- Морские вести России

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО СЕКТОРА

Транспортное дело России №10 (2010)

Кузьмищев Д.А., аспирант кафедры «Менеджмента инвестиций и инноваций» ГОУ ВПО РЭУ имени Г.В. Плеханова

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы инновационного развития предприятий высокотехнологичной отрасли на примере станкостроительного производства. Выделены основные причины кризиса отрасли, падения объемов производства, оттока кадров и нехватки инвестиционных ресурсов. Предлагаются определенные направления повышения инновационной активности предприятий высокотехнологичного сектора в целях подъема технологического уровня материальной базы отечественной промышленности.

Ключевые слова: предприятия высокотехнологичного сектора, производство механического оборудования, инновационного развития предприятий.

 

DIRECTIONS OF INCREASING INNOVATION ACTIVITY OF ENTERPRISES OF HIGH-TECH SECTOR

Kuzmischev D., The post-graduate student, Management of Investments and Innovations chair GOU VPO REU on behalf GV Plekhanov

The present article is generally focused on the relevant issues of enterprises’ innovative development in the field of high technologies with reference to machine-building production. It highlights the main factors of the crisis in the aforementioned branch, decline in the production output, outflow of staff and lack of investment resources. Thereafter the certain trends of enterprises’ innovative activity rise in high-technologies sphere for the purposes of promotion of the technological level of national industry’s resource base are formulated.

Keywords: enterprise high-tech sector, production of mechanical equipment, innovational development of enterprises, machine increase innovation.

 

Нынешнее откровенно плачевное состояние предприятий высокотехнологичного сектора вызвано рядом причин, главной из которых является серьезные структурные изменения спроса на производимую продукцию, произошедшие за двадцатилетний период реформ и преобразований. Сейчас даже развитые государства в той или иной степени пересматривают свое отношение к промышленному производству, которое являет собой не только источник высокопроизводительных рабочих емст, но и источник спроса на инновации, что для любой современной экономики является критичным фактором. Именно поэтому невозможно представить экономическое процветание России без новой индустриализации.

В рамках проводимого исследования мы предпримем попытку рассмотреть основу основ промышленности - машиностроительную продукцию общего назначения (в частности производство станков). Внутренняя составляющая предприятий по производству механического оборудования подверглась значительным изменениям, поскольку за последние два десятилетия произошел переход от механической основы производства к технотронному, в котором интегрировано взаимодействуют механика, электроника и программное управление. Сейчас лицом производственного комплекса в ряде отраслей машиностроения являются агрегатные многопозиционные станки и гибкие линии с числовым программным управлением (ЧПУ) и встроенными микропроцессорами, робототехнические сборочные конвейеры.

Падение спроса на машиностроительную продукцию в России имеет еще одну специфическую черту: физический срок службы металлообрабатывающего оборудования может составить 50-70 лет при условии «грамотной» эксплуатации; своевременного, квалифицированного текущего и капитального ремонта, однако в условиях дефицита инвестиционных ресурсов, обновление парка оборудования отложено на неопределенный период (Таблица 1).

Возможно до 2020 г. эти перекосы начнут выправляться и будет проведена реконструкция такого важного звена производства высокотехнологичной продукции как станкостроение.

Необходимо принимать во внимание еще один важный аспект, суть которого состоит в том, что восстановление и модернизация, которыми сейчас занимается большинство предприятий промышленности, являются продолжением жизненного цикла ранее освоенной продукции. Для появления нового жизненного цикла, необходимы принципиально новые решения, определяющие превосходство потребительских характеристик по сравнению с продукцией конкурентов. [3]

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №10 (2010)