- Морские вести России

* ПРОБЛЕМАТИКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ: ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Транспортное дело России №10 (2010)

Валько М.П., аспирант, Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности (РосЗИТЛП)

В статье на основе статистического анализа современного состояния инновационной активности организаций по видам экономической деятельности, в частности в текстильном производстве, выявлены технологии повышения конкурентоспособности предприятий.

Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, инновационное развитие, текстильное производство.

 

PROBLEMATICS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISES: TECHNOLOGIES OF INCREASE OF COMPETITIVENESS

Valko M., the post-graduate student, Russian Correspondence Institute of Textile and Light Industry

In article on the basis of the statistical analysis of a current state of innovative activity of the organizations by economic activities kinds, in particular in textile manufacture, technologies of increase of competitiveness of the enterprises are revealed.

Keywords: innovations, competitiveness, innovative development, textile manufacture.

 

C начала 1990-х гг. продолжается падение производства текстильной отрасли, особенно это заметно в льняной подотрасли, где большинство предприятий убыточны. Несмотря на большое количество разработанных государством программ поддержки конкерентоспособность продукции на рынке и эффективность производства остаются на очень низком уровне. Синтетические волокна постепенно вытесняют как хлопковые, так и льняные изделия, вдобавок к несоответствию производимой продукции текущей моде. В связи с этим основными стратегическими целями предприятий становятся: разработка инновационных товаров из льна, увеличение объемов продаж, повышение добавленной стоимости и новые маркетинговые технологии, повышение производительности труда и оплаты рабочих. Все эти вопросы решаются при помощи инвестиций в инновационное производство, позволяющее усилить технические, технологические и ассортиментные грани предприятия, а также сделать более интересной работу сотрудников предприятия.

При анализе инновационной активности организаций по видам экономической деятельности, в соответствии с данными Росстата РФ[1], мы констатируем, что в текстильном производстве совокупный уровень количества инновационных предприятий составляет 8,3% (2007), при этом 7,4% из них ввели технологические инновации, 1,9% - организационные и 2,5% - маркетинговые. В производстве одежды эти показатели еще ниже: общий составляет 3,8%, технологический - 3,3%, организационный - 1,2%, маркетинговый

-1,1%.

В текстильном производстве насчитывается 39 предприятий, ведущих инновационную деятельность, 25 предприятий ведут инновационную деятельность при производстве одежды. Такие предприятия составляют соответственно лишь 1,4% и 0,9% от общего количества предприятий России.

В 2007 году предприятия текстильного производства затратили 1517,8 млн. руб. на инновации, что больше по сравнению с 2006 г. (492,9 млн. руб.), при этом при производстве одежды эти показатели составляют соответственно 200,3 и 244,5 млн. руб.

На технологические инновационные затраты предприятия текстильных производств тратят 99,2% средств (2007 г., в том числе 8,3% на разработку продуктов и 90,9% - на разработку процессов), 0,2% на организационные и 0,6% на маркетинговые. Структура затрат изменяется со временем, так как в 2006 г. эти цифры были соответственно равны 90,2%, 40%, 50,2%, 1,5% и 8,2%. После затрат на разработку продукта, предприятия потратили деньги на улучшение процесса его производства.

Аналогично при производстве одежды технологические затраты составили 96,8% в 2006 г. и 77,2% в 2007 г., в том числе продуктовые 67,9% (2006) и 59,4% (2007), и процессные 28,9% (2006) и 17,8% (2007). На организационные затраты потрачено 2,1% (2006) и 22,3%(2007), а на маркетинговые 1,1% (2006) и 0,5% (2007).

В 2007 г. в текстильном производстве на исследования и разработки потрачено 25,7% средств, на производственное проектирование 22,9%, на приобретение машин и оборудования 68,6%, на приобретение новых технологий 5,7%, в т.ч на права , патенты и лицензии 2,9%. На приобретение программных средств затрачено 22,9%, на другие виды подготовки производства - 14,3%, на обучение и подготовку персонала - 17,1%, на маркетинговые исследования - 8,6%, прочие затраты составили 5,7%.

Семь организаций (2007 г.) импортировали технологии, в основном при помощи покупки оборудования и приема на работу квалифицированных иностранных рабочих кадров. Экспорт технологий отсутствует.

Количество совместных проектов со странами ЕС составляет 3 (2006 г.) и 6 (2007 г.) проектов, с США и Канадой - 2 и 1 проектов соответственно.

Таким образом, мы констатируем крайне низкий уровень инновационной активности предприятий в секторе и низкую международную кооперацию.

Одной из важных задач, которые ставит перед собой собственник предприятия, является обеспечение высокого качества управления на предприятии, без которого невозможно достичь высоких конкурентных преимуществ. Требуется внедрить в общий стратегический план предприятия перечень инновационных задач и сделать первоочередным вопрос их достижения, задействовать для этого все возможные ресурсы и выработать систему мониторинга за исполнением стратегии.

Таким образом, основными стратегическими векторами предприятий льняной подотрасли сегодня должны быть:

  1. Повышение добавленной стоимости произведенной продукции при помощи использования инновационных технологий.
  2. Увеличение продуктовой линейки, создание оригинальной нетрадиционной продукции.
  3. Использование синтетических волокон с целью снижения производства, поиск возможностей уменьшения себестоимости.
  4. Внедрение элементов диверсификации в практику хозяйственной деятельности.
  5. Изучение спроса и обновление продукции для лучшего соответствия потребительским нуждам.

Для осуществления этой стратегии требуется не только производственно-технологическая инновационная политика, но и тактический маркетинг, введение социально-ответственных экологических норм, новых мотивационных и управленческих схем, укрепление имиджа компании среди поставщиков и покупателей. Подход использования инновационных схем конкурентных предприятий низкоэффективен и не имеет долгосрочного эффекта. Лишь иновационное мышление, ориентированное на опережающую базу международного сравнения, использующего тенденции научно-технического прогресса и его развития, позволит занять лидирующие позиции как на отечественном рынке, так и выйти на мирового потребителя.

Для реализации такой стратегии требуется в первую очередь присмотреться к отечественным разработкам. В них входят следующие технологии.

Во-первых, это – технология производства котонина (модифицированное короткое льноволокно, близкое по свойствам к хлопку и пригодное для совместного прядения с хлопком и шерстью), используемого для пряжи смесовых тканей и трикотажа бытового и технического назначения. Котонин позволяет расширить сырьевую базу натуральных волокон и частично заместить химические волокна на более дешевое и экологическое сырье, также как и расширить ассортимент и объем полульняных тканей бытового назначения. Идея использования такого проивзодства успешно реализована на ОАО «Бийская льняная компания». Оборудование для механизации может быть предоставлено ЗАО «Завод «ТверьМаш», тем более, что оборудование для котонизации, созданное фирмами «Трючлер» (Германия), «Ла Рош» (Франция), «Темафа» (Германия), «Лингрон» (Англия), малопригодно для переработки российского льна. Вследствие высокой степени одревеснения (40–60% против 20% европейского льна) невозможно получить на таких линиях качественный котонин из отечественного сырья. Например, котонин, вырабатываемый на линии «Ла Рош» в г. Кашино, имеет закостренность до 7%, а среднюю длину волокон — не более 20 мм, что делает его малопригодным к совместному прядению с хлопком и шерстью.

Отечественные линии механической котонизации «Кардатекс» (г.Иваново) и «Тверьлегмашдеталь» разработаны по аналогии с зарубежными и также недостаточно учитывают специфику российского льна [2]. Процент выхода котонина на оборудовании ЗАО «Завод «ТверьМаш» из короткого льноволокна составляет 60-75%, с произовдительностью каждой линии 560 тонн котонина в год [3].

Во-вторых, это – технологии для производства медицинских и санитарно-гигиенических изделий.

В третьих, технологии чистольняной пряжи до 20 текс (№ 50) из низкомерного чесаного льна и пряжи до 68 текс из очесов, которая позволяет получить тонкую пряжу из российского сырья при одновременном снижении затрат труда и материалов пряжи.

В-четвертых, технологии для производства комбинированной пряжи, тканей и трикотажных изделий с использованием полипропиленовых текстурированных нитей малой линейной плотности.

В-пятых, технологии производства тканей и трикотажных полотен с различными эффектами («жатости», велюровым и др.), улучшающие потребительские свойства льняных тканей костюмно-платьевой группы на основе химизации сырьевых смесей и др.

С целью повышения добавленной стоимости могут быть задествованы нанотехнологии. Сегодня множество разработок делают продукцию из льна более надежной, удобной и конкурентоспособной. Так в Омской области производится нановата, обеспечивающая надежную антибактериальную защиту, предотвращая инфицирование ран и отсутствие аллергического эффекта[4]. Также интересны производства такой продукции как нанобелье разного назначения. Крупные фирмы-поставщики Петербурга, такие как «Альфа Текс», «Северные узоры» и «Ан-желю-дизайн», внимательно следят за тенденциями современного рынка и разрабатывают самые актуальные предложения в секторе льняного постельного белья, без добавления синтетических и нано волокон, которое является легко мнущимся и трудно поддающимся глажке.

Вертикально-интегрированные cистемы могут позволить финансирование и контроль за сельско-хозяйственным производством волокна льна-долгунца, от которого сильно зависит качество конечного продукта.

Для более качественного управления требуется использование не только новых передовых технологий, но и комплекса инструментов для стратегического управления предприятием. Требуется создать систему из каскада моделей цепочки интергрированного льняного бизнеса, учитывающей все возможные факторы, такие как цены на дизельное топливо, цены на конкурентные волокна, такие как хлопок, прогнозы производства волокна. Также могут быть использованы информационные системы по планированию ресурсов предприяти класса ERP (Enterprise Resource Planning).

Комплексная реализация такого плана позволит достичь увеличения объема продаж, ускорения оборачиваемости капитала, обеспечит высокий уровень доходности бизнеса и возможность выхода на зарубежные рынки.

Для более быстрого привлечения инвестиций в льняную подотрасль требуется создание «технологического коридора» – от получения новых знаний до производства на их основе новой конкурентоспособной продукции и выведения ее на рынок. Это, в свою очередь, требует разработку эффективных механизмов развития венчурного бизнеса с государственным участием и единой нормативно-правовой базы функционирования системы частногосударственных венчурных фондов, создание которых призвано служить двигателем инновационного процесса в экономике.

 

Литература:

1. Индикаторы инновационной деятельности, ИИЦ «Статистика России», 2009г.

2. Котонизация по-научному, или как сэкономить льняное сырье и расширить ассортимент тканей, В.Г. Стокозенко, С.М. Губкина, Рекламно-строительный журнал «Снабженец», 2000 г.

3. Десять преимуществ нашей линии котонизации, Технический текстиль № 5, 2003 г.

4. В Омской области будут производить нановату, портал Nanonews.net, 2010 г.

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №10 (2010)