Большое будущее порта Корсаков - Морские вести России

Большое будущее порта Корсаков

11.12.2022

Морские порты

Большое будущее порта Корсаков

Фото: ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

В жизнеобеспечении Сахалина порт Корсаков, хотя и имеет пока что относительно невысокий грузооборот, играет важную роль, принимая большую часть грузопотока, поступающего на остров с материка. Так, традиционно более 90% грузов приходятся на каботаж, а экспорт и импорт занимают порядка 5% и 3% соответственно.

В 2022 году один из самых многообещающих проектов на Дальнем Востоке – это масштабная реконструкция порта Корсаков, в результате которой на карте региона должен появиться хаб с грузооборотом в 30 млн тонн в год.

Сергей Быков, капитан морского порта Корсаков ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Успехи полугодия

По итогам прошлого года грузооборот порта Корсаков снизился на 14,7% – с 1,97 млн тонн до 1,68 млн тонн. Однако за первое полугодие 2022 года по сравнению с тем же периодом предыдущего он вырос на 11% и составил 842,5 тыс. тонн. На каботажные перевозки пришлось порядка 786,1 тыс. тонн, экспортные – 36,6 тыс. тонн, импортные – 19,8 тыс.тонн.

Грузооборот обеспечивает основная действующая линия Владивосток – Корсаков, на которой работают 4 судоходные компании и 7 судов. В последнее время существенное значение приобретает линия Корсаков – Южные Курилы.

Основной тенденцией первого полугодия стало увеличение интенсивности судоходства за счет судов каботажного плавания: контейнеровозов, наливных и пассажирских судов. За 6 месяцев текущего года количество заходов судов выросло на 22% – до 947.

В прошлом году после резкого дефицита складских площадей, вызванного комплексом глобальных и локальных причин, были приняты соответствующие меры, на 50% увеличено пространство для складирования контейнеров. Сегодня пропускная способность порта по обороту контейнеров в обоих направлениях составляет 10 тыс. TEU при годовом максимуме 160 тыс. TEU. Северный завоз в этом году проходит в штатном режиме, задержек по обработке судов нет.

Надо отметить, что в заявленном проекте реконструкции порта основной акцент сделан на перевалку контейнеров, которая рассматривается в контексте развития международных линий на Северном морском пути.

Внимание рыбной отрасли и локальному туризму

Помимо контейнерной специализации, будущее порта связывается с его традиционным направлением – перевалкой рыбной продукции. Сегодня причальный фронт для обработки рыболовных судов составляет более 892 метров, на территории порта находится холодильник на 4 тыс. тонн хранения рыбопродукции.

Отличительной особенностью порта является ориентация на маломерное судоходство. Из 1558 маломерных судов, зарегистрированных в Государственном реестре, 96% составляют рыболовные суда, занимающиеся добычей водных биологических ресурсов в прибрежных водах, которая очень развита в Сахалинской облас-ти. Для сравнения: в реестрах порта зарегистрировано 1763 судна, из них 162 торговых, 17 рыбопромысловых, остальные – маломерные суда.

Другая исторически сложившаяся специализация порта – пассажирские перевозки. Сегодня маршрутную сеть составляют регулярные сообщения между Сахалином и Курильскими островами на теплоходах «Игорь Фархутдинов», «Адмирал Невельской», «Павел Леонов». По итогам первого полугодия поток пассажиров вырос почти в 2 раза – до более чем 8,6 тыс. пассажиров (в прошлом году – 4984 пассажира). Увеличение связано с приходом новых грузо-пассажирских паромов и развитием пассажирской инфраструктуры, а также возрастающей активностью населения и местного бизнеса.

До появления новых судов обслуживание пассажиров производилось на причале №4 Южного пирса, достаточном для обработки одного судна. С увеличением пассажирского флота оператор причалов №3, БПН-2, БПН-3 ООО «Корсаковский транспортно-логистический парк» провел работу по расширению специализации причалов, что и обусловило комфортное обслуживание и пассажиров, и судов.

Круизное направление в ситуации международных ограничений ориентируется на локальные туристические перевозки. В 2022 году к порту приписано новое пассажирское судно «МСС Авангард» 2021 года постройки (судовладелец ООО «Морспецсервис»). Этот катамаран длиной 20,95 м, шириной 7,8 м и наибольшей осадкой 2 м рассчитан на 50 посадочных мест. В настоящее время судно совершает однодневный туристический круиз на остров Монерон – известную природную и историческую достопримечательность региона.

К слову, один из недавних проектов развития порта Корсаков включал создание яхтенной марины. И хотя эта идея заслуживает внимания, на данный момент проект отложен до лучших времен.

Нулевая аварийность

По большому счету, безаварийность в порту далеко не случайна. Это результат планомерной работы Службы капитана порта по тщательному осмотру судов, честному контролю за деятельностью морских организаций и хозяйствующих субъектов.

Инспекторы госпортконтроля выявляют несоответствия, которые напрямую или косвенно могут негативно сказаться на уровне безопасности мореплавания и защиты окружающей среды, принимают соответствующие меры вплоть до санкций на должностных лиц и отказа в выходе судна в рейс, пока указанные несоответствия не будут устранены.

Таким образом, тщательно и профессионально в 2021 году было осмотрено 117 судов под флагом РФ, основные категории замечаний: безопасность мореплавания (168), КТМС-2006 (144), судовые свидетельства и документы (142), МАРПОЛ (92), спасательные средства (80) и т.д.

Хотелось бы отметить, что организация обеспечения безопасности мореплавания находится на высоком уровне также благодаря постоянному контролю за порядком в порту и безопасностью окружающей среды, контролю за компаниями, предоставляющими различные услуги судовладельцам, в том числе бункеровки.

Разумеется, повседневная работа по контролю не может быть эффективной без опытного персонала, поэтому ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» проводит планомерную работу по подготовке и привлечению высококвалифицированных сотрудников.

В целом усилия, предпринимаемые Службой капитана порта в сфере безопасности мореплавания, приносят свои плоды в виде нулевого уровня аварийности в порту и на подходах к нему, о чем свидетельствует статистика.

Плюс стратегический инвестор

В рамках утвержденного в августе Правительством РФ Плана развития Северного морского пути на период до 2035 года в следующем году в порту Корсаков обещают начать строительство многофункционального глубоководного транспортного хаба мощностью порядка 30 млн тонн грузов в год, ориентированного на транзитные перевозки по Севморпути. Проект предполагается реализовать за три года.

Последней новостью стало участие в развитии порта группы компаний «Дело», подписавшей соглашение о сотрудничестве с правительством Сахалинской области на Восточном экономическом форуме. Развитие порта также необходимо в связи с растущими темпами строительства в регионе и ростом объемов грузоперевозок для этих целей.

Проектно-сметная документация первого этапа должна быть готова до конца года, начало работ запланировано на следующий год, а в настоящее время производятся гидрографичес-кие и геофизические работы.

По готовности документации будет произведена оценка масштабов предстоящего строительства и его влияния на действующую систему судоходства и перевалки грузов. Структурных изменений в связи с предстоящими масштабными работами в Службе капитана порта не ожидается. Уверены, что справимся имеющимися силами, также рассчитываем на поддержку администрации.

Морские порты №7 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ