как местное самоуправление уже получило определенное развитие и накопило опыт функционирования в течение почти 10 лет. В литературе, к сожалению, практически не велось дискуссий по этому поводу, хотя и наблюдались высказывания, стремящиеся повлиять на выбор варианта муниципального развития. Однако, после введения в действие нового закона после 1 января 2006 г. подобные дискуссии стали практически бесполезны, хотя в полном объеме закон вступает в силу с 2009 г. 3 .

В целом, правовой аспект представлен в литературе по проблемам муниципального развития наиболее полно и это неудивительно, поскольку постоянно идет работа над совершенствованием законодательства по муниципальным проблемам, межбюджетным отношениям и местному самоуправлению. В последние время появляется литература, посвященная разработке схем территориального планирования, базирующихся на муниципальном уровне 4 .

Значительное место в современной литературе, посвященной муниципальным проблемам, уделено социологическим исследованиям предпочтений населения, его отношения к местной власти и различным аспектам решения местных проблем. Дело в том, что часто неудачи в муниципальном развитии связываются с неготовностью и нежеланием населения включиться в их решение. Ответы на вопросы о том, так это или нет, как раз и дают социологические исследования 5 .

 Наибольшее число экономических работ, исследующих муниципальный процесс, рассматривает в основном управленческие аспекты муниципальных отношений 6 , что связано с постоянным поиском наиболее оптимальных форм управления структурами муниципального уровня, в задачи которых входит не только решение местных задач, но и выполнение государственных полномочий, спускаемых местным органам управления. Управленческие аспекты постоянно актуальны еще и потому, что постоянно меняется характер несовершенных межбюджетных отношений, требующих рационализации управления финансовыми процессами.

Проблемам методологического, политико-экономического характера – содержанию муниципальных отношений, их месту и роли в общественной системе, противоречивости их становления, вариантам проведения муниципальной реформы и т.п. в современной обществоведческой литературе уделено значительно меньше внимания 7 .

Специфика анализа состояния и перспектив муниципальных отношений обусловлена также тем, какую роль играют они для развития поселений определенных типов. Если исходить из общепринятого деления поселений на крупные города, включая столицы, малые города и поселки городского типа, а также различные типы сельских поселений, то, на наш взгляд, муниципальные отношения в малых городах и сельских поселениях играют значительно более важную роль, чем в крупных и крупнейших городах. Хотя такая постановка отнюдь не умаляет роли муниципального развития и введения самоуправленческих начал в средних, крупных городах и столицах.

Действительно, в относительно крупном городе такие важные проблемы как развитие всех видов инфраструктуры и благоустройства решается в значительной степени централизовано, часто не в границах одного муниципалитета, а в масштабах более крупных территориальных образований, городских округов, например, или в масштабе целого города (такие как транспортная инфраструктура, теплоснабжение и т.п.). В крупном городе лучше развиты все виды социальной инфраструктуры, более благоустроенное жилищное хозяйство и т.д.

В малом городе с его специфической застройкой и в сельском поселении фактически все системы жизнеобеспечения населения во многом формируются на муниципальном уровне и его состояние, по существу, определяет все формы жизни населения. В то же время с точки зрения организации муниципальных отношений, социальных (а не экономических) возможностей развития местного самоуправления малые города и сельские поселения имеют больше преимуществ. Достаточно упомянуть то, что сельское и малогородское сообщество теснее связаны общими интересами по развитию инфраструктуры, благоустройству, соседским отношениям, интеграционными процессами в производственной и инфраструктурной сферах и т.п. Нельзя забывать и о тесной взаимосвязи малых городов с сельской местностью в целом и о той роли, которую играют малые (до 50 тыс. жителей) города в общественной системе России, составляя 75% всех российских городов с общей численностью населения около 18 млн. человек.

Конечно, длительное отставание социально-экономического развития малых городов, слабое использование их разнообразного потенциала негативно отражается на их состоянии особенно в современных условиях, вызванных тяжелыми последствиями для малых городов и их населения радикально-либеральных реформ, подорвавших базу развития многих из них. И, хотя ситуация в ряде малых городов начинает улучшаться, все равно остается неясность перспектив некоторых типов малых российских городов, связанная с утерей ими четких социально-экономических функций, маргинализацией населения в них, утерей многими малыми городами перспективных направлений своего развития. Возникает необходимость для многих малых городов выяснения их влияния на окружающую территорию, статуса и места в общественной системе региона, да и страны в целом.

 В настоящее время практически отсутствуют специальные исследования, посвященные социально-экономическим проблемам малых городов, их возможностям и перспективам развития, что вызывает необходимость специального анализа состоянии и перспектив их развития, обобщения опыта, накопленного отдельными малыми городами в ходе рыночных реформ и выявления возможностей и особенностей адаптации различных типов малых городов к новым условиям, включая муниципальное развитие. В данном случае важно выявить место и роль малых городов в муниципальном развитии в связи муниципальной реформой, введением Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» (131-ФЗ), особенностями становления местного самоуправления в различных регионах и т.п. Между тем таких исследований по существу не ведется.

В исследованиях малых городов имеется ряд пробелов. Первый из них связан с тем, что большинство работ относится к советскому периоду 8 . Современная литература проблемам малых городов уделяет немного внимания. Правда, в последнее время стали появляться социологические работы, в которых приводятся обследования населения малых городов по ряду вопросов организации его жизнедеятельности 9 . Второй - заключается в недостаточности исследования экономических и социальных аспектов развития малых городов, поскольку преобладают урбанистско-градостроительное понимание процессов развития малых городов, что существенно сужает объект и предмет анализа 10 . Работ социально-экономического характера о малых городах крайне мало. Наблюдается пробел в исследовании малых городов, связанный с концентрацией внимания исследователей только на организационно-управленческих аспектах развития малых городов11 , при явно недостаточном анализе их места, роли, потенциала и перспектив, в частности, в связи с введением местного самоуправления и становления новых социально-экономических отношений на муниципальном уровне.

 Важнейшим фактором, определяющим современное состояние российского общества, прежде всего, на муниципальном уровне, является анализ содержания и характера взаимоотношений между людьми, поддержания нуждающихся, лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и т.п., то есть анализ состояния социальной работы, проходящей в современных российских условиях стадию становления и институционализации. Проблемы различных сторон организации и осуществления социальной работы почти не рассматриваются в отечественной социально-экономической литературе. Между тем, от характера этой работы, людей, которые ею заняты, зависит социально-экономическая среда на муниципальном уровне, формирование в стране реальной социальной политики, формирование гуманистического отношения к человеку, повышение качества человеческого потенциала и умножение человеческого капитала, оптимизация развития муниципальных отношений.

О разработанности проблемы развития социальной работы на муниципальном уровне в современных российских условиях говорить сложно, поскольку экономических работ, посвященных этой проблеме, в отечественной экономической литературе практически нет. Преобладают исторические, социологические и психологические исследования 12 , отражающие некоторые стороны социальной работы.

 Имеется большое число экономических исследований, посвященных социальным проблемам в целом, формам государственной организации социальной защиты населения 13 . Широко представлена юридическая литература, трактующая различные законы, отражающие правовые аспекты социальной поддержки, социальные льготы отдельных категорий населения, особенности социальной защиты, ее адресность, переход к монетизации льгот 14 .

Практическое отсутствие экономической литературы, посвященной социальной работе, делает актуальным и важным проведение исследования социальной работы, причем именно на муниципальном уровне, где она, по существу, в основном и ведется. Такие исследования только разворачиваются.

 Общий вывод, который можно сделать из проведенного обзора имеющейся отечественной литературы по проблемам муниципального развития заключается в том, что реальная картина организации жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения на муниципальном уровне на основе имеющейся литературы не может быть раскрыта в полном объеме. Необходимо внимание к этой проблеме, как со стороны научного сообщества, так и практических работников муниципального, регионального и федерального уровней.


Вернуться к разделу Транспортное дело России №01 (2008)