- Морские вести России

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Транспортное дело России №12 (2010)

Борцова Д.Э., старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учета и аудит»,

ГОУ ВПО «Российская экономическая академия имени Г.В.Плеханова»

В работе рассмотрены основные методы государственного регулирования современные валютной системы. Даны рекомендации по совершенствованию отечественного законодательства в сфере валютного регулирования. Раскрыто содержание валютной системы и регулирующих ее механизмов в разрезе анализа различных рейтингов и индексов конкурентоспособности государства, что дает возможность спрогнозировать экономический рост как в среднесрочном, так и долгосрочном периодах.

Ключевые слова: Валютная система, регулирование, методы, анализ.

 

ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF THE STATE REGULATION OF CURRENCY SYSTEMS AND METHODS OF ITS REGULATION

Bortsova D., lecturer in «Accounting and audit», Plekhanov Russian Academy of Economics

The discusses the basic methods of state regulation of the modern monetary system. The recommendations for improving national legislation in the sphere of currency regulation. Disclosure of the monetary system and its regulatory mechanisms in the context of the analysis of different ratings and indices of competitiveness of the state, which makes it possible to predict economic growth in the medium and long term.

Keywords: Monetary system, management, methods, analysis.

 

В современных условиях нестабильности мировой экономики, периодически возникающих финансовых кризисов, негативно сказывающихся на Российской экономике, важной задачей является укрепление национальной валютной единицы, и поиск эффективных механизмов для осуществления перехода к ее свободной конвертируемости.

Учитывая современную российскую экономику, реализация провозглашенной свободной конвертируемости рубля может затянуться на 10-20 лет, чему способствуют целый ряд противоречий. В частности, по некоторым параметрам паритета покупательной способности рубль является недооцененным. Повышение его стоимости поможет сдержать инфляцию, которая находится на высоком уровне, но поставит под угрозу рост экономики. Существует угроза, что поддерживаемый нефтью обменный курс сделает Российскую промышленность неконкурентоспособной. С другой стороны, одним из основных причин недоверия к рублю является инфляция, темпы роста которой очевидно необходимо уменьшать. Только тогда будет выполнено важнейшее условие достижения фактической конвертируемости рубля - доверие к национальной денежной единице внутри страны и за рубежом [см. 10].

Существует мнение, что отмена большинства валютных ограничений призван переход от сырьевой к инновационной модели экономики и социального развитию, привлечению зарубежных инвестиций, повышению конкурентоспособности экономики. Для оценки достигнутых в этом направлении результатов представляется целесообразным проанализировать индекс конкурентоспособности. Традиционно Всемирный экономический форум готовит два ежегодных рейтинга: первый строится на базе индекса конкурентоспособности для роста (используется для оценки возможностей экономики достичь устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе), второй - на базе индекса конкурентоспособности для бизнеса (оценивает микроэкономические факторы, определяющие текущий уровень производительности национальной экономики).

Оценивая современное состояние РФ, определяемое в рамках данного рейтинга, необходимо отметить, что наблюдается небольшой рост конкурентоспособности РФ. В то же время традиционно слабыми сторонами остаются факторы, характеризующие общественные институты, слабая защита прав собственности, недостаточная развитость финансового сектора, проблемы с доступом к венчурному капиталу, низкая эффективность проводимой в стране экономической политики, инфляция, недостаточная развитость инфраструктуры, низкий уровень трудовой этики, валютное и налоговое регулирование, преступность.

Продолжая раскрывать, современное состояние валютной системы РФ, необходимо остановиться на особенностях внутреннего валютного рынка, проводимые операции на котором составляют основу самой системы. В настоящее время торговля иностранной валютой является одним из ведущих сегментов биржевого рынка.

Центральный Банк РФ проводит масштабные рублевые интервенции, связанные с эмитированием конверсионных рублей, увеличением объемов рефинансирования через аукционы «репо», расширением списка активов, принимаемых в залог под выдаваемые однодневные кредиты, снижением процентной ставки по свопам, уменьшением нормы отчислений в фонды обязательного резервирования.

Валютное регулирование и валютный контроль в целом нельзя признать эффективными. Указанное во многом связано с нечеткостью правовых норм, что влечет за собой возможность произвольного толкования установленных требований. В частности, не определены условия и критерии отзыва лицензии у кредитной организации в связи нарушением ею нормативно-правовых требований, не установлены возможные случаи устранения этих нарушений. Основным основанием отзыва лицензий является не финансовая неустойчивость и рискованность кредитной политики этих организаций, а нарушение закона о противодействии легализации преступно нажитых доходов [9].

Устранению указанных недостатков способствовало бы внесение следующих изменений в Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»: определить, что меры воздействия в виде отзыва лицензии у кредитной организации могут быть применены к ней лишь в том случае, если направленные ей предписания об устранении выявленных нарушений не были выполнены, а сами нарушения создали реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов; установить, что отзыв лицензии применяется к кредитной организации только в том случае, если она действительно допустила нарушение прав и законных интересов граждан, общества и государства, предусмотренные этим Законом [см. 9].

Анализ современного состояния валютной системы России в контексте развития национальной экономики в условиях глобализации, следует конкретизировать по следующим укрупненным группам результатов.

Развитие современных валютных систем все большее воздействие оказывают обстоятельства, вызванные глобализацией. Глобализацию можно рассматривать как релятивацию физических расстояний, снижение их значимости как экономического, политического, социального фактора, сопровождаемую появлением новых регионально-экономических границ, в рамках которых государства играют роль глобального предпринимателя, делегируют реализацию и защиту своих национальных интересов транснациональным структурам с целью укрепления конкурентоспособности страны и повышения привлекательности для иностранного капитала.

В процессе интеграционных изменений еще большее значение приобретает качественная составляющая государственного регулирования валютной системы. Валютное регулирование в условиях увеличения значения глобализации можно рассматривать как деятельность государственных органов власти, реализуемую на национальном и межгосударственном уровнях, посредством прямых (законодательных и организационных) и косвенных (экономических и информационных) мер, направленную на решение задач по поддержанию устойчивого долгосрочного внешнего равновесия, обеспечения экономического роста и координации валютной политики отдельных государств.

Органами валютного регулирования, как правило, выступают, парламенты, центральные банки, казначейства, министерства финансов, таможенные органы и уполномоченные банки. В РФ органами валютного регулирования являются Центральный Банк РФ и Правительство РФ. При этом Центральный Банк РФ, Правительство РФ, а также специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти (например, Министерство обороны России) осуществляют все виды валютных операций без ограничений.

В целях систематизации и повышения эффективности национального законодательства РФ в сфере валютных отношений представляется целесообразным провести структурирование экономических отношений, закрепить вопросы, относящиеся к каждой группе операций в узкоспециализированных нормативных актах, которые будут объединяться общими положениями Федерального закона.

Анализ целесообразности перехода российского рубля к полной конвертируемости, был сделан вывод о том, что до решения внутриэкономических проблем страны, создания соответствующей нормативной базы и отлаженных рынков финансовых инструментов, подобный шаг к открытой экономике будет формальным. В связи с этим представляется важным перейти к дифференцированному валютному регулированию в целях защиты национальных интересов России, что подразумевает ослабление валютного регулирования с частичным смещением центра ответственности с национального уровня на уровень международных организаций.

При этом необходимо активизировать работу по распространению рубля в качестве резервной валюты в странах СНГ и организовать на территории страны биржевую торговлю нефтью, газом, другими товарами с расчетом рублями. Для решения этих важнейших вопросов требуется тщательная подготовка с точными перспективными экономическими расчетами и комплексным правовым регулированием.

Оценивая современное состояние РФ по основным показателям, необходимо отметить, что в соответствии с индексом конкурентоспособности наблюдается небольшой рост конкурентоспособности РФ. Однако по ряду показателей Россия входит в число стран с наименее благоприятным климатом. К ним относятся факторы, характеризующие общественные институты, слабая защита прав собственности, недостаточная развитость финансового сектора, проблемы с доступом к венчурному капиталу, низкая эффективность проводимой в стране экономической политики, инфляция, недостаточная развитость инфраструктуры, низкий уровень трудовой этики, валютное и налоговое регулирование, преступность. Планомерное устранение этих факторов позволит повысить доверие к инвестиционному рынку РФ, как внешних, так и внутренних инвесторов, укрепит положение национальной валюты.

В настоящее время торговля иностранной валютой является одним из ведущих сегментов биржевого рынка, где наблюдается постоянный и устойчивый рост оборотов, что в значительной степени определяется благоприятной макроэкономической ситуацией, постоянной работой Группы ММВБ по развитию валютного рынка. Однако не следует забывать, что на его состояние оказывают влияние и другие факторы (в первую очередь внешние), и оно может быть и негативным. В этих условиях возрастает роль ЦБ РФ, который должен их своевременно выявлять, анализировать возможное действие на российскую экономику и регулировать возникающую ситуацию с помощью комплекса мероприятий.

С целью повышения устойчивости валютного рынка страны, необходимо внести ряд изменений в банковское законодательство. В частности, в Федеральном законе от 02 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» конкретизировать случаи отзыва лицензий у кредитных организаций; определить, что меры воздействия в виде отзыва лицензии у кредитной организации, могут быть применены лишь в том случае, если направленные ей предписания об устранении выявленных нарушений не были выполнены, а сами нарушения создали реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов.

Вместе с тем, несмотря на принципиальную целесообразность принятых мер по либерализации валютной политики, определенные риски существуют. Так, мировой опыт показывает, что только страны со стабильной экономикой и устойчивым финансовым сектором способны противостоять следующим угрозам:

  • усиления зависимости национального рынка от внешнего, в том числе негативного влияния, связанного, например, с притоком спекулятивных «портфельных инвестиций» и их последующим внезапным оттоком;
  • рост социальных издержек возможных финансовых кризисов, трансфертов в условиях слаборазвитой системы социального страхования;
  • вероятность нарушения отраслевой сбалансированности национального хозяйства при отсутствии действенных механизмов макроэкономического регулирования;
  • усиления конкуренции национального производства с производителями из-за рубежа, поскольку происходит ослабление протекционизма со стороны государства.

Если исходить из того, что основой конкурентоспособности национальной валюты является устойчивый спрос на нее как внутри страны, так со стороны зарубежных государств, то представляется целесообразным проанализировать действие факторов, влияющих на современное состояние спроса на российский рубль.

На внутреннем рынке спрос на валюту определяется следующими факторами: покупательная способность валюты, ее способность приносить инвестиционный доход и способность быть принятой как платежное средство другими участниками рынка. Покупательная способность национальных денег зависит от темпа инфляции, который одинаков для всех экономических агентов в рамках сферы обращения одной валюты. Доходность денег как инвестиционного актива также колеблется вокруг общей для всей страны величины - ставки рефинансирования, устанавливаемой Центральным банком.

Высокие темпы инфляции – признак макроэкономической нестабильности. Поэтому очевидно, что рост покупательной способности рубля предполагает создание экономической базы в виде свободной рыночной экономики, конкурентоспособной по качеству товаров, издержкам их производства, ценам, обеспечение высокого уровня сбалансированности и стабильности внутренних и внешних факторов производства и обмена [2].

В качестве основного фактора экономического роста большинство экспертов называет высокие мировые цены на энергоносители. Однако значительная роль принадлежит также ряду причин фундаментального характера, создавшим условия для ускорения роста внутреннего валового продукта (ВВП). В их числе Министерство экономического развития и торговли РФ называет: повышение потребительского спроса (доходов населения и заработной платы), объема розничной торговли, рост обрабатывающей промышленности, внутренних инвестиций и строительного сектора, а также экспорта [7].

Большинство экспертов-аналитиков прогнозируют сохранение основных тенденций развития российской экономики. Вместе с тем, в качестве основного дестабилизирующего фактора эксперты указывают на сохранение темпов инфляции.

Важнейшей угрозой переполнения российской экономики избыточной денежной массой в последние годы стал беспрецедентный рост мировых цен на нефть. Вместе с тем, создание Стабилизационного Фонда стало мощным средством стерилизации нефтяных доходов, сдерживания роста денежного предложения.

На этом фоне наблюдаемый рост инфляции, согласно оценкам Мирового банка (World Bank), обусловлен повышением мировых цен на продукты питания и монетарными факторами. Интенсивный приток капитала способствовал увеличению профицита платежного баланса до рекордного уровня, и становится важным источником накопления валютных резервов. В отличие от нефтяных доходов, поступающий капитал не поглощается Стабилизационным фондом, что обусловливает рост денежного предложения и оказывает давление на укрепления рубля. Ввиду ограниченности набора инструментов, приемлемых для стерилизации, и, принимая во внимание текущие задачи денежно-кредитной политики (при которых ограничивается номинальное укрепления рубля), удержание инфляции под контролем становится все более сложной задачей [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

С одной стороны, роль инвестиций в современной российской экономике трудно переоценить. Проведенное Международным валютным фондом исследование показало, что к тому времени ВВП России сравнялся с величиной потенциального выпуска. Следовательно, дальнейший ускоренный рост экономики возможен лишь при условии значительных инвестиционных вливаний. В противном случае экономика должна была столкнуться с проблемой роста цен изза ограничений со стороны предложения. Кроме того, начинают расти валютные резервы страны, что способствует укреплению международных позиций национальной экономики.

С другой – рост валютных резервов сопровождается соответствующей эмиссией национальной валюты, которая в свою очередь нарушает сбалансированность спроса и предложения денег, ведет к снижению покупательной способности национальной валюты. В этих условиях особую важность приобретает обеспечение соответствия прироста денежного предложения приросту количества товаров и услуг на рынке, что позволяет удержать инфляцию на стабильном уровне. Это во многом зависит от структуры поступающего в страну иностранного капитала, поскольку он автоматически не превращается в инвестиции и может быть использован на любые другие цели, к примеру на потребление или на краткосрочные спекулятивные вложения в российские активы. Вместе с тем наблюдающийся рост инвестиций на фоне замедления темпов потребления позволяет признать достаточную степень «зрелости» приходящего в страну капитала [5, с. 11].

Одновременно начавшийся рост количества предприятий, испытывающих нехватку мощностей, подтверждает не только повышение инвестиционного спроса, но и его устойчивый характер, по крайней мере, в ближайшей перспективе. По-видимому, именно инвестиционный спрос станет основным двигателем роста российской экономики.

Что касается роста потребительского спроса, обусловленного ростом доходов населения, то наряду с созданием дополнительных стимулов к расширению производства, он таит угрозу инфляции спроса. Эта угроза требует к себе особенно пристального внимания в силу опережающего роста доходов в сравнении с производительностью труда.

В качестве одного из возможных способов обеспечения умеренной инфляции рассматривается постепенный переход России к инфляционному таргетированию, которое является альтернативой таргтированию валютного курса, краткосрочной процентной ставки, номинального ВНП, а также таргетированию денежного агрегата. Концептуальное определение режима инфляционного таргетирования опирается на систему характеристик, основными из которых являются: четкая постановка цели по достижению количественно заданного уровня темпа инфляции; отсутствие иных первичных целей денежно-кредитной политики; инструментальная независимость центрального банка; прозрачность деятельности и отчетность центрального банка перед обществом [3, с. 27].

Несмотря на относительную эффективность данного режима, следует подчеркнуть, что для успешного его применения чрезвычайно важны инфляционные условия. Как показывает зарубежный опыт, в большинстве промышленно развитых стран при введении инфляционного таргетирования, уровень инфляции не превышал 10% в год, что позволило им не допустить ни чрезмерно низких целевых установок, сопряженных с падением уровня производства и ростом безработицы, ни завышенных значений, ставящих под сомнение способность центрального банка контролировать инфляцию и достигать социально значимых результатов.

Вместе с тем, большинство аналитиков прогнозируют сохранение достаточно высоких темпов инфляции в России на текущий год. Вызывает тревогу отсутствие единой позиции, что находит подтверждение, во-первых, в создании специальной рабочей группы из ведущих министерств, служб и агентств во главе с вице-премьером, министром финансов А. Кудриным. И, во-вторых, в том, что основными стоящими перед ней задачами являются:

  • преодоление разобщенности подходов ключевых ведомств по этим направлениям;
  • формирование единого подхода к всестороннему анализу инфляционных процессов;
  • оценка влияния на эти процессы многообразия внешних и внутренних факторов;
  • выработка на этой основе скоординированной государственной политики по стабилизации цен и планомерному снижению инфляции .

Известно, что действенным антиинфляционным инструментом является комплекс мер по укреплению национальной денежной единицы. Однако в современных условиях укрепление рубля может повлечь за собой серьезные негативные последствия. Анализируя различные точки зрения относительно последствий укрепления российского рубля, приходим к выводу о том, что их можно объединить в две группы:

1. Сторонников недопущения дальнейшего укрепления рубля, которое чревато новым финансовым кризисом (дефолтом);

2. Приверженцев мнения, что факторы, способствующие укреплению рубля, уравновешиваются влиянием противодействующих факторов.

Однако, по мнению большинства отечественных экономистов и руководителей страны, существенное номинальное укрепление рубля способно нанести экономике страны непоправимый ущерб. Действительно, мировой опыт показывает, что укрепление национальной валюты существенно снижает экспортные возможности страны, а также конкурентоспособность товаров отечественного производства по отношению к импорту.

Опасности и риски номинального укрепления российского рубля очевидны даже для зарубежных экспертов. Так, по мнению аналитиков Мирового банка, «существуют потенциальные риски, связанные с быстрым переходом на полностью гибкий режим обменного курса в России. Ожидания быстрого укрепления номинального курса могут способствовать еще большему притоку капитала. В то же время в России есть возможности для перехода к более гибкому подходу в управлении обменным курсом. Если давление на реальное укрепление рубля не будет снижено за счет номинального укрепления обменного курса, темпы инфляции потребительских цен на неторгуемые товары и услуги, скорее всего, будут оставаться на высоком уровне. Очистка притока капитала с помощью других экономических мер также затруднительна в российских условиях из-за незначительного размера рынка облигаций и ограниченных возможностей дальнейшего повышения резервных требований для банков или уровня процентных ставок в финансовом секторе» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Значительное давление на российский рубль оказывает нестабильность финансовых рынков и основных валют, главным образом, американского доллара. Относительно благоприятная экономическая ситуация в России дает основания отдельным специалистам опасаться того, что «рублевые активы могут оказаться в атмосфере нестабильности рынков «тихой гаванью». Если это случится, экономику ждет новый приток капитала, рубль - новое укрепление, а граждан - рост на фондовом рынке и в нагрузку сверхплановая инфляция» [см. 6].

Сторонники более сдержанного подхода склонны рассматривать падение американского доллара как явление временное. По их мнению, несмотря на то, что растущая инфляция вынудит Центробанк прибегнуть к новым укреплениям рубля Однако, в качестве основных «противовесов» называются высокие темпы роста ВВП, рост объема промышленного производства, высокий инвестиционный спрос. Кроме того, по мнению аналитиков «Альфа-банка», удорожание российской валюты не будет чрезмерным, «ибо рост корпоративной задолженности имеет и негативную сторону: теперь около 30% торгового баланса страны поглощается нетто-платежами по корпоративным долгам». При этом большую часть средств займут банки».

Следует также упомянуть широкое обсуждение в средствах массовой информации возможной деноминации российского рубля, которая в теории признается мощным инструментом придания большей полноценности национальной валюте. Вместе с тем, опыт уменьшения номинала российского рубля в тысячу раз с 1 января 1998 года показал: несмотря на то, что она проводилась в условиях снижения темпов инфляции, ожидавшейся дальнейшей стабилизации уровня цен не произошло.

В заключении отметим следующее основными проблемами, препятствующими процессам валютной интеграции России в мировую финансовую систему и обеспечения реальной свободной конвертируемости рубля, являются: низкая конкурентоспособность российского финансового сектора вследствие низкого уровня его капитализации; несовершенство валютного законодательства; диспропорция в структуре экспорта, в том числе в финансовом секторе; отсутствие сложившегося механизма государственной поддержки экспорто-ориентированных производств; нестабильность экономики; несоответствие масштабов инвестиционных процессов, в том числе с участием иностранного капитала, потребностям экономики [4, с. 13].

В отношении национальной экономики для полной конвертируемости рубля наиболее значимыми являются следующие условия: размер ВВП, ценовая и макроэкономическая стабильность, устойчивость к влиянию извне, наличие достаточного экспортного потенциала, низкие темпы инфляции. Не менее важна степень развитости рыночных отношений, характеризующаяся определенными параметрами развития финансовых рынков, их шириной и глубиной.

Представляется важным перейти к дифференцированному валютному регулированию в целях защиты национальных интересов России. Это подразумевает не отмену валютного контроля в целом, а ослабление валютного регулирования с частичным смещением центра ответственности с национального уровня на уровень международных организаций настолько, насколько это соответствует месту экономики страны в международной торговле и не противоречит национальным интересам.

 

Литература:

1.        Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.

2.        Гершанович Е.А. К проблеме конвертируемости рубля // Проблемы современной экономики. 2006. № 3 (19).

3.        Корищенко К.Н. Общие черты инфляционного таргетирования развитых стран // Экономические науки. 2003. № 5. С.27.

4.        Петрова Е.А. Формы и методы интеграции валютной системы Российской Федерации в мировую финансовую систему: Авто-реферат дисс. ... канд. экон. наук – СПб., 2006 г., С.13.

5.        Улюкаев А., Куликов М. Проблемы денежно-кредитной политики в условиях притока капитала в Россию // Вопросы экономики. 2007. №7. С.11.

6.        Шишикин М., Бутрин Д. Рубль претендует на мировую карьеру // Коммерсантъ. 2007. № 142 (3718).

7.        Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие, М.: КноРус, 2010

8.        Замирская Е. Макроэкономика // Ресурс проекта Quote.ru, РосБизнесКонсалтинг, http://www.quote.ru.

9.        Мамонтов А. Защитить банки // Ведомости, http:// www.vedomosti.ru/newspaper.

10.     Свободно конвертируемый рубль: к июлю – де-юре, через 20 лет – де-факто // News.сом, Экономика, http://www.newsru.com/ finance/convert.html.


Вернуться к разделу Транспортное дело России №12 (2010)