- Морские вести России

Основные свойства эффективного управления образовательными услугами вуза

Транспортное дело России №01 (2008)

Е.И. Павлюченко, к.э.н., докторант, Дагестанский государственный технический университет

 

Развитие рыночных отношений  обусловило тот факт, что высшее  образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в оплачиваемую  услугу нематериального характера. Однако если  инструменты маркетинга уже  продолжительное время применяются в бизнесе, экономике, рекламе, то  коммерциализация и высшее образование еще недавно воспринимались общественным мнением как антагонистические понятия. Поэтому в сфере высшего образования маркетинговые и рыночные инструменты управления сегодня  используются еще  в недостаточной степени. По этой причине  проблемы применения маркетинга в области высшего образования вызывают сегодня  огромный интерес. Реальная жизненная практика, опыт деятельности процветающих ВУЗов  наглядно демонстрирует, что надежным залогом успешной деятельности высшего учебного заведения  в условиях рынка является использование экономических механизмов  управления своей деятельностью, в частности сбытом и продвижением на рынке оказываемых образовательных  услуг.

Товаром на рынке образовательных услуг являются знания, умения и навыки, предлагаемые субъектами этого рынка (ВУЗами, частными преподавателями, училищами, колледжами и т.п.). Сделки между предлагающими услуги учреждениями сферы образования и их потребителями осуществляются посредством обмена. В основном  в настоящее время сделки осуществляются следующим образом: продавец образовательной услуги обучает определенным навыкам  потребителя и подтверждает полученное образование дипломом, свидетельством, аттестатом, а потребитель вносит плату за обучение, либо за него это делает  государство.

В настоящее время российский  рынок услуг по получению высшего образования быстро развивается и уже достаточно насыщен, как государственными, так и негосударственными ВУЗами.  Конкурентная борьба на этом рынке фактически идет за тех абитуриентов, которые в состоянии оплатить сами или при помощи спонсоров собственное обучение. Таким образом, спрос на образование определяется  платежеспособной потребностью в образовательных услугах. Доля негосударственных ВУЗов на рынке образовательных услуг   не так уж велика, а   большинство студентов государственных ВУЗов обучаются за счет бюджета, поэтому частные ВУЗы, как правило,  сегодня переигрывают государственные в маркетинге.

Если рассматривать в качестве примера Республику Дагестан,  то в регионе существует большое количество, как государственных, так и коммерческих ВУЗов, предлагающих обучение по различным специальностям. Основными конкурентами дагестанских  ВУЗов  являются учебные заведения Северокавказского региона и г. Москвы. Причем в ВУЗах региона практически нет ни одной специальности, по которой ВУЗ занимал бы монопольное или лидирующее положение на рынке.

В целом, рынок образовательных услуг Республики Дагестан  достаточно привлекателен, хотя и весьма насыщен, и пробиться на него новым учебным заведениям сегодня достаточно сложно. Закрепиться же и увеличить свою долю на рынке можно, но только при использовании нестандартных маркетинговых приемов. Для этого целесообразно использовать, например, следующие   маркетинговые приемы:

-  проведение соответствующих исследований рынка образовательных услуг;

- планирование и проведение рекламных кампаний, в том числе и по телевидению и радио в течение всего учебного года;

 - повышение активности в области PR-публикаций в областных газетах, особенно ориентированных на молодежь, как наиболее значимую целевую группу;

- активное использование в маркетинге современных информационных технологий и создание на этой основе анимационных рекламных  роликов, а также активное и грамотное использование ресурсов Интернет;

-  поддержание и использование контактов с выпускниками ВУЗов;

- организация службы, которая бы занималась трудоустройством выпускников или содействовала поиску работы.

В последние годы в развитых странах  усилился интерес к теории оптимизации образовательных процессов в связи с широким применением информационных технологий в обучении, а также значительными финансовыми затратами, необходимыми для получения высококачественного образования.

При этом  эффективная система управления образовательными услугами ВУЗа помимо умения   проводить маркетинговые исследования рынка образовательных услуг должна  обладать следующими основными свойствами:

-  оптимальности, т.е. быть способной планировать достижение стоящих целей   при минимальных организационно-управленческих затратах и    максимально возможных результатах;

- адаптивности или обладающей возможностями  приспосабливаться к непредсказуемым  изменениям условий функционирования с минимальными затратами;

-  целесообразности,  т.е. иметь четко сформулированные цели и вытекающие из них задачи управления;

- самоорганизуемости, когда каждое подразделение функционирует согласно заданной ему подцели, достижение которой не противоречит, а способствует  достижению общей для всей системы цели, связанной, например, с повышением качества образовательных услуг;

-  наблюдаемости, т.е. способности четко  контролировать все  протекающие на объекте управления процессы и достигаемые результаты;

-управляемости или способности  регулировать все основные  параметры образовательного процесса;

-  своевременности, или умения оперативно  реагировать на все изменения, происходящие на объекте управления и в проблемной среде, а также  принимать эффективные управленческие решения.

При этом решение  проблемы оптимальности управления ВУЗом в основном сводится к оптимальному распределению и использованию   имеющихся у него ресурсов с целью получения максимально возможного качества образовательных услуг.

Особенно это  касается внебюджетных средств, для  которых необходимо  разработать методику оптимального их распределения и расходования на наиболее острые нужды  ВУЗа. Сложность формирования  такой методики заключается в трудности определения критерия  эффективности их постатейного расходования, т.к. эффективность их расходования определяется  в совокупности и сложно выделить влияние на нее отдельных статей расходов. Приведем и усовершенствуем  один из возможных  подходов решения данной задачи.

Известно, что все финансовые средства,  имеющиеся в распоряжении ВУЗов, включают две составляющие: бюджетные средства (БС) и коммерческие средства (КС). Причем бюджетные средства поступают по статьям расходов и перераспределению не подлежат, т.к. их расходование регулируется  государством.

Допустим  число статей расходов бюджетных средств ВУЗа равно j=1,n . Тогда число xj условных единиц, содержащееся в объеме финансирования каждой статьи расходов будет равно:

 

xj = БСj / v ,  j=1,n,

 

где БСj – запланированный объем расходов по j статье сметы;

v –число денежных единиц, содержащихся в одной условной единице расходов.

Число же  запланированных ВУЗом статей расходов внебюджетных средств  пусть равно i=1,m. В общем случае n m. Тогда число yi условных единиц, содержащееся  в объеме финансирования каждой статьи будет равно

 

yi = КСi / v, i=1,m,

 

где КСi- объем расходов, который целесообразно ВУЗу выполнить из внебюджетных средств по i статье.

При этом  для оптимального расходования имеющихся у ВУЗа внебюджетных средств, прежде всего, требуется сформулировать критерий эффективности  расходов, позволяющий оценить эффективность распределения коммерческих средств между различными статьями расходов. Для формулирования такого критерия в известной модели   вводятся коэффициенты µj значимости одной единицы  j вида расходов для повышения качества образовательного процесса. На наш взгляд, для повышения эффективности  расходования средств необходимо ввести   коэффициенты целесообразности  проведения j  вида расходов для повышения качества образовательного  процесса (значения данных коэффициентов определяются уровнем  нехватки соответствующих им ресурсов для поддержания требуемого уровня качества образовательного процесса).  

При этом необходимо учитывать, что общий  объем расходов по каждой статье  в силу специфики образовательного процесса ограничивается сверху естественной потребностью ВУЗа в том или ином виде ресурсов, например, в лабораторном оборудовании. Для удовлетворения этого условия необходимо определить максимальные потребности ВУЗа в каждом виде ресурсов для поддержания требуемого уровня качества образовательного процесса. Следовательно, при достижении определенных значений по каждому виду расходов  соответствующие им показатели  значимости начинают снижаться.  Тогда потребность Пj  внебюджетных средств по каждой статье расходов будет определяться выражением:

Пj = µj * *yi .

Следовательно, по условию задачи для  оптимального распределения внебюджетных средств требуется найти  такие значения их постатейных расходов yj* , j=1,m  в условных единицах, при которых критерий качества (общая значимость  З расходов) будет принимать максимальное значение:

З =( хi +yi) * µi *     max,   при  n  m;

или

З= (xj + yj) * µj *     max,   при  n  m,

с учетом следующих ограничений:

 БСi    БС зад ;       КСj   КСзад,

где БСзад, КСзад - соответственно, имеющиеся у ВУЗа бюджетные и коммерческие средства.

При этом адаптивное управление деятельностью ВУЗа может базироваться на построении модели управления учебного процесса, параметры которой меняются в соответствии с изменениями, происходящими на рынке образовательных услуг.

Целесообразность управленческой деятельности в ВУЗе может определяться управлением, направленным на устранение различий между желаемым состоянием учебного процесса и его фактическим состоянием. Для этого необходимо сформировать  гипотетическую модель образовательного процесса, к достижению которой  ВУЗ должен  постоянно стремиться  в процессе своего развития.

Самоорганизация же  управления ВУЗом  сводится к автономному  формированию алгоритмов функционирования его  учебно-научных подразделений, направленных на повышение качества образовательных услуг по каждому направлению в соответствии с политикой, проводимой руководством ВУЗа.

Повышения наблюдаемости управления ВУЗом  можно достичь  на основе регулярного мониторинга учебного процесса и процессов функционирования всех подразделений ВУЗа. Для этого каждому подразделению спускается система показателей, отражающих текущее  состояние всех сторон его деятельности, значение которых периодически поступает в соответствующие управляющие структуры ВУЗа.

Управляемость ВУЗами, в свою очередь, достигается путем решения  возникающих проблем на всех уровнях иерархии управления  с различным уровнем общности  и детализации проводимых управленческих мероприятий.

Оперативность управленческих решений может достигаться за счет четкого перераспределения различных управленческих функций  между функциональными подразделениями организационной системы высшего учебного заведения.

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №01 (2008)