Проблемы экспорта российских удобрений - Морские вести России

Проблемы экспорта российских удобрений

13.11.2023

Российская экономика

Проблемы экспорта российских удобрений

Фото: терминал «Ультрамар» в порту Усть-Луга/museum.mintrans.gov.ru

По данным Росморречфлота, в первой половине 2023 года грузооборот морских портов РФ увеличился на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 455,4 млн тонн. Высокие темпы роста были обеспечены мощным приростом на 18,2% перевалки сухих грузов, до 224,7 млн тонн, прежде всего зерна, минеральных и химических удобрений, угля и кокса. Между тем при экспорте удобрений через морские порты грузовладельцы и перевозчики сталкиваются с рядом проблем в логистике, морских перевозках, портовой инфраструктуре и в целом в экономической политике, которые предстоит решить. Что это за проблемы и как они решаются в России, об этом и пойдет речь.

Анастасия Иванова

Новые транспортные коридоры

В 2022 году Россия сократила поставки удобрений на 15% по сравнению с 2021 годом, когда объем экспорта измерялся 37,6 млн тонн. Такие данные в конце прошлого года привел президент Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) Андрей Гурьев. По его словам, поставки сократились из-за западных санкций.

Несмотря на то что официальный запрет на закупку удобрений из России Европа не вводила, в прошлом году производители столкнулись с проблемами при оплате фрахта и страхования грузов, запретом на вход российских судов в европейские порты и отказами отдельных перевозчиков работать с российскими грузами. Кроме того, некоторые владельцы и руководители компаний – производителей удобрений (например, «Акрона», «Еврохима», «Уралкалия», «Фосагро») попали под персональные санкции ЕС, Великобритании и Швейцарии, что также усложнило этим предприятиям поставки за рубеж.

Однако с июня-июля 2022 года российские производители начали оправляться от санкционного давления и находить новые альтернативные способы поставок – уходить из портов Прибалтики в порты России и увеличивать поставки на рынки дружественных стран, говорил А. Гурьев. Лидером по увеличению закупок российских удобрений в 2022 году стала Индия: поставки в эту страну выросли почти втрое, до 3,6 млн тонн, в основном за счет фосфорных удобрений, а поставки на Ближний Восток (прежде всего в Турцию) увеличились на 40%, до 0,7 млн тонн, утверждал он. Таким образом, в целом за 2022 год сокращение поставок оказалось ниже прогнозных значений – летом РАПУ ожидала падения экспорта на 20%.

Судя по экспортным данным за 2022 год и прогнозам на 2023 год, производители удобрений во многом решили те проблемы, с которыми они столкнулись из-за санкций, считает директор группы корпоративных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Василий Танурков. А в РАПУ спрогнозировали, что в этом году Россия может выйти на уровень поставок, сравнимый с рекордными показателями 2021 года.

В случае с сухими агрохимикатами (к ним относится большая часть удобрений) проблему разрыва сложившихся логистических цепочек отчасти удалось купировать за счет создания новых транспортных коридоров, рассказывает представитель Минпромторга России. В частности, в сентябре 2022 года Правительство РФ расширило перечень пунктов пропуска, через которые может осуществляться экспорт минеральных удобрений, дополнив его морскими портами Темрюк, Кавказ и Находка, объясняет он.

Этот перечень правительство утвердило 20 ноября 2021 года. В него вошли 14 портов (в том числе Большой порт Санкт-Петербург, Владивосток, Усть-Луга, Мурманск, Новороссийск), 22 автомобильных, 15 железнодорожных и 6 воздушных пунктов пропуска. А в апреле 2022 года в перечень были добавлены порты Калининград, Ростов-на-Дону, Таганрог и несколько наземных пунктов пропуска.

Хранилища для опасных грузов

Ситуация с экспортом жидких химических веществ, таких как аммиак, оказалась сложнее, поскольку их транспортировка должна осуществляться с соблюдением специальных условий, продолжает представитель Минпромторга. Аммиак взрывоопасен, кроме того, контакт паров аммиака с кожей или слизистой оболочкой может привести к возникновению ожогов или даже потере зрения, поэтому перевозка этого вещества строго регламентирована.

«Исторически экспорт аммиака был организован через порты Прибалтики и Одессы, – объясняет представитель Минпромторга. – Соответственно, введение санкций закрыло российским производителям доступ к портовой инфраструктуре за рубежом».

Так, поставки аммиака по аммиакопроводу Тольятти – Одесса были остановлены с началом специальной военной операции России на Украине 24 февраля 2022 года. В рамках зерновой сделки, заключенной между Россией, Украиной, Турцией и ООН в Стамбуле 22 июля того же года, России обещали беспрепятственный экспорт продовольствия и удобрений, включая сырье для их производства, в том числе аммиак. Но западные страны и Украина так и не выполнили своих обещаний, и поставки российского аммиака не возобновились. Россия несколько раз приостанавливала свое участие в сделке, но в июле 2023 года окончательно отказалась от ее продления до тех пор, пока не будут исполнены обязательства по российской части документа.

При этом в настоящее время в РФ нет своей портовой инфраструктуры для перевалки так называемых опасных химикатов – аммиака, метанола и т.д. На сегодняшний день дефицит портовых мощностей для перевалки аммиака и жидких удобрений составляет 6 млн тонн, оценивает исполнительный директор РАПУ Максим Кузнецов. По его словам, развитие портовой инфраструктуры для перевалки опасных грузов сильно осложняется рядом устаревших норм и рег-ламентов.

«РАПУ совместно с Минстроем и Минтрансом проводит работу по снятию избыточных ограничений в целях решения глобальной задачи по переориентации грузопотоков из портов Прибалтики в морские порты России, – говорит М. Кузнецов. – Данная работа предполагает реализацию сложных инфраструктурных проектов по капитальному строительству специализированных терминалов, предназначенных для хранения и перевалки аммиака, метанола и других химических веществ с горизонтом исполнения до 2030 года».

В этих целях была разработана «дорожная карта» по развитию портовых мощностей для перевалки опасных жидких, опасных сухих и неопасных сухих минеральных удобрений в России, поясняет исполнительный директор РАПУ. Согласно этой «дорожной карте», в 2023 году объем портовых мощностей для перевалки указанных категорий грузов должен составить 43,75 млн тонн, писал «Коммерсантъ» со ссылкой на версию документа от конца декабря 2022 года (официально он не публиковался), а к 2030 году – до 107 млн тонн.

Достичь таких показателей Россия собирается в том числе за счет ввода в эксплуатацию терминала по перевалке аммиака в порту Тамань. Его строит компания «Тольяттиазот», входящая в группу «Уралхим». Первая очередь мощностью 2 млн тонн в год должна быть запущена уже в конце этого года. Согласно «дорожной карте», перевалка аммиака также должна будет осуществляться на терминале «Еврохима» (Усть-Луга), перевалка жидких удобрений, аммиака и метанола – на терминале «Балтийский метанол» (Усть-Луга) и на «Приморском УПК» (Приморск). В пресс-службах «Уралхима» и «Еврохима» на запрос «МП» не ответили.

Кроме того, во исполнение «дорожной карты» Минпромторг предложил разрешить хранить в морских портах аммиак, метанол, аммиачную селит-ру и нитрат калия. Для этого правительство в начале сентября внесло на рассмотрение в Госдуму предложение о принятии поправок в Водный и Градостроительный кодексы, законы «Об экологической экспертизе» и «Об охране окружающей среды». Предполагается, что перечень портов, на территории которых можно размещать специализированные хранилища таких веществ, будет утверждаться отдельным распоряжением правительства.

«Принятие законопроекта создает необходимые условия для проектирования и строительства специализированных хранилищ, которые представляют собой сложный технологический комплекс, обеспечивающий необходимый уровень безопасности (защита, температурный режим, поддержание определенного давления и т.д.), – объясняет представитель Минпромторга. – В свою очередь, реализация соответствующих инфраструктурных проектов на практике требует значительных материальных и временных затрат – строительство займет несколько лет. Возможность размещения судовых партий аммиака и метанола на территории порта в специализированных хранилищах позволит значительно оптимизировать и ускорить процесс перевалки аммиака и метанола в порту, а также стимулирует развитие химических производств».

Законопроект предусматривает обязательное проведение государственной экологической экспертизы проектной документации на строительство или реконструкцию хранилищ в морских портах в пределах водоохранной зоны, а также учитывает соблюдение требований, исключающих причинение вреда здоровью людей и окружающей среде при их эксплуатации, подчеркивает представитель министерства.

Эффект от модернизации

С 2015 по 2020 год в России невозможно было строить терминалы по перевалке минеральных удобрений, потому что в соответствии с Водным кодексом размещение складов для хранения химических удобрений ближе 500 метров от кромки воды было запрещено, рассказывал в июне этого года председатель совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Денис Илатовский (его интервью опубликовано на сайте АСОП).

«Единственный терминал для перевалки удобрений «Ультрамар» в Усть-Луге, который все же был построен в этот период, расположил склады удобрений за 500 метров от кромки воды,– сказал Д. Илатовский. – Получился довольно дорогостоящий проект с учетом транспортировки». Именно поэтому российская отрасль активно инвестировала в прибалтийские терминалы, которые теперь оказались недоступны, объяснил эксперт.

По его словам, в результате разрыва отношений с западными странами стивидорные мощности по перевалке удобрений в России оказались в серь-езном дефиците, который покрывается некоторыми универсальными технологиями, такими как смарт-балк с использованием контейнерных терминалов, утверждает представитель АСОП. М.Кузнецов из РАПУ оценивает дефицит портовых мощностей по перевалке минеральных удобрений в 17 млн тонн.

Кроме того, обычные удобрения, не относящиеся к опасным видам грузов, можно переваливать на обычных, контейнерных терминалах. Для этого достаточно иметь несколько портальных кранов, спредеров и организовать хранилища. Гораздо сложнее переваливать опасные виды удобрений. Для строительства комплексов по их перевалке нужно получать множество документов десятков ведомств, а на это требуются годы, оценивает Д. Илатовский.

Однако директор практики управленческого консалтинга компании «Деловой профиль» Олег Пахомов рассчитывает, что эффект от модернизации портовой инфраструктуры будет ощутим уже в 2024 году – после ввода в эксплуатацию первой очереди терминала по перевалке аммиака в Тамани (об этом он рассказал изданию «Агроинвестор»).

Не только технические трудности

Проблема экспорта удобрений связана не только с недостатком портовых мощностей, но и с экономикой и политикой. Так, с 1 декабря 2021 года по 31 мая 2022 года правительство ввело квоты на экспорт азотных (не более 5,9 млн тонн) и сложных азотосодержащих удобрений (не более 5,35 млн тонн) для того, чтобы сдержать рост цен на продовольствие. Затем ограничение несколько раз продлевалось.

Последний раз – с 1 июня по 30 ноября 2023 года – квоты были установлены на уровне 16,33 млн тонн. Между тем источник «Ведомостей» в одной из компаний по производству удобрений называл эти меры избыточными, поскольку в мае 2023 года прогнозная потребность отечес-твенного агропрома в удобрениях уже была обеспечена почти на 65%, а оставшаяся часть заложена в производственный план предприятий.

Что касается политических проб-лем, то они прежде всего связаны с началом Россией СВО на Украине и противостоянием с Западом. Для того чтобы смягчить санкционную политику и снять ограничения на экспорт зерна и удобрений, Россия пошла на зерновую сделку. Однако Президент РФ Владимир Путин неоднократно заявлял, что зерновая сделка содержала обязательства по снятию нелегитимных препятствий для поставок российского зерна и удобрений на мировой рынок, но ни одно из условий России не было выполнено.

«На деле ничего не произошло из того, что мы обговаривали, и того, что нам было обещано», – говорил президент в июле этого года на совещании с правительством (цитата по ТАСС). По его словам, потери производителей удобрений из-за невыполнения условий зерновой сделки составили $1,6 млрд. «Например, стоимость импортных запчастей для оборудования для них выросла на 40%, рост издержек при финансовых транзакциях – порядка 10%», – констатировал президент.

18 июля 2023 года Россия прекратила зерновую сделку. Финансовый директор компании «Фосагро» Александр Шарабайко в кулуарах июльского саммита «Россия – Африка» говорил журналистам, что прекращение зерновой сделки фактически не влияет и на ситуацию с логистикой экспортных поставок удобрений из России. «Условием зерновой сделки был свободный доступ российских удобрений на рынки, чего сделано не было. Раз этого не было сделано, компании с помощью партнеров из других стран нашли способ, как поставлять [удобрения] рынкам», – сказал он.

Морские порты №7 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ