Проекты не заморозили, в перевалке не потеряли - Морские вести России

Проекты не заморозили, в перевалке не потеряли

12.02.2023

Транспортная политика

Проекты не заморозили, в перевалке не потеряли

На совместном заседании Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморречфлоте, состоявшемся 21 декабря 2022 года в зале заседаний Федерального Агентства в Москве, были подведены предварительные итоги навигации и реализация проектов Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. В мероприятии, прошедшем под председательством руководителя Росморречфлота Захария Джиоева, приняли участие заместитель начальника Управления Президента РФ по обеспечению деятельности Госсовета Александр Юрчик и заместитель Министра транспорта РФ Александр Пошивай. С докладом по Комплексному плану выступил заместитель руководителя Росморречфлота Борис Ташимов.

Владимир Михайлов

Планы роста

Заместитель руководителя Росморречфлота Борис Ташимов доложил о реализации в 2022 году проектов транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ).

Он напомнил, что Агентство принимает активное участие в развитии портовой инфраструктуры в рамках федерального проекта «Развитие морских портов» и в развитии инфраструктуры обеспечения безопасности мореплавания в акватории Северного морского пути в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути».

По первому проекту запланировано 51 мероприятие. Среди них 41 проект строительства и реконструкции инфраструктуры, 9 мероприятий по строительству обеспечивающего флота – будет построено 16 судов. До 2024 года будет завершено 24 проекта развития портовых мощностей (7 проектов уже завершено на текущий момент), прогнозное значение прироста производственной мощности морских портов – основной показатель федерального проекта в 2024 году – составит почти 213 млн тонн накопленным итогом, в 2030 году планируется выход на показатель более 365 млн тонн.

Как отметил докладчик, объем финансирования мероприятий по строительству портовой инфраструктуры и флота за 2022-2024 годы составит более 430 млрд рублей, в том числе почти 60 млрд рублей – средства федерального бюджета, остальное – средства частных инвесторов. Таким образом, в период до 2024 года на один рубль федерального бюджета будет привлечено порядка 6 рублей из внебюджетных источников. С 2022 по 2030 год общий объем финансирования за счет всех источников превысит 740 млрд рублей.

Ключевые показатели стабильны

Говоря о прогнозируемых показателях по итогам 2022 года, Б. Ташимов заявил: «Разумеется, беспрецедентное санкционное давление в текущем году оказало влияние на отрасль в целом и на работу по развитию инфраструктуры в частности. Несмотря на это, по итогам года ключевые показатели работы морских портов стабильны. Так, если объемы перевалки в прошлом году составили 835 млн тонн, то в 2022 году планируем немного превысить этот показатель».

В части инфраструктурного развития, по словам заместителя руководителя Росморречфлота, несмотря на явные сложности, удалось продолжить реализацию всех ключевых запланированных мероприятий. Естественно, произошли определенные сдвиги по срокам, но заморозку проектов удалось предотвратить. По итогам года прирост портовых мощностей составит более 88 млн тонн накопленным итогом при запланированном ранее показателе в 116 млн тонн.

Б.Ташимов перечислил завершенные на текущий момент проекты. Так, введен в эксплуатацию перегрузочный комплекс в районе мыса Открытый в Приморском крае – прирост мощнос-ти составил 4,5 млн тонн. Завершены мероприятия по вводу в эксплуатацию терминала в районе компрессорной станции «Портовая» в порту Высоцк – прирост мощностей 1,66 млн тонн. Также введен в полноценную эксплуатацию Таманский терминал навалочных грузов в порту Тамань – прирост мощности составил 25 млн тонн.

До конца 2022 года ожидается ввод в эксплуатацию производственных мощностей в объеме еще более 5 млн тонн в рамках проекта строительства морского перегрузочного комплекса СПГ в бухте Бечевинской в Камчатском крае. Здесь уже завершено строительство подходного канала, а инвестором проекта ПАО «Новатэк» ведутся работы по обустройству якорных стоянок, где будет производиться перевалка СПГ по схеме «борт-в-борт». В 2023 году инвестор планирует обеспечить дополнительное наращивание мощностей по этому проекту в размере около 11 млн тонн за счет установки плавучего хранилища газа.

Кроме того, в 2023 году будут введены в эксплуатацию: с небольшой задержкой по срокам СПГ-терминал в Мурманской области мощностью 10,4 млн тонн, угольный терминал «Суходол» в Приморском крае на 12 млн тонн, универсальный терминал в Усть-Луге на 8 млн тонн и другие объекты портовой инфраструктуры.

В отношении финансирования заместитель руководителя Росморречфлота отметил, что инвесторами обес-печивается ритмичное привлечение средств, отклонения от показателей связаны только с корректировками в графике реализации мероприятий. Общий объем финансирования из внебюджетных источников в 2022 го-ду составит 77,5 млрд рублей.

В этом году для финансирования привлекаются также средства инвес-тиционного портового сбора. В части финансирования за счет средств федерального бюджета объем выделенных Росморречфлотом бюджетных ассигнований в текущем году составит 3,5 млрд рублей. На сегодня освоение достигло 100%.

СМП получает все

Минтранс и Росморречфлот являются ответственными исполнителями по мероприятиям, направленным на обеспечение безопасности мореплавания в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути». До 2024 года планируется реализовать 10 мероприятий: 6 проектов строительства аварийно-спасательных судов (всего 14 судов), 2 проекта строительства гидрографических и лоцмейстерских судов (4 судна), а также мероприятия по строительству объектов ГМССБ на трассе СМП и мероприятия по реконструкции базы техобслуживания флота Северного филиала ФГБУ «Морспасслужба». Общий объем финансирования по линии Минтранса и Росморречфлота по данному проекту до 2030 года составит 111 млрд рублей.

По итогам 2022 года по данному федпроекту завершено строительство и передано в оперативное управление ФГУП «Гидрографическое предприятие» 2 специализированных лоцмейстерских судна ледового класса Ice3 и головной гидрографический катер проекта E35G. В текущем году также осуществлена закладка киля многофункционального аварийно-спасательного судна мощностью 7 МВт.

Как отметил докладчик, в части обеспечения инфраструктуры безопасности мореплавания завершены проектные работы по строительству объектов Глобальной морской системы связи при бедствиях на трассе СМП – береговая станция «Певек» службы «Навтекс». Объем бюджетного финансирования мероприятий Росморречфлота по федпроекту в 2022 году составит почти 8 млн рублей. По итогам года планируется 100% освоение.

Одна цель власти и бизнеса

Касаясь общих итогов года, Б. Ташимов сказал: «Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что показатели морских портов по итогам 2022 года стабильны. Сохранен объем перевалки в морских портах РФ на уровне 2021 года, продолжена реализация всех значимых проектов развития портовой инфраструктуры. Несмотря на существенное давление санкционных ограничений на отрасль и сбои в поставках оборудования, проекты не заморожены».

Кроме того, в условиях существующих вызовов обеспечено усиление на наиболее критичных направлениях: усилена работа морского сообщения с Калининградской областью, оптимизирована схема работы в портах с паромами из Турецкой Республики в Черноморском бассейне.

В условиях новых вызовов слаженная работа государства и бизнеса будет иметь первостепенное значение в следующем году. Достигнутые успехи в части синхронной работы в рамках федеральных проектов КПМИ позволяют масштабировать их для решения новых возникающих вызовов в 2023 году, подчеркнул заместитель руководителя Агентства.

В завершение Б.Ташимов напомнил: «Из основного нам предстоит: активная работа по перепрофилированию существующих портовых мощностей для оперативного реагирования на меняющиеся условия международной логистики – ждем от бизнеса активных действий по выстраиванию работы с широкой номенклатурой грузов, зачастую новой для данных терминалов. Кроме того, при активном участии государства и бизнеса будет вестись развитие международных транспортных коридоров. Ситуация показала значимость инфраструктурного развития, особенно по направлению «Север – Юг». Считаем, что системное, конструктивное взаимодействие государства и бизнеса позволит справиться с этой работой».

Подводя итоги Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморречфлоте, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев прокомментировал предварительные итоги работы отрасли в уходящем году, а также обратил внимание на необходимость доработки ряда правовых механизмов уже реализующихся проектов Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в связи с последними новациями федерального законодательства.

Морские порты №10 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ