Камский каскад - Морские вести России

Камский каскад

31.05.2023

Речной транспорт

Камский каскад

Фото: ФБУ «Администрация «Камводпуть»

В этом году протяженность внутренних водных путей в бассейне уменьшилась на 72 км в сравнении с прошлым и составляет 3275 км. Протяженность водных путей, отнесенных к 7-й категории, – 1365 км (в 2022 г. – 1436 км). Обслуживание водных путей планируется на протяжении 1910 км (в 2022 году – 1911 км), из них 1709 км в освещаемом варианте и 201 км в неосвещаемом, в том числе с гарантированными габаритами 1910 км. При этом планируется обслуживание по договорам 263 км освещаемых путей.

Дно углубили, русла выправили

Сергей Сергеев, руководитель ФБУ «Администрация «Камводпуть», к.т.н.

В навигацию 2023 года за счет субсидии федбюджета и внебюджетных средств запланирована работа 6 земснарядов суммарной технической производительностью 2500 м3/ч (в 2022 году 6 земснарядов – 2500 м3/ч).

Продолжаются работы по поддержанию гарантированных габаритов ВВП путем проведения дноуглубительных и выправительных работ. Так, запланировано удаление 1550 тыс. м3 грунта на дноуглубительных и 200 тыс. м3 грунта на выправительных работах. Выполнение комплекса работ будет способствовать дальнейшему улучшению условий для безопасного судоходства в Камском бассейне.

Продолжается оптимизация состава СНО, упразднение части избыточных береговых навигационных знаков и установки коридора из плавучих знаков. Идет активная замена металлических буев на пластиковые. В текущую навигацию будет заменено 132 буя.

Объекты федерального значения

На балансе Администрации четыре судоходных сооружения: Пермский, Чайковский, Нижнекамский шлюзы на Каме, шлюзы Камского каскада имеют стандартные для Единой глубоководной системы размеры камер и способны пропускать все типы современных речных судов, а Павловский шлюз находится в Республике Башкортостан на р. Уфе.

Для своевременного ввода шлюзов в навигацию 2023 года были проведены подводные осмотры, составлены описи работ, дефектные ведомости, утверждены титульные списки и проведена учеба вахтенного персонала.

Напомню, гидротехнические сооружения выполняют функции пропуска судов и сброса паводковых вод реки Камы обеспеченностью 0,1% (Чайковский и Нижнекамский шлюзы).

Хотелось бы отметить среди основных производственных показателей минувшей навигации ее продолжительность – 205 суток, количество шлюзований – 6124 (100,9% к 2021 г.), пропущенных судов – 14 572 (94,3% к 2021 г.), в т.ч. 30 плотов. Также не было допущено аварий на судоходных сооружениях.

Графики регулярных обследований, составления деклараций безопасности и проведения их госэкспертизы, безусловно, соблюдаются. В 2023 году проведено регулярное обследование Павловского шлюза, разрабатывается декларация безопасности.

Вообще, шлюзы – это объекты федерального значения, поэтому на каждом из них идет постоянная реконструкция и ремонт, что в целом позволяет обеспечивать непрерывность транспортного грузопотока. Работы эти выполняются в соответствии с госпрограммой «Развитие транспортной системы»» по мероприятиям, включенным в «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г.».

Так, в 2022 году продолжалась реализация II этапа комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений бассейна, имею в виду Павловский и Нижнекамский шлюзы.

Завершены проектные работы по реконструкции гидротехнической и строительной части Пермского и Чайковского шлюзов. Получены положительные экспертные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Цель реконструкции – восстановление работоспособного технического состояния гидросооружения с обеспечением нормального уровня безопасности грузовых и пассажирских перевозок в Пермском крае, республиках Удмуртия, Татарстан и Башкортостан. Особые условия реконструкции – без прекращения судоходства.

Кроме того, в 2023 году ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова по плану НИОКРа Федерального агентства морского и речного транспорта начинает научно-исследовательскую работу по техническому состоянию металлоконструкций основных ворот Пермского шлюза с целью определения возможности, условий и сроков их дальнейшей эксплуатации.

Особенности транспортной безопасности

С учетом роли и места водного транспорта в жизни Пермского края и экономическом потенциале региона объекты транспортной инфраструктуры получают надежную защиту от незаконного вмешательства.

Администрация обеспечивает транспортную безопасность объектов, среди которых СГТС на реке Каме в городах Пермь, Чайковский, Набережные Челны, а также Павловский шлюз на реке Уфе в районе поселка Павловка Республики Башкортостан, используя соответствующие подразделения, а также современные эффективные инженерно-технические средства.

В этих целях принят комплекс мер, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1638.

В соответствии с предоставленными из федерального бюджета субсидиями продолжается модернизация инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности, замена оборудования с истекшим сроком эксплуатации на современные аналоги. При проведении данных работ сложности могут возникнуть только с тем, что ушли иностранцы, а перечень отечественных производителей необходимого оборудования все еще ограничен.

Передовым опытом Администрации можно считать получение аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности в сфере морского и речного транспорта. Для оптимизации затрат рассматривается возможность защиты находящихся в оперативном управлении судоходных гидротехнических сооружений силами работников нашего штатного подразделения транспортной безопасности.

Место образования грузов

Грузовые перевозки. Структура перевозимых грузов в бассейне практически не меняется – это минерально-строительные, нефтепродукты, лесоматериалы, техническая соль, зерновые и прочие грузы. Доминирующее положение занимают минерально-строительные грузы. При сравнении структуры грузов за последние годы наблюдается перераспределение номенклатуры в пользу МСГ.

За навигацию 2022 г. судовладельцами в бассейне перевезено 12 623,5 тыс. тонн грузов. Объем перевозок в сравнении с навигационным периодом прошлого года уменьшился на 7,0% (2021 г. – 13 567,692 тыс. тонн). Снижение обусловлено отсутствием перевозок нефтепродуктов на р. Белой, а также снижением спроса на минерально-строительные грузы.

Объем межбассейновых грузовых перевозок составил 7566,598 тыс. тонн, в том числе завезено в бассейн 778,593 тыс. тонн, вывезено 6788,005 тыс. тонн грузов, т.е. 89,7% грузов от общего объема межбассейновых перевозок вывезено из бассейна и только 10,3% ввезено в Камский бассейн. Объем межбассейновых перевозок в сравнении с 2021 годом уменьшился на 11,9%.

Общий объем вывезенных грузов составляет, в том числе: нефтепродуктов – 73,576 тыс. тонн, минерально-строительных грузов – 5693,612 тыс. тонн, технической соли – 758,382 тыс. тонн, лесоматериалов – 178,887 тыс. тонн, зерновых – 73,780 тыс. тонн, бумаги – 3,950 тыс. тонн, металла – 1,514 тыс. тонн, прочих грузов – 4,304 тыс. тонн.

В общей номенклатуре завезенных в Камский бассейн грузов за навигацию 2022 г., в том числе: минерально-строительных грузов – 571,635 тыс. тонн, лесоматериалов – 72,112 тыс. тонн, зерновых – 39,056 тыс. тонн, нефтегрузы – 13,406 тыс. тонн, прокат – 30,431 тыс. тонн, соли – 6,220 тыс. тонн, минеральных удобрений – 17,764 тыс. тонн, оборудования – 6,574 тыс. тонн, прочих грузов – 18,136 тыс. тонн. В целом объем перевозок увеличился на 35,1%.

На основании вышеприведенных данных можно сделать вывод, что на сегодняшний день Камский бассейн традиционно остается грузообразующим бассейном.

Пассажирские перевозки. Общий объем пассажирских перевозок в 2022 году составил 121,245 тыс. пассажиров. По сравнению с предыдущим годом он увеличился на 9,6% (110,605 тыс. пассажиров).

Пассажирские межбассейновые перевозки составили 76,590 тыс. пассажиров, вывезено из бассейна 38,587 тыс. человек, завезено 38,003 тыс. По сравнению с навигацией 2021 года объем межбассейновых пассажирских перевозок увеличился на 16,3%.

Лес в плотах. В весенний период навигации было вывезено леса в плотах с Верхней Камы 471,8 тыс. м3, что практически равно предыдущему году – 466,9 тыс. м3. В течение навигации 2022 г. продолжалась поставка леса в плотах на ОАО «Красный Октябрь», объем буксировки составил 83,4 тыс. м3, в то время как в 2021 г. этот объем составлял 65,317 тыс. м3.

По предварительной информации, поступившей от судовладельцев, объем перевозок грузов в навигацию-2023 планируется на уровне предыдущей или чуть больше, но при условии возобновления перевозок нефтепродуктов по реке Белой.

Обновление и ремонт флота

На начало 2023 года на балансе Администрации 142 судна. Из них 10 судов получены из нового судостроения.

В 2022 году для наших нужд построены три новых судна:

На ООО «СК «Р-Флот» построен и передан для эксплуатации на Верхнекамском районе водных путей и судоходства обстановочный т/х «Михаил Громов» проекта 3052.

На ЗАО «Нефтефлот» построен и передан для эксплуатации на Нижнекамском районе водных путей и судоходства промерный т/х «Василий Аршинов» проекта RDB66.62.

На АО «КСМЗ» построен и передан для эксплуатации на Бельском районе водных путей и судоходства промерный т/х «Горизонт» проекта 3330.

К этому еще от ФГБОУ ВО «ВГУВТ» Уфимским филиалом в прошлом году приняты на баланс Бельского района водных путей и судоходства:

буксир-толкач «Штурман Альбанов», проект РЕКГ.07183/908;

несамоходная баржа-площадка К-2719, проект Р-146;

несамоходная баржа-площадка К-2720, проект 943.

В соответствии с программой «Развитие транспортной системы» ожидается поступление обстановочного судна проекта 3050.1А для эксплуатации на Нижнекамском районе водных путей и судоходства.

Отстой, текущий ремонт и подготовка флота к каждой навигации преимущественно производятся на рембазах и отстойных пунктах филиалов Администрации. Техобслуживание и ремонт судов производятся ежегодно согласно требованиям надзорных органов. Объем судоремонта определен при помощи программного обеспечения для формирования ремонтных ведомостей и расчета смет на судоремонтные работы.

Ввиду большого объема судоремонта на договорных основаниях привлекались сторонние организации для дефектации, ремонта и слипования судов с целью предъявления подводной части корпусов Российскому классификационному обществу.

Так, на слипе ПАО «Чкаловская судоверфь» ведется ремонт з/с «Камский-530». На слипе ООО «Судоремонтно-судостроительный завод» идет ремонт т/х «Остров», н/с «Брандвахта-113», н/с «Шаланда-15». В доке ООО «Дельфин» ремонтируется н/с «Ш-15». В камере шлюза Пермского района гидросооружений восстанавливаются т/х «ДТС-4» и т/х «СШ-26».

С целью предотвращения загрязнения атмосферы ежегодно проводятся замеры выбросов вредных веществ с выпускными газами судовых двигателей при помощи дымомеров марок «СМОГ-2» и «МЕТА-01МП» и газоанализаторов «ГИАМ-29М».

Качественной подготовки флота и экипажей!

Валерий Михеев, первый заместитель руководителя – капитан Камского бассейна ВВП

В связи со структурными новациями в Администрации продолжается прием на работу и обучение инспекторов госпортконтроля в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова в соответствии с требованиями законодательства РФ. В навигацию 2023 года открывается новый инспекторский пост на территории Чайковского РГСиС.

Также заранее составляются планы проверок судов, разрабатываются графики патрулирования на судах водных путей бассейна. Для регулирования движения судов и обеспечения судоводителей путевой и гидрометеорологической информацией к навигации вводятся в эксплуатацию контрольные диспетчерские пункты, которые через 22 береговые УКВ-радиостанции будут вести диспетчерское регулирование и мониторинг движения судов в бассейне.

Однако под особым вниманием будет движение пассажирских и нефтеналивных судов, а также прохождение затруднительных участков пути, в особенности в районе строящихся автодорожных мостов на реках Кама и Белая.

Больше внимательности и профессионализма

При подготовке к нынешней навигации тщательно изучили результаты проверок судов инспекциями портконтроля в прошлом году. Так, в минувшую навигацию было проверено 813 судов, выявлено 1430 несоответствий обязательным требованиям. Комментарии по выявленным нарушениям со ссылками на нормативные документы и соответствующие коды предпринятых мер внесены в информационную систему инспектирования речных судов. По итогам навигации в бассейне было задержано 44 судна. Основная причина, как и в прежние годы, отсутствие судовых документов, но встречались и случаи затопления грузовой марки, повреждения корпуса с поступлением воды, перевозки пассажиров без разрешительных документов.

К сожалению, в прошлую навигацию случилось 7 транспортных происшествий, тогда как в 2021 году было 5. Из них: посадка на мель – 3 случая; удар о подводное препятствие – 1; навал на надводное препятствие – 1; подтопление судна – 1 случай.

И самое серьезное – инцидент, который мог привести к аварии, – это столкновение грузового теплохода «Наташа» с разъездным теплоходом «К-1765» с пассажирами на борту. В результате суда получили повреждения, а девять человек обратились за медицинской помощью. Инцидент произошел в результате игнорирования требований нормативных документов, регламентирующих порядок эксплуатации судов на внутренних водных путях владельцем т/х «К-1765»

При анализе причин транспортных происшествий отмечается ухудшение знаний специальной лоции района плавания у командного состава судов и недостаточное понимание возможного воздействия на судно (состав) внешних факторов, как правило, ветра и/или течения, а также отсутствие надлежащей подготовки плавсостава к рейсу и вахте.

Рис. 1. Выявленные нарушения

Рис. 2. Причины задержаний судов

Семинар диспетчеров

В межнавигационный период в Администрации состоялся семинар для диспетчерского состава отдела регулирования движения судов. Были рассмотрены все случаи транспортных происшествий в бассейне и действия диспетчеров при этом, порядок оповещения правоохранительных органов, Ространснадзора и МЧС. Особо отмечена необходимость информирования судоводителей при внезапном изменении гидрометеорологической обстановки, порядке прохождения затруднительных участков пути.

Также состоялось совместное обсуждение с судовладельцами причин транспортных происшествий, участники которого отметили необходимость качественной подготовки плавсостава к навигации.

Кроме того, Администрация совместно с правоохранительными органами составила план совместных мероприятий по пресечению правонарушений, связанных с нарушением правил эксплуатации судов.

Следует отметить, что к началу навигации активизировалась работа отдела регистрации судов, дипломирования, УЛМ. С начала 2023 года комиссиями по дипломированию выдано 206 дипломов и 183 свидетельства на право занятия должностей специалистов судов внутреннего водного транспорта, 72 свидетельства на право собственности на суда и право плавания под флагом РФ.

В заключение хотел бы обратить внимание судовладельцев на необходимость качественной подготовки к предстоящей навигации и флота, и плавсостава. Это позволит значительно уменьшить количество транспортных происшествий. У нас, как и в прошлые навигации, в наступающем сезоне будут приняты все меры для достижения безопасного судоходства. Желаю, чтобы в предстоящую навигацию на внутренних водных путях глубины были не менее гарантированных, а транспортные происшествия ушли в историю.

Морские вести России №5 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ